«Психологическая готовность к школьному обучению»
презентация к уроку (1 класс)

Малахова Евгения Владимировна

Родительское собрание. Рзвитие компетентности родителей будущих первоклассников по вопросам готовности детей к школе, их социализации в школьной жизни. Оптимизация детско-родительских отношений при подготовке ребенка к школе и адаптации к условиям школьного обучения.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«В школу с радостью» (психологическая готовность к школе) Родительское собрание для родителей будущих первоклассников

Слайд 2

Готовность к школе – это степень сформированности определенных качеств ребенка для успешного обучения к школе. УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЗНАНИЯ, ОБЩАЯ ИНФОРМИРОВАННОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ

Слайд 3

МЕТАФОРА

Слайд 4

Можно ли быть уверенным, что Читающий, считающий, рисующий Знающий названия городов, марки всех машин Умеющий виртуозно управлять мобильным телефоном, планшетом, компьютером… Успешный ученик НЕТ!

Слайд 5

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Венгер Л.А.

Слайд 6

Психологическая готовность есть готовность к овладению учебной деятельностью, важнейшими компонентами которой являются мотивы, способности к постановке целей и выполнение определенных действий.

Слайд 7

Психологическая готовность к школе Мотивационная готовность Интеллектуальная готовность Эмоционально-волевая готовность Социальная готовность (коммуникативная)

Слайд 8

Мотивационная готовность Желание ходить в школу, приобретать новые знания, желание заниматься учебным трудом: Интерес к новым видам деятельности Самоутверждение Интерес к миру взрослых, стремление быть похожим на них Познавательная потребность

Слайд 9

Интеллектуальная готовность Определённый запас знаний , понятий и представлений об окружающем мире. Важен не столько объём знаний, сколько их качество, осознанность , чёткость представлений. Способность слушать , понимать смысл прочитанного, пересказывать, выражать своё отношение к прочитанному, проявлять интерес к неизвестному.

Слайд 10

Игра «Бывает – не бывает» «Рисование двумя руками одновременно. Игра «День наоборот» Поиск кладов по картам. Приготовление еды по рецепту Игра «Угадай что-это» Игра «Кто больше» Игра «Угадай причину» Игра «Фантазия» Игра «Полезные предметы»

Слайд 12

Эмоционально-волевая готовность Умение слушать, понимать и точно выполнять указания взрослого Управление своим поведением, способность контролировать свои поступки усилием воли. Действие в соответствии с правилом Использование образца Сосредоточение и удерживание внимания на определённой деятельности в течение длительного времени.

Слайд 13

Развитие эмоционального интеллекта

Слайд 14

Социальная (коммуникативная) готовность Наличие таких качеств, которые помогают первокласснику строить отношения с одноклассниками, учиться работать в команде. Адекватное отношение к сверстникам, учителям, успехам и неудачам.

Слайд 15

А также: Подчиняться общим школьным требованиям и требованиям учителя Владеть навыками самообслуживания

Слайд 16

«Игра – источник развития и создает зону ближайшего развития. ...По существу, через игровую деятельность и движется ребенок . Л.С. Выготский

Слайд 17

Это надо знать Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей Семейный кодекс Российской Федерации - Глава 12. Права и обязанности родителей Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей . Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей . Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. 2. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования. Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы получения образования детьми. (п. 2 в ред. Федерального закона от 21.07.2007 N 194-ФЗ)

Слайд 18

Несколько советов родителям Не ждите, что ваш ребенок будет таким, как Вы. Помогите ему стать самим собой. Любите своего ребенка таким, какой он есть. Не мучайте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка. Мучайте, если можете и не делаете. Отец и мать – лучшие педагоги и должны влиять на поведение своих детей даже тогда, когда их нет рядом. Помните, что ребенок - зеркало жизни своих родителей . Как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается вся организация жизни семьи, трудолюбия, духовное богатство и нравственность родителей .

Слайд 19

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Выступление на родительском собрании

Тема: «Психологическая готовность к школьному обучению»

Цель собрания:

развитие компетентности родителей будущих первоклассников по вопросам готовности детей к школе, их         социализации в школьной жизни. Оптимизация детско-родительских отношений при подготовке ребенка к школе и адаптации к условиям школьного обучения.

Слайд 1.

- Здравствуйте, уважаемые родители. Я рада приветствовать Вас на нашей встрече. Сегодня мы разберем вопрос о том, что такое готовность к школе.

Слайд 2.

