Педагогическое консультирование семьи: подбор ситуаций.
материал по теме

 

        Анализируя педагогические ситуации, родители учатся размышлять над выбором меры воздействия на ребенка в различных жизненных ситуациях. Одновременно их размышления над ситуациями позволяют учителю выявить педагогические возможности семьи, формы, методы и приемы, используемые в ней.

      В процессе анализа ситуаций учитель корректирует ответы родителей, указывает на ошибки, предлагает пути решения подобных педагогических ситуаций, встречающихся в практике семейного воспитания. При этом он опирается на рассуждения родителей, которые проявляют педагогическую грамотность в разговоре, делятся опытом воспитания своих детей, рассказывают о мерах воздействия на ребенка в аналогичных ситуациях.

    Привлекая родителей к размышлениям над ситуациями, учитель имеет возможность выявить семьи, на которые можно опереться в педагогическом руководстве семейным воспитанием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon situacii_.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическое консультирование семьи: подбор ситуаций.

Папа первоклассницы жалуется, что дети в классе рассказывают друг другу страшные истории. Его дочка, придя, домой, пересказывает их младшей сестрёнке, которая после этого не может уснуть.

Что делать?

А) строго отчитать ребёнка  и запретить слушать в школе «страшилки».

Б) убедить не пересказывать страшные истории младшей сестрёнке, а тем более на ночь.

В) на примере одной из страшных историй высмеять детскую впечатлительность и боязнь

Г) сделать вид, что «страшилки» и взрослым интересны, а затем объяснить ребёнку необоснованность выдуманных ужасов.

Д) отвлечь внимание ребёнка от «страшилок», проведя интересную беседу о необычных явлениях в жизни людей и природе.

( Б или Г)

Родители первоклассника в панике: сын замучил их вопросами о своём появлении на свет. Версии «аиста» и «капусты» не проходят, угроза ремня не действует. Просвещать сына раньше времени родители не хотят.

Что делать?

А) дать честный ответ, но в мягкой, деликатной форме.

Б) отвлечь внимание ребёнка на что-либо другое, но обязательно очень интересное.

В) на подобные темы лучше поговорить врачу (отдельно с девочками и мальчиками)

Г) строго-настрого запретить мальчику, задавать подобные вопросы.

(А или В)

ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ

Ситуация 1.

 Второклассник Дима решил постирать белье до прихода с работы родителей. Вынимая белье из машины, мальчик заметил, что вода в ней стала темной, а белые майки и сорочки приобрели синеватый цвет. Дима не знал, что синий спортивный костюм, который он постирал вместе с белыми пещами, линяет. Мальчик расстроился. Когда родители возвратились домой, он виновато признался в случившемся. «Кто тебя просил это делать, почему ты лезешь не в свои дела?!» — возмутилась мать. Отец, пытался разрядить обстановку и защитить сына. Дима молчал, однако ему было обидно: ведь он хотел порадовать родителей, а получилось наоборот.

Проанализируйте данную ситуацию. Как бы вы поступили в подобном случае?

Ситуация 2.

Перед уходом на работу мать попросила третьеклассницу Лену вымыть посуду и полить комнатные цветы. Возвратившись, домой, она огорчилась, увидев, что задание не выполнено. Дочь и раньше не раз ослушивалась мать и не выполняла работу по хозяйству.

Какое качество личности ребенка проявилось в этой ситуации?

Как вы поступаете, когда ребенок не выполняет поручение?

Ситуация 3.

Второклассник Володя запыхавшись, прибежал домой и обратился к отцу: «Папа, сегодня в нашем дворе проводится воскресник. Там уже работают Витя с папой. Мы пойдем?» «Нет,— сухо ответил отец,— видишь, я занят». Тогда пусть мама идет»,— добивался сын. «Маме тоже некогда, пусть пенсионеры работают, у них много свободного времени»,— ответил отец и продолжал чтение газеты. Володя вышел из дому подавленный. Бодрость и задор мальчика сменились горечью. Увидев его, одноклассник Витя, работавший с отцом, спросил: «Ну что, придет твой папа?» «Нет,— ответил робким голосом Володя,— ему некогда».

К каким последствиям может привести подобное поведение родителей?

Ситуация 4.

