РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Математика» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс
рабочая программа по математике (3 класс) по теме

Помогаева Елена Михайловна

Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika.docx34.71 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Володарская средняя общеобразовательная школа

                                                                 УТВЕРЖДАЮ        

Директор МБОУ Володарской средней

общеобразовательной школы

__________О.А.Янковская

                                             «___» __________   201__   г.

                                                                                                Приказ №___ от «___» ______ 201__  г

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

учебного предмета

 «Математика»

для изучения предмета на базовом уровне

3  класс

                                                                    Учитель   Помогаева Е. М.

.

пос. Володарского, 2012 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008.)

Выбор авторской программы мотивирован тем, что она:

  1. рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов;
  2. соответствует стандарту начального общего образования по математике;
    построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
  3. способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;
  4. обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.

Учебно-методический комплект полностью соответствует авторской программе:

Аргинская, И. И. Математика : учебник для 3 класса : в 2 ч. / И. И. Аргинская, Е. И. Ивановская, С. Н. Кормишина. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2010;

Бененсон, Е. П. Математика. 3 класс : рабочая тетрадь № 1, 2, 3 / Е. П. Бененсон, Л. С. Итина. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2010.

            В соответствие с учебным планом школы  на изучение учебного предмета (элективного курса)  выделяется 4 часа в неделю (136 часов в год).    В авторскую программу изменения не внесены.

        Преподавание учебного предмета «Математика» способствует реализации Образовательной программы школы, Концепции развития и Программы развития школы (учитывает особенности контингента учащихся, образовательные запросы обучающихся и их родителей, соответствует общеобразовательной миссии школы).

           Цели программы:

– развитие умений преобразовывать задачи; знать таблицу умножения и деления; уметь делить с остатком; находить площадь и периметр многоугольника; называть арифметические действия;

– различие математических выражений; работа с текстом; установление связей и зависимостей между величинами: скорость, время, расстояние;

– формирование осознанного и прочного навыка выполнения вычислений;

– овладение умениями решать простые и сложные уравнения; выполнять умножение и деление многозначных чисел; находить решения систем неравенств;

– наличие представлений о поверхности объемных тел и об их развертках; о способе определения площади поверхности призмы.

Исходя из общей цели, стоящей перед обучением в системе Л.В. Занкова (общее развитие каждого ребенка), начальный курс математики должен решать следующие задачи: 

 формирование умений анализировать условия происхождения теоретических понятий;

 помощь в овладении способами действий;

 помощь в освоении коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной, смыслопоисковой компетенций и компетенции личностного саморазвития.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

136 часов

Площадь и её измерение – 17 часов

Деление с остатком – 10 часов

Сложение и вычитание трёхзначных чисел – 18 часов

Сравнение и измерение углов – 15 часов

Внетабличное умножение и деление – 26 часов

Числовой (координатный луч) – 11 часов

Дробные числа – 17 часов

Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч – 18 часов

    Количество часов авторской программы и рабочей программы совпадает (136 часов).

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны:

иметь общее представление:

– о ряде целых неотрицательных чисел, его свойствах и геометрической модели этого ряда (числовом луче);

– дробных числах, их математическом смысле, связи с натуральными числами и о расположении этих чисел на числовом луче;

зависимости изменения результатов действий при изменении одного или двух компонентов;

– неравенствах, содержащих переменную, и способах их решения;

выражениях с одной переменной и об их значениях при заданных значениях переменной;

– площади и ее измерении как операции сравнения с произвольной меркой;

– окружности и круге, их связи и различии этих понятий;

– радиусе окружности;

– способах изображения объемных тел на плоскости;

знать:

– термины «дробь», «числитель дроби» и «знаменатель дроби», их математический смысл;

– свойства арифметических действий;

– таблицы сложения и умножения;

– порядок выполнения действий в сложных выражениях со скобками и без скобок;

– свойство радиусов одной окружности;

– единицу длины километр (км) и соотношения: 1 км = 1000 м, 1 м = 1000 мм;

– единицы измерения площади: квадратный миллиметр (мм2), квадратный сантиметр (см2), квадратный дециметр (дм2), квадратный метр 2), квадратный километр (км2) и соотношения: 1 см2 = 100 мм2, 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2;

– правило определения площади прямоугольника;

– единицу измерения времени век;

– единицу измерения величины углов градус и его обозначение (°);

уметь:

– читать и записывать любое натуральное число в пределах класса тысяч, определять место каждого из них в натуральном ряду;

– устанавливать отношения между любыми изученными натуральными числами и записывать эти отношения с помощью знаков;

