Психолого-педагогические особенности развития младших школьников
статья

Психолого-педагогические особенности развития младших школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:


     Психолого-педагогические особенности развития младших школьников

                                                                                                                 выполнена:                                                            
                                                        учителем начальных классов
                                                                       Вихровой Анастасией Алексеевной
                                         

Санкт-Петербург

2021 г.

Одной из проблем, волнующей учителей, является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на мотивационно- потребностную сферу ученика.

Поскольку речь идёт об учащихся младшего школьного возраста, вопрос об учёте их психологических особенностей очень важен.

В отечественной психологии специфика каждого возраста, каждого возрастного этапа раскрывается через анализ ведущей деятельности, особенности социальной ситуации развития, характеристику основных возрастных новообразований.

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность.  Она опосредует всю систему отношений ребенка с обществом, в ней формируются не только отдельные психические качества, но и личность младшего школьника в целом [5].

Структура учебной деятельности включает: мотивы; учебные задачи; учебные действия; действия контроля; действия оценки [10].

Становление личности школьника происходит под влиянием отношений со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), новых видов деятельности (учения) и общения, включения в систему коллективов (общешкольного, классного) [7].

В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования.         Требования учебной деятельности неизбежно ведут учеников к формированию произвольности как характеристики всех их психических процессов. Второе важное новообразование - рефлексия, анализ. К окончанию начальной школы учащиеся уже могут выполнять действия про себя - в умственном плане. Это означает, что их интеллектуальное развитие поднялось на новую ступеньку, у них сформировался внутренний план действий. Итак, психическая деятельность ученика, закончившего начальную школу, должна характеризоваться тремя новообразованиями: произвольностью, рефлексией, внутренним планом действий [9].

Для осуществления деятельности необходима сформированность мотивационной сферы; как правило, это система разнообразных потребностей, мотивов, целей, интересов [10].

Младший школьный возраст - период впитывания, накапливания знаний, период усвоения по преимуществу. Разнообразие занятий, интересов является обязательным условием полноты развития ума ребенка, его способностей. Наличие или отсутствие интересов важно не только само по себе, но прежде всего как фактор формирования личности [3].

Ребенку хочется заниматься  той деятельностью, к которой ребенок, во-первых, испытывает интерес и, во-вторых, в овладении которой он ощущает успех. Если отсутствует ощущение движения вперед, интерес к деятельности может постепенно ослабевать и даже пропасть вовсе. Поэтому одна из основных задач школы - развить познавательные интересы каждого учащегося. Когда ребенок занимается, пусть даже по одному или нескольким учебным предметам, увлеченно, с интересом, с большим желанием, у него более интенсивно развивается и мышление, и память, и восприятие, и воображение, а значит, способности, у него появляется свое отношение к предмету и учению вообще - он развивается как личность [2].

Содержание и характер интересов в процессе развития человека существенно изменяются. Первоначально у младших школьников интерес возникает ко всем видам учебной работы. В дальнейшем он начинает дифференцироваться. Интерес к процессу деятельности начинает сменяться интересом к содержанию деятельности [5], сначала это увлеченность фактами и событиями, а в III классе - и интерес к раскрытию причинно-следственных зависимостей (от описания к объяснению) [1]. Повышается интерес к творческой стороне работы. Чем больше возможностей учебная деятельность предоставляет для активности и самостоятельности уч-ся, тем больший интерес она вызывает [6].

Интерес тесно связан с успешностью учения. Быстро и легко усваивается тот определенный учебный предмет, где ребенок получает удовлетворение. Успех пробуждает желание больше и глубже заниматься именно этим предметом, что, в свою очередь, способствует развитию способностей ребенка. Успех в значимой для ребенка учебной деятельности способствует развитию у него чувства личностного достоинства, неуспех тормозит и осложняет нормальный процесс становления личности [7].

Интерес  к  приобретению  знаний  формируется  у  школьников  при  условии  определенной  организации  учителем  учебного  процесса.

Важная роль, которую интерес играет в учебной деятельности, ставит задачу сделать учение интересным, что может быть достигнуто, прежде всего, путем опоры на наличные, уже имеющиеся у учащихся интересы, хотя бы и не относящиеся к данному учебному предмету. Однако это еще не решает задачи. Педагоги и воспитатели должны пробуждать, формировать и развивать у учащихся новые интересы, относящиеся к самим предметам изучения, полноценные учебные интересы, а также интересы, в наибольшей мере соответствующие индивидуальным особенностям, возможностям и способностям учащихся. При этом необходимо всемерно содействовать воспитанию широты, устойчивости и действенности интересов. Разносторонние, глубокие, устойчивые и действенные интересы — важное условие всестороннего развития личности.

 Огромную роль в пробуждении и развитии у школьников интереса к учению, знаниям играют качество преподавания (в частности, эмоциональная яркость и живость) и личность учителя, его умение общаться, строить свои отношения с учащихся, ставить последних в ситуацию успеха, формировать у них способности к самомотивации и самообразованию [6].