 В субботний день в семье началась генеральная уборка. Каждому из членов семьи был выделен участок работы. Первокласснице Оле поручили вытереть пыль с мебели. Девочка старательно принялась за работу. Закончив ее, она попросила мать проверить, как выполнено поручение. Посмотрев Олину работу, мать возмутилась: «Тебе ничего нельзя поручить, все ты делаешь плохо и небрежно. И в кого ты такая неумеха?» И тут же принялась переделывать работу дочери. Девочка расплакалась от обиды.

Правильно ли поступила мать Оли? Каковы последствия подобных воздействий на детей?

Ситуация 5.

Второклассница Аня под руководством учительницы тайно готовила маме подарок ко дню 8 Марта: вышивала салфетку. В день праздника девочка с волнением поздравила маму и преподнесла ей самодельный подарок. Мать равнодушно приняла салфетку, Аня огорчилась.

Какова роль самодельных игрушек, поделок в воспитании трудолюбия, нравственных качеств личности?

Какую ошибку допустила мать Ани, принимая от дочери подарок?

 Как бы вы поступили на месте Аниной мамы?

Ситуация 6.

Отец вместе с сыном — первоклассником Витей — ремонтировал радиоприемник. Мальчик внимательно наблюдал за работой отца, а когда тот просил подать ему какую-нибудь деталь, он охотно выполнял просьбу. Когда отец попросил подать ему проводок, Витя быстро исполнил просьбу, но подал не тот проводок. «Не этот, другой подай»,— потребовал нетерпеливо отец. Витя растерялся и поспешил найти другой. Когда сын протянул его отцу, он раздраженно крикнул: «Да не этот. Что ты такой бестолковый?! Думать надо!» Отбросив резким движением проводок, переданный ему сыном, отец взял нужный. Мальчик заплакал и вышел из комнаты.

Какого важного качества недоставало отцу мальчика?

 Как следует поступать в подобных случаях?

Ситуация 7.

В воскресный день второклассница Таня вместе с матерью мыла посуду, готовила обед, накрывала на стол. Семья обедала в полном составе. У всех было праздничное настроение. После обеда отец Тани, обращаясь к матери, сказал: «Спасибо, Маша, сегодня был очень вкусный обед». «Мы с Таней старались сделать его вкусным»,— ответила жена. «Ну, ее еще рано благодарить»,— небрежно заметил отец. Таня промолчала, но настроение у девочки испортилось.

 Почему испортилось настроение у Тани?

Как следовало бы поступить отцу и данной ситуации?

Ситуация 8.

Мать поручила третьекласснику Сереже вычистить ковер. Когда мальчик закончил работу, мать заметила оставшиеся соринки и, ничего не говоря сыну, взялась за чистку ковра сама. Огорченный Сережа ушел из дому и вернулся только поздним вечером.

Правильно ли поступила мать, взявшись переделывать работу сына?

Как должна была поступить мать мальчика в этом случае?

Ситуация 9.

 Первоклассник Коля по заданию учительницы делал скворечник. Мальчик был поглощен работой, несколько раз собирал и разбирал домик, и когда, наконец, остался, удовлетворен своей работой, обратился к отцу: «Посмотри, папа, какой скворечник получился!» Отец оценивающе осмотрел его и сказал: «А твоего домика скворцы не испугаются?» «Почему?» — недоумевая, спросил Коля. «Да руки у тебя — крюки, простого не мог сделать по-человечески»,— с укором сказал отец. Когда через некоторое время отец предложил сыну установить скворечник на дереве, тот равнодушно сказал: «А- я его разломал и выбросил».

Какое важное качество личности проявилось у Коли в процессе работы над скворечником?

Чувствовал ли отец внутреннее состояние сына, его настроение, когда мальчик обратился к нему за оценкой своей работы?

Как бы поступили вы в данном случае?

Ситуация 10.

 Третьеклассница Галя вместе с родителями и бабушкой приехала на дачу. Утром бабушка распорядилась: «Сегодня будем заниматься прополкой — все грядки поросли травой». Через некоторое время семья принялась за работу. С усердием начала прополку и Галя, но однообразная работа быстро ей наскучила, и она сказала: «Я устала, и мне надоело вырывать траву». «Постыдись,— возмутилась мать,— разве мы с бабушкой не устали?» В разговор вмешалась бабушка: «Ей без привычки трудно, она и впрямь устала, пусть уж идет гулять». «Вот ты всегда, мама, выгораживаешь ее. Так она никогда не научится трудиться и помогать близким». Пока взрослые спорили, Галя незаметно оставила их. За ужином мать упрекнула дочь в лени. «Ладно, угомонись,— опять остановила ее бабушка,— у нее еще все впереди, успеет наработаться».

