Рабочая программа по предмету " Коммуникативная стимуляция"
рабочая программа на тему

Алексеева Татьяна Анатольевна

Рабочая программа по предмету " Коммуникативная стимуляция" обучающейся 7 класса составлена на основе программы " Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубокой умственной отсталостью"/ Под редакцией Л.Б. Баряевой и Н.Н. Яковлевой , допущеной к использованию в образовательных учреждениях Научно- методическим экспертным советом Санкт- Петербургской академии постдипломного педагогического образования 19.09.2012 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikativnaya_stimulyatsiya.docx41.02 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету «Коммуникативная стимуляция» обучающейся 7 класса Фаины М. составлена на основе программы «Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубокой умственной отсталостью» / Под. редакцией Л.Б. Баряевой и Н.Н. Яковлевой, допущенной к использованию в образовательных учреждениях Научно-методическим экспертным советом Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования 19.09.2012 года в соответствии с:

- Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

     - приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

- распоряжением Комитета по образованию от 14.03.2017 № 838-р «О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2017/2018 учебном году»;

- распоряжением Комитета по образованию от 20.03.2017 № 931-р «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2017/2018 учебном году»;

   -  инструктивно-методическим письмом Комитета по образованию № 03-20-2881/15-0-0 от 13.07.2015 «Об организации обучения на дому по основным общеобразовательным программам обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей инвалидов»;

         - письмом Минобрнауки России от 28.10.2014 № ВК - 2270/07 «О сохранении системы специализированного коррекционного образования»;

- письмом управления специального образования Министерства образования РФ от 28.02.2003 № 27/2643-6 «О методических рекомендациях по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения»;

 - Законом Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 12.03.99, гл. 3, ст. 28.II.2;

-постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

- учебным планом Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы № 439 Петродворцового района Санкт-Петербурга на 2017-2018 учебный год.

Рабочая программа составлена в соответствии с  учебным планом ГБОУ школы  № 439 и календарным учебным графиком на 2017-2018 учебный год и рассчитана на  2 часа в неделю (исходя из 34 недель).

При разработке индивидуальной рабочей программы учитывались индивидуальные психофизические особенности девочки. Фаина,  2003 года рождения, диагноз: F-73.42.

При обследовании: на контакт идет легко, но контакт непродуктивный, поверхностный, непродолжительный. Понимание речи резко ограничено. Собственная речь представлена в виде звуков.  По-разному реагирует на различные голосовые интонации.

Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе:

-специальных методов и приемов: метода наглядности, создания на уроках-занятиях доброжелательной атмосферы, полисенсорного подхода, упражнений на установление зрительного контакта;

-создание специальных условий по стимуляции коммуникативной сферы: использование на уроках-занятиях ярких красочных игрушек, музыкальных инструментов, различных атрибутов (шляпа с колокольчиками, очки и т.д.), оборудования «темной» сенсорной комнаты.

Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранным учебно-методическим комплексом.

Предполагаемые результаты освоения программы:

  • Усвоил;
  • Частично усвоил;
  • Не усвоил.

Педагогический прогноз: эмоциональные / двигательные реакции на обращение, общение со взрослым, более продолжительный зрительный контакт, попытки ответных голосовых реакций на обращение взрослого.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Учебные предметы

Годы обучения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Зрительно-слуховая стимуляция

3

3

3

3

3

3

3

3

3

Тактильная стимуляция

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Стимуляция обонятельной чувствительности

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Адаптивная физическая культура

3

3

3

3

3

3

3

3

3

Коммуникативная стимуляция

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Максимально допустимое количество часов  (в течение недели)

10

10

10

10

10

10

10

10

10

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО РАЗДЕЛУ

«Коммуникативная стимуляция»

Тема

Количество часов

Обследование коммуникативной сферы

(желание вступать в контакт, умение удерживать зрительный контакт, наличие ответных голосовых реакций, реакций на свое имя, жесты, умение выражать свои потребности, предпочтения и др.)

2

Формирование зрительного контакта

6

Формирование эмоциональной активности

15

Стимуляция реакций на эмоциональные раздражители

16

Стимуляция ответных реакций на голосовые раздражители

14

Стимуляция ответных голосовых реакций

8

Повторение, закрепление пройденного материала

5

ИТОГО

66

Содержание программы

Обследование коммуникативного восприятия. Обследование коммуникативной сферы  (выявление желания вступать в контакт, умения удерживать зрительный контакт, наличие ответных голосовых реакций, реакций на свое имя, жесты, умения выражать свои потребности, предпочтения и др.)

Формирование зрительного контакта и эмоциональной активности: стимулирование коммуникативной сферы через совместные игровые действия на установку положительного эмоционального контакта. Введение ритуала приветствия и прощания, знакомство и эмоционально-окрашенное взаимодействие со взрослым. Упражнение на установление зрительного контакта. Использование различных атрибутов для привлечения внимания ребенка к лицу взрослого. Упражнение на различение понятий «Я – ты».  

