Методические рекомендации по реализации обучении детей с интеллектуальными нарушениями на уроках математики
консультация на тему

Методические рекомендации по реализации обучении детей с интеллектуальными нарушениями на уроках математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_skrin_2.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по реализации обучении детей с интеллектуальными нарушениями на уроках математики

Экспериментальное исследование разноуровневого подхода в обучении умственно отсталых младших школьников показало, что данный подход как педагогическая технология должен быть проектом учебного процесса и предполагать кардинальное обновление всех компонентов методической системы: цель, содержание, методы, формы и средства обучения.

Результаты, подтвердившие эффективность проведенной экспериментальной работы по практическому внедрению разноуровневогоподхода в процесс обучения математике позволил нам сформулировать методические рекомендации для учителей - дефектологов, работающих с умственно отсталыми детьми младшего школьного возраста.

То, что обучение так или иначе должно быть согласовано с уровнем развития ребёнка, - это эмпирически установленный и многократно проверенный факт, который невозможно оспаривать.

Разные учащиеся по - разному овладевают знаниями, умениями, навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый ученик в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями.

Психофизиологические особенности учащихся с ограниченными возможностями, разные уровни их умственных способностей закономерно требуют для обеспечения эффективного обучения каждого ученика или группы детей неодинаковых условий обучения.

В условиях классно – урочной системы обучения это возможно при осуществлении разноуровневого подхода, в основе которого лежит дифференциация.

Работа эта сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа, учёта результатов, которая может быть представлена в виде следующих этапов:

Изучение индивидуальных особенностей учащихся – психофизических, особенностей познавательной и эмоционально - волевой сферы умственно отсталых детей. Для этого используются личные наблюдения, беседы с учащимися, воспитателями, результаты обследований, проводимых специальным психологом и логопедом детского дома.

Выделение различных групп учащихся, отличающихся различным уровнем усвоения материала на данный момент, уровнем работоспособности и темпом работы, особенностями восприятия, памяти, мышления, уравновешенностью процессов возбуждения и торможения.

Составление или подбор дифференцированных заданий, включающих различные приёмы, которые помогают учащимся самостоятельно справиться с заданием или связанных с увеличением объёма и сложности заданий.

Постоянный контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий.

Каждый из этих этапов по - своему сложен. У каждого учителя свой подход к выделению групп учащихся.

Самым распространенным разделением детей на группы для возможностей дифференцированного подхода на уроках математики кумственно отсталым учащимся является классификация В. В. Эк и М. Н. Перовой [51].

Согласно исследованиям данных ученых, все учащиеся делятся на три группы. Ниже приведем характеристику этих групп детей и попытаемся определить роль учителя при обучении каждой из выделенных групп.

Учащиеся, отнесенные к первой группе, способны к размышлению над условием задачи, анализу предполагаемых способов решения, при необходимости отвергать, выдвигать новые способы решения. Учитель в этом случае должен предоставить определенную самостоятельность, ограничиваться минимальными пояснениями.

Учащиеся второй группы правильно осознают отношения числовых групп, которые они наблюдают, но с большим трудом анализируют произведенные изменения множеств. Они осознают смысл арифметических действий, устанавливают связь между словесными формулировками задачи и арифметическими действиями, их решением. Допускают ошибки при вычислении. Учитель для учащихся данной группы должен оказывать помощь в осмыслении учебного материала, направляя внимание на основные существенные стороны явления (задачи, ситуации действия). «Сколько было?», «Какое число предметов мы раскладывали». Ученики этой «условной» группы могут решать простые задачи с тем же успехом, что и учащиеся I группы.

