Программа по курсу "Формирование коммуникативного поведения" (фронтальное занятие)
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Нурмухаметова Мария Владимировна

программа разработана для детей с с расстройствами аутистического спектра (РАС). Вариант программы 8.2, 8.3, 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аннотация к рабочей программе коррекционного курса

«Формирование коммуникативного поведения»

Рабочая программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования. Реализация программы курса осуществляется с учетом особенностей развития обучающихся с РАС.

Основная цель коррекционного курса формирование коммуникативного поведения у обучающихся c РАС, с целью активизации навыков вербальной и невербальной коммуникации в различных социальных ситуациях.

Основные задачи реализации содержания

  • обеспечение системного подхода к созданию условий для развития у детей с

ограниченными речевыми способностями возможности выражать свои желания, быть услышанными своими близкими и обществом.

  • формирование мотивации к взаимодействию со сверстниками и взрослыми;
  • коррекция нарушений аффективного, сенсорно – перцептивного,

коммуникативного и личностного развития, дезадаптивных форм поведения;

  • активизация навыков устной коммуникации, речевого поведения, включая

выражение мыслей и чувств в самостоятельных высказываниях;

  • развитие коммуникативных навыков обучающихся, их использование в

различных видах учебной и внешкольной деятельности.

Содержание коррекционного курса представлено следующими разделами: невербальная коммуникация, вербальная коммуникация, моделирование и закрепление коммуникативных навыков в повседневных ситуациях.

Общая трудоёмкость курса

В первом классе – 33 часа (1час в неделю). Во 2-4 классах отводится 34 часа (1 час в неделю).

Формы контроля предметом итоговой оценки освоения обучающимися с РАС АООП НОО является достижение предметных и результатов освоения программы коррекционной работы.

Контроль за динамическими изменениями  в развитии детей осуществляется на основании диагностического обследования. Обследование проводится по методике ABBLS-R шкалы: F. Просьбы, К Игра и проведение досуга, L Социальное взаимодействие, M Поведение в группе.

Оценочная система контроля не предусматривается.



Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа коррекционно-развивающего курса «Формирование коммуникативного поведения» составлена для учащихся 1 дополнительного, 1-4 классов с расстройствами аутистического спектра (РАС). Программа может видоизменяться в календарно-тематической части исходя из особенностей группы.

Специфика коммуникативной деятельности детей с РАС проявляется в задержке языкового развития, трудности с пониманием обращенной речи, в разрыве между пониманием речи и способностью к выражению, в недостаточном внимании к речи собеседника, в слабой интенсивность мимики, жестикуляции. Зачастую дети не понимают коммуникативных намерений собеседника. Также наблюдается недостаточное развитие вербальной и невербальной коммуникации. В значительной степени это обусловлено недостаточным уровнем развития коммуникативного поведения. Для преодоления низкой коммуникативной активности обучающихся с РАС в структуру учебного плана введен коррекционно-развивающий курс «Формирование коммуникативного поведения», способствующий формированию коммуникативных навыков.

Программа коррекционного курса «Формирование коммуникативного поведения» разработана в соответствии с нормативными документами.

Основной целью формирования коммуникативного поведения у обучающихся c РАС является активизация навыков вербальной и невербальной коммуникации в различных социальных ситуациях, их подготовка к жизни в современном обществе.

В ходе реализации программы по формированию коммуникативного поведения решаются следующие взаимосвязные задачи:

 - обеспечение системного подхода к созданию условий для развития у детей с ограниченными речевыми способностями возможности выражать свои желания, быть услышанными своими близкими и обществом.

- формирование мотивации к взаимодействию со сверстниками и взрослыми;

- коррекция нарушений аффективного, сенсорно-перцептивного, коммуникативного и личностного развития, дезадаптивных форм поведения;

- активизация навыков устной коммуникации, речевого поведения, включая выражение мыслей и чувств в самостоятельных высказываниях;

- развитие коммуникативных навыков обучающихся, их использование в различных видах учебной и внешкольной деятельности.

Решение поставленных задач позволяет совершенствовать у обучающихся с расстройством аутистического спектра навыки элементарной устной коммуникации.