Готовность к школе - это степень сформированности определенных качеств ребенка для успешного обучения в школе. Прежде всего, готовность к школе включает в себя 3 больших блока, это – ЗНАНИЯ, ОБЩАЯ ИНФОРМИРОВАННОСТЬ ребенка 6-7 лет, поступающего в школу, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ к школе, УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ. Эти 3 блока тесно связаны между собой, пересекаются друг с другом. Я не берусь сейчас описывать блок общего физического здоровья, так как это вопрос медицинского характера, рассмотрим в данной статье первые два. На блоке «знания, общая информированность ребенка» тоже останавливаться не буду, так как те кто ходит в садик узнает эту информацию от воспитателей, и по этому поводу я приготовила памятки какими знаниями, умениями и представлениями должен обладать ребенок при поступлении в школу. Поэтому сегодня наша встреча будет посвящена 3 блоку готовности к к школе - психологической готовности будущих первоклассников к школьному обучению

В своей работе люблю использовать рисунки-метафоры, которые позволяют кратко, локонично и доходчиво донести суть. Поэтому и сегодня начнем с метафоры.

Слайд 3.

Прием « РИСУНОК-МЕТАФОРА "РЮКЗАК"(затрагиваемая проблема - подготовка ребенка к школе).
- Что изображено на рисунке?
- Рюкзак (родители).
- Зачем человеку может понадобиться рюкзак?
- Для того, чтобы пойти в поход (родители).
- Что обычно кладут в рюкзак, собираясь в поход?
- Разное. Много всего. Все то, что может понадобиться в походе (родители).
- Согласитесь ли вы с тем, что от того, как мы соберем рюкзак, может зависеть успех нашего мероприятия (похода), а в отдельных случаях - и наша жизнь в походе?
- Да (родители).
- Каждый человек к сборке рюкзака подходит индивидуально: один положит только все необходимое, и оно действительно пригодится в походе; другой отнесется к сборке рюкзака несерьезно – упустит что-то, понадеявшись на случай; третий – перегрузит свой рюкзак, и его ноша будет только мешать в походе.
У кого-то из вас возникнет вопрос, а зачем мы обсуждаем процесс сборки рюкзака? Как это связано с сегодняшним родительским собранием?
Родители высказывают свои предположения.
Рюкзак в нашем случае – это ребенок. А поход – предстоящее ребенку обучение в школе. Вы, я думаю, согласитесь с тем, что как мы подготовим ребенка к школе, насколько серьезно подойдем к этому процессу, будет зависеть его дальнейшая жизнь в школе – особенно в первый год обучения.
Если мы несерьезно отнесемся к процессу сборки «рюкзака»
(т.е. к подготовке малыша к учебе), упустим что-то, или вообще не будем готовить его, в школьной жизни обязательно возникнут трудности.
Так, например, отсутствие элементарных знаний у ребенка об окружающем его мире, недостаточное развитие памяти, внимания, воображения отрицательно повлияют на процесс усвоения новых знаний, а как следствие – пострадает успеваемость.
Противоположная ситуация, когда родители стараются как можно больше «запихнуть» в ребенка при подготовке к школе всевозможных знаний и умений, также нежелательна.
В этом случае перегружается его нервная система, становится нервным, кроме этого, ребенок теряет интерес к процессу обучения (зачем ему учиться, ведь, он и так умеет писать и читать).

Слайд 4.

Можно ли быть уверенным, что читающий, считающий рисующий ребенок, знающий название городов, марки всех машин, умеющий виртуально обращаться с мобильным телефоном, планшетом, компьютером успешный ученик? НЕТ!

Слайд 5.

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
                                                                    Венгер Л.А.

Психологическая готовность к школе не имеет ничего общего с тем, умеет ли ребенок читать (и как быстро), а также считать (и до скольких). Хотя именно эти умения и навыки многие считаю приоритетными при записи в школу будущего первоклассника. Но уже в первые месяцы обучения вдруг оказывается, что бойко читающие и хорошо считающие дети не проявляют интереса к учебе, нарушают на уроке дисциплину и как следствие - у них возникают конфликтные отношения с учительницей. Родители обеспокоены и не понимают в чем дело. Ведь они усиленно готовили ребенка к школе. Но дело в том, что в подготовительных к школе группах с детьми чаще всего проходят программу первого класса. Таким образом, для детей слабого уровня развития повторение материала в первом классе облегчает его усвоение. А для детей среднего и тем более хорошего уровня развития это повторение вызывает скуку, в результате чего пропадает интерес к учению. Так что же, спросите вы, ребенка до школы не надо учить читать и считать? Конечно же надо, но не только на уроках в подготовительных группах, а дома, в непринужденной, часто в игровой обстановке, всячески стимулируя интерес малыша к овладению чтением и счетом. Благо сегодня существует множество развивающих книг, которые помогут родителям, а также бабушкам и дедушкам правильно заниматься с их чадом. Но главное в этих занятиях не переусердствовать. Ни в коем случае нельзя заставлять малыша, если он больше не хочет заниматься. Занятия через силу или под угрозой приводят к тому, что потом ребенок вообще не захочет учиться.

Слайд 6.

Психологическая готовность есть не что иное, как готовность к учебной деятельности (к учению), которая является ведущей в данной возрастной период и приходит на смену игровой деятельности.

Иными словами можно сказать, что психологическая готовность есть готовность к овладению учебной деятельностью, важнейшими компонентами которой являются мотивы, способности к постановке целей и выполнение определённых действий.

