Мышление как высший психический познавательный процесс. Виды, формы, мыслительные операции.
учебно-методический материал

Юлия Алексеевна Шевченко
Мышление - это высший познавательный процесс. - это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. (понятие - обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях) - это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно - исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.
Мышление - высшая ступень человеческого познания. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его протекания психологией и нейрофизиологией. Кибернетика анализирует мышление в связи с задачами моделирования некоторых мыслительных функций.
Для человека свойственен высший познавательный процесс, название которому – мышление. В житейской практике мышление может ассоциироваться со здравым смыслом, интуицией... В действительности, оно не имеет ничего общего ни с тем, ни с другим. Оно представляет собой способность учиться, решать поставленную задачу. Мышление представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Оно порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует.
Мышление (в элементарных формах оно имеется и у животных) также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений. Мышление в отл. от восприятия выходит за пределы чувственно данного, расширяет границы познания. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Оно отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними, которые чаще всего непосредственно, в самом восприятии человеку не даны. Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, сущностей. На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Текст к презентации.23.84 КБ
Файл Презентация.579.34 КБ

Предварительный просмотр:

Юлия Алексеевна Шевченко

1 слайд — титульный.

2 слайд — что такое мышление?

Мышление – процесс познания, который характеризуется обобщенным и опосредованным отражением окружающей действительности.
Мышление помогает нам выстраивать систему умозаключений, получать новые знания. Например, когда мы видим сильно качающиеся ветки деревьев, мы делаем вывод, что на улице ветер.
Мышление тесно связано с действием и речью.
Человек изучает действительность с помощью воздействия на нее. Таким образом, действие – это первичная форма существования мышления.

3 слайд — типы мышления.

В психологии выделяются следующие типы мышления:
1. наглядно-действенное;

2. наглядно-образное;

3. словесно-логическое;

4. прекадивное;

5. критическое.


4 слайд - наглядно-действенное мышление.

Наглядно - действенное мышление выражается в решении задач с помощью реального, физического преобразования ситуации, манипулирования с объектами. Данной формой мышления обладают дети до трех лет. Ребенок сравнивает предметы, накладывая или приставляя их друг к другу; классифицирует и обобщает, раскладывая кубики по цвету и т.д. Так ребенок мыслит с помощью действий. Движение рук опережает мышление, поэтому его называют ручным.
У взрослых данный тип мышления проявляется, когда они, например, делают работу по дому, при перестановке мебели в комнате или при необходимости пользоваться малознакомой техникой. Такое мышление возможно тогда, когда нельзя полностью предусмотреть результаты какого-либо действия.


5 слайд — наглядно-образное мышление.

Наглядно-образное мышление обладает следующими характеристиками:
1) помогает анализировать, сравнивать и обобщать различные образы, представления о явлениях и предметах;
2) воссоздает все многообразие различных характеристик предмета;
практически неотделимо от воображения.

Наглядно-образное мышление проявляется у детей дошкольного возраста от четырех до семи лет. Действие в данном типе мышления отходит на второй план, ребенку не обязательно трогать предмет руками, ему необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект.

Характерной особенностью мышления ребенка является наглядность.
У взрослых наглядно-образное мышление проявляется, например, при ремонте квартиры. Человек заранее может представить, как будут выглядеть обои, цвет потолка и т.д.


6 слайд — словесно-логическое мышление.

Словесно-логическое мышление – это мышление, для которого характерно использование понятий, логических конструкций, которые иногда не имеют прямого образного выражения (например, стоимость, честность, гордость и т.д.).

С помощью данного вида мышления индивид устанавливает общие закономерности развития процессов в природе и обществе, обобщает наглядный материал.


7 слайд — Мышление включает в себя следующие виды операций:
Сравнение – сопоставление вещей, явлений и их свойств, выделение сходств и различий;

Анализ - мысленное расчленение вещи или явления для выделения составляющих элементов;

Синтез - процесс, обратный анализу, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения;

Абстракция - выделение одной отличительной стороны свойства предмета или явления;

Обобщение (генерализация) - отбрасывание единичных признаков при сохранении общих, с раскрытием существенных связей.


Словесно-логическое мышление имеет свой алгоритм. Сначала человек рассматривает одно суждение, потом добавляет к нему другое и на их основе делает логическое умозаключение.

8 слайд — пример.

1-е суждение: все металлы проводят электричество.
2-е суждение: железо-это металл.

Умозаключение: железо проводит электричество.


Словестно-логическое мышление является высшей формой мышления, с его помощью человек может отражать сложные связи, отношения, формировать понятия, делать выводы и решать сложные абстрактные задачи.


9 слайд — прекадивное мышление.

Мышление не всегда подчиняется логическим законам. Так, З.Фрейд описал предикативное мышление - тип нелогического мыслительного процесса. Если у двух предложений одинаковые сказуемые или окончания, то люди бессознательно ассоциируют между собой их подлежащие.

На предикативное мышление работают рекламные объявления. Например, создатель рекламы утверждает, что "успешные люди моют голову шампунем марки Pantene Pro-V , надеясь на то, что человек будете рассуждать нелогично, примерно следующим образом:

10 слайд — пример.

Успешные люди моют голову шампунем Pantene Pro-V.
Я мою голову шампунем марки Pantene Pro-V.
Значит я – успешный человек.

Человек, которые не может мыслить по законам логики, критически осмысливать информацию, подвергается одурачиванию пропагандой или мошеннической рекламой.


11 слайд — критическое мышление.

Критическое мышление — система суждений для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов, позволяющая выносить обоснованные оценки, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам.

(На всякий случай)

Критическое мышление можно развивать, для этого необходимо:
1. Отличать суждения, основанные на логике, от суждений, базирующихся на эмоциях и чувствах.