И, наконец, учащиеся третьей группы работу выполняют пассивно. Решение записывают долго не думая. Действия не соответствуют вопросу. Для них постановка вопроса и выбор арифметического действия - две самостоятельные задачи. Выбор вопроса и действия всегда носит случайный характер. Частые ошибки в вычислениях, ошибки при записи решения (нарушается логика записи решения), откладывают 5 палочек вместо четырех и не видят ошибки. Пользуются исключительно приемом пересчитывания. Не узнают задачи, работают только с конкретным материалом. Учитель с учетом данных особенностей детей должен обучать их реальным действиям, работе с конкретным материалом, обращаясь к первоначальному, основному смыслу арифметических действий. Длительное обучение с выполнением реальных действий с предметами сопоставлением задач не по результатам действия, а по процессам реальных действий [51]

Кроме учета особенностей детей с интеллектуальными нарушениями по уровню усвоения математических знаний, умений и навыков, необходимо делить учащихся и по свойствам уравновешенности процессов возбуждения и торможения. Такое деление будем оправданным в случае с умственно отсталыми детьми, т. к. известным является факт нарушения соотношениями между этими двумя процессами. Таким образом, учащихся можно отнести условно к трем группам:

Первая группа – учащиеся с преобладанием процесса торможения над процессом возбуждения. Для них характерны замедленная реакция на вопрос или задание учителя, медленная речь, бедная по составу и эмоционально.

Вторая группа – учащиеся с преобладанием процесса возбуждения над процессом торможения. Такие дети не могут сконцентрировать свое внимание и в работе могут допустить ошибки.

Третья группа – учащиеся с уравновешенными процессами торможения и возбуждения. Это дети, которые обладают высоким уровнем аналитико - синтетической деятельности, им доступны обобщения и абстрагирования. У этих детей ровная, выразительная речь, достаточно велик словарный запас. Такие характеристики практически не свойственны категории детей с интеллектуальными нарушениями в силу их особенностей.

Соотношение процессов возбуждения и торможения оказывают влияние на все психические процессы, на познавательную деятельность умственно отсталых школьников [52].

Ученики первой группы чаще всех попадают в разряд « слабых». Они медлительны, не успевают за классом. Если не учитывать это в работе, то они совершенно потеряют интерес к учебе, отстанут от класса, хотя на самом деле могут учиться успешно. Для таких учеников необходимо включать в работу задания с уже пройденным материалом, а сами задания могут быть меньшего объёма. Им требуется значительно больше времени на усвоение правила, чем другим.

Ученикам второй группы, чтобы запомнить материал, нужны многократные повторения. Внешне их психические особенности проявляются в торопливости, повышенной эмоциональности, невнимательности и несобранности. Таким ученикам полезно использовать алгоритм работы. Хорошо усвоив теорию, они часто допускают ошибки на практике. Поэтому важно предлагать ученикам этой группы задания, требующие устного объяснения каждого действия.

В третью группу входят ученики, имеющие уравновешенные процессы возбуждения и торможения. Они обладают устойчивым вниманием, хорошо вычленяют признаки предмета, хорошо осваивают процессы обобщения, обладают большим словарным запасом.

Если учителя волнует развитие детей, успех в обучении каждого учащегося, то он обязательно будет соблюдать правила по отношению к учащимся с различной нервной системой.

По отношению к учащимся со слабой нервной системой рекомендуется соблюдать следующие правила:

Не ставить таких учеников в ситуацию неожиданного вопроса, требующего быстрого ответа; им нужно предоставлять достаточно времени на обдумывание и подготовку.

Не требовать отвечать на новый, только что усвоенный материал, лучше отложить опрос на следующий урок.

Формировать у детей уверенность в своих силах, обязательно поощрять за старание, даже если результат далёк от ожидаемого.

Осторожно оценивать неудачи таких учеников.

В минимальной степени отвлекать этих учеников от работы, создавать им спокойную обстановку.

Учить умению переживать неудачи.

Тактика по отношению к детям с сильной нервной системой:

Разрешать делать непродолжительные перерывы в работе, практиковать смену видов деятельности.

Тренировать усидчивости, учить терпению.

Направлять их на поиск других способов работы, чередовать задания разных типов.

При работе с инертными детьми:

Не требовать от них немедленного включения в деятельность – их активность возрастает постепенно.

Помнить, что эти дети не могут активно работать с разнообразными заданиями.

Не требовать быстрого изменения неудачных формулировок при устных ответах – этим ученикам необходимо время на обдумывание.

