Психомоторная одаренность детей, методика ее диагностики и развития
методическая разработка

Абайдулина Татьяна Викторовна

Психомоторная одаренность детей, методика ее диагностики и развития 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zadanie6_17951z_abaydulina_tatyana.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема 6. Психомоторная одаренность детей, методика ее диагностики и развития

1. В чем заключаются особенности индивидуального подхода к моторно- одаренному ребенку?

          Создание  проблемных, порой сложных ситуаций, постановка творческих задач, формирование эвристической структуры опыта ребенка и способов деятельности, благоприятствующих самостоятельному поиску, — эффективное направление в развитии психомоторной одаренности дошкольников. Стремясь помочь детям раскрыть и развить свои способности, важно позаботиться о разумном соотношении детской деятельности, организованной! педагогом, и их самостоятельной деятельности, в ко-1 торой бы происходило саморазвитие каждого воспитанника, в том числе в области движений.

            Еще на заре своей научной деятельности ученый-гуманист! Л.С. Выготский писал: «В основу воспитательного} процесса должна быть положена личная деятельность ученика, и все искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность» (6, с. 82). Такой подход необходим и для личностно ориентированного воспитателя детского сада. Он положен в основу ряда гуманистических образовательных программ нового поколения (в том числе — «Пралеска»).

          Собственная активность ребенка — это универсальная форма активности, характеризующаяся многообразием своих проявлений. Здесь, в процессе самостоятельной двигательной активности создаются наиболее благоприятные условия и для экспериментирования, имеющего непосредственное отношение к детскому творчеству. В разговоре о моторно-одаренных дошкольниках мы не можем оставить без внимания такое важное условие для их развития и саморазвития, как физкультурно-оздоровительная, развивающая среда. Разнообразие двигательной деятельности моторно-одаренного ребенка и желание в ней участвовать можно обеспечить, используя физкультурно- игровую среду (физкультурное и спортивно-игровое оборудование), которая создает вариативные и усложненные условия для выполнения различных! двигательных действий, благодаря чему дети приучаются проявлять находчивость, решительность, смелость, самостоятельность. Физкультурное оборудование в разных возрастных группах дошкольного учреждения можно использовать по-разному. В младших группах оно должно нести в себе элемент игрового материала: горка со скатом, лесенка-стремянка, доски гладкие и с ребристой поверхностью, набор ящиков, корзин, мячей, шариков, колечек, погремушек, каталок, колясок, машинок, тележек. Такое оборудование дает ребенку возможность свободного перехода от двигательной деятельности к игровой и наоборот.

          В старших группах, кроме мелких пособий (мячи, скакалки, шнуры, палки, обручи и др.), надо иметь и некоторые крупные кубы и скамейки разной высоты, лестницы вертикальные, устроенные в виде вышки с площадкой наверху, ворота для подлезания, движущиеся цели для развития глазомера. Основные пособия желательно дополнять небольшими деталями (на доску положить кубик для перешагивания, на гимнастическую скамейку мяч, который «подскажет» детям новое движение и др.). Внося пособия в группу, целесообразно расставлять их каждый раз по-иному — в другой части комнаты, в ином пространственном расположении, постепенно объединяя разные пособия в комплексы и т. п. На участке детского сада можно организовать своеобразную «физкультурную лабораторию», где дети смогут не просто двигаться, а проводить эксперименты с движениями. С этой целью для малышей устанавливаются: лесенка с перилами, лесенка-стремянка, горка с лесенкой, бревна со стесанным верхом и круглые, лотки для скатывания мячей, пеньки разной высоты, качалки разных конструкций. Песочный дворик устраивается таким образом, чтобы дети могли проходить к нему через «ручеек» — по мостику или по дорожке из пеньков, перешагивали невысокий барьерчик и т. п.