Реализация программы курса осуществляется с учетом особенностей развития обучающихся с РАС. Компенсация особенностей развития достигается путем организации обучения разным по уровню сложности видом труда, с учетом интересов воспитанников, в соответствии с их психофизическими возможностями, с использованием индивидуального подхода, эмоционально-благополучного климата в классе, разнообразных форм деятельности, ситуаций успеха, обеспечением близкой и понятной цели деятельности, использованием различных видов помощи, стимуляции познавательной активности, использования игровых приемов, дидактических игр, развития психических процессов, большого количества наглядности.

Планируемые результаты освоения коррекционного курса

Предметные результаты по формированию коммуникативного поведения включают освоение обучающимися с расстройством аутистического спектра специфические умения, знания и навыки для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

Минимальный уровень:

- применять элементарные правила речевого общения с помощью учителя (выражать свои просьбы, желания с использованием простых этикетных слов);

- знать и применять элементарные правила речевого общения;

- уметь употреблять базовые формулы речевого общения (сообщить элементарные сведения о себе – имя, домашний адрес);

Достаточный уровень: 

- участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребёнка;

- выбирать правильные средства интонации, жестов и поз, ориентируясь на образец речи или анализ речевой ситуации;

- использовать изученные речевые алгоритмы при общении;

- использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях.

С учётом психофизических особенностей обучающихся личностные результаты включают:

- овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);

- овладение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных и коммуникативных ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- овладение способами регуляции своего эмоционального состояния.

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

1 класс (8.2)

Название раздела

Формируемые навыки

Кол-во часов

1.

Организация совместного внимания.

Учим смотреть в сторону говорящего, слушать обращенную речь, менять свое поведение по речевой инструкции, имитировать основные движения (действия). Совершенствовать умение работать в режиме диалога: «подайте», «передайте», «мне нужны…». Установление эмоционального контакта с педагогами и другими детьми.

6

2.

Формирование социальной ответной реакции.

Отклик на свое имя

Ответ на приветствия других людей

Выражение согласия

4

3.

Формирование умений выражать просьбы/требования

Просьба о повторении действия

Умение попросить предмет в ситуации выбора

Просьба о помощи

6

4.

Формирование умений называть, комментировать и описывать предметы, людей, действия, события

Умение называть различные предметы

Определение принадлежности собственных вещей

Умение называть знакомых людей по имени

6

5.

Формирование умений привлекать внимание и задавать вопросы

Умение привлекать внимание

Умение задавать вопросы о другом человеке («Кто ___?»)

Умение задавать общие вопросы, требующие ответа да/нет

5

6.

Формирование умений выражать эмоции, чувства; сообщать о них

Выражение радости

Выражение грусти

Сообщение об усталости

6


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п.п.

Раздел

Содержание занятия

Кол-во часов

игровая деятельность

продуктивная деятельность

1.

Организация совместного внимания

- Приветствие;

- «Раз, два, три, посмотри - …»;

- «Парус»;

-«Шалтай-Болтай»;

- «Из-за леса из-за гор ехал дедушка Егор…»;

- Мыльные пузыри;

- Окончание;

- Продуктивная деятельность.

Коллаж «Осень»

2

2.

3.

Коллаж «Смешарик с шарами»

2

4.

5.

Коллаж «Осенняя пора»

2

6.

7.

Формирование социальной ответной реакции.

- Приветствие;

- «Покажи по-разному»;

- «Парус»;

- «Шалтай-Болтай»;

- «Из-за леса из-за гор ехал дедушка Егор…»;

- «На болоте старый пень»;

- Окончание.

- Продуктивная деятельность.

Коллаж «Наш двор»

2

8.

9.

«Кошки-мышки»

2

10.

11.

Формирование умений выражать просьбы/требования

- Приветствие;

- «Покажи по-разному»;

- «Парус»;

- «Шалтай-Болтай»;

- «Та-та – два кота»;

-«На болоте старый пень»;

- Окончание.

- Продуктивная деятельность.

Панно «Рождественский венок»

2

12.

13.

Изготовление елочной гирлянды из цветной бумаги и снежинок

2

14.

15.

«Зимняя ночь в лесу» из цветной бумаги и салфеток в технике рваной аппликации.

2

16.

17.

Формирование умений называть, комментировать и описывать предметы, людей, действия, события

- Приветствие;

- «Покажи по-разному»;

- «Парус»;

-« Черепаха»;

- «Та-та – два кота»;

-«На болоте старый пень»;

- Окончание.

- Продуктивная деятельность.

Лепка по образцу ежиков и грибов

2

18.