– читать и записывать дробные числа, числитель и знаменатель которых не выходит за пределы изученных натуральных чисел;

– представлять любое изученное натуральное число в виде суммы разрядных слагаемых;

– выполнять сложение и вычитание в пределах шестизначных чисел;

– выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначное число;

– выполнять деление с остатком;

– находить значения сложных выражений, содержащих 2–4 действия;

– решать уравнения, требующие 1–3 тождественных преобразования на основе взаимосвязи между компонентами действий;

– находить значение выражения с переменной при заданном ее значении (сложность выражений – 1–3 действия);

– строить прямоугольник с заданной длиной сторон;

– строить окружность заданного радиуса с помощью циркуля;

– определять площадь прямоугольника по его длине и ширине;

– выражать длину, массу, площадь измеряемых объектов, используя разные единицы измерения этих величин в пределах изученных отношений между ними;

– выражать время, используя различные единицы его измерения и изученные соотношения между ними;

– составлять задачи, обратные данной;

– выполнять краткую запись задачи, используя различные формы: таблицу, чертеж, схему и т. д.;

– преобразовывать задачу с недостаточными или избыточными данными в задачу с необходимым и достаточным количеством данных;

– преобразовывать данную задачу в более простую;

– выбирать действия и их порядок и обосновывать свой выбор при решении составных задач в 2–3 действия;

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

4 часа в неделю, 136 часов.

Тема урока

Вид урока

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Понятие о площиди.

01.09-07.09

Числа однозначные, двузначные, трезначные. Повторение.

Сравнение площадей различных фигур.

Таблица умножения.

Площадь фигуры. Сравнение площадей различных фигур.

08.09-14.09

Сравнение трезначных чисел.

Изменение площади фигуры мерками квадратной формы. Палетка.

Меры площади и их связь с единицами длины.

Трезначные числа.

15.09-21.09

Грамм – единица измерения массы.

Новый вид краткой записи задачи. Рисунок-схема.

Площадь прямоугольника. Определение площади прямоугольника путем умножения его длины на ширину.

Проверочная работа по теме: «Решение задач».

К\р

22.09-28.09

Деление чисел. Нахождение делимого на отрезке натурального ряда чисел, которые делятся на данное число.

Смысл действия деления с остатком.

Центнер и тонна – единицы измерения массы.

Когда остаток равен 1.

29.09-05.10

Задачи на кратное сравнение.

Когда остаток равен 2.

Наибольший остаток всегда на 1 меньше делителя.

Нахождение делимого по значению частного и остатку.

06.10-12.10

Контрольная работа по теме: «Деление с остатком».

К\р

Сложение трезначных чисел без перехода через разряд единиц.

Сложение трезначных чисел с переходом и без перехода через разряд единиц.

Единицы площади. Соотношение между единицами площади.

13.10-19.10

Вычитание трезначных чисел без перехода через разряд единиц.

Площадь фигуры сложной конфигурации, которую можно разбить на несколько фигур прямоугольной формы.

Вычитание трезначных чисел с переходом и без перехода через разряд единиц.

Использование таблицы для краткой записи условия задачи.

20.10-26.10

Сложение трезначных чисел с переходом через разряд десятков.

Круг. Окружность. Центр окружности.

Площадь фигуры сложной конфигурации.

Вычитание трезначных чисел с переходом через разряд десятков.

3.11-9.11

Радиус окружности.

Сложение трезначных чисел с переходом через разряд единиц и десятков.

Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание трезначных чисел без перехода и с переходом через разряд единиц».

К\р

Работа над ошибками. Сравнение углов по величине визуально и путем наложения.

10.11-16.11

Сравнение углов с помощью произвольной мерки.

Центральный угол.

Основное свойство радиусов окружности. Радиус – единица измерения углов.

Распределительный закон умножения относительно сложения.

17.11-23.11

Практическая работа по теме: «Построение радиусов окружностей, нахождение площади фигуры сложной конфигурации».

Пр\р

Транспортир – прибор для измерения углов.

Определение величины угла с помощью транспортира. Градусная мера прямого угла.

Распределительное свойство деления относительно сложения.

24.11-30.11

Построение углов заданной величины при помощи транспортира.

Умножение многозначного числа на однозначное.

Умножение однозначного числа на десяток и сотню.

Способы умножения десятка и сотни на однозначное число.

01.12-07.12

Самостоятельная работа по теме: « Умножение десятков и сотен на однозначное число».

См\р

Работа над ошибками. Умножение двузначного числа на однозначное.

Умножение трехначного числа на однозначное.

Построение суммы и разности углов с помощью трансформера.