Не спрашивать этих учеников в начале урока, так как они с трудом отвлекаются от предыдущих ситуаций.

Избегать ситуаций. Когда надо получить быстрый ответ на неожиданный вопрос.

В момент выполнения задания не отвлекать этих детей.

Разноуровневую дифференциацию нужно осуществлять не за счет различного уровня преподавания для различных групп учащихся, а за счет различного уровня требований к усвоению материала. С этой точки зрения снижение минимального обязательного уровня означает ориентацию на реальные возможности учащихся, осваивающих математику с трудом, реальность требований, предъявляемых к этой категории детей, учет их индивидуальных особенностей. Необходимо, чтобы трудности учебной работы были для учащихся посильными, соответствовали индивидуальному темпу овладения учебным материалом. Последовательное продвижение учащимися по уровням усвоения может осуществляться в индивидульном для каждого ученика темпе.

Дифференцированный (разноуровневый) подход предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках такой атмосферы, которая расковывает детей, и в которой они чувствуют себя «как дома» и в которой качество образования повышается.

Методические рекомендации в речевом развитии детей

 с ограниченными возможностями здоровья.

Порой дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают трудности в овладении речью. Этому способствуют несколько причин, которые специалисты разделяют на две группы:

1. Органические приводят к повреждению центрального (участки мозга, отвечающие за воспроизведение и понимание речи) или периферического (структуры, управляющие артикуляционными органами) речевого аппарата (органы, необходимые для воспроизведения речи);

2. Функциональные — препятствуют нормальной работе речевого аппарата.

С такими детьми, как правило, требуется индивидуальная работа. И в этом большую помощь должны оказать родители.

Необходимо помочь ребенку преодолеть нарушения речи, так как они отрицательно влияют на все психические процессы, отражаются на деятельности ребенка, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, речевых, контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.

Нарушения речи могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных черт характера. Это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом, на выборе профессии.

В настоящее время существует масса популярной литературы, позволяющей родителям организовать занятия с ребенком дома: Бикина Н.В. Мельникова С.М. «Игротека речевых игр», Воробьева В.К. «Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи». А. Н. Корнев, Н. Е. Старосельская «Как научить ребенка говорить, читать и думать», Мухина А. Я. «Речедвигательная ритмика» и другие. В специальных журналах, в различных методических и научно-популярных изданиях дефектологи, педагоги и психологи представляют новые нетрадиционные формы работ с детьми с дефектами речи: психогимнастика, сказкотерапия, библиотерапия, куклотерапия, арт-терапия и другие.

На что же следует обращать внимание в организации домашних занятий? Как правильно помочь ребенку? Что зависит от вас, родителей?

На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить.

Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонения в развитии зубов. Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Чтобы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, своевременно обращаться за советами к стоматологу, устранять дефекты и лечить зубы.

Особое внимание следует обратить на слух. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребенком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слыша речь, отдельные слова, звуки, ребенок начинает и сам произносить их. Даже при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормально воспринимать речь. Поэтому родителям очень важно обращать внимание на развитие слуха малыша.

Взрослые должны помочь ребенку овладеть правильным звукопроизношением, но не следует формировать речевое развитие.

Ребенок овладевает речью по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко произносили все звуки и слова. Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, старших братьев, сестер, товарищей, с которыми он часто общается.

Не способствует развитию речи ребенка частое употребление слов с уменьшительными или ласкательными суффиксами, а также слов не доступных для его понимания.

Если ваш ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, фразы, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить.

Некоторые недостатки в речи детей возможно устранить только при помощи специалистов и учителей логопедов.

Но ряд недостатков устранить легко, и доступно это не только воспитателю, но и родителям. В семье обычно поправляют ребенка, когда он неправильно произносит тот или иной звук или слово, но делают это не всегда верно. К исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно.

Нельзя ругать ребенка за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это приводит к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, замыкается в себе.

Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Лучше показать образец его произношения.