Стимуляция реакций на эмоциональные раздражители. Игровые упражнения с использованием различных ярких звучащих, доступных восприятию игрушек, предметов. Игры и игровые упражнения на формирование основ эмоционального реагирования. Развитие умения разглядывать себя в зеркале.   Игровые ситуации, в ходе которых ребёнок стимулируется к сосредоточению взгляда на глазах, губах и.т.д. Развитие восприятия невербальных и вербальных высказываний с помощью визуальных раздражителей (яркие игрушки, световые приборы), звуковых раздражителей (использование звучащих игрушек, напевание педагогом песенки,  и.т.д..

Стимуляция ответных реакций на голосовые раздражители: игры и игровые действия на стимуляцию выражения своих чувств (озвучивание эмоциональных реакций ребенка, взрослый своей мимикой, тоном показывает ребенку пример эмоционального реагирования, показывает примеры тактильных реакций (обнимает, берет за руку, хлопает в ладоши), одобряет реакции подражания у ребенка, всегда реагирует на проявление ребенком своего настроения, самочувствия). Обучение сопровождению своих действий, эмоций, желаний коммуникативными средствами (звуками, звукокомплексами).

Стимуляция ответных голосовых реакций на речевые сигналы: обучение пониманию простейших речевых сигналов и реагированию на них (узнать свое имя, реагировать на просьбу, слушать запреты, радоваться похвале): обращаться к ребенку по имени, использовать простые инструкции, слова запреты и поощрения, эмоционально интонируя речь, сопровождая ее тактильными «подсказками», жестами, эмоционально поощряя ответную реакцию ребенка.

Учебно-методические средства обучения

Список литературы (основной)

Проект образовательной  программы «Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубокой умственной отсталостью» /  Т.А. Алексеева, Л.Б.Баряева, Л.И.Кайкина, Л.В.Капустянская и др; под. редакцией Л.Б. Баряевой и Н.Н. Яковлевой. – СПб.: 2012. – с.45

Список литературы (дополнительный)

  1. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Знакомимся с окружающим миром. - М.: ДРОФА, 2007.
  2. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культурой ребенка. М., “Просвещение”, 1988.
  3. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. 2-е изд. М.; 1978.
  4. Ковалец И.В. Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере. - М.: ВЛАДОС, 2003.
  5. Коррекционная работа с детьми в обогащенной предметно-развивающей среде / Под ред. Л.Б. Баряевой, Е.В. Мусатовой. - СПб.: КАРО, 2006.
  6. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет / Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева и др. - М.: Просвещение, 2000.
  7. Логинова Е.Т. Социально-педагогическое обеспечение социализации детей с выраженной интеллектуальной и сенсомоторной недостаточностью. СПб: Изд-во РГПУ им. Герцена. 2006.
  8. Монакова Н.И. Путешествие с гномом. Развитие эмоциональной сферы дошкольников. - СПб.: Речь, 2008.
  9. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы /под ред. И.М. Бгажноковой. - М.: ВЛАДОС, 2010.
  10. Поддьякова Н.Н., Аванесовой В.Н. Сенсорное воспитание в детском саду”, М., “Просвещение”, 1981
  11. Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011.
  12. Сенсорная комната - волшебный мир здоровья / Под ред. Л.Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой, В.Л. Жевнерова. - СПб.: ХОКА, 2007.
  13. Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. - М.: Мозаика- Синтез, 2007.
  14. Карстен Хундейде Направляемый диалог. Совместное издательство Института раннего вмешательства, 1999.
  15. Царев А.М. Организация обучения и воспитания детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития в псковском центре лечебной педагогики// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2011. № 4.
  16. Штрасмайер В. Обучение и развитие ребёнка раннего возраста: Пер. с нем./ Под ред. Н.М. Назаровой. М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  17. Сара Ньюмэн. Игры и занятия с особым ребенком. Серия «особый ребенок» М., Издательство «Теревинф» 2007г.
  18. Е. Янушко. Игры с аутичным ребенком. М. М., Издательство «Теревинф» 2004г.

Электронные ресурсы

  1. Сайты

Предметно-развивающая среда:

  • крупные яркие игрушки;
  • музыкальные  инструменты (погремушки, маракас, бубен, дудочка, губная гармошка);
  • музыкальные игрушки (музыкальные книги, тематические игрушки с озвучиванием, резиновые пищалки);
  • игрушка - мобайл звуковая;
  • зеркало;
  • различные атрибуты (шляпа с колокольчиками, красочные очки, маска, браслеты с колокольчиками на руки, яркие бусы и т.д.)

