Консультирование семьи
консультация на тему

Мороз Ольга Владимировна

-информирование родителей о психологии семейных отношений, психологии воспитания и законов развития ребенка.

- групповая дискуссия, которая может быть в двух формах: тематическая дискуссия и анализ конкретных случаев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultirovanie_semi.docx19.2 КБ

Предварительный просмотр:

 Консультирование семьи ребенка младшего школьного возраста.

Поступление ребенка в школу требует от семьи гибкости, способности семьи принять факт приобретения ребенком новой социальной роли и поменять свои структурные параметры. В это время происходит изменение внешних границ семьи и важно, чтобы семья оказалась способной оказать ребенку адекватную помощь [5, с. 116]. Часто для этого нужно пересмотреть свои обязанности и достичь нового соглашения:

- кто отводит и забирает ребенка из школы;

- кто помогает ребенку выполнять домашнее задание и решить вопрос о том, в чем должна заключаться помощь;

- кто занимается развитием ребенка во внеурочное время;

- будет ли ребенок посещать группу продленного дня, если ребенок будет дома, то кто с ним будет находиться;

- какие требования будут предъявляться ребенку как к ученику и к члену семьи;

- кто будет посещать родительские собрания и участвовать в школьной жизни ребенка.

Традиционно в российских семьях большинство этих функций выполняет мать, что приводит к ее перегруженности, а отец в выполнении родительских функций оказывается на периферии воспитания (синдром «нереализованного отцовства»). В этом случае баланс в семье нарушается и она становится функционально неполной, что затрудняет адаптацию ребенка к школе.

К моменту поступления ребенка в школу в семье сформировались определенные паттерны поведения, которые могут в школе оказаться неконструктивными, например, капризный ребенок быстро понимает, что в школе такое поведение не приносит желаемого результата, что вызывает трудности адаптации. Сложности могут возникать у детей с ослабленным соматическим здоровьем, а также у детей, которые не посещали детский сад и имеют маленький опыт общения со сверстниками [16, с. 291].

Кроме трудностей адаптации наличие кризиса семьи на этом этапе характеризуется следующими признаками:

- соматизация ребенка: частые простуды, энурез, аллергия, гастриты и пр.;

- перевернутая иерархия, о чем говорит поведение ребенка (манипулятивность, капризность, упрямство, неуправляемость), которое поддерживает одного из родителей (коалиция);

- ригидность ролевой структуры семьи, непринятие новых обязанностей;        

- рост напряжения в супружеской паре (конфликты, обиды и претензии);

- перегруженность жены (усталость, раздражительность, опустошенность, отчаяние, желание все изменить и пр.);

- проблемы с внешними социальными институтами;

- разочарование в брачном партнере, чувство усталости от брака.

При работе с семьей младшего школьника возможно использование следующих методик:

- анализ семейной истории – методика «Генограмма « М. Боуэна;

- выявление уровня сплоченности семьи – методика «Семейная социограмма» Э.Г. Эйдемиллера и О.В. Черемисина, FACES-3 Д.Х Олсона, Дж. Портнера, И. Лави в адаптации М. Пере;

- анализ ролевой структуры семьи – методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП) А.Н. Волковой;

- выявление уровня удовлетворенности браком – методика «Удовлетворенность браком» В.В. Столина, Т.М. Романовой, Г.П. Бутенко;

- исследование детско-родительских отношений – методика «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса; методика «Измерение родительских установок и реакций» (PARI)                         Е. Шеффера и К. Белла в адаптации Т.В. Нещерет и Т.В. Архиреевой; опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (ВРР) И.М. Марковской; методика «Опросник родительского отношения» (ОРО) А.Я. Варги и В.В. Столина;

- исследование семейных отношений – проективные рисуночные методики «Рисунок семьи» и «Кинетический рисунок семьи».