Каких положительных качеств недоставало Гале?

Какое важное условие не соблюдается в ее воспитании?

Как следовало поступить, чтобы Галя продолжала трудиться вместе со всеми и чтобы у нее, вырабатывалось чувство удовлетворения от коллективного труда?

ФОРМИРОВАНИЕ  У РЕБЁНКА ЖЕЛАНИЕ ТРУДИТЬСЯ

    Лучшая форма наследства, оставляемая родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание безграничного трудолюбия.

                                                                                             К.Д. Ушинский

Ситуация 1.

   Родители ссорятся. Яблоком раздора стал сын. Отец считает, что он вполне вырос для того, чтобы помочь отцу в строительстве дачи.  Мама считает, что ребенок слишком мал для такой работы и категорически против участия сына в таких делах.

Ситуация 2.

В семье растет три сына. Отцом в доме заведена такая традиция: в субботу у мамы выходной. Она может делать то, что считает полезным для себя. Мужчины разделили между собой все обязанности по дому. Старших сыновей это иногда злит...

Ситуация 3.

В семье растет девочка. Мама с большим трудом заставляет де вочку помогать ей по дому. Девочка аргументирует свое нежелание что-то делать тем, что в доме есть бабушка. Бабушка с большой охо той выполняет все за внучку и даже обижается, если мама дает по ручение дочке, а не ей.

Ситуация 4.

Мама с восторгом рассказывает о том, что ее дочка очень помо гает ей присматривать за малышом. Может это делать часами. Со седки просят поделиться секретом воспитания такого внимания старшего ребенка к младшему. На что мама отвечает: «А мы с мужем решили платить ей за каждый час, проведенный с малышом. Это ведь лучше, чем платить чужому человеку».

Ситуация 5.

Пятилетний малыш с трудом тащит мусорное ведро. Соседи осуждают родителей. «Такой маленький, а уже работает. Сами ро дители сидят дома, могли бы не гонять маленького ребенка».

Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Ус ложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот роди тели и идут на «жертву»: всю домашнюю работу берут на себя. И вырастает потребитель, который будет вероятнее всего требовать такого же  к себе отношения в будущей семье.

С другой стороны, родители, которые позволяют своему ребен ку стать потребителем, сами ленивые люди. Ведь прививать своему ребенку трудовые навыки — тяжкий труд. Надо вначале показать, затем помочь, а потом и проконтролировать. Для этого нужно де лать усилия над собой, своей волей, своим мозгом; сдерживать се бя, проявляя по отношению к ребенку такт и терпение. А это, увы, не просто.

Сегодня непросто. Проще будет тогда, когда ребенок вырастет и сможет трудиться и в рабочем коллективе, и в своем доме, не испы тывая психологического и душевного дискомфорта.

УРОКИ ЭТИКИ

Ситуация №1.

Всем классом дети выехали на природу. Они играли, пели пес ни, обсуждали дела класса, строили планы на будущий год. Нако нец наступило время еды. Все ребята расположились на поляне, разложили свою еду. Две девочки встали и отошли от класса, укры лись в тени деревьев и стали кушать вдвоем. На приглашение учи теля принять участие в общей еде ответили отказом...

Ситуация №2.

На контрольной работе мальчик добросовестно заглядывал в тетрадь через плечо своему соседу. Учитель это видел, но не одерги вал списывающего ученика.

Результатом контрольной работы стала двойка. Ученик же , у которого мальчик списывал, получил пять. Ребенок, который спи сывал, сравнил свою работу с работой одноклассника и заявил, что ему учитель несправедливо ставит отметки...

Ситуация №3.

На остановке стоит семья. Подъезжает автобус, родители спе шат подойти поближе к транспорту. В это время подходит старушка и спрашивает, как ей попасть на какую-то улицу. Мальчик начина ет объяснять. Родители нетерпеливо его зовут, он продолжает объ яснять. В это время автобус уходит, и родители начинают вдвоем ругать своего сына...

Ситуация №4.

Ребенок приводит в дом своих друзей, но родители бесцеремон но выставляют их за дверь. Когда ребенок начинает выяснять, по чему они это сделали, родители заявляют, что в дом нужно приво дить только тех детей, которых они считают ему ровней для дружбы.

Ситуация №5.