19.

Изготовление поделок из бумаги

"Зайчонок", "Птичка", "Цыпленок"

2

20.

21.

Лепка улиток, солнышка и веселой гусеницы из пластилина

2

22.

23.

Формирование умений привлекать внимание и задавать вопросы

- Приветствие;

- «Покажи по-разному»;

- «Водопад»;

-« Черепаха»;

- «Та-та – два кота»;

-«На болоте старый пень»;

- Окончание.

- Продуктивная деятельность.

Изготовление вазочки с использованием семян

2

24.

25.

Изготовление новогодней гирлянды из овоидов (по три овоида в гирлянде) – для варианта С и Д.

изготовление елочных игрушек – для варианта Б.

2

26.

27.

Тропические рыбки из бумажных тарелок

1

28.

Формирование умений выражать эмоции, чувства; сообщать о них

- Приветствие;

- «Покажи по-разному»;

- «Водопад»;

-« Федя-Бредя!»;

- «Та-та – два кота»;

-«На болоте старый пень»;

- Окончание;

- Продуктивная деятельность.

«Свободное рисование».  Рисование под классическую музыку

2

29.

30.

«Пластилиновое настроение». Лепим плохое настроение

2

31.

32.

«Монотипия»

2

33.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

 По окончанию 1 класса обучающийся может уметь:

  • Называть своё имя;
  • Реагировать на обращение поворотом головы, взглядом;
  • Подражать движениям и речи взрослого человека;
  • Смотреть в сторону говорящего;
  • Слушать обращенную речь;
  • Работать в режиме диалога: «подайте», «передайте», «мне нужны…»;
  • Выражать радость, грусть.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

1 (дополнительный) класс (8.2)

В первом дополнительном классе продолжается развитие коммуникативных навыков обучающихся с РАС, постепенно усложняя предлагаемы задания. Тематика занятий дублируется с первым классом для лучшего закрепления изученного материала.

Название раздела

Формируемые навыки

Кол-во часов

1.

Организация совместного внимания.

Учим смотреть в сторону говорящего, слушать обращенную речь, менять свое поведение по речевой инструкции, имитировать основные движения (действия). Совершенствовать умение работать в режиме диалога: «подайте», «передайте», «мне нужны…». Установление эмоционального контакта с педагогами и другими детьми.

6

2.

Формирование социальной ответной реакции.

Ответ на приветствия других людей

Выражение согласия 

Отказ от предложенного предмета/деятельности

4

3.

Формирование умений выражать просьбы/требования

Просьба о повторении действия

Умение попросить предмет в ситуации выбора

Просьба о помощи 

Требование предмета

6

4.

Формирование умений называть, комментировать и описывать предметы, людей, действия, события

Умение называть различные предметы

Умение называть знакомых людей по имени

Описание прошедших и будущих событий

6

5.

Формирование умений привлекать внимание и задавать вопросы

Умение привлекать внимание

Умение задавать вопросы о другом человеке («Кто ___?»)

Умение задавать вопросы о предмете («Что ___?»)

Умение задавать общие вопросы, требующие ответа да/нет 

5

6.

Формирование умений выражать эмоции, чувства; сообщать о них

Выражение радости

Выражение грусти

Сообщение об усталости 

Выражение страха

Выражение удовольствия/недовольства

6


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п.п.

Раздел

Содержание занятия

Количество часов

игровая деятельность

продуктивная деятельность

1.

Организация совместного внимания

- Приветствие;

- «Танец пяти движений»;

- «Водопад»;

-« Черепаха»;

- «Та-та – два кота»;

-«На болоте старый пень»;

- Окончание.

- Продуктивная деятельность.

Коллективная работа «Осенний букет»

2

2.

3.

Поделка из бумаги «Роза»

2

4.

5.

Коллаж «Грибной дождик» 

2

6.

7.

Формирование социальной ответной реакции.

- Приветствие;

- «Покажи по-разному»;

- «Водопад»;

-« Федя-Бредя!»;

- «Та-та – два кота»;

-«На болоте старый пень»;

- Окончание;

- Продуктивная деятельность.

Панно «Осеннее дерево»

2

8.

9.

«Ёжик»

2

10.

11.

Формирование умений выражать просьбы/требования

- Приветствие;

- «Ехал Грека через реку »;

- «Сосиска в тесте»;

-« Федя-Бредя!»;

- «Месим, месим тесто»;

-«На болоте старый пень»;

- Окончание;

- Продуктивная деятельность.