Слайд 7.

Психологическая готовность к обучению в школе включает в себя: функциональную, мотивационную готовность; интеллектуальную готовность; эмоционально-волевую готовность; коммуникативную готовность (социальную, социально-личностную).

Мотивационная готовность

Познавательный интерес, желание узнавать что то новое.

Как развить:

Полезны занятия, которые развивают фантазию и воображение : рисование, лепка, конструирование, а также самостоятельность и упорство : занятия в кружках и секциях. 

Мотивационная готовность к школьному обучению - иными словами у ребёнка должно быть желание учиться в школе.

(Зачем ребенку нужно ходить в школу? 1. Научится думать, чтобы создавались нейронный связи, чем больше нейронных связей тем лучше развивается мозг, научиться учиться). Приемы мотивации дошкольников к школе: Измерь сколько сантиметров стул? Посмотри сколько градусов на улице? Посчитай сколько нам нужно денег на эти покупки?)

При этом предполагается, что ваш сын или дочь хотят пойти в школу не потому, что там учится старший брат или сестра и не потому, что хочется всем показать свой новый портфель и учебные принадлежности, хотя и в этих мотивах нет ничего плохого. Однако вы можете быть уверены в том, что ваш ребёнок достиг личностной, мотивационной зрелости только тогда, когда за его желанием пойти в школу стоит во-первых, стремление получать новые знания (интерес), реализовывать интеллектуальную активность, а во-вторых, потребность в новом социальном статусе - желание не просто учиться, играя, а участвовать в серьёзной деятельности, результаты которой положительно оценят значимые взрослые и другие дети.

Давно известно, что заставить ребёнка учиться невозможно, если он сам этого не захочет, ведь всегда приятнее что-то делать по собственному желанию. Мотивационная готовность к школе начинается с хорошего отношения ребёнка к самому себе и веры в возможность быть лучше. Большое влияние на мотивацию оказывает и то, что и как говорят родители о школе, что поощряют в поведении ребёнка.

Игра-ассоциация «Школа»

Подумайте, с каким словом у Вас ассоциируется слово “Школа”? Это может быть одно слово или словосочетание, предложение (ответы родителей)

-  В ваших репликах есть как положительное, так и отрицательное: Однако, любой опыт обучения родителей, высказанный или просто присутствующий в мыслях, их радужные или наоборот мрачные представления об учёбе, преподавателях, оценках вполне вероятно могут "заразить" собственных детей, передаться им.

 Действительно, бывают случаи, когда от взрослых членов семьи передаются страх и тревога по поводу предстоящего обучения в школе. Чаще всего такая особенность свойственна мамам. Неоднократно в присутствии ребёнка они делятся своими переживаниями с окружающими: "Боюсь, что будет, когда Вася пойдёт в школу, - он у меня чуткий, ранимый, а учителя сейчас издёрганные, нервные и злые. А если он попадёт за одну парту с таким "бандитом" как наш соседский Петя, так он его ещё и обижать будет:" Очевидно, что подобные слова вызывают у детей вполне законные опасения и приводят к тому, что желание учиться пропадает.

Нередко отрицательное отношение к школе в целом и педагогам в частности возникает после наблюдения и общения со старшими в семье детьми. Не всегда их опыт обучения положителен. Так, будущий первоклассник замечает, что его брат или сестра много времени проводит за тетрадками, учебниками вместо того, чтобы посмотреть интересный мультфильм, пойти погулять. Возможно, малыш является частым свидетелем жёсткого "разбора полётов" после очередного родительского собрания, наказания старшего за плохие оценки. Не удивительно, что многие ребята предпочитают остаться в родном детском саду ещё на год - другой.

Формируйте положительное отношение: к школе, учителю, учебной деятельности, к самому себе.

Рассказывайте ребенку о своих школьных годах, вспоминая смешные и поучительные случаи, читать вместе с ребенком книги о школе, рассказывать о школьных порядках. Было бы отлично устроить малышу экскурсию по будущей школе, показав ему, где он будет учиться.

Не переборщить со школьной темой!

Говоря о мотивации, мы говорим о побуждении к чему-то. В данном случае о побуждении к учебе. А это значит, что у ребенка должен существовать познавательный интерес (любознательность), познавательные потребности (пытливость ума) ему должно быть интересно узнавать новое. Познавательная активность формируется только при участии близкого взрослого, когда мы с ребенком садимся и в чем-то разбираемся вместе, демонстрируем своею пытливость ума, ребенок смотрит и учится у нас.

