Психологические проблемы готовности к дистанционному обучению у школьников
статья

Прочитав эту статью вы узнаете,какие псиихологические трудности возникают у школьников,когда иих переводят на дистанционное обучение 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дистанционный режим обучения, как вариант обучения во многих учебных учреждениях, в связи с угрозой коронавируса, стал основным и самым популярным, начиная с марта 2020 года. Выбирая тему для исследования, наша группа основывалась на ее актуальности. "Психологические проблемы подготовки к дистанционному обучению"- важный вопрос, который в 2020 году затронул большинство педагогов, обучаемых и родителей. Многие жаловались на обилие проблем технического, мотивационного, временного характера при организации дистанционного обучения. В своей работе мы решили изучить психологические аспекты готовности к дистанционному обучению и особенности   психологической реакции обучаемых в этом формате.

Наш исследовательский проект “Психологические проблемы подготовки к дистанционному обучению" имеет социальную направленность. Он ориентирован на изучение особенностей социальной адаптации к изменениям.

Целью нашего исследования является выявление знаний студентов о дистанционном обучении и выявление психологических осложнений при введении дистанционного режима обучения. Для достижения цели проекта мы разработали анкету, которую предложили студентам группы ИСП-1А ГБПОУ "Дзержинский педагогический колледж". Данная категория студентов была выбрана неслучайно, так как предполагается, что эти вчерашние школьники достаточно компетентны в области информационных технологий.  

Больше половины респондентов (56%) утверждают, что им удобно заниматься на дистанционном обучении, но части из них (32%) сложно. Только 28% респондентов удовлетворены программой дистанционного обучения, из чего следует, что студентам больше нравится очное обучение.

В процессе дистанционного обучения родители помогали с учебой только 1 человеку, а большинство не испытывало с этим затруднений и обучалось без помощи.

Удивительно, но 40% респондентов считают, что в процессе дистанционного обучения их знания ухудшились и большинство (68%) респондентов не хотели бы использовать дистанционное обучение в образовательных целях.

В ходе дистанционного обучения у школьников возникло некоторое количество проблем, а именно: 19% отметили, что с трудом осваивали материал без "живого " общения, а 29% старшеклассников раздражали проблемы с платформами обучения, которые использовались в школе.

 Также часть респондентов видят преимущества дистанционного обучения в гибкости учебного процесса, возможности совмещать работу с учебой, обучение в комфортной и привычной обстановке, но 11% не видят никаких преимуществ.

Больше половины (~70%) респондентов удовлетворены работой преподавательского состава в рамках дистанционного обучения. Результаты оценки работы преподавательского состава студентами в рамках дистанционного обучения приведена в таблице №1.

Таблица №1- Оценка работы преподавательского состава в рамках дистанционного обучения:

%

Отлично, все понятно и интересно

30.8

Хорошо, что хотелось бы больше дополнительных материалов по изучаемым темам

26.9

Удовлетворительно, я полностью не осваиваю материал

23.1

Плохо, темы не понимаю

15.4

Затрудняюсь ответить

3.8

Также основными трудностями обучения в дистанционном режиме студенты отметили неудобство пользования сайтом дистанционного обучения, большой объем задаваемых материалов и сложность выполнения практических заданий без объяснений. Результаты ответов на вопрос “с какими трудностями вы столкнулись в процессе дистанционного обучения” студентами приведены в таблице № 2.

Таблица №2 -Трудности, с которыми столкнулись студенты  в процессе дистанционного обучения

%

Недостаточное владение компьютерными технологиями

1.9

Недостаточное количество дистанционного материала

5.9

Сложность выполнения практических заданий без объяснений преподавателя

27.5

Неудобство пользования сайтом дистанционного обучения

23.5

Большой объем задаваемых материалов

35.3

Несвоевременное выставление преподавателями материалов и заданий

5.9

Подводя итог анкетирования, респонденты отметили, что их нагрузка в учебном плане в дистанционном режиме многократно увеличилась.

В целом, по результатам анкетирования студентов образовательного учреждения ДПК, наблюдается тенденция неудовлетворённости организацией учебно-воспитательного процесса в дистанционном формате. Также предпочтение большинство студентов отдают очному обучению. В большинстве случаев выбор был сделан на основе неготовности к изменению режима и форм сдачи учебных работ студентами, которые доставляли большинство трудностей.      

Из результатов анкетирования можно сделать вывод, что студенты испытывали больше не технические, а психологические сложности при переходе от очного формата обучения к использованию дистанционных технологий по следующим причинам:

1. отсутствие мотивации самосовершенствования, преобладание социальной мотивации в процессе учения;

2. недостаточная развитость саморегуляции и самоконтроля деятельности;

3.  невладение приемами тайм-менеджмента, как следствие, перегрузка в определенные дни;

4. сложности в восприятии эмоционально неокрашенного содержания;

5. отсутствие навыков самостоятельной учебной работы;

6. проблемы в понимании и структурировании большого объема тектсовой информации, низкая информационная компетентность.

В ходе исследования:

·                     Изучен теоретический материал, касающийся дистанционного обучения

·                     Выявлены сложности, возникающие при введении дистанционного режима

·                     Проведено анкетирование среди студентов по теме "Психологические проблемы подготовки к дистанционному обучению"

·                     Проанализированы полученные данные

·                     Сделаны выводы на основании результатов анкетирования

·                     Данные, полученные в ходе исследования могут быть использованы в рамках группового консультирования; в обучающих программах по организации дистанционного обучения; в целях создания улучшений учебной платформы в условиях дистанционного обучения; а также для построения общей картины реагирования студентов на смену формата обучения, развития студентов.

Список используемых источников

1. Дистанционная форма обучения: что это такое? [электронный ресурс] / режим доступа : http://www.sano.ru/articles/distanczionnaya-forma-obucheniya-chto-eto-takoe.html

2. Дистанционное обучение [электронный ресурс] / режим доступа : https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5

3. Чем отличается онлайн — обучение от дистанционного обучения [ электронный ресурс ] / режим доступа : https://finacademy.net/materials/article/chem-otlichaetsya-onlajn-obuchenie-ot-distantsionnogo-obucheniya


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование возможностей образовательного блога для дистанционного обучения младших школьников

В статье рассказывается об использовании возможностей образовательного блога для дистанционного обучения младших школьников на примере  образовательного блога учителя начальных классов Сергеевой ...

Практические рекомендации родителям по организации дистанционного обучения младших школьников

Правильная организация процесса дистанционного обучения, при которой онлайн-уроки выстраиваются учителем с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика, дает ряд преимуществ: учебный материал мо...

Дистанционное обучение младших школьников: плюсы и минусы

Переход на дистанционное обучение – это новый формат преподавания.   Дистанционное обучение, можно считать не только плюсом, но и минусом....

Дистанционное обучение младших школьников с помощью Zoom — сервиса для проведения видеоконференций, онлайн – встреч

  Дистанционное обучение – это некая форма получения образования, использующая в процессе обучения лучшие традиционные и современные методы, а также средства обучения, основанны...