Ребенок замечен во многих неблаговидных поступках. Об этом родителям говорят и взрослые, и дети. Родители отвергают все об винения в адрес своего ребенка. Когда удается доказать правди вость всех фактов, родители начинают обвинять школу, учителей, друзей ребенка.

Памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у
детей.

1.  Не демонстрируйте своему ребенку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнет вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам самим.

2.  Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка ста нет привычкой вашего ребенка.

3.  Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Если вы покажете в этом пример своему ребенку, ждите, что очень скоро он скажет то же самое о вас.

4.  Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это урок вашему ребенку добра и человечности.

5.  Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии своего ребенка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приоб ретаете уважение своего ребенка.

6.  Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите этому качеству своего ребен ка.

7.  Помните, что поведение — это зеркало, в котором отража ется истинный облик каждого!

Воспитанность человека, его хорошие манеры, его уважение к другим людям и к самому себе начинается в детстве. Ребенок чрез вычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые в нем закладывает его семья.

Если изо дня в день ребенок наблюдает хамство и грубость, об ман и безразличие, двурушничество и хамелеонство. Если родители ослеплены жаждой наживы и ради этого не поскупятся ничем, если ребенок учится в семье рисовать жизнь только черными красками, как бы ни старалась школа и педагоги — помочь такому ребенку жить по законам добра трудно.

Семья должна учить ребенка не только законам человеческого существования, но и законам совместного проживания.

Ребенок должен знать, когда можно включать и выключать му зыку в доме, как вести себя в общественных местах, как вести разго вор с незнакомым человеком, как вести себя в транспорте и т. д.

Этим вопросам в школе посвящены классные часы и часы общения. Но к проблемам культуры человека нам все время прихо дится возвращаться, ибо на них строится сама жизнь.

КАК УБЕРЕЧЬ РЕБЁНКА ОТ НАСИЛИЯ

Ситуация 1.

Настроение ребенка сменилось угрюмостью и нежеланием идти в школу. Спустя какое-то время родители узнали, что по дороге в школу взрослые мальчишки забирают у него деньги, которые роди тели дают на завтраки.

Ситуация 2.

        Случайно родители обнаружили Ha теле девочки, ученицы чет вертого класса синяки. Долго родители выясняли причину их про исхождения. Услышанное повергло их в шок. Подростки несколько раз загоняли ее и других девочек в подвал соседнего дома и подвер гали их оральному сексу. За сопротивление били и приказывали молчать, грозя рассказать все родителям девочек.

Ситуация 3.

Мальчик спешил в школу. Школа находилась недалеко от дома, поэтому родители его не провожали. В этот раз он вышел из дома несколько позже и немного опаздывал. Рядом с ним остановилась машина и человек, сидевший за рулем предложил подвести до шко лы. Соблазн был велик, очень уж хотелось проехать на красивой машине. Поездка обернулась трагедией...

Ситуация 4.

Ребенок стал жертвой сексуального насилия. Его жизнь в собст венном доме стала кошмаром. Ребята во дворе, соседи начинали многозначительно на него смотреть и шушукаться. Семья перестала жить той жизнью, которой жила до недавнего времени. Родители испытывали огромное чувство стыда за то, что произошло с их ребёнком, и невольно укоряли его за это.

Ситуация 5.

Ребенка дразнят, обзывают обидными прозвищами и во дворе, и в школе. Он отказываемся идти в школу. Родители идут к детям раз убираться. На некоторое время все успокаивается, а затем издевательство повторяется и становится еще более изощренным.

Подготовка памяток для родителей

Памятка 1.

Уважаемые папы и мамы!

    В жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приобретает не только положительный, но и отрицательный опыт.      Добро лечит сердце, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю оставшуюся жизнь.

Запомните эти простые правила в нашей непростой жизни...

1. Выучите с ребенком номера телефонов служб спасения в
трудной жизненной ситуации.

2. Выучите с ним ваши рабочие номера телефонов, а также, но
мера телефонов людей, которым вы доверяете.

3. Учите его рассказывать вам вечером не только о своих дости жениях,   но и о тревогах, сомнениях, страхах.

4. Каждую трудную ситуацию не оставляйте без внимания, ана лизируйте вместе с ним.

5. Обсуждайте с ним примеры находчивости и мужества детей,
сумевших выйти из трудной жизненной ситуации.

6. Не иронизируйте, если ребенок в какой-то ситуации оказался
слабым физически и морально. Помогите ему и поддержите его,
укажите ему возможные пути решения возникшей проблемы.

