Совершенствование форм работы с родителями как условие повышения их компетентности в вопросах воспитания и развития детей
статья

Статья  посвящена актуальной теме – развитию родительской компетенции семей с детьми, посещающими занятия в МАУ «ЦППМиСП». Авторы представляют традиционные и инновационые формы работы специалистов с родителями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rubleva.docx21.87 КБ

Предварительный просмотр:

Рублёва Тамара Михайловна,

педагог-психолог

Муниципальное автономное учреждение

«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» г.Кунгура

Совершенствование форм работы с родителями как условие повышения их компетентности в вопросах воспитания и развития детей

Аннотация:

Статья  посвящена актуальной теме – развитию родительской компетенции семей с детьми, посещающими занятия в МАУ «ЦППМиСП». Авторы представляют традиционные и инновационые формы работы специалистов с родителями.  

Одна из актуальных проблем во взаимодействии педагогов с родителями детей (в том числе  с детьми с ОВЗ) в том, что  семьи не осознают своей                 определяющей       роли  в развитии ребенка,        не связывают                  появление вторичных дефектов в  развитии детей с неблагополучными      отношениями в семье. Часто родители перекладывают ответственность за ребёнка  на педагогов,  на репетиторов, на образовательные      организации, которые должны справиться с выявленными особенностями   развития у ребенка.

В МАУ  «ЦППМиСП» педагоги используют разные формы работы с семьей: выпускаются стенгазеты, листовки, тематические буклеты, оформляются папки-передвижки, памятки родителям, размещаются советы специалистов  на сайте  Центра, рекомендации для  родителей на педагогических  интернет -порталах («МААМ.ру», «Инфоурок» и др.).

         Используются интерактивные формы повышения компетентности родителей: «Дискуссионная мастерская» («воркшоп»), тематические акции, проекты, тренинги для родителей с детьми, тренинги с родителями и др.

На встречах специалистов Центра с родителями   рассматриваются вопросы развития и воспитания детей. Например, «Школа для родителей «Искусство быть мамой», посвящённая «Дню Матери». Обсуждаются и осознаются методы воспитания на тренинговых занятиях «Искусство общения». На встречах родители получают информацию не     только от психолога, но и  друг от друга, имеют            возможность  высказать свое мнение,      услышать мысли других родителей.

Высказывая свои проблемы, родители выделяют    наиболее злободневные темы, сами их решают, разрабатывая свод рекомендаций или  советов. В результате семьи не только обмениваются    опытом, но и начинают больше доверять себе, своей родительской компетентности, узнают новые идеи воспитания детей, укрепляется самооценка родителя.

Интерактивное взаимодействие родителей и  психологов предполагает обмен знаниями, родительским опытом. Например, родители   подростков во время беседы об особенностях возрастного периода не только получают        знания  от специалистов, но и задают вопросы о воспитании тинейджеров,  обмениваются мнениями по интересующим вопросам, активно участвуют в обсуждении проблемных ситуаций, что приводит к формированию       родительской   компетенции  в вопросах возрастной психологии.        

Одна из активных форм работы с семьей в условиях МАУ «ЦППМиСП» - Стендовый доклад «Мастерская для родителей» по теме «Гимнастика для мозга».

Цель: Знакомство родителей детей, посещающих ИКЗ В МАУ «ЦППМиСП», с комплексом кинезиологических упражнений.

Акции и проектная деятельность, организованные в Центре, - современные формы взаимодействия с родителями и детьми, посещающими занятия с педагогами. Так, проект  2020 года в рамках краевой акции «Семья - любви и верности союз» регионального проекта «Сохраним семью - сбережём Россию» проведён с целью формирования и укрепления у детей семейных таких ценностей, как любовь, верность, дружба, взаимопомощь,                 взаимовыручка, направлен на развитие чувства семейной сплоченности,       сотрудничества   родителя и  ребёнка.

Взаимодействие  с родителями в рамках акции велась через привлечение их к      подготовке работ для фотовыставки «Традиции и досуг нашей семьи»,     выставки рисунков        «Моя семья». Педагоги-психологи организовали тестирование родителей по теме «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) и провели консультации по результатам диагностики с целью осознания, изменения  родителями стиля   семейного воспитания.         В диагностике принимали участие 17 родителей детей, посещающих занятия Центре. Результаты по тесту «АСВ»: потворствование - 13 человек, минимальность санкций - 9 человек,      гиперпротекция – 8 человек, воспитательная неуверенность выявлена у 5 человек,      расширение сферы родительских чувств, фобия утраты -  у 3 человек, гипопротекция,  недостаточность требований – обязанностей, чрезмерность требований - запретов – у 2 человек, недостаточность требований-запретов и неразвитость родительских чувств – у 1 человека. Нарушения процесса воспитания и патологические стили  воспитания не выявлены.

Таким образом,  консультирование по данной теме позволило развить родительскую компетенцию в вопросах воспитания детей.

Актуально и целесообразно         расширять границы общения с родителями              через различные технические средства,                     цифровую среду. Так повышается информированность           родителей о деятельности учреждения, успехах       ребёнка. В настоящее время такими средствами могут                 выступать сайт учреждения,   персональный сайт специалиста, группы в социальных сетях              («Вконтакте»,   «Одноклассники» и др.), в мобильных        приложениях.

Таким образом, инновационные и традиционные и формы взаимодействия педагогов с родителями предполагают развитие родительской компетенции в вопросах развития и воспитания детей. выстраиваются партнерские отношения с родителями

Список литературы

1. Бабынина, Т. Ф., Гильманова Л.. В. Диалог с родителями / Т. Ф. Бабынина. – Москва : Сфера, 2016. – 127 с. 

2.Повышение родительской компетентности средствами создания детско-взрослых образовательных проектов в контексте ФГОС ДО [электронный ресурс]. URL: https://slide-share.ru/povishenie-roditelskoj-kompetentnosti-sredstvami-sozdaniya-detsko-vzroslikh-12923 (дата обращения: 03.09.2021)

3. Сидорова, А. А. Как организовать проект с дошкольниками / А. А. Сидорова. – Москва Сфера, 2016. – 128 с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса. Совершенствование форм и методов воспитательной работы классного руководителя.

           Развитие информационных технологий, их активное использование в образовании и повседневной жизни кардинально изменили пространство нашей жизни, характер межличностных и деловых коммуникаций...

«Совершенствование воспитательных  методов и форм работы с воспитанниками в условиях коррекционной школы на уровне ФГОС»

laquo;Дети -  это живые цветы земли»       Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в...

Доклад Эффективные формы работы с родителями в условиях ФГОС

Доклад Эффективные формы работы с родителями в условиях ФГОС...

Выстраивание партнерских отношений между образовательным учреждением и семьями воспитанников по вопросам воспитания и развития детей через активные формы работы с родителями.

Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании детей младшего школьного возраста рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на введение детей в пространство куль...

Рекомендации родителям по вопросам обучения, воспитания и развития детей с интеллектуальными нарушениями.

Рекомендации родителям по вопросам обучения, воспитания иразвития детей с интеллектуальныминарушениями....

Формы работы с родителями в условиях реализации обновленного ФГОС

Формы работы с родителями в условиях реализации обновленного ФГОС...