Познавательная потребность существует у малыша с самого рождения, а дальше она подобна костру: чем больше взрослые удовлетворяют познавательный интерес ребенка, тем сильнее он становится. Поэтому очень важно отвечать на вопросы маленьких «почемучек», как можно больше читать им художественные и развивающие книги, играть с ними в развивающие игры. Занимаясь с дошкольниками, важно обращать внимание на то, как ребенок реагирует на трудности: пытается выполнить начатое дело или бросает его. Если вы видите, что ребенок не любит делать то, что у него не получается, постарайтесь вовремя прийти ему на помощь. Предложенная вами помощь поможет малышу справиться с трудным занятием и одновременно почувствовать удовлетворение от того, что он смог одолеть трудное дело. Взрослый при этом обязательно должен эмоционально похвалить ребенка за то, что он доделал до конца начатую работу. Необходимая, вовремя оказанная помощь взрослого, а также эмоциональная похвала позволяют ребенку верить в свои возможности, повышают его самооценку и стимулируют желание справляться с тем, что не сразу получается. А затем показать взрослому, какой он молодец, чтобы услышать похвалу в свой адрес. Постепенно у ребенка войдет в привычку стараться доводить начатое до конца, а если не получается, то обращаться за помощью к взрослому. Но взрослые каждый раз должны внимательно оценивать ситуацию, действительно ли нужна их помощь или ребенку лень самому потрудиться. Иногда в качестве помощи может выступить эмоциональное подбадривание и уверенность, что у малыша все получится. Такое общение с ребенком, как правило, позволяет сформировать учебную мотивацию к моменту поступления последнего в школу.

Слайд 8.

Интеллектуальная готовность

Следующим по значимости компонентом психологической готовности называют интеллектуальную готовность. Заключается она в приобретении определенного кругозора, запаса конкретных знаний, в развитии памяти, внимания, мышления, воображения Умение думать, анализировать, делать выводы, развитие речи, словарный запас и способность рассказывать что - то на доступные темы, в том числе и элементарные сведения о себе, способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика. А вот умение писать, читать, считать, решать элементарные задачки, это лишь навыки, которым можно научить.

(Интеллектуальная зрелость предполагает определённый уровень развития, памяти (описывать по памяти картинку, запоминать 8-10 простых картинок из 10, 8-10 слов из 10, запомнить предложение из 5 слов и повторить его), восприятия (воспринимать и замечать предметы полностью и его части, детали), внимания (концентрировать внимание на задании не менее 15 минут, находить 10 отличий на картинках, копировать в точности узор или движение), мышления, логики (находить и объяснять несоответствия на рисунках, находить и объяснять отличия и сходства между предметами, находить лишний предмет и классифицировать по общему признаку, уметь сравнивать предметы, находить закономерности. Сложить из конструктора фигуру по образцу, складывать пазлы самостоятельно, проводить аналогии, восстанавливать последовательность событий), речь (смотрите информацию выше), воображение;

-развитый фонематический слух (необходим для того, чтобы ребенок в школе писал грамотно, без ошибок, не пропускал буквы в словах);

-развитая крупная и мелкая моторика, общее психомоторное развитие ребенка.)

Важно, чтобы ребенок желал узнавать что-то новое. Высокий уровень обучаемости напрямую связан с познавательной активностью.

Не подавляйте исследовательский интерес юного естествоиспытателя, тогда к моменту поступления в школу ему многое удастся постичь на собственном опыте. Учите ребенка самого искать ответы на свои бесконечные «почему», выстраивать причинно - следственные связи – одним словом, активно интересоваться окружающим миром. Чаще спрашивайте на его вопрос «А ты как думаешь?» Не следует отмахиваться от детских вопросов. Дети наблюдательны, но им не хватает жизненного опыта, чтобы правильно заметить, истолковать замеченное явление.

Но бывает интеллектуально пассивные дети. Им требуется развивать любознательность и использовать такие игры «Бывает – не бывает», «Каждой вещи свое место» и др.

Необходимо развивать воображение, мышление, восприятие. При низком уровне воображения, возникают трудности в освоение письма. Слуховое восприятие тесно связано с развитием речи. Сейчас печатается очень много книг с играми, упражнениями по развитию психических процессов. Ими можно воспользоваться.

Показателем интеллектуальной зрелости можно считать и уровень общей осведомлённости ребёнка, его кругозор и эрудицию. Осведомлённость - это показатель того, что ребёнок любознателен, хочет знать «что?», «зачем?» и «почему?». Поэтому как можно больше беседуйте с ребёнком на разные темы, отвечайте подробно на все его вопросы. Этим вы поддержите любознательность ребёнка, желание узнать что-то новое и подготовите его к восприятию учебного материала.

Методы и приемы развития познавательной активности (любознательности, пытливости ума): Метод проектной деятельности (например, разработать с ребенком маршрут путешествия на машине, придумать новое блюдо и приготовить его, Лэпбук - тематическая или интерактивная папка.  ( я бы хотела  тебя угостить самым дорогим фруктом на земле (дыня  Yubari). Мои любимые цвета виардо и гавана)

Эксеременты, опыты. Отгадывание загадок, придумывание загадок.