Новогодние украшения

«Ёлочка»,

«Рождественская звезда», «Самоцвет», «Снежинка»

2

12.

13.

Новогоднее украшение аппликация

из ладошек «Дед Мороз»

2

14.

15.

«Куколки-мартинички»

2

16.

17.

Формирование умений называть, комментировать и описывать предметы, людей, действия, события

- Приветствие;

- «Ехал Грека через реку »;

- «Сосиска в тесте»;

-« Федя-Бредя!»;

- «Месим, месим тесто»;

-«На болоте старый пень»;

- Окончание;

- Продуктивная деятельность.

Пластилиновые животные

«Мишка», «Кошка», «Собачка»

2

18.

19.

 «Ребятки-цыплятки»

2

20.

21.

Цветочное панно

2

22.

23.

Формирование умений привлекать внимание и задавать вопросы

- Приветствие;

- «Ехал Грека через реку »;

- «Боевое сражение»;

-« Жмурки»

- «Месим, месим тесто»;

-«Мяч»;

- Окончание;

- Продуктивная деятельность.

«Радужные рыбки»

2

24.

25.

«Пасхальное яйцо» 

2

26.

27.

Знакомство с дымковской росписью (орнаментом)

1

28.

Формирование умений выражать эмоции, чувства; сообщать о них

- Приветствие;

- «Аты-баты»;

- «Сосиска в тесте»;

-« Жмурки»

- «Рыболовы»;

 Запретные цифры»;

- Окончание;

- Продуктивная деятельность.

Рисуем «Хорошее настроение»

2

29.

30.

«Рисование сказки»

2

31.

32.

«Лепешка»

2

33.

По окончанию 1 (дополнительного) класса обучающийся может уметь:

  • Реагировать на обращение поворотом головы, взглядом;
  • Подражать движениям и речи взрослого человека;
  • Смотреть в сторону говорящего;
  • Слушать обращенную речь;
  • Работать в режиме диалога: «подайте», «передайте», «мне нужны…»;
  • Выражать радость, грусть, страх;
  • Задавать вопросы о другом человеке («Кто ___?»);
  • Задавать вопросы о предмете («Что ___?»);
  • Задавать общие вопросы, требующие ответа да/нет.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

2 класс (8.2)

Название раздела

Формируемые навыки

Кол-во часов

1.

Невербальная коммуникация

2.

Вербальная коммуникация

3.

Моделирование и разыгрывание типичных жизненных ситуаций




Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа коррекционно-развивающего курса «Формирование коммуникативного поведения» составлена для учащихся 1 дополнительного, 1-4 классов с расстройствами аутистического спектра (РАС). Программа может видоизменяться в календарно-тематической части исходя из особенностей группы.

Специфика коммуникативной деятельности детей с РАС проявляется в задержке языкового развития, трудности с пониманием обращенной речи, в разрыве между пониманием речи и способностью к выражению, в недостаточном внимании к речи собеседника, в слабой интенсивность мимики, жестикуляции. Зачастую дети не понимают коммуникативных намерений собеседника. Также наблюдается недостаточное развитие вербальной и невербальной коммуникации. В значительной степени это обусловлено недостаточным уровнем развития коммуникативного поведения. Для преодоления низкой коммуникативной активности обучающихся с РАС в структуру учебного плана введен коррекционно-развивающий курс «Формирование коммуникативного поведения», способствующий формированию коммуникативных навыков.

Программа коррекционного курса «Формирование коммуникативного поведения» разработана в соответствии с нормативными документами.

Основной целью формирования коммуникативного поведения у обучающихся c РАС является активизация навыков вербальной и невербальной коммуникации в различных социальных ситуациях, их подготовка к жизни в современном обществе.

В ходе реализации программы по формированию коммуникативного поведения решаются следующие взаимосвязные задачи:

 - обеспечение системного подхода к созданию условий для развития у детей с ограниченными речевыми способностями возможности выражать свои желания, быть услышанными своими близкими и обществом.

- формирование мотивации к взаимодействию со сверстниками и взрослыми;

- коррекция нарушений аффективного, сенсорно-перцептивного, коммуникативного и личностного развития, дезадаптивных форм поведения;

- активизация навыков устной коммуникации, речевого поведения, включая выражение мыслей и чувств в самостоятельных высказываниях;

- развитие коммуникативных навыков обучающихся, их использование в различных видах учебной и внешкольной деятельности.

