Как помочь ребенку победить страх решать задач
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Статья "Как помочь ребенку победить страх решать задачи" о возможностях помочь ребенку побороть страх перед задачами, который чаще всего возникает у первоклассников. Материал будет полезен для родителей, учителей начальных классов, родителей обучающихся начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx131.97 КБ

Предварительный просмотр:

Как помочь ребенку победить страх https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1721884/pub_5e5d36b3f9358e4f31db313f_5e5d37857dd77672622a54ff/scale_1200

решать задачи

Родители часто задают вопрос: «Почему мой ребенок хорошо считает любые примеры, а задачи решить не может?» Если вы столкнулись с такой ситуацией, вашему ребенку необходима ваша помощь. И чем быстрее вы это сделаете, тем лучше. В победе над страхом перед решением задачи вы можете самостоятельно помочь ребенку. 

Страх может появляться из-за различных причин. Каково бы ни было происхождение страха, как только он начинается, нарастание дальше уже происходит само по себе: чем тревожнее ребенок чувствует себя, тем хуже у него результаты; чем больше избегает математических задач, тем сильнее у ребенка волнение при столкновении с ними.

Для того, чтобы хорошо считать, ребенок должен обладать рядом навыков – хорошая память, абстрактное мышление, умение определять количество предметов, способность к критическому мышлению. Но умение хорошо считать не всегда помогает при решении задачи. Все зависит от общей готовности ребенка к восприятию и положительного эмоционального настроя на работу.

Ребенок не решает задачу не потому, что не может, а потому, что уверен – зачем? – ведь все равно не смогу. Но с этой проблемой можно справиться если: во-первых – улучшить когнитивные функции (развитие памяти и внимания); во-вторых – восполнить пробелы в знаниях при решении задач, в-третьих – создать для ребенка ситуацию успеха.

Вы не знаете точно, в чем проблема при решении задачи у вашего ребенка? Тогда попытаемся вместе определить, в какой из составляющих у ребенка происходит непонимание. Чаще всего это происходит из-за психологического настроя ребенка. Наиболее часто встречающиеся ошибки при решении задач – беглое чтение условия задачи, которое не запоминается и не анализируется ребенком; ребенок больше концентрирует свое внимание не на условии задачи, а только на числах; неумение отличать главную информацию от второстепенной, неспособность перевести книжную задачу в «реальную». И здесь также нужна поддержка со стороны родителей.

С точки зрения математики любая задача состоит из 4 этапов, которые в ней необходимо найти: условие, вопрос, решение, ответ. Начинаем с анализа условия задачи: 1 шаг – прочитайте задачу и попросите ребенка кратко рассказать, о чем задача, 2 шаг – сократите пересказ до нескольких основных (главных) слов, 3 шаг – запишите краткое условие или зарисуйте  схему.  Следующий этап – нахождение вопроса в тексте задачи, краткая запись. Далее пробуем найти решение и записываем его. И обязательно последним этапом – запись ответа.

А теперь самое главное – у вашего ребенка нет проблем со счетом. А значит, в остальном можно помочь ребенку. Чаще всего у ребенка возникает непонимание на первом этапе: ребенок, увидев большую запись, бросается «в панику» - «я не знаю, как решать» - часто услышите вы. И здесь вы должны помочь ребенку повысить самооценку: найдите вместе  с ним его сильные стороны, помогите их использовать при решении, поощряйте за каждое его достижение, напомните ему, что вы его любите и им гордитесь. Используйте слова: «Решишь, молодец. Не решишь – не волнуйся, решим вместе. Это не для оценки, это просто так».