Чтобы поддерживать интерес у школьников, взрослому важно самому не терять этого интереса. А значит (если он учитель) - вести занятия так, чтобы с каждым сюжетным поворотом и методическим ходом открывалось неожиданное, удивительное - в обычном [4].

 Один из основных путей воспитания положительных, устойчивых и действенных интересов - понимание учащихся того объекта, к которому необходимо вызвать интерес. Ученик на опыте должен убедиться в неразрывной связи приобретаемых знаний с практикой, "прочувствовать" их жизненную значимость. В тех случаях, когда непосредственно связать учебный материал с жизнью трудно, положительную роль играют указания учителя на важность изучаемого материала для общего развития, на его образовательное значение [11].

Другой важный путь воспитания учебных и познавательных интересов - включение учащихся в активную творческую деятельность, направленную на познание данного объекта, что достигается подбором посильных и интересных заданий, достаточно разнообразных, новых по содержанию или по форме, побуждающих к самостоятельному, активному размышлению.

Важно, чтобы познание было связано с положительными эмоциональными переживаниями, с радостью познания (это вызывается осознанием своих успехов, достижений, преодолением трудностей, поощрениями) [6].

Среди многообразия путей и средств, выработанных практикой для формирования устойчивых интересов, выделим:

• увлеченное преподавание,

• новизну учебного материала,

• показ практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентациями школьников,

• использование новых и нетрадиционных форм работы,

• проблемное обучение,

• обучение с компьютерной поддержкой,

• применение мультимедиа–систем,

• использование интерактивных компьютерных средств,

• взаимообучение (в парах, микрогруппах),

• тестирование знаний, умений,

• показ достижений обучаемых,

• создание ситуаций успеха,

• соревнование (с товарищами по классу, самим собой)

• создание положительного микроклимата в классе,

• доверие к ученику,

• педагогический такт и мастерство педагога,

• отношение педагога к своему предмету, ученикам,

• гуманизация школьных отношений и т. д. [8].

Интерес психологи и педагоги изучают с различных сторон, но любое исследование рассматривает как часть общей проблемы воспитания и развития. Сегодня проблема интереса всё шире исследуется в контексте разнообразной деятельности учащихся, что позволяет творчески работающим учителям, воспитателям успешно формировать и развивать интересы учащихся, обогащая личность, воспитывать активное отношение к жизни.

Список литературы

  1. Дубровина, И.В., Данилова, Е.Е., Прихожан, А.М. Психология: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2012. – С. 464.
  2. Лепешкина, Ю. Формирование интереса к учению у учащихся начальной школы. // Учитель. – 2011. № 1. – С. 67-69.
  3. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе. – М.: Знание, 2009. – С. 48.
  4. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Юрайт, 2015. – С. 460.
  5. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич. – М., 2005. – С. 720.
  6. Педагогический терминологический словарь [электронный ресурс].- Режим доступа: http://pedagogical_dictionary.academic.ru
  7.  Подласый, И.П. Педагогика: учебник. – М.: Владос, 2013. – С. 576.
  8.  Рубинштейн, А.В. Основы общей психологии. – СПб.:  Питер, 2000. – С. 448.
  9.  Словари, энциклопедии, справочники словарь [электронный ресурс].- Режим доступа:  https://slovar.cc/enc/ped/2138767.html
  10. Смолеусова, Т. В. Поддержка интереса к знаниям – как сформировать мотивацию учения? // Народное образование. – 2014. № 8. – С.162-167.

  Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в психологии. – М.:  Просвещение, 2006. – С. 175.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические основы проблемы неуспеваемости младших школьников

Статья о причинах неуспеваемости учащихся начальной школы....

Психолого - педагогическая характеристика учебной деятельности младших школьников

В работе описаны психологи - физиологические особенности младшего школьника и логически рскрыто понятие учебной деятельности в начальных классах....

Психолого-педагогическая коррекция школьной тревожности младших школьников в процессе лепки скульптуры

В статье представлен анализ особенностей школьной тревожно-сти младших школьников. Раскрыта модель психолого-педагогической коррек-ции школьной тревожности младших школьников в процессе лепки скульпту...

Психолого-педагогические особенности развития младших школьников

Психолого-педагогические особенности развития младших школьниковМладший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения с взрослыми и с...

Программа психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения младших школьников

Учитывая специфику самосознания детей с отклоняющимся поведением, необходимо помочь им изменить негативное отношение к себе, выработать уверенность, воспитать стремление к успеху, сформировать способн...

Психолого-педагогические аспекты формирования личности младшего школьника (из опыта работы)

Психолого-педагогические аспекты формирования личности младшего школьника (из опыта работы). Доклад на Международной НПК "Социальные, психолого-педагогические и правовые аспекты жизнестойкости ка...

Психолого-педагогические проблемы обучения, воспитания младшего школьника

Младший школьный возраст – это возрастной период, согласно возрастной периодизации от 6–7 до 9–11 лет, его же называют высшей точкой развития детства [7]. В начальной школе у ребёнк...