Консультирование
консультация

Консультирование как одна из форм оказания квалифицированной социально-педагогической и психолого-педагогической помощи ребенку или взрослому, испытывающему различные проблемы, с целью восстановления и оптимизации его социальных функций, социализации и личного развития, выработки социальных норм жизнедеятельности и общения. Организация и проведения  педагогического и психологического консультирования. Этапы консультирования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Афанасьева Светлана Евгеньевна,

Г(О)БУ Центр «СемьЯ»

Липецкая область, г. Липецк

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

История развития консультативной практики начинается значительно ранее того момента, когда она выделилась в самостоятельную сферу деятельности. Е.А Климов в одной из своих работ писал, что специфические консультативные функции (как профессиональные) существуют в обществе с первых фаз его развития, потому что члены общества, осуществлявшие накопление «душеведческого опыта», неизбежно становились своеобразными источниками «услуг».

Исследование феномена консультирования вызывало интерес ученых различных сфер человеческой деятельности и направлений современных наук: медицинской (А.Е. Айви, М.И. Буянова, Б.Д. Карвасарский, В.Н. Мясищев), психологической (Г.С. Абрамова, Ю.Е. Алешина, Л.Ф. Шеховцова, П.П. Горностай, С.В. Васьковская), социально-педагогической (Н.И. Бараковская, Л.А. Витвицкая, И.В. Дубровина,  Н.И. Шевандрин).

Вместе с тем, теоретический анализ литературы свидетельствует об отсутствии единого и четкого определения этого вида деятельности. В какой бы форме не осуществлялась консультативная помощь, она обладает одной общей характеристикой – это направленность на человека.

Консультирование – это одна из форм оказания квалифицированной социально-психологической помощи человеку,  испытывающему различные проблемы, с целью восстановления и оптимизации его социальных функций, социализации и личностного  развития, выработки социальных норм жизнедеятельности  и общения.

Консультирование социально-педагогическое и психолого-педагогическое является одной из форм деятельности социального педагога и педагога-психолога в процесс сопровождения замещающей семьи. Процесс консультирования предполагает и включает в себя  информирование, обучение, воспитание, развитие взрослого и ребенка.

В ходе психологического и педагогического сопровождения замещающих семей выделяются основные направления деятельности, требующие консультативной помощи:

-  педагогическая и психологическая  поддержка законных представителей в создании  условий  для жизнедеятельности ребенка, оставшегося без попечения родителей, в условиях воспитания в замещающей  семье, характеризующихся безопасностью и стабильностью;

- профилактика явлений дезадаптации (социальной, психологической, педагогической) ребенка, оставшегося без попечения родителей, принятого на воспитание в замещающую семью, помощь в интеграции ребенка в семейную систему;

-  социальная и психологическая реабилитация детей и взрослых, имеющих те или иные отклонения в развитии, предполагающая восстановление психологического, морального, эмоционального состояния и здоровья членов замещающей семьи;

- непосредственная работа с личностью ребенка и взрослого, что предполагает развитие эмоционально-волевой и отчасти интеллектуальной сферы личности, поиск и  раскрытие личностных ресурсов;

- посредническая деятельность в сфере внутренней и внешней коммуникации, отношений членов замещающей семьи со средой, способствующая их социально-культурному становлению и развитию, повышению уровня психолого-педагогической компетентности и как следствие содействие в разрешении конфликтов и гармонизации детско-родительских отношений;

- информирование замещающей семьи в вопросах  социально-правовой  поддержке, направленной на обеспечение информацией детей и взрослых по вопросам социальной защиты и помощи, в реализации правых гарантий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Специалисты отдела сопровождения замещающих семей используют в работе различные формы консультаций: заочные, очные, комплексные.

Заочные консультации для законных представителей и детей, в возрасте от 14 лет проводятся педагогом-психологом, социальным педагогом посредством переписки, телефонного разговора, иных современных интернет ресурсов, которые, как правило, направлены на решение информационных и отчасти посреднических задач.

Очные консультации предусматривают кратковременное общение с ребенком и взрослым при посещении замещающих семей по месту жительства, при получении услуги стационарно на базе Г(О)БУ Центра «СемьЯ», либо в образовательной организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Спектр проблем связан с вопросами дезадаптации, реабилитации, развития и социализации ребенка в условиях замещающей семьи, организации.

Комплексная  консультативная помощь  предусматривает взаимодействие замещающей семьи с несколькими специалистами, задействованными  в сопровождении семьи, которые изучают различные аспекты  (социальные, педагогические, психологические, правовые и др.) проблемы развития и воспитания ребенка, оставшегося без попечения родителей, переданного на воспитание в семью. Данная форма предполагает совместные консультации, заседание психолого-педагогических консилиумов, иную работу специалистов, предполагающую коллегиальную помощь в решении проблем детско-родительских отношений и функционирования замещающей семьи.