Уважаемые родители, позаботьтесь о том, чтобы в распоряжении ваших детей были не только куклы, машинки и книжки с картинками, но и альбомы, раскраски, конструкторы, настольные игры, пластилин, ножницы и цветная бумага. Мамы, привлекайте своих детей к переборке крупы для каши, папы научите ребят поработать с отверткой. Все эти, казалось бы, нехитрые дела, приносят огромную пользу.

Давно доказано, что развитие мелкой мускулатуры пальцев рук способствует умственному развитию детей.

Слайд 10.

Данные игры требуют от детей внимательности и быстроты реакции.      Игра «Бывает – не бывает» Называете какую-нибудь ситуацию, если такие действия могут происходить в жизни – хлопните, если такого не бывает – замрите:

Волк бродит по лесу, собака гуляет по крыше, кошка гуляет по крыше, девочка рисует домик, ночью светит солнце, зимой идет снег, корова жует траву, зимой гремит гром, мальчик виляет хвостом, мышка бежит за кошкой, писатели пишут книги, корова летает, лошадь выступает в цирке, рыба бежит к реке, лягушка громко разговаривает, курица дает молоко, петух кукарекает, муравей тащит бревно, строители строят дом, слон залез в нору, лошадь спит в берлоге, воробей чирикает, кукушка ловит кошку, мама моложе дочки, папа старше сына, писатели пишут книги, собака ведет мальчика на поводке, в холодильнике жарится яичница, на плите стоит миска, мальчик учит детей в школе, у кошки родились утята, мальчики играют в футбол, жираф ударил тигра своим рогом, папа ушел на работу, человек вьёт гнездо, яблоко солёное, на берёзе выросли шишки, почтальон принес письмо.

«Рисование двумя руками одновременно. Необязательно рисовать на листе бумаги, мелками на асфальте, песок на пляже летом, палочкой на земле и т.д.

Игра «День наоборот» (ходить и бегать задом наперед, говорить доброй ночи вместо доброго утро. Это очень сложная игра, требует много внимания, развивает мышление. Поэтому пусть «наообортной» будет только часть дня.

Поиск кладов по картам. Развитие внимания и пространственного мышления.

Приготовление еды по рецепту- под руководством взрослого. Следование инструкции, проявление выдержки.

Игра «Угадай что-это» закрыть чистым листом одну из картинок, оставив открытой только ее часть и предложите дошкольнику догадаться , что на ней изображено. Приоткрывайте картинку до тех пор, пока не получите правильный ответ.

«Кто больше». Взрослый показывает изображение предмета, а дети по очереди называют признаки предмета (отвечают на вопрос: «Какой он?»). Проигрывает тот, кто последним не смог придумать подходящее слово.

«Придумай причину». Для игры следует заранее подготовить карточки, на обратной стороне которых будут описаны разные ситуации: «Рано утром ваша подушка оказалась на столе, а не под головой», «У вас в портфеле откуда-то появился бутерброд» и т. п. Дети по очереди тянут карточки и придумывают причину произошедшего.

«Фантазии» для игры также понадобятся карточки, но на них будут описаны необычные ситуации: «Что будет, если человеку удлинить нос?», «А что было бы, если бы руки у нас были короче? и т. п. Ребята должны придумать как можно больше гипотез: «Для коротких рук пришлось бы выше пришивать карманы в куртке», «Длинный нос будет мешать соседу па парте», «Зато чтобы понюхать цветы, не нужно будет к ним низко наклоняться» и прочее.

«Полезные предметы». В этой игре на карточках пишут названия разных предметов. Дети, вытягивая такую карточку, должны придумать альтернативные способы полезного применения предмета, кроме традиционного: «Книгу можно не только читать, но использовать как подставку», «Линейкой можно не только мерить длину предметов, но и доставать из-под дивана или шкафа закатившиеся туда мелочи».

Слайд 11.

Обзор настольных игр (Валентина Паевская, детский психолог и нейропсихолог):

- «Ответ-пати» (Для тех кто плохо запоминает, кому десять раз нужно повторить, на развитие слухового внимания)

- «Маго Маркет» ( для невнимательных и на сплочение)

- шашки

- крестики-нолики

- игра «коридор»

- шахматы

- морской бой

- сафари-прятки

-сумасшедший лабиринт

- пентаго

- монополия

- спящая королева

-вокруг света за 80 дней (первая стратегия)

- детская «Активити»

- настольно-карточная игра «Танчики»

Важно развивать слуховую память. Сейчас родители покупают очень много всего красочного, поэтому у детей хорошо развита зрительная память, слуховая страдает. Школа это все на слух, поэтому развиваем слух. Слушайте с ребенком аудиокники, обсуждайте их, читайте ему вслух, даже если он уже сам умеет читать. Это поможет развить слуховое внимание к школе. Больше читайте детям вслух, потому что чтение развивает мышление, словарный запас, кругозор и так далее…
💥Активное, заинтересованное слушание, в отличие от пассивного, в буквальном смысле, заставляет мозг ребёнка работать: возрастают нейронные связи, их пластичность.
💥А синаптическая пластичность - это основной механизм, который улучшает память, способствует обучению и развитию эмпатии – умения сочувствовать.