2. В любой полученной информации необходимо учиться видеть положительные и отрицательные стороны ("плюсы" и "минусы").
3. Нужно замечать несоответствия в том, что вы видите и слышите.
Не стоит спешить с выводами, если нет достаточной информации.

Важно отметить, что все виды мышления взаимосвязаны между собой, а отдельные виды могут переходить друг в друга.
Например, сложно разделить наглядно-образное и словесно-логическое мышление, когда приходится работать со схемами и графиками. Обычно у человека задействованы все виды мышления, однако один вид может преобладать.

12 слайд — виды мышления

В зависимости от степени и характера новизны информации, осмысленной человеком, различают следующие виды мышления:
репродуктивное;
продуктивное;
творческое мышление.

13 слайд — репродуктивное мышление;

Репродуктивное мышление отражается в воспроизведении памятью определенных логических правил, без установления новых ассоциаций, сопоставлений, анализа и т.д. Это может происходить сознательно, на интуитивном или подсознательном уровнях (например, решение типовых задач по заранее заданному алгоритму).

14 слайд — продуктивное мышление;

Это такой мыслительный процесс, в результате которого появляются какие-то очень ценные, важные результаты. Это могут быть идеи, инновации, новое состояние или мировоззрение человека.

15 слайд — творческое мышление;

Творческое мышление — мышление, дающее новое решение проблемной ситуации, приводящее к новым идеям и открытиям. Новая идея — новый взгляд на взаимосвязи и взаимозависимости явлений. Нередко новая идея возникает на основе нового «сцепления» ранее известной информации.

Обобщаю: 
Продуктивное и творческое виды мышления выходят за пределы наличных фактов, они выделяют в данных предметах скрытые свойства, выявляют непривычные связи, способы решения задачи и т.п.
Если в процессе мышления рождается новое знание или информация для человека, однако не новое для общества, то это продуктивное мышлением. Если же в результате мыслительной деятельности появляется новое для человека и для общества, то здесь проявляется творческое мышление.

16 слайд — спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МЫШЛЕНИЕ Презентацию подготовила: Юлия Алексеевна Шевченко «Преподавание в начальных классах» Анапский филиал МПГУ

Слайд 2

Что такое мышление? С точки зрения психологии: Мышление – процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. С точки зрения философии: Мышление – это высшая ступень познания и освоения мира в формах теорий, идей, целей человека.

Слайд 3

Типы мышления: 1. Наглядно-действенное. 2. Наглядно-образное. 3. Словесно-логическое. 4. Прекадивное . 5. Критическое.

Слайд 4

Наглядно-действенное мышление Выражается в решении задач с помощью реального, физического преобразования ситуации, манипулирования с объектами.

Слайд 5

Наглядно-образное мышление 1) помогает анализировать, сравнивать и обобщать различные образы, представления о явлениях и предметах; 2) воссоздает все многообразие различных характеристик предмета; практически неотделимо от воображения.

Слайд 6

Словесно-логическое мышление Это мышление, для которого характерно использование понятий, которые иногда не имеют прямого образного выражения (например, стоимость, честность, гордость и т.д.).

Слайд 7

Операции мышления: Сравнение – сопоставление вещей; Анализ – выделение составляющих элементов; Синтез – восстанавливает разделенное в целое; Абстракция – выделение отличительной стороны объекта; Обобщение – отбрасывание единичных признаков при сохранении общих.

Слайд 8

1-е суждение: Все металлы проводят электричество. 2-е суждение: Железо – это металл. Умозаключение: Железо проводит электричество .

Слайд 9

Прекадивное мышление Предикативное мышление - тип нелогического мыслительного процесса. Зигмунд Фрейд .

Слайд 10

I. Успешные люди моют голову шампунем Pantene Pro -V. II. Я мою голову шампунем марки Pantene Pro -V. III. Значит, я – успешный человек.

Слайд 11

Критическое мышление Это система суждений для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов, позволяющая выносить обоснованные оценки, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам.

Слайд 12

Виды мышления: Репродуктивное мышление. Продуктивное мышление. Творческое мышление.

Слайд 13

Репродуктивное мышление Отражается в воспроизведении памятью определенных логических правил, без установления новых ассоциаций, сопоставлений, анализа и т. д,.

Слайд 14

Продуктивное мышление Мыслительный процесс, в результате которого появляются какие-то очень ценные, важные результаты.

Слайд 15

Творческое мышление Мышление, дающее новое решение проблемной ситуации, приводящее к новым идеям и открытиям

Слайд 16

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие психических познавательных процессов будущих пятиклассников

Программа развивающих занятий направлена на формирование и развитиепроизвольного внимания, умения концентрироваться на поставленной задаче, развитие слуховой и зрительной памяти, творческой активности...

Развитие психических познавательных процессов младших школьников

В возрасте 6–10 лет происходит бурное развитие различных психических функций, в том числе и высших, связанных с когнитивной деятельностью, а также с высшими (нравственными) чувствами....

Проблемы развития психических познавательных процессов в младшем школьном возрасте

Психологи, изучая познавательные процессы человека, полагают все же – и не без оснований – что они более или менее адекватно отражают действительно существующий мир....

Развитие логического мышления и совершенствование мыслительных операций на занятиях в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности «Умники и умницы».

Личностными результатами изучения курса «Умники и умницы» является формирование следующих умений:Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей прави...

" Особенности психических познавательных процессов в младшем школьном возрасте"

Презентация, в которой описаны кратко особенности всех психических процессов, таких как: память, мышление, воображение, внимание....

Конспект внеурочного занятия (кружок "Юные умники и умницы") "Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант" (1 класс)

Цель: развитие у детей логического мышления.Задачи: 1. совершенствовать навыки логического мышления; 2. воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, работе в парах, индивидуальной работ...