Решение поставленных задач позволяет совершенствовать у обучающихся с расстройством аутистического спектра навыки элементарной устной коммуникации.

Реализация программы курса осуществляется с учетом особенностей развития обучающихся с РАС. Компенсация особенностей развития достигается путем организации обучения разным по уровню сложности видом труда, с учетом интересов воспитанников, в соответствии с их психофизическими возможностями, с использованием индивидуального подхода, эмоционально-благополучного климата в классе, разнообразных форм деятельности, ситуаций успеха, обеспечением близкой и понятной цели деятельности, использованием различных видов помощи, стимуляции познавательной активности, использования игровых приемов, дидактических игр, развития психических процессов, большого количества наглядности.

Планируемые результаты освоения коррекционного курса

Предметные результаты по формированию коммуникативного поведения включают освоение обучающимися с расстройством аутистического спектра специфические умения, знания и навыки для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

Минимальный уровень:

- применять элементарные правила речевого общения с помощью учителя (выражать свои просьбы, желания с использованием простых этикетных слов);

- знать и применять элементарные правила речевого общения; - уметь употреблять базовые формулы речевого общения (сообщить элементарные сведения о себе – имя, домашний адрес);

Достаточный уровень: 

- участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребёнка;

- выбирать правильные средства интонации, жестов и поз, ориентируясь на образец речи или анализ речевой ситуации;

- использовать изученные речевые алгоритмы при общении;

- использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях.

С учётом психофизических особенностей обучающихся личностные результаты включают:

- овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);

- овладение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных и коммуникативных ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- овладение способами регуляции своего эмоционального состояния.

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

1 класс (8.3)

Название раздела

Формируемые навыки

Кол-во часов

1.

Организация совместного внимания.

Учим смотреть в сторону говорящего, слушать обращенную речь, менять свое поведение по речевой инструкции, имитировать основные движения (действия). Совершенствовать умение работать в режиме диалога: «подайте», «передайте», «мне нужны…». Установление эмоционального контакта с педагогами и другими детьми.

6

2.

Формирование социальной ответной реакции.

Отклик на свое имя

Ответ на приветствия других людей

Выражение согласия

4

3.

Формирование умений выражать просьбы/требования

Просьба о повторении действия

Умение попросить предмет в ситуации выбора

Просьба о помощи

6

4.

Формирование умений называть, комментировать и описывать предметы, людей, действия, события

Умение называть различные предметы

Определение принадлежности собственных вещей

Умение называть знакомых людей по имени

6

5.

Формирование умений привлекать внимание и задавать вопросы

Умение привлекать внимание

Умение задавать вопросы о другом человеке («Кто ___?»)

Умение задавать общие вопросы, требующие ответа да/нет

5

6.

Формирование умений выражать эмоции, чувства; сообщать о них

Выражение радости

Выражение грусти

Сообщение об усталости

6


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п.п.

Раздел

Содержание занятия

Кол-во часов

игровая деятельность

продуктивная деятельность

1.

Организация совместного внимания

- Приветствие;

- «Раз, два, три, посмотри - …»;

- «Парус»;

-«Шалтай-Болтай»;

- «Из-за леса из-за гор ехал дедушка Егор…»;

- Мыльные пузыри;

- Окончание;

- Продуктивная деятельность.

«Ветка рябины» плоскостная картина из пластилина

2

2.

3.

«Ежик» плоскостная картина из пластилина

2

4.

5.

«Осенняя березка» плоскостная картина из пластилина

2

6.

7.

Формирование социальной ответной реакции.

- Приветствие;

- «Покажи по-разному»;

- «Парус»;

- «Шалтай-Болтай»;

- «Из-за леса из-за гор ехал дедушка Егор…»;

- «На болоте старый пень»;

- Окончание.

- Продуктивная деятельность.

«Волшебное дерево» картина из пластилиновых жгутиков

2

8.

9.

Аппликация из пластилина «Морская черепаха»

2

10.

11.

Формирование умений выражать просьбы/требования

- Приветствие;

- «Покажи по-разному»;

- «Парус»;

- «Шалтай-Болтай»;

- «Та-та – два кота»;

-«На болоте старый пень»;

- Окончание.