7.    Если проблемы связаны с тем, что ваш ребенок слаб физиче ски, запишите его в секцию и интересуйтесь его результатами занятий.

8.   Если взрослые люди из числа ваших знакомых и друзей вызы вают у вас опасения в отношении вашего ребенка, проверьте
свои сомнения и не стесняйтесь разорвать с ними отношения.

9. Постарайтесь удовлетворить любознательность и любопытство
ребенка, предупреждая его вопросы заранее, а не после того,
как он получил информацию из третьих рук.

10. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок с раннего детства
усвоил то, что ему разрешается и то, на что налагается абсо лютный запрет.

11. Учите ребенка предполагать последствия своих поступков,
Сформируйте у него потребность ставить вопрос типа: что бу дет, если.

12.     Если ваш ребенок подвергся сексуальному насилию, не веди те себя так, как будто он совершил нечто ужасное, после чего жизнь невозможна.


13. Не обсуждайте при ребенке то, что произошло, тем болеем посторонними и чужими людьми.

14. Не формируйте у своего ребенка комплекс вины за случившееся.

15. Не позволяйте другим людям выражать вашему ребенку сочувствие и жалость. Это формирует комплекс «белой вороны»!

16. Дайте возможность своему ребенку проговорить с вами самую трудную ситуацию до конца и без остатка. Это поможет ему
освободиться от груза вины и ответственности.

17. Если в этом есть необходимость, пройдите вместе с ним курс психологической реабилитации.

18. Постарайтесь переключить внимание ребенка с пережитой
им ситуации на новые занятия или увлечения.

19. Ни в коем случае никогда не оставляйте нерешенными про блемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья вашего ребенка.

20. Не идите на компромиссы со своей совестью, если это касает ся чужой жизни, даже если это ваш ребенок. Спустя годы ваш компромисс может обернуться против вас.

Памятка №2.

Если ребенок подвергся сексуальному насилию, вы должны знать, что физические признаки насилия могут быть такими:

  1. боль и раздражение в области гениталий;
  2. необычная походка или манера сидеть;
  3. необъяснимые повреждения тканей или синяки;
  4. частое принятие ванны;
  5. частое мочеиспускание.

Типичные признаки последствий сексуального насилия, проявляю щиеся в поведении:

  1. слезливость и замкнутость;
  2. беспокойный сон;
    - депрессия;
  3. плохой аппетит;
  4. нежелание выходить на улицу;
  5. агрессивность и раздражительность;
  6. отчужденность и отрицание родительской ласки;
  7. проявление страхов, ночные кошмары;
  8. пассивность и равнодушие;
  9. изменение во внешнем облике;
  10. отрицание друзей и приятелей.

Наблюдайте за своим ребенком! Прислушивайтесь к своему сердцу и родительскому инстинкту! Консультируйтесь со специалистами, если в чем-то сомневаетесь!

Анализируя педагогические ситуации, родители учатся размышлять над выбором меры воздействия на ребенка в различных жизненных ситуациях. Одновременно их размышления над ситуациями позволяют учителю выявить педагогические возможности семьи, формы, методы и приемы, используемые в ней.

В процессе анализа ситуаций учитель корректирует ответы родителей, указывает на ошибки, предлагает пути решения подобных педагогических ситуаций, встречающихся в практике семейного воспитания. При этом он опирается на рассуждения родителей, которые проявляют педагогическую грамотность в разговоре, делятся опытом воспитания своих детей, рассказывают о мерах воздействия на ребенка в аналогичных ситуациях.

Привлекая родителей к размышлениям над ситуациями, учитель имеет возможность выявить семьи, на которые можно опереться в педагогическом руководстве семейным воспитанием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультирование семьи

-информирование родителей о психологии семейных отношений, психологии воспитания и законов развития ребенка.- групповая дискуссия, которая может быть в двух формах: тематическая дискуссия и анализ кон...

Психологическое консультирование семей младших школьников с учебной неуспешностью.

Статья посвящена актуальной для большинства школьных психологов, педагогов начальной школы и многих родителей проблеме. Учебная неуспешность в начальной школе становится частым предметом психолого-пед...

Выступление на педагогическом конкурсе. Статья "Создание ситуации успеха как фактор, обеспечивающий психологический комфорт младших школьников"

В данной статье вы найдёте некоторые рекомендации по созданию комфортного психологического климата в классе....