         Для старших детей на групповых участках размещаются пособия, обеспечивающие проведение физкультурных занятий, а также стимулирующие самостоятельную детскую активность. Широко используются: лестницы вертикальные, горизонтальные и наклонные бревна, пеньки разной высоты, разнообразные цели для метания, препятствия для подлезания, рукоходы, турники с низкой, средней и высокой перекладинами. С их помощью дети упражняются в ловкости, выносливости, силе, учатся легко взбираться по лестнице, канату, шесту, придумывать разные способы перемещения с одного вида оборудования на другой. В последнее время все большее распространение в практике работы старших групп детского сада получило использование различных видов тренажерных устройств физкультурно-оздоровительной направленности. Простейшие тренажеры (гимнастический ролик, диск «Здоровье», детские гантели, коврик массажный, детский эспандер, резиновое кольцо, малый мяч- массажер) используются детьми в самостоятельной двигательной деятельности, а тренажеры сложного устройства («Гребля», «Наездник», «Педаль», «Велосипед») — в тренировочных физкультурных занятиях, способствующих развитию силы, гибкости, выносливости, ловкости одаренного ребенка. ИГРАЕТ РОЛЬ в развитии моторной одаренности опосредование на знакомство дошкольников с миром движений: просмотр телевизионных передач, посещение стадионов и спортивных залов, рассматривание иллюстраций, книг, журналов о спортсменах. Действенным средством является наблюдение за тренировкой школьников, взрослых по отдельным видам спорта, во время которых дети получают доступные им сведения об основах техники движений. Прекрасно, если гостями (еще лучше — друзьями) воспитанников детского сада станут спортсмены-победители районных, городских, республиканских, европейских, мировых первенств. Знакомство с опытом таких дошкольных учреждений (а они есть не только в Минске) убеждает: это значимо для повышения интереса к спорту, усиления мотивации двигательной активности дошкольников, уважения к спортсменам, гордости за свой город, район, зарождения заветной мечты. Эффективность в работе по содействию в раскрытии и развитии моторной одаренности у воспитанников детского сада во многом определяется и тем, насколько едины, солидарны при этом педагоги и родители, насколько успешно наше сотрудничество и сотворчество.

 2. Осуществите отбор методов (методик) для диагностики психомоторной одаренности ребенка.

Тест Пурдье состоит из11 субтестов и предназначен для оценки перцептивно-двигательных способностей. Оцениваются такие параметры двигательного развития, как направленность реакций, перцептивно-двигательная координация.

Тест ловкости манипулирования с мелкими предметами Крауфорда включает два типа заданий, для выполнения которых необходимы специальная доска с отверстиями, небольшие стержни, металлические колечки, пинцет, шурупы и отвертка. В первой части теста испытуемый должен с помощью пинцета поместить стержни в отверстия доски, а затем надеть на каждый из них колечки. При проведении второй части теста испытуемого просят помещать в отверстия с резьбой небольшие шурупы и завинчивать их с помощью отвертки.

Тест на основные двигательные навыки Д. Арнхейма и У.Синклера может проводиться с детьми в возрасте от четырех до двенадцати лет. Он направлен на оценку способностей ребенка координировать работу глаз и рук, контролировать или регулировать движения разной амплитуды.

Тест на зрительно-двигательную координацию К. Беррп не требует специальной аппаратуры: для его выполнения необходимы только бумага и карандаш. Ребенка просят воспроизвести 24 рисунка, сложность которых постепенно возрастает.

При диагностике психомоторных способностей широко используются также тест ловкости пальцев О.Коннора, миннесотский тест скорости манипулирования, тест ловкости Стромберга и др.

3. Подготовьте кейсы-описания детей (период детства на выбор), имеющих признаки психомоторной одаренности.