Слайд 12.

Эмоционально-волевая готовность

Зрелость эмоционально-волевой сферы также подразумевает способность ребёнка справляться со своими отрицательными эмоциями. Эмоции и воля связные процессы, от развития воли зависит на сколько ребенок умеет контролировать свои эмоции. Эмоциональное развитие – это уметь выражать, контролировать свои эмоции, уметь считывать эмоции других людей. Необходимо уделить внимание развитию эмоционального  интеллекта. Ребенок должен хотя бы знать базовые эмоции (страх, гнев (злость), отвращение (презрение), печаль (грусть), радость, интерес (удивление)  

Лучше научить малыша понимать собственные чувства и эмоции, выражать их словами и уметь принимать не только победы, но и поражения. Обратите внимание, как сын или дочь воспринимает проигрыш в любой игре: плачет, капризничает, злится, обвиняет вас, оправдывается? Любую из этих реакций, скорее всего, привили ребенку именно в семье. Постарайтесь почаще говорить малышу о своих переживаниях в связи с семейными или профессиональными заботами, не стесняйтесь показаться ранимыми, расскажите и покажите, как вы сами справляетесь с трудностями, что вам в этом помогает. Ваше откровенное отношение послужит для ребенка хорошим примером того, как, поделившись своими радостями и неприятностями с близким человеком, можно обрести покой и справиться со стрессовой ситуацией.

Потренируйтесь по очереди с ребенком в способах проявления различных эмоций (удивление, страх, гнев и др.). Спросите, как можно выразить, на-

пример, радость: только ли смехом и улыбкой? Пусть ребенок попробует объяснить, чем сопровождается каждая эмоция — жесты, мимика, поза, интонация голоса и т. д. 

Слайд 13

Книга Виктория и Глеб Шиманские «Монсики. Что такое эмоции и как с ними дружить»

Слайд 12

Волевая готовность.

Любые действия человека носят произвольный или непроизвольный характер. Произвольные действия осуществляются под контролем сознания, они требуют определенных усилий, направленных на достижение поставленной цели. Непроизвольное поведение представляет собой импульсивные и неосознанные действия, которые не направлены на достижения цели.

Главная функция воли — сознательная регуляция поведения и деятельности человека, выраженная в умении преодолевать внутренние и внешние препятствия, стоящие на пути к цели. Волевые качества, необходимые школьнику, —целеустремленность, инициативность, самостоятельность, решительность и др. — являются предпосылкой формирования дисциплинированности, способности регулировать и соотносить свои желания с условиями жизни. Ребенку, у которого не развиты волевые качества, трудно усидеть на уроке в течение 45 минут, не выкрикивать с места ответ на вопрос учителя, выполнять домашнее задание. Вот почему, готовя ребенка к школе, так необходимо уделять внимание формированию не только и не столько навыков чтения, письма и счета, сколько формированию волевых качеств.

Однако, воспитывая в ребенке самостоятельность, организованность, очень важно учитывать его возможности, возрастные и индивидуальные особенности. При несоответствии требований, предъявляемых к ребенку, его возможностям могут возникнуть проблемы во взаимоотношениях «ребенок — взрослый», а в отдельных случаях—психосоматические проблемы.

Волевая готовность предполагает умение ребенка ставить цель, принять решение, наметить план действий, исполнить его, проявить определенные усилия, оценить результат своего волевого усилия; умение делать то, что требует учитель, школьный режим, программа. Чтобы делать необходимое, нужно волевое усилие, умение управлять своим поведением.

К началу систематического обучения дети уже должны уметь сознательно подчинять свои действия правилам, ориентироваться на школьные требования (делать не только то, что хочется, но и то, что требует учитель, «надо» может перевесить «хочу»).

Сформировать эти качества можно только через игру !!!

Игры учат спокойно дожидаться своей очереди, своего хода, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства и т. д.

Умение слушаться, умение следовать определённым правилам проще всего вырабатывается в процессе игры. Вам помогут обыкновенные игры типа «Дочки – матери», «Съедобное – несъедобное», «Море волнуется», «Да и нет не говорить, чёрный с белом не носить», а так же настольные игры с правилами.

Договоритесь с ребенком заранее о том, что, если вы произнесете, например, слово «барбарис» (или любое другое), он должен немедленно замереть, что бы ни делал в этот момент.

Обращайте внимание ребенка на обязательность точного выполнения инструкций как в игре, так и в жизни.

Если вы хотите, чтобы ребенок привык выполнять самостоятельно ваши поручения, ежедневно утром (или с вечера) готовьте вместе с ним список дел на весь день. Если ребенок пока еще не умеет читать, список может быть составлен с помощью рисунков.

Можно поиграть с ребенком в молчанку: в течение 2—3 минут предложите ему не разговаривать.

