Внедрение технологий с доказанной эффективностью в работу службы сопровождения школы для детей с интеллектуальными нарушениями.
статья (1, 2, 3 класс)

Букина Анастасия Львовна

Опыт командного взаимодействия при внедрении технологий с доказанной эффективностью для детей с РАС и интеллектуальными нарушениями: обучение отдельными пробами, развитие коммуникации с помощью системы обмена карточками (PECS), структурирование среды, обучение самостоятельному поведению. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 школа № 46 Калининского района Санкт-Петербурга

"Центр Реабилитации и Милосердия"

                        

Внедрение технологий с доказанной эффективностью в работу службы сопровождения школы для детей с интеллектуальными нарушениями.

Исполнитель:


Педагог-психолог

Букина А.Л.

Санкт-Петербург

2021


Успешность обучения детей с РАС и интеллектуальными нарушениями зависит от подхода, который выбирают специалисты для каждого конкретного ребенка. Одни направлены на формирование максимальной самостоятельности и расширение возможных стереотипов поведения, другие обращаются к аффективной  составляющей психики, третьи основываются на альтернативных методах воздействия. Условно можно разделить пути помощи детям с РАС на основные - позволяющие овладеть навыками, необходимыми в жизни (общение, трудовые навыки, учебные навыки), и вспомогательные – создающие условия для реализации основных.

В настоящее время существуют множество программ вмешательств. Каждой из них присваивается одна из пяти квалификационных категорий (Григоренко Е.Л., 2018). По данным, опубликованным в журнале Journal of Clinical Child & Adolescent Psychology за 2015 год авторами Смит Т. и Йадарола С., в первую группу - испытанных, устоявшихся методов терапии - были включены ПАП (прикладной анализ поведения) и еще несколько хорошо разработанных программ на основе ПАП и СПСР (социально-прагматические стратегии развития). Во вторую группу - вероятно эффективных методов - авторы включают подходы, основанные на альтернативной коммуникации, например, PECS. Это вмешательства, которые потенциально могут быть эффективными, но их эффективность еще не подтверждена необходимым объемом эмпирических данных.

В настоящее время в школах для детей с интеллектуальными нарушениями распространены следующие подходы:

  1. Эмоционально-уровневый подход;
  2. ПАП (Applied Behavioral Analysis, ABA);
  3. Коррекция и образование детей с аутизмом и сходными коммуникативными расстройствами - ТЕАССН (Treatment and Education of  Autistic Children and Children with relative Communicative  Нandicapped – TEACCH).

Вспомогательные (альтернативные) коррекционные подходы, которые относятся к пятой категории вмешательств, то есть не имеют доказанной эффективности:

  • биологически направленные воздействия (разнообразные диеты, пищевые добавки, витамины и минеральные вещества, траволечение, гормональная терапия,  детоксикация производных ртути и других тяжелых металлов, антигрибковая и противоаллергическая терапия, массаж и т.д.);
  • психолого-педагогические воздействия (поддерживающая терапия (Facilitated therapy) , слуховой интеграционный тренинг, холдинг-терапия, музыко-, арт-, игро-, театро-, иппо-, дельфино- , собако-  и другие  терапии);
  • методы психической направленности (медитация, релаксация, гипноз, шаманство и др.)

В основе практической работы службы сопровождения в школе №46 «Центр РиМ» лежат методики с доказанной эффективностью, основанные на прикладном анализе поведения. Необходимым условием эффективной работы службы стало внедрение элементов программы ASSERT («Служба поддержки для людей с Аутизмом: Обучение, Исследования и Подготовка специалистов»), разработанной Томасом Хигби.  

Целью методических изысканий является подбор методик и технологий, эффективно помогающих снизить вероятность появления нежелательного поведения, а также скорректировать имеющиеся формы нежелательного поведения среди учащихся с РАС и ТМНР.

Основные задачи:

  1. Разработка схемы по формированию руководящего (учебного) контроля для специалистов и родителей;
  2. Адаптация методических рекомендаций, разработанных в «Центре помощи семье и детям с РАС» Нижнего Новгорода в рамках проекта «Внедрение технологий с доказанной эффективностью в работу ОУ»;
  3. Разработка структуры командной работы при использовании технологий с доказанной эффективностью в классе.

Актуальность выбранной методической темы заключается в жизненной необходимости использовать эффективные и действенные методики в классе в связи с малым количеством времени, выделенным на работу с одним ребенком.   Командная работа позволяет создать единую обучающую среду, где дети с РАС могут максимально раскрыть свой потенциал, и уменьшить появление социально неприемлемых форм поведения.

Необходимым и первым условием для обучения ребенка в школе является сформированность у него учебного поведения – способности спокойно сидеть за столом, смотреть на говорящего и слушать, выполнять действия по подражанию, выполнять простые речевые инструкции. Во многом, готовность ребенка к обучению зависит от поведения учителя, простоты понимания ребенком условий и мотивации. В связи с этим была разработана схема формирования руководящего (учебного) контроля на основе рекомендаций Роберта Шрамма, описанных в книге «Детский Аутизм и ABA».