Начиная работу, необходимо донести основную мысль ребенку -  понять, что задача «живет» не только на странице учебника, но и входит в нашу повседневную жизнь. Теперь, когда ребенок уже готов приступить к решению задачи, можно начинать превращать абстрактную математику на бумаге в увлекательное манипулирование предметами. На примерах простейших задач покажите реальную задачу из жизни (играйте в нее) и переведите ее в запись на бумаге, т.е. в абстрактную математику. Как только страх перед решением задачи уйдет, приступайте к следующему этапу. Ребенок начнет с желанием вникать в смысл задачи, будет пытаться пробовать самостоятельно предлагать варианты решения, и здесь снова ему необходима ваша поддержка. Пытайтесь направить ребенка на понимание и представление той ситуации, которая описана в задаче, поддерживая морально и психологически. Как только справились и с этим этапом, можно двигаться далее.

Теперь возвращаетесь к самой математике:  в решении задач есть тоже определенные шаблоны и правила – их необходимо освоить и закрепить. Решайте сначала простые однотипные задачи, как только ребенок освоил один тип задач, переходите к другому и так пока все варианты основных видов задач не освоите. Несомненно, научив ребенка, выполнять разные типы задач, необходимо  этот навык подкреплять и довести до автоматизма. Желательно заниматься на первых порах с ребенком решением задач ежедневно.  К счастью, чем дальше вы углубляетесь в решение задач, тем станет боязнь перед их решением. Относитесь к решению задач также, как и к любым примерам. Например, боязнь перед самостоятельной или контрольной работой, необходимо снять: настроить ребенка как на обычный урок. Также можно использовать прием – называние страха, проговаривание, и тогда страх начнет отступать.

При последовательной работе и четкой отработке подобных упражнений, ребенок легче запоминает и выстраивает причинно-следственные связи между условием, вопросом и решением самой задачи. Ведь умение решать задачи напрямую связано с логическим мышлением, умению анализировать, делать выводы.

Очень важно осознать, что вашему ребенку на протяжении всей школьной жизни придется решать огромное количество задач: в начальных классах по математике, а перейдя в основную школу, добавятся задачи по алгебре, геометрии, физике, химии. И, несмотря на совершенно разные школьные предметы, методика решения задач будет во многом схожа с простыми задачами по математике. Поэтому помогая ребенку изначально, вы поможете ему понять, что задачи решать это не страшно, соответственно ребенок будет чувствовать на уроках себя более уверенно. Положительный успех оказывает развитие уверенности в собственных силах и изменяет отношение к решению задач. А максимально избавиться от страха поможет работа с эмоциями.https://cdn.kwork.ru/pics/t3/11/660453-1544520511.jpg

Научившись решать школьные задачи, ребенку будет легче и в любой сфере жизни, так как эти знания необходимы каждому из нас постоянно. Ведь вера в собственные силы – это сильнейший мотиватор в жизни любого.

Педагог-психолог МКОУ «Фоминичская СОШ» Рузметова Г.К.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребенка владеть собой?"

Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А ведь если человек умеет оценить свое душевное состояние, будет легче и окружающим, и ему самому....

Ребенок идет в первый класс: психологическая готовность ребенка к школе. Как помочь ребенку в овладении навыками чтения, письма, счета

Ребенок идет в первый класс: психологическая готовность ребенка к школе. Как помочь ребенку в овладении навыками чтения, письма, счета...

Консультация для родителей незрячего ребенка "Как помочь ребенку с тяжелыми нарушениями зрения учиться"

Данный буклет-консультация для родителей незрячего ребенка "Как помочь ребенку с тяжелыми нарушениями зрения учиться" оформлена по материалам учебно-методического пособия "Организация занятий в специа...

Рекомендации для родителей "Как помочь ребенку развить внимание" "Как работать над развитием памяти" "Развиваем мышление ребенка"

Внимание, мышление, память входят в число познавательных прцессов человека и обеспечивают ему возможность сохранять в сознании запечатленное, выражать последнее и передавать его другим людям. Как помо...

"Как помочь ребенку-второкласснику?". Секреты для родителей по поддержке ребенка в данный период.

Переход ребенка во второй класс знаменуется тем, что обязательными становятся домашние задания, а детям начинают ставить отметки. Все это достаточно непросто для ребенка и существуют особые секреты дл...