Занимаясь с ребенком дома, читайте ему книгу, рассматривайте иллюстрации, предложите ему ответить на вопросы по содержанию текста, пересказать содержание сказки, ответить, что изображено на картинке. Дети справляются с этими заданиями и не допускают речевых ошибок. При этом не следует перебивать ребенка, лучше предоставить ему возможность закончить высказывание, а затем указать на ошибки и предоставить образец.

Разгадывайте вместе кроссворды — это прекрасный способ расширить кругозор и словарный запас вашего малыша. Кроссворды, как и другие игры со словами — это тот вспомогательный материал, который может дать ребенку радость умственного труда, радость творчества и успеха. Кроссворды способствуют расширению кругозора, развитию памяти, внимания, сообразительности, творчества.Составляйте кроссворды вместе с ребенком, но иногда дайте и самостоятельное задание малышу, что включает его в поисковую творческую деятельность.Используйте при организации домашних занятий произведения народного творчества — сказки, загадки, пословицы, поговорки. Устное народное творчество — богатейший духовный источник, в котором отражены народная жизнь, черты русского характера. Пословицы развивают у детей наблюдательность, речь, чутье к звуковым красотам родного языка, чувство юмора, обогащают их знание.

В споре и белая ворона черна, и черная бела.

Слово не воробей, вылетит — не поймаешь.

Вместе тесно, а врозь скучно.

Слово — не стрела, а сердце насквозь ранит.

От человека утаишь, а от совести не утаишь;

Совесть без зубов, а грызет;

Скороговорки помогают развить дикцию.

Вез корабль карамель,

Наскочил корабль на мель.

И матросы три недели

Карамель на мели ели.

Книга книгой, а мозгами двигай.

Волки рыщут, пищу ищут.

Везет Сенька Саньку

С Сонькой на санках.

Санки — скок! -

Сеньку — с ног!

Саньку — в бок,

Соньку — в лоб,

Все — в сугроб.

Воришка-воробьишка

Весь овес у вас увез.

Сшит колпак, связан колпак,

Да не по-колпаковски,

Надо его переколпаковывать.

Огромное значение играет артикуляционная гимнастика. Она поможет научить детей правильному произношению звуков речи. Каждое упражнение сопровождается стихотворным описанием, которое способствует совершенствованию навыков в выполнении артикуляционных упражнений и упражнений для развития мелкой моторики, так как эффективное становление речи невозможно без развития мелкой моторики. Для повышения качества постановки звуков у детей используют систему артикуляционной гимнастики. Кроме того, одновременно с артикуляционной гимнастикой на занятиях по звукопроизношению необходимо проводить пальчиковую гимнастику.

«Заборчик»

Из зубов заборчик строй -

Ровный, белый, некосой.

Губки широко открой,

Чтоб заборчик видеть свой.

(Губы в улыбке, верхние зубы прикасаются к нижним; правая рука лежит на левой, так, чтобы кончики пальцев касались локтя противоположной руки.)

«Лопатка»

Язычок наш как лопатка -

Очень ровный, очень гладкий.

А такой лопаткой

И копать приятно.

(Широкий язык лежит на нижней губе , рот приоткрыт; левая рука согнута, ладонь сжата в кулак, правая сверху ладонью верх.)

Рекомендации родителям:

1. Начинать занятие с ребенком следует в позитивном состоянии. Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Расположитесь на диване, на ковре, совсем не обязательно сидеть за столом. Не владея речью, дети считывают по вашей позе, мимике, ваше настроение. И, если вы болеете, заняты и у вас нет желания заниматься, не занимайтесь.

2. Обращать внимание надо на то, что получается хорошо, а не на то, что не получается.

3. Обязательно хвалите ребенка и себя за все успехи. Похвала ободряет ребенка, вселяет в него чувство уверенности, желание продолжать занятие.

4. Двигайтесь от простого к сложному. Начинайте заниматься с более простого задания, постепенно увеличивая сложность. Это позволит вам быстро идти к цели и всегда оставаться в позитивном настроении.

5. Заканчивайте занятие тогда, когда вам хотелось бы еще продолжить заниматься. В этом случае у ребенка остается желание заниматься в следующий раз.

6. Занимайтесь с ребенком каждый день. Длительность занятия без перерыва не должна превышать 20 минут.