08.12-14.12

Умножение трехначного числа на однозначное.

Деление десятков и сотен на однозначное число.

Система неравенств.

Деление многозначного числа на однозначное.

15.12-21.12

Повторение пройденного материала. Подготовка к контрольной работе.

Контрольная работа по теме: « Сложение и вычитание трехзначных чисел».

К\р

Работа над ошибками.

Обьемные предметы на плоскости. Знакомство с перспективой.

22.12-28.12

Умножение многозначного числа на однозначное без перехода через разряд.

Умножение многозначного числа на однозначное с переходом через разряд.

Неравенства с переменной.

Умножение трехзначного числа на однозначное с переходом через разряд.

14.01-20.01

Деление многозначного числа на однозначное.

Решение неравенств.

Умножение двузначного числа на однозначное с двумя переходами через разряд.

Деление двузначного числа на однозначное путем разбиения делимого на удобные слагаемые.

21.01-27.01

Деление многозначного числа на однозначное в столбик.

Обьемные тела.

Деление многозначного числа на однозначное в столбик.

Самостоятельная работа по теме: «Умножение и деление  многозначного числа на однозначное».

См\р

28.01-03.02

Геометрический образ натурального ряда чисел.

Разбиение делимого на удобные слагаемые.

Запись деления в столбик.

Изображение невидимых линий в чертеже объемного тела пунктиром.

04.02-10.02

Деление в столбик в случаях, когда разрядные сланаемые на делятся на делитель без остатка. Различные способы обоснования такого деления.

Контрольная работа по теме: «Внетабличное умножение и деление».

К\р

Работа над ошибками. Закрепление пройденного материала.

Знакомство с геометрическим образом натурального ряда чисел – числовым (координатным) лучом.

11.02-17.02

Понятие «числовой луч». Способы построения числового луча при использовании произвольных мерок.

Понятие о производительности труда. Зависимость производительности труда, временем и объемом выполненной работы.

Единичный отрезок и его выбор. Построение числового луча.

Знакомство с правилами построения оксонометрической проекции объемных тел.

18.02-24.02

Понятие о координате точки числового луча и знакомство с термином «координатный луч».

Место числового множителя в выражении с переменной. Опускание знака умножения между числовым и буквенным множителем.

Восстановление единичного отрезка по координатам заданных на луче точек.

Высота пирамиды.

25.02-03.03

Понятие о скорости движения. Зависимость между скоростью, временем движения и пройденным путем.

Контрольная работа по теме: «Числовой (координатный) луч».

К\р

Работа над ошибками. Закрепление пройденного материала.

Знакомство с понятием «дробное число».

04.03-10.03

Запись дроби. Смысл каждого натурального числа в записи дроби.

Сумма углов треугольника.

Числитель и знаменатель дроби. Математический смысл каждого из них. Запись дробей с соответствующими числителями и знаменателями.

Запись дробей по рисункам. Расположение дробей в порядке увеличения.

11.03-17.03

Первое представление о расположении предметов в натуральную величину в масштабе.

Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями.

К\р

Изображение предметов в масштабе, уменьшающем или увеличивающем истинные размеры. Запись масштаба как соотношения чисел.

Расположение точек с дробными координатами на числовом луче.

18.03-24.03

Сложное (двойное) неравенство.

Задачи на нахождение доли числа.

Порядок действий в выражениях с несколькими скобками.

Знакомство со смешанными числами.

01.04-07.04

Преобразование смешанного числа в неправильную дробь. Дроби, большие единицы.

Сложение дробей с одинаковыми знаменателями.

Задачи на нахождение числа по его доле.

Дроби, равные единице. Соотношение числителя и знаменателя таких дробей. Единицы скорости.

08.04-14.04

Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Определение части числа в два действия.

Сравнение дробей с единицей. Дроби меньше единицы. Дроби больше единицы. Дроби равные единицы. Соотношение числителя и знаменателя таких дробей.

Решение задач на движение.

15.04-21.04

Сложение и вычитание дробей как обратные действия.

Контрольная работа по теме: «Дробные числа».

К\р

Работа над ошибками. Образование новой единицы счета – тысячи при счете сотнями. Запись числа «тысяча». Количество разрядов в этой записи.

Счет тысячами, названия и запись получившихся чисел. Таблица разрядов.

22.04-28.04

Образование тысячи как следующего числа натуральгого ряда.

Образование тысячи при счете десятками.

Соотношение величин: 1м=1000мм, 1км=1000м.

Соотношение величин: 1кг=1000г, 1т=1000кг.

29.04-05.05

Образование новой единицы счета – «десяток тысяч» счетом тысячами.