По мнению Шрамма, умение педагога, терапевта, родителя управлять поведением ребенка путем осознанного и целенаправленного подкрепления желательного поведения и формирования мотивации принято называть учебным контролем.

Этапы формирования учебного контроля:

  1. Сбор информации о любимых занятиях (активностях), предпочитаемых объектах и еде ребенка. Проведение процедуры оценки предпочтений (МОП).
  2. Ограничение доступа ребенка ко всем формам подкреплений в окружающей среде. Ребенок должен знать, что вы их полностью контролируете, и только вы решаете, когда и как долго они могут быть доступны.
  3. Отождествление вас с подкреплением. Докажите ребенку, что с вами интересно. Время, проведенное с вами, должно быть привлекательнее, чем занятия в одиночестве. Для начала следует стать частью любимых занятий. Если ребенок любит слушать музыку, вы должны быть тем, кто дает ее послушать. В период формирования учебного контроля работа над интересным взаимодействием с ребенком должна занимать не менее 75% от проведенного вместе времени.
  4. Использование четких, коротких инструкций с однозначным ответом или выбором. В начале работы инструкции (командный язык) и их выполнение не должны занимать больше 25% времени, проводимом с ребенком. Прежде чем что-либо потребовать, вы должны понять, что именно хотите получить в ответ, чего именно, вы ждете от ребенка. Поощрять следует только приемлемый отклик на ваши инструкции. Во время учебного процесса не подкрепляйте ребенка за попытки уклониться от обучения.
  5. Создание ситуаций, где ребенок получит опыт успешного выполнения заданий и немедленный доступ к поощрению. В начале работы не следует давать слишком сложные, новые или ресурсно затратные упражнения.
  6. Подкрепление всех более-менее хороших ответов ребенка. Сначала подкрепляется каждый верный ответ, затем надо переходить к соотношению 2:1, 3:1, 4:1. И в итоге к непредсказуемому (переменному) подкреплению.
  7. Попытки избежать выполнения задания или инструкций не поощряется. Покажите, что ребенок не получит доступ к подкреплению, если он не следует инструкции.

В связи с внедрением в школьное образование обучения отдельными пробами, встала необходимость быстрой передачи данных всем участникам учебного процесса о способах взаимодействия с детьми с РАС, предпочтениях, актуальных задачах и т.д. Поэтому была адаптирована таблица сводной информации, разработанная в «Центре помощи семье и детям с РАС» Нижнего Новгорода.

В таблицу включены следующие блоки:

  • Предпочтения – любимая еда, предметы, активности, которые выступают главными мотиваторами; социальная похвала;
  • Дистракторы – хорошо освоенные программы, которые могут выступать «переключателями» для осваиваемых программ;  
  • Режим подкрепления – как часто и при каких условиях ребенок получает поощрение;
  • Коммуникативные задачи – актуальные задачи, которые ребенок должен отрабатывать со всеми участниками учебного процесса;
  • Использование расписания – вид расписания (индивидуальное), переносное или закрепленное, в каких ситуациях должно использоваться обязательно.
  • Одевание – степень самостоятельности и необходимой помощи в этом процессе;
  • Посещение туалета - степень самостоятельности и необходимой помощи в этом процессе, режим посещения;
  • Приветствие – каким образом ребенок здоровается с окружающими
  • Активности – режим работы по расписанию активностей, количество заданий и их характеристика;
  • Трудное поведение и его функция – описание нежелательного поведения и его функции (получение внимания, желаемого, отказ от выполнения, автоматически подкрепляемое поведение);
  • Стратегии для предшествующих событий  - что необходимо делать, чтобы такое поведение не случалось;
  • Стратегии для последствий – что необходимо делать, если такое поведение случилось.

Примеры заполнения подобных таблиц приведены в Приложении 1.

Таблица заполняется психологом совместно с учителем, коммуникативные задачи прописывает логопед.

Структура командной работы при внедрении технологий с доказанной эффективностью в классе.

   Необходимым условием успешной адаптации ребенка в классе и способности усваивать академические навыки является командная работа специалистов службы сопровождения с учителем, воспитателем, тьютором.

Опыт внедрения в учебный процесс обучения методом дискретных проб заставило всех участников учебного процесса более тесно взаимодействовать. Встала необходимость совместной диагностики навыков, постановки актуальных задач для ребенка, отслеживания динамики и постоянного планирования дальнейших действий. Кроме того, переход на дистанционные формы обучения, привел к более тесному сотрудничеству с семьями детей и заставил выступить родителей в качестве терапистов.

За учебный год была выработана примерная структура командной работы, которая на данный момент является рабочей и подлежит дальнейшему изменению и доработке.  


Основным итогом проделанной работы является эффективность командного взаимодействия специалистов службы сопровождения с педагогами класса. Адаптация и внедрение методик с доказанной эффективностью в школьное обучение помогает снизить нежелательные формы поведения учащихся. Обучение методом отдельных проб дает возможность отработать навык в «безопасной», не стрессовой ситуации, чтобы генерализовать его в естественной среде наиболее успешно. Внедрение элементов ПАП позволяет сформировать у ребенка представление о себе как об успешном учащемся, а специалистам дает возможность расширить репертуар своих профессиональных умений.  