Консультирование непременно осуществляется на принципах социального партнерства: равноправия, уважения и учета интересов, обязательности, ответственности сторон и специалистов. Немаловажную роль играет взаимодействие социального педагога и педагога-психолога, иных специалистов, задействованных в сопровождении замещающей семьи, при решении проблем и вопросов воспитания  ребенка.  От успешного консультирования и взаимодействия сторон зависит успешность разрешения различных проблемных ситуаций воспитания приемных детей в замещающей семье.

Специфика деятельность педагога-психолога и социального педагога при работе с замещающей семьей предполагает органическое сочетание личностных и профессиональных качеств, таких, как гуманность,  профессиональная компетентность, коммуникативность, честность, справедливость,  деликатность, моральная ответственность, альтруизм, а  главное – это наличие высокой общей и профессиональной  культуры специалистов.

Особенности консультирования при работе с замещающей семьей.

Специалисты, работая с замещающей семьей, выступают, как правило, в качестве советника, консультанта и защитника.

Независимо от профессиональных функций педагог-психолог и социальный педагог, выступая в роли советника, информируют законного представителя о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье, об особенностях и закономерностях воспитания  детей, о специфике трудностей воспитания детей, имеющих неблагополучный опыта детства, дают психологические и педагогические советы по их воспитанию.

Находясь в роль консультанта, социальный педагог консультирует  по социально-правовым вопросам, вопросам межличностного взаимодействия членов замещающей семьи, построения коммуникации с внешней средой, разъясняет законным представителям способы создания условий, необходимых для нормального и оптимального развития приемного ребенка в семье. Педагог-психолог – консультирует по вопросам межличностного взаимодействия с учетом личностных особенностей и спектра чувств, переживаемых членами семьи, о способах отреагирования, построения оптимально продуктивных  и безопасных коммуникативных отношений членов семьи между собой, так и с внешней средой, создания атмосферы психологического комфорта в семье.

Роль защитника позволяет специалистам выявлять какие-либо формы нарушенного родительского отношения к ребенку, отстраненность законных представителей от процесса воспитания детей и принимать в подобных случаях адекватные педагогические и психологические способы защиты прав ребенка, воспитывающегося в замещающей семье.

Согласно Порядку сопровождения замещающих семей, специфики оказания психологической и педагогической помощи специалисты Г(О)БУ Центра «СемьЯ» используют временные краткосрочные и долгосрочные формы    консультирования.

В случае реализации кризисной или экстренной модели сопровождения семьи специалисты ориентированы на краткосрочное консультирование, кризисинтервентную модель работы с семьей, обусловленную изменениями в естественном жизненном цикле семьи, возникшими случайными травмирующими обстоятельствами, или проблемно-ориентированную, которая направлена на решение конкретных практических задач, заявленных и признанных семьей. В центре проблемно-ориентированной модели консультирования находится требование к специалистам оказывать помощь в концентрации усилий на той проблеме, которую осознала замещающая семья и над которой готова работать.

Работа специалистов при краткосрочном консультировании должна протекать в полном сотрудничестве с замещающей семьей, с акцентом на стимулирование возможностей членов семьи в решении их собственных трудностей, связанных с построением детско-родительских отношений с целью предотвращения повторения травмирующего опыта у приемного ребенка. Успешное разрешение проблемных, кризисных ситуации связанных с воспитанием детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающей семье создает положительный опыт у законных представителей для разрешения последующих проблемных ситуаций самостоятельно.

Долгосрочные формы консультирования используются специалистами при сопровождении семьи на адаптационном, базовом (мониторинговом) уровне сопровождения. Как правило, после кризисного консультирования оптимальным является продолжить оказание поддержки замещающей семье в форме проведения долгосрочного консультирования на протяжении периода сопровождения до 1 года.

Для педагога-психолога и социального педагога является важной задачей при осуществлении консультирования предоставить членам замещающих семей, в первую очередь законному представителю, несовершеннолетнему подопечному возможность проанализировать проблемы, обнаружить и прояснить способы построения более удовлетворительных отношений и полноценной жизни.

В отношении взрослого, несовершеннолетнего ребенка консультирование:

  • способствует развитию личности;
  • помогает обучаться новому поведению;
  • акцентирует ответственность человека, то есть признает, что независимый, ответственный человек способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение человека;
  • помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению;
  • помогает развитию способности человека адекватно и полноценно воспринимать себя и других людей, изменять и делать гибкой систему внутри - и  межличностных отношений.