        Моторно-одаренный ребенок обращает на себя внимание вследствие повышенной двигательной активности, ее разнообразия. Он динамичен, нередко смел до безрассудства, почти всегда берет верх в потасовках и выигрывает в спортивной игре; стремится к овладению сложно координированными движениями, проявляет настойчивость, азартность в достижении цели, желаемого качества движения; двигается он легко, пластично, проявляет ловкость, точность; оперативно использует свой «двигательный багаж» в новой обстановке, жизненно необходимых условиях. Подобное поведение моторно-одаренных детей в значительной степени обусловлено их хорошим физическим развитием, их склонностью, повышенным интересом к двигательной активности, относительно высокой (по сравнен Моторно-одаренный ребенок обращает на себя внимание вследствие повышенной двигательной активности, ее разнообразия. Он динамичен, нередко смел до безрассудства, почти всегда берет верх в потасовках и выигрывает в спортивной игре; стремится к овладению сложно координированными движениями, проявляет настойчивость, азартность в достижении цели, желаемого качества движения; двигается он легко, пластично, проявляет ловкость, точность; оперативно использует свой «двигательный багаж» в новой обстановке, жизненно необходимых условиях. Подобное поведение моторно-одаренных детей в значительной степени обусловлено их хорошим физическим развитием, их склонностью, повышенным интересом к двигательной активности, относительно высокой (по сравнению со сверстниками) способностью произвольного управления движением, саморегуляцией ими. Моторно-одаренный ребенок способен тонко распределять напряжение и расслабление мышц, координировать их сокращение и расслабление; он обладает способностью воспроизводить и удерживать точный ритм, а также высокий темп движений, сохранять точность и соразмерность движений в момент передвижения в пространстве. Доктор психологических наук Н.С. Лейтес, изучая психологию умственно одаренного ребенка, пришел к выводу, что именно активность и саморегуляция, эти общие универсальные внутренние условия, являются важнейшей предпосылкой умственной одаренности (12). Однако, как видим, как показали исследования других ученых, эти внутренние условия чрезвычайно значимы и для моторно-одаренных детей. Но у этой категории одаренных «основное поле» их проявления иное — движение. У таких, моторно-одаренных, детей ярко проявляется и способность к предвосхищению двигательных действий, им свойственен высокий уровень двигательной памяти, легкость в научении, овладении новыми движениями. Замечена и такая особенность: моторно-одаренные не «осваивают» отдельные элементы движения, а, осуществив обобщение, быстро учатся новому движению в целом («перескакивая», «минуя» начальные этапы в овладении им). Таким детям характерна способность «схватывать» и запоминать технику движения, вырабатывать индивидуальный почерк в действиях. Характерной особенностью одаренных людей является наличие у них внутреннего высокого эталона, с которым они сравнивают свои результаты деятельности. Эта особенность свойственна и моторно-одаренным. Она во многом объясняет порой заниженную их самооценку, наблюдающуюся иногда неудовлетворенность ребенка, казалось бы, достаточно высоким (для его возраста) результатом двигательной активности, качеством движения. Его притязания, эталон ведь выше! Итак, моторно-одаренные дети, хоть и развиваются согласно общим закономерностям развития, но имеют целый ряд особенностей, которые важно учитывать при их воспитании и обучении. Между тем, проведенный нами анализ анкетных данных, полученных на основе опроса педагогов 107 дошкольных учреждений (223 человек) г. Минска, Минской области, ряда других регионов нашей республики (Брестской, Гомельской, Гродненской, Могилевской областей), показывает, что занятия в детских садах в объеме программы по физической культуре направлены преимущественно на освоение определенного объема двигательных умений и навыков и не способствуют эффективному развитию физических качеств и двигательных способностей детей. В них, как правило, отсутствует компонент обучения, который можно обозначить как «личностный стиль деятельности», являющийся относительно стабильным показателем, определяющим всю систему поведения моторно-одаренного ребенка. Только 29,1% дошкольников, отличающихся высоким уровнем моторного развития, посещают спортивные секции и обучаются по программам, ориентированным на индивидуальные особенности развития (плавание — 9,3%; художественная гимнастика — 5,6%; фигурное катание — 3,8%; футбол — 4,5%; волейбол — 3,7%; теннис — 2,2%). Значительная часть моторно одаренных детей, посещающих дошкольное учреждение, остается без специального внимания педагогов. Далеко не все благополучно и в работе с моторно-одаренными дошкольниками, посещающими спортивные секции (не всегда учитываются возрастные особенности дошкольников, результатом чего нередко бывает утрата интереса ребенка к деятельности, к которой у него имеются благоприятные предпосылки и др.).и со сверстниками) способностью произвольного управления движением, саморегуляцией ими. Моторно-одаренный ребенок способен тонко распределять напряжение и расслабление мышц, координировать их сокращение и расслабление; он обладает способностью воспроизводить и удерживать точный ритм, а также высокий темп движений, сохранять точность и соразмерность движений в момент передвижения в пространстве.