Литература:

  1.  Довбня С., Морозова Т., Залогина А., Монова И. Дети с расстройствами аутистического спектра в детском саду и школе: практики с доказанной эффективностью. СПб.: Сеанс, 2018.
  2. Малешкевич О., Эрц Ю. Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (АВА): принципы коррекции проблемного поведения и стратегии обучения детей с расстройствами аутистического спектра и другими особенностями развития. – Самара: Издательский  Дом «Бахрах-М», 2020;
  3. Расстройства аутистического спектра. Вводный курс. Учебное пособие для студентов. Григоренко Е.Л. М.: Практика, 2018.
  4. Смит Т., Йадарола С. Обновление доказательной базы по расстройствам аутистического спектра [Smith T., Iadarola S. Evidance Base Update for Autism Spectrum Disorder. Journal of Clinical Child & Adolescent Psychology, 2015].


Приложение 1

Предпочтения

Еда

Предметы

Социальные

Мармелад, печенье (менее предпочитаемы, чем предметы)  

«Гелевые» часы, мячик-антистресс,  погремушка с «бегущими» шариками

Похвала

Дистракторы

Действия с предметами, имитация крупной моторики

Режим подкрепления

В кабинке:

  • Если новая или трудная задача – за каждые 2 «+» получает итересующий предмет;
  • Жетоны: за каждый верный ответ получает жетон; за каждые 5 жетонов получает интересующий предмет, обменивая жетонную панель;

На уроке: за каждое выполненное задание получает интересующий предмет. Подкрепление может быть предоставлено в середине задания, если оно является трудным.

Коммуникативные задачи

IIIB этап PECS

Носит альбом в течение всего дня. Самостоятельно выбирает карточку в альбоме из нескольких, обменивает ее, привлекая внимание педагога.

Использование расписания

Перед началом первого урока выкладывает расписание занятий на день, убирает пиктограмму после каждого урока.

Переносное расписание.

Одевание

Самостоятельно

Посещение туалета

Полностью самостоятельное

Приветствие

Говорит «Привет» и машет в ответ на приветствие педагога.

Активности

2 активности в течение продленки с разными задачами.

2 уровень: 3 задачи с закрытым концом +подкрепление по таймеру (подкрепление получает, обращаясь к учителю ГПД)

Трудное поведение

Функция

Стратегия для предшествующих событий

Стратегия для последствий

Убегает (покидает рабочее место, убегает из класса)

Отказ от деятельности

  • Чаще проводить МОП
  • заключение «договора» поощрения до предъявления требований;
  • использование расписания на день (с учетом сессий в кабинке);
  • использование таймера для работы в кабинке;
  • в течение одного урока не более 1 сессии в кабинке (не более 25 минут).
  • Повтор инструкции;
  • Повтор «договора»;
  • НЕ СНИЖАТЬ ТРЕБОВАНИЯ

Бьет по лицу открытой ладонью (поведение появляется как усиление, когда настаивают на выполнении инструкции или задания)

Кричит


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая работа с обучающимися 1 класса в рамках психологического сопровождения согласно ФГОС в адаптивной школе (для детей с интеллектуальными нарушениями)

Коррекционно-развивающий блок основан на сочетании занятий, ориентированных на изменение особенностей психологического развития обучающихся в рамках объективно данной им психолого-педагогической среды...

Коррекционно-развивающая работа с обучающимися 2 класса в рамках психологического сопровождения согласно ФГОС в адаптивной школе (для детей с интеллектуальными нарушениями)

Коррекционно-развивающий блок основан на сочетании занятий, ориентированных на изменение особенностей психологического развития обучающихся в рамках объективно данной им психолого-педагогической среды...

Коррекционно-развивающая работа с обучающимися 3 класса в рамках психологического сопровождения согласно ФГОС в адаптивной школе (для детей с интеллектуальными нарушениями)

Обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной, эмоционально-волевой и личностно-мотивационной сферах обучающихся с огра...

Коррекционно-развивающая работа с обучающимися 4 класса в рамках психологического сопровождения согласно ФГОС в адаптивной школе (для детей с интеллектуальными нарушениями)

Обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной, эмоционально-волевой и личностно-мотивационной сферах обучающихся с огра...

Реализация основных направлений деятельности образовательного учреждения: внедрение инновационных процессов, повышение профессиональной компетентности педагогов, система сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями.ДОКЛАД

Реализация основных направлений деятельности образовательного учреждения: внедрение инновационных процессов, повышение профессиональной компетентности педагогов, система сопровождения  детей...

Методика работы над арифметической задачей на уроках в школе для детей с интеллектуальными нарушениями

Обобщение и презентация педагогического опыта работ над арифметическими задачами. Материал может быть использован в качестве консультационного для педагогов, начинающих работать с данной категорией де...