- Продуктивная деятельность.

Объемная пластилиновая аппликация  «Жучок на ромашке»

2

12.

13.

Лепка из соленого теста «Подвесные украшения»

2

14.

15.

Лепка из соленого теста «Свинка»

2

16.

17.

Формирование умений называть, комментировать и описывать предметы, людей, действия, события

- Приветствие;

- «Покажи по-разному»;

- «Парус»;

-« Черепаха»;

- «Та-та – два кота»;

-«На болоте старый пень»;

- Окончание.

- Продуктивная деятельность.

Лепка из соленого теста «Лягушка»

2

18.

19.

Аппликация в технике торцевания из гофрированной бумаги «Цветок»

2

20.

21.

Работа с бумагой (оригами) «Закладка для книг»

2

22.

23.

Формирование умений привлекать внимание и задавать вопросы

- Приветствие;

- «Покажи по-разному»;

- «Водопад»;

-« Черепаха»;

- «Та-та – два кота»;

-«На болоте старый пень»;

- Окончание.

- Продуктивная деятельность.

Бумажная открытка «Кружечка для мамы»

2

24.

25.

Работа с бумагой (пружинки) «Забавные зверюшки»

2

26.

27.

Работа с бумагой (пружинки) «Медведь»

1

28.

Формирование умений выражать эмоции, чувства; сообщать о них

- Приветствие;

- «Покажи по-разному»;

- «Водопад»;

-« Федя-Бредя!»;

- «Та-та – два кота»;

-«На болоте старый пень»;

- Окончание;

- Продуктивная деятельность.

Работа с бумагой (веер) «Павлин»

2

29.

30.

Работа с нитками «Птички»

2

31.

32.

Аппликация из нитей «Одуванчик»

2

33.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

 По окончанию 1 класса обучающийся может уметь:

  • Называть своё имя;
  • Реагировать на обращение поворотом головы, взглядом;
  • Подражать движениям и речи взрослого человека;
  • Смотреть в сторону говорящего;
  • Слушать обращенную речь;
  • Работать в режиме диалога: «подайте», «передайте», «мне нужны…»;
  • Выражать радость, грусть.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

1 (дополнительный) класс (8.3)

В первом дополнительном классе продолжается развитие коммуникативных навыков обучающихся с РАС, постепенно усложняя предлагаемы задания. Тематика занятий дублируется с первым классом для лучшего закрепления изученного материала.

Название раздела

Формируемые навыки

Кол-во часов

1.

Организация совместного внимания.

Учим смотреть в сторону говорящего, слушать обращенную речь, менять свое поведение по речевой инструкции, имитировать основные движения (действия). Совершенствовать умение работать в режиме диалога: «подайте», «передайте», «мне нужны…». Установление эмоционального контакта с педагогами и другими детьми.

6

2.

Формирование социальной ответной реакции.

Ответ на приветствия других людей

Выражение согласия 

Отказ от предложенного предмета/деятельности

4

3.

Формирование умений выражать просьбы/требования

Просьба о повторении действия

Умение попросить предмет в ситуации выбора

Просьба о помощи 

Требование предмета

6

4.

Формирование умений называть, комментировать и описывать предметы, людей, действия, события

Умение называть различные предметы

Умение называть знакомых людей по имени

Описание прошедших и будущих событий

6

5.

Формирование умений привлекать внимание и задавать вопросы

Умение привлекать внимание

Умение задавать вопросы о другом человеке («Кто ___?»)

Умение задавать вопросы о предмете («Что ___?»)

Умение задавать общие вопросы, требующие ответа да/нет 

5

6.

Формирование умений выражать эмоции, чувства; сообщать о них

Выражение радости

Выражение грусти

Сообщение об усталости 

Выражение страха

Выражение удовольствия/недовольства

6


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п.п.

Раздел

Содержание занятия

Количество часов

игровая деятельность

продуктивная деятельность

1.

Организация совместного внимания

- Приветствие;

- «Танец пяти движений»;

- «Водопад»;

-« Черепаха»;

- «Та-та – два кота»;

-«На болоте старый пень»;

- Окончание.

- Продуктивная деятельность.

«Грибочки» из крупы

2

2.

3.

«Лягушонок» поделка из полосок бумаги

2

4.

5.

Аппликация из сухих листьев «Ветер»

2

6.

7.

