Как можно на уроке помочь ученикам?
консультация

Билик Наталья Александровна

Исследования показывают, что многие дети приходят в школу энергетически ослабленные, с несформированным произвольным вниманием, с недостатками слухового  и зрительного восприятия. В этих рекомендациях учитель найдет различные приемы и способы организации урока с учетом обозначенных трудностей. Многие пункты безусловно знакомы учителю.Однако практика показывает, что учителя очень редко проводят двигательную разминку на уроке, мало обращают внимание на организацию рабочих мест на парте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_mozhno_na_uroke_pomoch_uchenikam.docx129.68 КБ

Предварительный просмотр:

Как можно на уроке помочь ученикам? Рекомендации учителю по организации урока.

В выполнении всех учебных заданий необходимы: оптимальный уровень активности ребенка, программирование, регуляция и контроль действий; прием,переработка и хранение разных видов информации (слуховой, зрительной,кинестетической). Предлагаемые рекомендации учитывают это.

 

1.Организация начала урока. Имеются ввиду некоторые ритуалы, например,двигательная игра на внимание (учитель хлопает, дети топают и наоборот), различные упражнения на межполушарное взаимодействие.

2.Организация рабочего места ученика. Не только аккуратно сложить вещи на парте, а убрать все лишнее,например, лишний пенал.

3. Продумать знак привлечения внимания всего класса. Например, листок, снежинка, звуковой сигнал. На первых порах обговорить- когда я поднимаю снежинку-все смотрим на меня.

4. План урока на доске-крайне важная деталь для организации работы на уроке.Например, перед уроком математики на доске можно нарисовать следующую таблицу.

1. ! математическая разминка

2. * решение задач вместе с учителем

3.  двигательная пятиминутка

4. задания в тетради.

Разбор с детьми подобной схемы в начале урока и обращение к ней в течении урока значительно структурирует занятие, а также организует и стимулирует к деятеьности самих детей.

5. Физминутки. Дети не должны 40 минут подряд сидеть -обязательна общая и пальчиковая гимнастика. Обязательная часть физминутки-выход детей из-за парт и выполнение движений стоя.

6. следить за осанкой и позой учеников и обязательно корректировать ее.

7.Утомляемому ребенку ( такой ребенок через 10-15 минут после начала урока начинает смотреть по сторонам, разговаривать)на уроке можно давать дополнительные поручения,поволяющие переключиться и отдохнуть(раздать листы бумаги,помыть доску,поточить карандаш и т.д.)Такие поручения уменьшают учебную нагрузку, их лучше давать,когда класс заканчивает длинное упражнение. Это предотвратит ошибки, которые многократно увеличиваются в конце длительной работы.

8. При предъявлении карточек для самостоятельной работы объем задания для легкоутомляющегося ребенка должен быть сокращен (распечатка более крупным шрифтом сделает незаметной разницу в оъеме задания).

9. Повышение учебной мотивации(сюжетность, элементы игры, логическая последовательность урока,работа в парах, микрогруппах).

10. Поэтапность предъявления сложной и длинной инструкции, ее обязательный повтор.

11. Наглядность. На уроке математики числовой ряд обязательно должен быть на доске, некоторым детям прикрепить числовой ряд на парту. На уроках письма – плакат с письменными буквами; тем детям, которые путают написание отдельных букв,прикрепить их на парту.

12. На уроках письма пальчиковая гимнастика в начале и в середине урока.Много интересных упражнений можно посмотреть в книге Бачиной «Пальчиковые игры с предметами».

13. Речь учителя: хорошая дикция, не длинные фразы, адекватный по сложности словарь.  Заинтересованность, выражающаяся в эмоциональности, самоорганизации, владении голосом (смена нормального на шепот) и т.д.

14. Проверка понимания инструкции, данной со слуха. «Как вы поняли, что нужно сделать?»

 

15. Во время диктанта дети с низким слуховым вниманием и памятью( такие дети часто переспршивают учителя, пропускают в предложениях слова, куски фраз, целые фразы) пересаживаются за первую парту, чтобы они хорошо видели и слышали учителя во время диктанта.

16.  При использовании наглядности рекомендуется выбор четких, не перенасыщенных картинок. Изображения на доске не должны быть мелкими. Фиксация буквами П и Л правой и левой сторон доски.

17.Обязательная пространственная ориентировка и речевое опосредование всех знаков в период знакомства и освоения цифр, букв, математических знаков.

18. Закрепление образа букв и цифр во всех сферах: в воздухе по образцу и по памяти, письмо пальцем на столе, обводка пальцем шершафой буквы, конструирование букв и цифр из элементов и т.д.

19. Детям с проблемами зрительно-пространственного восприятия (они путают право-лево, не могут отступить нужное количество клеточек, найти середину листа) можно фиксировать правую руку яркой ленточкой или браслетом. Выделять ярким карандашом поля и отмечать в тетради точку начала. Оречевлять направление-слева к окну, справа- к двери.

21. На уроке математике предлагайте ученикам повторить задачу своими словами. Тем самым выделяется структура задачи, задача сохраняется в памяти, развивается внутренняя и внешняя речь, развивается ориентировочно-исследовательская основа интеллектуальной деятельности.

22. Пример» опорной карточки-плана» алгоритма решения задач.

1. Читаю

Рисунок книги

2. условие-выделяю желтым

Полоска желтого цвета

3. вопрос-выделяю розовым

Полоска розового цвета

4. данные- обвожу кружком

Рисунок кружка

5.наименование-подчеркиваю

Рисунок карандаша

6. краткая запись

I -

II -}

7. решение

+ -  =

8. ответ

ответ

20. Особенно важно не перегружать детей. Многие учителя боятся не успеть по программе и в конце урока увеличивают темп речи, задерживают детей на перемене. Дисциплина падает, внимание еще более рассеивается, материал не усваивается. Умение чувствовать детей, когда можно продолжить сожержательную работу на уроке, а когда пошутить, дать более легкое задание-умение свойственное всем хорошим учителям.

Составила педагог-пихолог ГБОУ «РЦО» Билик Н.А.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ИЗО "Изображать можно пятном" (презентация к уроку)

КОНСПЕКТ УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА  В 1 КЛАССЕ Учителя начальных классовГБОУ СОШ  п.г.т. ВолжскийПоветкиной Татьяны ФёдоровныКОНСПЕКТ УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 1 КЛАССЕ...

Как распознать дислексию (для педагогов).Как можно эффективно помочь детям с дислексией? Кто способен научить ребенка читать и писать?

Теперь о том, как среди тех, кто испытывает трудности в обучении, распознать нуждающихся в помощи специалистов. Это очень важно, так как учитель – первый человек, который может забить тревогу.Необходи...

Как можно помочь родителям работать с детьми над домашними заданиями

Каждый вечер в миллионах домов по всей стране разыгрывается одна и та же старая пьеса о детях и их домашнем задании. В ней могу участвовать разные действующие лица, но сценарий всегда один и тот же. Р...

Как можно эффективно помочь детям с дислексией?

Как распознать дислексию у младших школьников?...

Мастерская общения о ценности слова «Словом можно убить, словом можно спасти».

Пробуждение благоговейного отношения к слову, создание условий для размышления о ценности слова, его духовном содержании, его сущностными возможностями....

Проект "Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести" (Вадим Шефнер)

В проекте собраны материалы глубокого исследования значения слова в жизни человека. Дан анализ истоков многих пословиц, поговорок. Материал может быть интересен не только педагогам начальной школы, но...