Литературный материал

 Малые фольклорные формы: «Молоток», «Ладушки – ладошки», «Птичка – птичка», «Петушок – петушок», «Кисонька – Мурысенька», «Будут пальчики вставать…», «Ручку ручкою погладим…», «Водичка-водичка…», «Сорока-белобока», «Зайка начал умываться», «Маленькие ножки бежали по дорожке», «Топ-топ», «Потянушечки - потягушечки», «Шарик наш воздушный, ветерку послушный..»  и др.

Приложение 1

Игры и игровые упражнения

  • «Ку-ку», «Где киска спряталась?», «Волшебная шляпа» - формирование эмоционального контакта;  
  • «Зеркало», «Игры – прятки», «Мои руки», «Вверх – вниз», «Мое тело», «Я и мое отражение» - узнавание себя в зеркале, стимуляция реакций на эмоциональные раздражители.
  • «Весело-грустно», «Ласково-строго», «Ладушки-ладошки», «Мы едем, едем, едем..», «Я радуюсь, я огорчаюсь» - формирование ответных эмоциональных и голосовых реакций.  
  • «Кисонька-Мурысенька», «Веселая песенка», «Птичка прилетела», «Посмотри на меня», «Две игрушки», «Вокальный теннис» - формирование ответных реакций на речевые сигналы.

Приложение 2

Календарно-тематическое планирование

Коммуникативная стимуляция (66ч)

Тема

Количество часов

Дата

Первое  полугодие

1 четверть – 16 часов

Обследование коммуникативной сферы

(желание вступать в контакт, умение удерживать зрительный контакт, наличие ответных голосовых реакций, реакций на свое имя, жесты, умение выражать свои потребности, предпочтения и др.)

2

04.09.2017

07.09.2017

Установление положительного эмоционального контакта

2

11.09.2017

14.09.2017

Стимулирование ответной реакции на обращенную речь педагога. Приветствие.

2

18.09.2017

21.09.2017

Стимуляция выражения собственных чувств

2

25.09.2017

28.09.2017

Стимулирование голосовых реакций на раздражители

2

02.10.2017

05.10.2017

Стимулирование сосредоточение взгляда на глазах, губах, жестах говорящего.

2

09.10.2017

12.10.2017

Формирование основ эмоционального реагирования

3

16.10.2017

19.10.2017

23.10.2017

Повторение, закрепление пройденного материала.

1

26.10.2017

Первое полугодие

  1. четверть -  14 часов

1.

Развитие умения разглядывать себя в зеркале

2

09.11.2017

13.11.2017

2.

Стимулирование ответной реакции на обращенную речь педагога при приветствии и прощании.

2

16.11.2017

20.11.2017

3.

Различение понятий «Я-ТЫ»

2

23.11.2017

27.11.2017

4.

Разглядывание собственной мимики и мимики, жестов, движений учителя  в зеркале.

1

30.11.2017

5.

Формирование образа тела, игры перед зеркалом  

2

04.12.2017

07.12.2017

6.

Стимулирование собственных чувств ребенка

2

11.12.2017

14.12.2017

7.

Обучение пониманию речевых сигналов

2

18.12.2017

21.12.2017

8.

Повторение, закрепление пройденного материала.

1

25.12.2017

Коммуникативная стимуляция

Тема

Количество часов

Дата

Второе полугодие  

3 четверть – 20 часов

1.

Стимуляция сосредоточения внимания ребенка на глазах, губах, жестах говорящего

3

11.01.2018

15.01.2018

18.01.2018

2.

Стимуляция потребности в зрительном контакте, умения поддерживать контакт

3

22.01.2018

25.01.2018

29.01.2018

3.

Стимуляция голосовых реакций на различные раздражители «Вместе песенку споем»

3

01.02.2018

05.02.2018

08.02.2018

4.

Стимуляция ответных реакций на обращение взрослого «Приветствие – прощание»

3

12.02.2018

15.02.2018

19.02.2018

5.

Стимуляция выражения собственных чувств

2

22.02.2018

26.02.2018

6.

Совместные действия на побуждение выражения «согласия / несогласия»

3

01.03.2018

05.03.2018

12.03.2018

7.

Формирование эмоциональной активности в ответ на обращение взрослого

2

15.03.2018

19.03.2018

8.

Повторение, закрепление пройденного материала.

1

22.03.2018

Второе полугодие

4 четверть -  16 часов

1.

Стимуляция реакции подражания

3

02.04.2018

05.04.2018

09.04.2018

2.

Стимуляция голосовых  реакций на речевое обращение

3

12.04.2018

16.04.2018

19.04.2018

3.

Стимуляция развития выразительности лица

3

23.04.2018

26.04.2018

28.04.2018

4.

Стимуляция попыток делать выбор в созданной ситуации

3

03.05.2018

07.05.2018

10.05.2018

5.

Учить соблюдать очередность в игре

2

14.05.2018

17.05.2018

6.

Повторение, закрепление пройденного материала

2

21.05.2018

24.05.2018