Как правило, определение цели консультирования всегда бывает сложным для членов замещающей семьи, зависит от запроса консультируемого и от позиции самого консультанта. В ходе консультативной работы можно выделит две наиболее основополагающих цели, которые часто встречаются в практической деятельности:

- способствовать изменению поведения человека, чтобы жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения, семейные условия и обстоятельства;

- помогать обеспечить оптимальное принятие жизненно важных решений, а именно научить человека распределять свое время и энергию, оценивать  последствий риска, адекватно оценивать свойства своей личности, преодолевать эмоциональные стрессы.

Этапы консультирования.

При средней продолжительности 45 минут – 1 час 10 минут.

  1. Установление контакта. Знакомство и начало беседы. Длительность 5-10 минут. На этом этапе важно создание атмосферы поддержки, которая будет способствовать достижению доверия между специалистом и членами замещающей семьи (индивидуально).

  1. Определение целей консультирования, психологический контакт. Длительность не более 5 минут. Целесообразно обсудить с членом замещающей семьи, как он представляет себе результат консультирования. Это имеет принципиальное значение, так как цели консультирования у специалиста и члена замещающей семьи могут быть различными. 

                   

  1. Сбор информации. Формирование консультативных гипотез. Проверка консультативных гипотез. Длительность 25-35 минут. На данном этапе важно эмпатическое слушание, чуткое восприятие внутреннего мира другого человека, принятие его концепции, осмысление того, что он говорит с целью формирования гипотезы (закономерной связи явлений). Далее уточняются проблемы семьи, то, как они видятся человеком. Важно, чтобы специалист выделял эмоциональные и когнитивные аспекты проблемы. В этом ему могут помочь закрытые и открытые вопросы. Уточнение проблемы ведется до тех пор, пока специалист и член замещающей семьи не достигнут одинакового понимания проблемы.

  1. Выработка альтернативных решений.  Оказание воздействия. Коррекция установок человека и возможного поведения. Длительность 5-10 минут. Попытка установления в сознании члена замещающей семьи цепочки событий (чувство, реакция) с целью изменения установок. Помощь человеку сформулировать возможные альтернативы привычному поведению, проанализировать, дать оценку  и помочь в выборе варианта, который является наиболее подходящим для члена замещающей семьи. Открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблемы. Именно на этом этапе специалист сталкивается с основными трудностями. Специалист помогает обозначить члену замещающей семьи все возможные варианты решения проблемы и отобрать те из них, которые наиболее приемлемы с точки зрения существующей степени готовности семьи к изменениям. Разработка плана конкретного позитивного реагирования человека на события, отношения в своей семье, обсуждение возможных препятствий.

  1. Обобщение. Завершение консультации. Длительность 5-10 минут. На этом этапе подводятся итоги работы, обобщаются достигнутые во время консультации результаты. Обсуждаются вопросы, касающиеся дальнейшей работы специалиста с членами замещающей семьи (индивидуально), достигается договоренность о следующей встрече, обсуждается необходимость взаимодействия с другими специалистами, предоставление рабочих контактов.  Доброжелательное прощание специалиста с членом замещающей семьи.  

Важно! Специалист должен быть готов признать возможные ограничения своей компетенции и не  вступать в излишние споры.

 Актуальность проблем современной замещающей и кровной семьи все больше требует от специалистов педагогических профессий  постоянного самообразования и саморазвития, изучения богатого научного опыта психоаналитической педагогики,  системного подхода при проведении консультативной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультирование родителей. Особенности общения с агрессивными, гиперактивными и тревожными детьми.

Данное консультирование ориентировано на психологическое просвещение родитетлей обучающихся  4-х классов, с целью ознакомления с основными эмоциональными проявлениями и особенностями поведения в ...

Педагогическое консультирование семьи: подбор ситуаций.

Анализируя педагогические ситуации, родители учатся размышлять над выбором меры воздействия на ребенка в различных жизненных ситуациях. Одновременно их...

дополнительная программа по дистанционному консультированию по русскому языку для 3 класса

Программа создана в поддержку учителю, в классе которого есть иноязычные дети, испытывающие трудности в обучении русскому языку. Программа является консультативной и даётся во второй половине дня в ви...

Психологическое консультирование родителей по проблеме успеваемости ребёнка в школе.

В рамках данной темы необходимо рассмотреть вопросы, связанные с психологической готовностью ребёнка к школе, которая имеет два основополагающих компонента: личностная готовность и интеллектуальная го...

Особенности психологического консультирования педагогов при работе с младшими школьниками

Рекомендации педагогам и родителям по работе с младшими школьниками....

Групповое консультирование родителей будущих первоклассников

Конспект основных моментов консультирования и презентация....

Технология ведения беседы в консультировании

консультирование, беседа, психология...