7. Занятия можно проводить в игровой форме. Вы можете проводить обучение весь день, играя, объясняя и рассказывая.

8. Лучшее время для занятий – утром после завтрака и во второй половине дня после сна.

9. Отложите занятие, если ребенок болен.

10. Как только вы увидите результат, переходите на другую ступень обучения. Получился звук «М», переходите к другому звуку, например, «П» параллельно продолжая отработку звука «М». Запомнил ребенок слова по теме «Животные», переходите к другой теме, например «Продукты».

11. Пользуйтесь наглядным материалом. Детям легче воспринимать слова с изображением. При изучении темы «Овощи» покажите свежие овощи. При изучении животных сходите с ребенком в зоопарк.

12. Приобретенные навыки ребенка используйте на практике. Ободряйте его, подсказывайте, поддерживайте.

13. Говорите четко, повернувшись лицом к ребенку. Пусть он видит выражение вашего лица, глаз, движения губ. Иногда во время занятии дети наклонялись и заглядывали в рот к родителям, кто-то пытался схватить рукой язык. Наблюдая за вами, ребенок запоминает все ваши движения. И потом воспроизводит их. Сначала он молча смотрит, потом его губы начнут непроизвольно подергиваться, он открывает рот и беззвучно произносит какой –то звук за вами, и это уже успех.

14. В конце занятия направьте фокус внимания на то, чему научился ваш ребенок. Очень часто родители при достижении цели обращают внимание на то, что было не так, что еще не получилось.

15. Заведите тетрадь, каждый день записывайте результаты занятий. Вам будет легче составить план следующего занятия, учитывая трудности и успехи. Вы будете видеть, как продвигаются ваши занятия, что усвоил ребенок, и за какой период времени это произошло.

В семье для ребенка с отклонениями в развитии необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от занятий с родителями, от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, правильно и четко произносить звуки слова, интересно рассказывать.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития / Сост. и общая редакция В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе.– СПб.: Питер, 2001. (Серия “Хрестоматия по психологии”).

2. Статья Л.С. Выготского “ Основные проблемы современной дефектологии”, (с.14, 20).

3. Кузнецов Л.В. “Гармоничное развитие личности младшего школьника”, М.: Просвещение, 1988.

4. Развитие речи и творчества школьников: Игры, упражнения, конспекты занятий [Текст]:Методическое пособие /Е.Н.Струнина,М.В.Соловьева;Под ред.О.С.Ушаковой.-М.:ТЦ Сфера,2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей–инвалидов в образовательной организации.

Методические рекомендации составлены с учетом следующих документов, регламентирующих отношения в сфере образования:1. Федеральный Закон от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации»...

Применение ИКТ в обучении детей с интеллектуальными нарушениями (личный опыт)

В данной презентации я предоставила свой личный опыт использования ИКТ на занятиях с детьми с интеллектуальными нарушениями....

Мнемотехнические приемы в обучении детей с интеллектуальными нарушениями.

Часто в своей практике, педагог, работающий с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, сталкивается с трудностями в освоении и понимании учебного материала. Заучивание чаще становится невозможным....

Методическая разработка по развитию наглядно-образных представлений детей с интеллектуальными нарушениями на уроках «Альтернативного чтения»

У детей с интеллектуальными нарушениями имеются определенные индивидуальные особенности в степени сформированности наглядно-образных представлений. Этот комплекс направлен на развитие наглядно-образны...

Дидактическое пособие для уроков чтения и письма для обучения детей с интеллектуальными нарушениями.

Дидактический материал для формирования навыка глобального чтения и письма...

Методическая разработка "Развитие речи у детей с интеллектуальными нарушениями"

Особенности речевого развития у детей с нарушением интеллекта. Актуальность и значимость проблемы нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальным недоразвитием определяется, прежде всего...

сообщение " Испоьзование игровых технологий при обучении детей с интеллектуальными нарушениями"

Велика роль  применения игровой технлогии в работе с обучающися с интеллектуальным нарушениями. В игре у данной категории детей происходит коррекция общей и мелкой моторики, развивается коммуника...