      Доктор психологических наук Н.С. Лейтес, изучая психологию умственно одаренного ребенка, пришел к выводу, что именно активность и саморегуляция, эти общие универсальные внутренние условия, являются важнейшей предпосылкой умственной одаренности (12). Однако, как видим, как показали исследования других ученых, эти внутренние условия чрезвычайно значимы и для моторно-одаренных детей. Но у этой категории одаренных «основное поле» их проявления иное — движение. У таких, моторно-одаренных, детей ярко проявляется и способность к предвосхищению двигательных действий, им свойственен высокий уровень двигательной памяти, легкость в научении, овладении новыми движениями. Замечена и такая особенность: моторно-одаренные не «осваивают» отдельные элементы движения, а, осуществив обобщение, быстро учатся новому движению в целом («перескакивая», «минуя» начальные этапы в овладении им). Таким детям характерна способность «схватывать» и запоминать технику движения, вырабатывать индивидуальный почерк в действиях.

        Характерной особенностью одаренных людей является наличие у них внутреннего высокого эталона, с которым они сравнивают свои результаты деятельности. Эта особенность свойственна и моторно-одаренным. Она во многом объясняет порой заниженную их самооценку, наблюдающуюся иногда неудовлетворенность ребенка, казалось бы, достаточно высоким (для его возраста) результатом двигательной активности, качеством движения. Его притязания, эталон ведь выше! Итак, моторно-одаренные дети, хоть и развиваются согласно общим закономерностям развития, но имеют целый ряд особенностей, которые важно учитывать при их воспитании и обучении.        

       Между тем, проведенный нами анализ анкетных данных, полученных на основе опроса педагогов 107 дошкольных учреждений (223 человек) г. Минска, Минской области, ряда других регионов нашей республики (Брестской, Гомельской, Гродненской, Могилевской областей), показывает, что занятия в детских садах в объеме программы по физической культуре направлены преимущественно на освоение определенного объема двигательных умений и навыков и не способствуют эффективному развитию физических качеств и двигательных способностей детей.

         В них, как правило, отсутствует компонент обучения, который можно обозначить как «личностный стиль деятельности», являющийся относительно стабильным показателем, определяющим всю систему поведения моторно-одаренного ребенка. Только 29,1% дошкольников, отличающихся высоким уровнем моторного развития, посещают спортивные секции и обучаются по программам, ориентированным на индивидуальные особенности развития (плавание — 9,3%; художественная гимнастика — 5,6%; фигурное катание — 3,8%; футбол — 4,5%; волейбол — 3,7%; теннис — 2,2%). Значительная часть моторно-одаренных детей, посещающих дошкольное учреждение, остается без специального внимания педагогов. Далеко не все благополучно и в работе с моторно-одаренными дошкольниками, посещающими спортивные секции (не всегда учитываются возрастные особенности дошкольников, результатом чего нередко бывает утрата интереса ребенка к деятельности, к которой у него имеются благоприятные предпосылки и др.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ОДАРЕННОСТИ

Многим педагогам кажется, что одаренность увидеть легко. Но так ли это на самом деле?...

Одаренные дети и талантливая молодежь: выявление, развитие, сопровождение

Одаренные дети и талантливая молодежь: выявление, развитие, сопровождение...

Родительское собрание для родителей одаренных детей: «Роль семьи, родителей для развития потенциальных возможностей ребенка»

Огромную роль в раскрытии детской одаренности играет семья. Необходимо понимать, что одаренные дети – это совсем особые дети, которые похожи на сверстников только на первый взгляд. При этом одаренност...

Проект"Диагностика и развитие одаренного ребенка на уроках русского языка"

В работе раскрывается диагностика одаренного ребенка, Специфика работы с одаренными детьми,принципы педагогической деятельности в работе с ними.психодиагностические обследования среди учащихся,.методи...

Диагностика определения одаренности детей

С помощью диагностики можно определить в каком направлении развивается ребенок....

Диагностика детей методикой «Лесенка», Методика «Рукавички» Г.А. Цукерман

Тестирование «Лесенка» выполняется без сложной подготовки. Детям потребуются:нарисованная лестница из семи ступеней;вырезанные фигурки девочки, мальчика;карандаш. Методика «Рука...

Социальная одаренность и методика ее развития у детей

Социальная одаренность и методика ее развития у детей...