В это период очень важно выявить явный и скрытый запрос родителей [10,с. 127]. Диапазон явных запросов весьма широк, их можно сгруппировать следующим образом:

- индивидуально-личностные особенности ребенка (плаксивость, упрямство, жестокость, стремление всегда настоять на своем, медлительность, неорганизованность, инертность и пр.);

- проблемное поведение ребенка (воровство, лживость, пропуски уроков, скандалы, целый день играет на компьютере, ни с кем из сверстников не общается, ничем не интересуется и пр.);

- нарушение отношений со сверстниками и взрослыми (сверстники дразнят и бьют ребенка, у него отсутствуют друзья, чрезмерно общителен, не отвечает на вопросы учителя, боится незнакомых людей, ссорится и дерется с сиблингами и пр.);

- плохая успеваемость в школе.

Реально (скрытый запрос) проблема может быть центрирована на таких аспектах: проблема ребенка; супружеская проблема, скрывающаяся за проблемами ребенка; проблема детско-родительских отношений.

Поэтому важно провести тщательную работу по локализации проблемы и только потом использовать разные формы работы (и их чередование): индивидуальные встречи, работа с отдельными подсистемами, работа со всей семьей. Если проблема центрирована на ребенке, то следует помнить, что в развитии ребенка возможны отклонения, а именно расстройства в когнитивной сфере (нарушения психических функций); отклонения в эмоциональном развитии (тревожность, страхи, фобии и пр.); поведенческие нарушения (гиперактивность, агрессивность и пр.). В этих случаях следует провести диагностику и привлекать к работе различных специалистов: психоневролога, дефектолога, логопеда. Для родителей в этом случае важно просветительская работа [23, с. 179].

Если проблема локализована в области супружества, то в этом случае психолог работает в области коррекции супружеских отношений и оказывает помощь в заключении нового психологического контракта, где главное – перераспределение обязанностей. При наличии коалиции одного из родителей с ребенком нужно работать на повышение сплоченности супружеской подсистемы, восстановлении ее границ. Для этого используются разные техники, направленные на актуализацию приятных воспоминаний; домашние задания, связанные с организацией досуга и пр.

В случае локализации проблемы в области детско-родительских отношений стоит выбрать такие направления работы:

- повышение социально-психологической компетентности родителей;

- обучение родителей навыкам общения, разрешения конфликтных ситуаций;

- согласование требований родителей;

- коррекция стиля родительского воспитания.

Могут быть использованы как индивидуальные, так и групповые формы работы:

- информирование родителей о психологии семейных отношений, психологии воспитания и законов развития ребенка.

- групповая дискуссия, которая может быть в двух формах: тематическая дискуссия и анализ конкретных случаев.

- библиотерапия – обсуждение специально подобранных статей и книг научно-популярного характера.

- обсуждение трудных ситуаций, которые предлагают сами родители [17, с. 408].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультирование родителей. Особенности общения с агрессивными, гиперактивными и тревожными детьми.

Данное консультирование ориентировано на психологическое просвещение родитетлей обучающихся  4-х классов, с целью ознакомления с основными эмоциональными проявлениями и особенностями поведения в ...

Педагогическое консультирование семьи: подбор ситуаций.

Анализируя педагогические ситуации, родители учатся размышлять над выбором меры воздействия на ребенка в различных жизненных ситуациях. Одновременно их...

дополнительная программа по дистанционному консультированию по русскому языку для 3 класса

Программа создана в поддержку учителю, в классе которого есть иноязычные дети, испытывающие трудности в обучении русскому языку. Программа является консультативной и даётся во второй половине дня в ви...

Психологическое консультирование родителей по проблеме успеваемости ребёнка в школе.

В рамках данной темы необходимо рассмотреть вопросы, связанные с психологической готовностью ребёнка к школе, которая имеет два основополагающих компонента: личностная готовность и интеллектуальная го...

Особенности психологического консультирования педагогов при работе с младшими школьниками

Рекомендации педагогам и родителям по работе с младшими школьниками....

Психологическое консультирование семей младших школьников с учебной неуспешностью.

Статья посвящена актуальной для большинства школьных психологов, педагогов начальной школы и многих родителей проблеме. Учебная неуспешность в начальной школе становится частым предметом психолого-пед...

Консультирование родителей (законных представителей) в рамках Проекта "Поддержка семей, имеющих детей"

Мастер-класс для педагогических работников "Консультирование родителей (законных представителей) в рамках Проекта "Поддержка семей, имеющих детей""...