Формирование социальной ответной реакции.

- Приветствие;

- «Покажи по-разному»;

- «Водопад»;

-« Федя-Бредя!»;

- «Та-та – два кота»;

-«На болоте старый пень»;

- Окончание;

- Продуктивная деятельность.

«Ромашки» поделка из бумаги

2

8.

9.

«Гномики» из цилиндров

2

10.

11.

Формирование умений выражать просьбы/требования

- Приветствие;

- «Ехал Грека через реку »;

- «Сосиска в тесте»;

-« Федя-Бредя!»;

- «Месим, месим тесто»;

-«На болоте старый пень»;

- Окончание;

- Продуктивная деятельность.

Аппликация «Белый медведь»

2

12.

13.

«Снежинки» рисование белым мелом и краской

2

14.

15.

«Варежка» украшение для елки

2

16.

17.

Формирование умений называть, комментировать и описывать предметы, людей, действия, события

- Приветствие;

- «Ехал Грека через реку »;

- «Сосиска в тесте»;

-« Федя-Бредя!»;

- «Месим, месим тесто»;

-«На болоте старый пень»;

- Окончание;

- Продуктивная деятельность.

Рисование нитками

2

18.

19.

«Зайчик» из ладошек

2

20.

21.

Аппликация «Подснежники»

2

22.

23.

Формирование умений привлекать внимание и задавать вопросы

- Приветствие;

- «Ехал Грека через реку »;

- «Боевое сражение»;

-« Жмурки»

- «Месим, месим тесто»;

-«Мяч»;

- Окончание;

- Продуктивная деятельность.

«Нарциссы» из бумажных формочек

2

24.

25.

«Зайчики» из бумаги сложенной гармошкой

2

26.

27.

«Цыпленок» из пластилина

1

28.

Формирование умений выражать эмоции, чувства; сообщать о них

- Приветствие;

- «Аты-баты»;

- «Сосиска в тесте»;

-« Жмурки»

- «Рыболовы»;

 Запретные цифры»;

- Окончание;

- Продуктивная деятельность.

«Корзинка» из пластилина

2

29.

30.

«Веселые лица» аппликации

2

31.

32.

«Грустный день» свободное рисование под музыку

2

33.

По окончанию 1 (дополнительного) класса обучающийся может уметь:

  • Реагировать на обращение поворотом головы, взглядом;
  • Подражать движениям и речи взрослого человека;
  • Смотреть в сторону говорящего;
  • Слушать обращенную речь;
  • Работать в режиме диалога: «подайте», «передайте», «мне нужны…»;
  • Выражать радость, грусть, страх;
  • Задавать вопросы о другом человеке («Кто ___?»);
  • Задавать вопросы о предмете («Что ___?»);
  • Задавать общие вопросы, требующие ответа да/нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья " Реализация программы " Разговор о правильном питании" на занятиях кражка в 1-2 классах

В статье освещены вопросы актуальности проблемы сохранения здоровья детей, разработано тематическое планирование на курс занятий в1-2 классе по программе " Разговор о правильном питании"...

Мастер-класс «Формирование коммуникативных УУД на занятиях по надпредметному курсу «Мир деятельности». Тема «Учимся дружно. Работа в парах» (1-ый класс)

Человек живёт в обществе, поэтому он должен владеть навыками культурного общения. Он должен владеть своими эмоциями, уметь культурными способами выйти из конфликтной ситуации, знать свои сильные...

Методическая разработка занятия по программе внеурочной деятельности «Лесная школа». Тема занятия: «Дружная страна»

Занятия по программе «Лесная школа» реализовываются в параллели 1-х классов во время внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС по запросу администрации.Цель программы: помочь ребенку в...

Рабочая программа по развитию коммуникативной деятельности «Тропинка к своему Я» (1-5 классы)

Рабочая программа по развитию коммуникативной деятельности «Тропинка к своему Я» (1-5 классы). Вариант 4.2...

Рабочая программа по предмету " Коммуникативная стимуляция"

Рабочая программа по предмету " Коммуникативная стимуляция" обучающейся 7 класса составлена на основе программы " Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубокой умственной отсталост...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающие занятия: психокоррекционные занятия (психологические)» (направленность: коррекционно-развивающая область) 1-4 класс

Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающие занятия:психокоррекционные занятия (психологические)» (направленность: коррекционно-развивающая область)1...