Образование десятка тысяч различными способами: как следующего числа натуральгого ряда, при счете сотнями и десятками.

Сложение многозначных чисел.

Понятие «развертки объемного тела». Построение прямоугольного параллелепипеда.

6.05-12.05

Итоговая контрольная работа за год.

К\р

Работа над ошибками. Закрепление пройденного материала.

Образование сотни тысяч при счете разными единицами.

Знакомство с римскими цифрами Д и М.

13.05-19.05

Вычитание многозначных чисел.

Таблица первых двух разрядов и классов.

Подготовка к умножению многозначного числа.

Подготовка к делению многозначного числа на однозначное..

20.05-26.05

Таблица разрядов и классов. Решение задач.

Контрольная работа по теме: «Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч».

К\р

Работа над ошибками. Закрепление пройденного материала.

Перечень учебно-методического обеспечения, словарей и справочной литературы, мультимедийных пособий, дидактического материала

  1. Кормишина, С. Н. Геометрия вокруг нас. Тетрадь для практических работ. 3 класс / С. Н. Кормишина ; под ред. И. И. Аргинской. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2009.
  2. Итина, Л. С. Волшебные точки. Вычисляй и рисуй. Рабочая тетрадь по математике. 3 класс / Л. С. Итина, С. Н. Кормишина. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2010.
  3. Аргинская, И. И. Сборник заданий по математике для самостоятельных, проверочных и контрольных работ в начальной школе / И. И. Аргинская. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2010.
  4. Аргинская, И. И. Методические рекомендации к курсу «Математика. 3 класс» / И. И. Аргинская. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2009.
  5. Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова / сост. Н. В. Нечаева. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2010.
  6. Узорова, О. В. Контрольные и проверочные работы по математике / О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. – М. : АСТ : Астрель, 2007.
  7. Математика. 3 класс. Комплект таблиц для начальной школы. Учебно-наглядные пособия.
  8. Комплект наглядных пособий «Геометрический материал в начальной школе»
  9. Беденко М.В. Самостоятельные и контрольные работы по математике.- М.: «ВАКО», 2006.
  10. Глушкова, О. Тесты по математике. – М.: Арт-пресс, 1996.
  11. Степанова, О. А., Рыдзе, О. А. Дидактические игры на уроках в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
  12. Уткина, Н. Г. Изучение трудных тем по математике. – М.: Просвещение, 1989.
  13. Цыкина, Н. А. Тестовые контрольные работы по математике для начальной школы. 1–4 классы. – Волгоград: Учитель, 2002.

Источники информации для дополнительного изучения предмета учащимися

  1. Волина, В. В. Праздник числа: занимательная математика для детей : кн. для учителей и родителей / В. В. Волина. – М. : Знание, 1993.
  2. Жикалкина, Т. К. Игровые и занимательные задания по математике. – М.: Просвещение, 1989.
  3. Справочник школьника. (1–4) / под ред. О. Л. Соболевой. – М.: Арт-пресс, 1999.
  4. Большая электронная энциклопедия. (CD).
  5. Обучающая программа «Приключения на Планете Чисел» (CD).
  6. Обучающая  программа  «Геометрические  фигуры  и  их свойства» (CD).

Согласовано

Протокол заседания методического

Объединения учителей начальных классов

от _______________№________

Председатель ШМО_______________(Артамонова Л.В.)

«___»____________2012 г.

Согласовано

Зам. директора по УВР_____________(Артамонова Л.В.)

«___»____________2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Технология» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс

Развернутое тематическое планирование разработано применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова  (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Изда...

Рабочая программа учебного предмета «Математика». 2 класс, I ступень, базовый уровень

Рабочая программа составлена на основе программы «Школа России»(под редакцией Плешакова), сб. Концепция и программы для начальных классов,Ч 1., М., Просвещение, 2010г. Авторы: М.И.Моро, Ю.М. Колягин, ...

Рабочая программа учебного предмета Математика базовый уровень УМК «Перспектива» под ред. Г. В. Дорофеева, Т. Н. Мираковой

Математика как учебный предмет играет весьма важную роль в развитии младших школьников: ребёнок учится познавать окружающий мир, решать жизненно важные проблемы. Математика открывает младшим школьника...

Рабочая программа учебного предмета « Математика» (базовый уровень)

Рабочая программа учебного предмета   « Математика»(базовый уровень)                                  ...

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 1-4 класса (базовый уровень)

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 1-4 класса (базовый уровень)...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 1 класса. Базовый уровень

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 1 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образован...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» ДЛЯ 4 КЛАССА БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

Рабочая программа по математике школа России для 4 класса....