 Ведь в этих и подобных играх заложена необходимость действовать так, как положено, как определено правилами игры.

Развить произвольное внимание вам помогут всевозможные журналы и книжки, в которых много заданий типа: «найди отличия между картинками», «запутанные дорожки», «что здесь лишнее», «что перепутал художник», «найди недостающие детали» и т. п. Они забавны, интересны детям и очень полезны для развития произвольности. Главное, чтобы задания соответствовали возможностям вашего ребёнка. Слишком простые задания вызывают скуку и не приучают преодолевать трудности, а слишком сложные могут привести к тому, что ребёнок откажется заниматься.

За последнее время увеличилось количество первоклассников не справляющихся с работой по образцу. А именно на работу по образцу в основном опирается обучение в первом классе. С одной стороны, здесь проявляются все те же мотивационные причины: нежелание выполнять трудные малопривлекательные задания, безразличие к оценке своего труда. С другой стороны, с работой по образцу плохо справляются те дети, которые в дошкольном детстве практически не занимались этим видом деятельности. Из бесед с их родителями выяснилось, что они не складывали кубики с фрагментами рисунка по образцам рисунков, не выкладывали по образцу мозаику, не собирали конструкторы по заданным картинкам и просто никогда ничего не срисовывали.

С работой по правилу также в основном не справляются те ребята, которые до школы не играли в игры с правилами. Впервые в игре ребенок учится подчиняться правилу, когда, играя с другими детьми в сюжетно-ролевые игры, он должен выполнять свою роль согласно установленным детьми правилам или согласно образцу, увиденному в жизни взрослых людей. Игравший в сюжетно-ролевые игры ребенок без особого труда принимает на себя роль ученика, если ему нравится в школе, и выполняет правила, предписанные данной ролью. Ребенок, не имевший в своей жизни опыта сюжетно-ролевых игр с четким исполнением роли, может на первых порах испытывать затруднения в точном исполнении всех предписаний учителя как относительно прилежания, так и относительно дисциплины.

Но основные проблемы с работой по правилу возникают у первоклассников, не игравших до школы в игры с правилами, когда учитель задает некое правило, которое затем надо применять в работе.

Не менее важной характеристикой личностной готовности к школе является умение ребенка критически отнестись к своим способностям, знаниям, действиям. Этот показатель очень важен для эффективного включения в школьную жизнь. Он демонстрирует, насколько ребенок способен самостоятельно, без помощи взрослого оценить свои действия и их результаты как правильные, соответствующие условиям задачи или требованиям учителя, или как ошибочные, насколько он в состоянии скорректировать свои действия в случае, если они оказываются неэффективными.. Ведь если ребенок нетвердо знает буквы, но говорит, что умеет читать, то и потребности учиться читать у него не возникает. Если же ребенок говорит: "Я умею считать только до 10", то это означает, что он не только умеет считать, но и адекватно оценивает свои знания, видит их ограниченность, а только в этом случае может возникнуть желание и потребность изучать математику. Формировать же у ребенка критическое отношение к своим действиям легче всего на таких занятиях, которые требуют воспроизведения образца. Например, ребенок собирает мозаику по образцу. Можно просто похвалить его за красивый орнамент. А можно взять образец, предложить сравнить свою работу с заданным рисунком, вместе поискать, что соответствует и что не соответствует образцу, попросить исправить, чтобы было точно, как на картинке. И тогда ребенок будет осваивать и самостоятельно осуществлять и контроль за своими действиями, и их оценку, и учиться исправлять свои ошибки.

Важно  приучать ребенка к режиму дня и смене деятельности.

Важно проявлять веру в ребенка, искренне поощрять, помогать и поддерживать.

Потихоньку ребенок разовьет в себе способность к волевому усилию, но не сразу. Помогите ему!

Слайд 14

Коммуникативный компонент готовности к школе:

-умение взаимодействовать, сотрудничать со взрослыми (слушаться, обращаться, спрашивать; остерегаться чужих взрослых на улице);

-умение общаться со сверстниками (в паре, группе; умение знакомиться, легко вступать в контакт, умение пригласить в игру, умение разрешать конфликтные ситуации, уметь бесконфликтно отстаивать свои границы и не нарушать чужие, учитывать свои интересы и интересы группы, уметь договариваться);

-умение слушать собеседника;

-умение выражать свои мысли и свою точку зрения.

К началу обучения в школе ребенок должен подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в группе. Ребенок должен уметь включаться в детское сообщество, работать, играть и общаться совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить. Адаптация ребенка к школе пройдет быстрее, если у него будут воспитаны навыки общественного поведения. А именно такие качества, как вежливость, сдержанность, послушание. В возрасте 6-7 лет ребенок должен внимательно, не перебивая слушать взрослого, не вмешиваться в разговор старших, быть предупредительным с товарищами. Если ребенок не умеет считаться с другими людьми, ему будет сложнее установить дружеские отношения с детьми, войти в школьный коллектив.

Как развивать коммуникативную готовность ребенка? Как и в случае эмоционально-волевой сферой – это длительный процесс. Ребенок не может стать вежливым, предупредительным в общении, дружелюбным за несколько дней. Вы должны помнить, что в первую очередь умение общаться у ребенка формируется на основе личного примера взрослых и зависит от того, как вы сами общаетесь с окружающими вас людьми. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями играют большую роль в формировании коммуникативных навыков (навыков общения) ребенка. Кроме этого ребенка надо знакомить с имеющимися в обществе правилами поведения и общения, следить за их выполнением. Необходимо дать ему возможность самому установить контакты с окружающими в поликлинике, на детской площадке, в магазине и пр. 

Указанные компоненты психологической готовности к школе представляют собой необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для нормального начала обучения в школе по программе любой сложности, но грамотной и адекватной возрасту первоклассника. Если ребенок хочет учиться, старательно выполняет все требования учителя, умеет работать по образцу и по правилу, обладает хорошей обучаемостью, то в школе у такого первоклассника не должно быть особых проблем.

Слайд 15- слайд19

Кому необходимы занятия по подготовке к школе:

Сейчас в детских садах существуют подготовительные группы, где специалисты подготовят вашего ребенка к школе. Однако занятия по подготовке к школе необходимы, если:

-ребенок не ходил в детский сад;

-Вы замечаете и у Вас есть предположения, что у ребенка не сформирован достаточно один из вышеперечисленных компонентов или подпунктов (так как в садике в группах занимаются много детей и воспитателям часто не удается уделить внимание каждому ребенку);

-ваш ребенок прошел диагностику готовности к школе и выяснялось, что ребенку требуются дополнительные занятие по подготовке к школе;

-ваш ребенок имеет сложности и трудности в овладении познавательным материалом; имеет низкую концентрацию внимания, малый объём памяти, трудности с запоминанием рассказов и трудности с пересказом и т.д.);

-у ребенка недостаточно развитая речь;

-у ребенка трудности с коммуникацией (с родителями, взрослыми, сверстниками);

-у ребенка слабо развит волевой и личностный компоненты (часто не слушается, нет желания заниматься, не хочет идти через год в школу, низкая самооценка, не умеет справляться с неудачами, не умеет достигать результата и поставленной цели);

-ребенок пережил психологическую травму (травмы), находится в состоянии стресса (это влияет на умственную деятельность, коммуникацию и в общем на желание учиться),

-ребенок перенес травмы или операции на головном мозге,

-имеет неврологические заболевания, ММД (минимальные мозговые дисфункции), симптомы гиперактивности, задержки психического развития.

Я постаралась осветить и структурировать для родителей основные составляющие готовности ребенка к школе. Зная эти составляющие Вам, родителям, будет легче понять, какие компоненты готовности к школе сформированы у вашего ребенка, а над какими еще стоит потрудиться и к чему стремиться. Также для вас подготовлены анкеты и опросники по вопросу готовности к школе вашего ребенка и памятка о том, какими знаниями, умениями и представлениями должен обладать будущий первоклассник.

 Хочется обратить внимание на то, что ДИАГНОСТИКУ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ стоит проводить не перед поступлением в школу, а минимум за ГОД ДО ШКОЛЫ, так как при возможном выявлении трудностей и недостаточном развитии одного из компонентов готовности к школе, у Вас и ребенка будет время, чтобы позаниматься, подготовить ребенка.

Спасибо за внимание!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание для будущих родителей первоклассников. Тема: «Скоро в школу. Психологическая готовность к школьному обучению. Как помочь ребёнку подготовиться к началу школьного обучения»

Задачи данного родительского собрания: Обсудить с родителями проблему психологической готовности к школьному обучению.Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс п...

Психологическая готовность к школьному обучению.

Психологическая готовность к школе у каждого ребёнка проходит по разному, иногда это тяжёлый и долгий процесс, требующий максимального терпения, как от родителей, так и от педагогов....

Психологическая готовность к школьному обучению

Работа посвящена изучению и анализу проблемы готовности детей к школе. В работе рассмотрены такие аспекты как личностная , интеллектуальная, волевая и нравственная готовность к школьному обучению....

Психологическая готовность к школьному обучению.

Что такое психологическая готовность  к школьнему обучению!!!основные направления психологической готовности!...

Психологическая готовность к школьному обучению.

Данная статья раскрывает проблему о готовности детей к обучению  в школе,основные подходы к определению школьной готовности,такие как,педагогическая,психологическая и физиологическая готовность....

пути формирования различных аспектов психологической готовности к школьному обучению при ЗПР

ДАНЫ РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С ЗПР.                                 ...

Психологическая готовность к школьному обучению

Психологическая готовность к школьномуобучению состоит из следующихкомпонентов:•Интеллектуальная•Мотивационная•Эмоционально-волевая,  личностная•Коммуникативная...