Программа «По ступенькам творчества» (Развитие творческих способностей у детей 6 — 11 лет)
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«По ступенькам творчества»

(Развитие творческих способностей у детей 6 — 11 лет)

Автор - составитель: А.А. Лабуткина

 

 

Пояснительная записка


 

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

  • быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения

  • быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко- творческое воображение и мышление.

Одним из видов конструирования является оригами. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

Цель программы:

- развитие творческих способностей у школьников.

Задачи:
-познакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;

-обучить различным приемам работы с бумагой;

- повысить уровень внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения;

- повысить уровень развития мелкой моторики рук и глазомера;

-развить художественный вкус, творческие способности и фантазию детей;

-развить коммуникативные способности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programa_-_po_stupenkam_tvorchestva.docx20.51 КБ

Предварительный просмотр:

 
Муниципальное учреждение

«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»

        

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

 «По ступенькам творчества»

 (Развитие творческих способностей у детей 6 — 11 лет)

Автор - составитель: А.А. Лабуткина

Гаврилов-Ям, 2021

Пояснительная записка

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

  • быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения
  • быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко- творческое воображение и мышление.

Одним из видов конструирования является оригами. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

Оригами – увлекательное занятие, доступное учащимся всех возрастов, позволяющая учесть индивидуальные способности и психофизические особенности учащихся класса.

Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

Данный курс развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Цель программы:

- развитие творческих способностей у школьников.

Задачи:
       -познакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;

-обучить различным приемам работы с бумагой;

- повысить уровень внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения;

- повысить уровень развития мелкой моторики рук и глазомера;

-развить художественный вкус, творческие способности и фантазию детей;

-развить коммуникативные способности детей.

Организационно-педагогические условия

Форма проведения занятий: групповая.

Роль педагога-психолога: ведущий.

Контингент: дети возраста 6 - 11 лет.

Количество занятий: 14.

Частота проведения:1 раз в неделю.

Продолжительность занятия: 1 кл — 30 мин; 2 - 4 кл - 45 минут.        

Количество учащихся: Данная программа может проводиться с группой учащихся от 6 человек. В условиях общеобразовательной школы может проводиться с целым классом (до 30 человек).

Программа состоит из 2-х блоков: первый блок рассчитан на учащихся 1 – 2 классов (количество занятий - 14), второй блок на учащихся 3-4 классов(количество занятий - 14).

Для реализации данной программы необходимо помещение, оборудованное партами (столами) и стульями. Это может быть учебный класс.

Оборудование

Для эффективной реализации программы необходимы следующие материалы: цветная бумага, ножницы, клей, карандаши. Так же необходима школьная доска.

Методы  диагностики

Для учащихся 1 – 2 классов:

- Методика «Склонность к творчеству»;
-Методика «Езда по дорожкам»;
- Методика «Домик»;

- Методика «Оценка уровня общительности» модифицированная методика В.Ф. Ряховского.

Для учащихся 3 – 4 классов:

- Методика «Ваш творческий потенциал»;
- Опросник Г. Дэвиса;
- Тест креативности Торренса. Диагностика творческого мышления

- Методика «Оценка уровня общительности» модифицированная методика В.Ф. Ряховского.

Диагностика проводится в начале реализации программы и по её завершению.

Программа состоит:

1.Основная структура занятий

2.Ожидаемые результаты

3.Перспективное планирование для учащихся 1-2 классов

4.Перспективное планированиедля учащихся 3-4 классов

5. Библиография

Основная структура занятий

Вводная часть.

Приветствие. Создание благоприятной атмосферы. Эмоциональный настрой на работу: психологические игры.

Основная часть.

Знакомство детей с темой занятия. Создание творческой атмосферы. Вовлечение детей в игровую деятельность, с целью расширения кругозора и коммуникативных способностей.

Непосредственное выполнение творчского задания, с целью развития творческих способностейи мелкой моторики рук.

Завершающий этап.

Отслеживание настроения детей в конце занятий. Анализ группового взаимодействия через высказывание детей.

Условия эффективности работы:
- Создание атмосферы доброжелательности, доверия, тепла, единства межличностных взаимодействий в группе. Главная установка – на успех у каждого ребенка.
- Внимательное и уважительное отношение к индивидуальным склонностям и способностям детей.
- Учет добровольности детей при выполнении упражнений.
- Поощрение и поддержка каждого ребенка. Помощь в выполнении задания при необходимости.

Ожидаемые результаты

В результате проведения занятий ожидается:

- Повышение уровня развития воображения у детей младшего школьного возраста;

- Повышение уровня развития творческих способностей;

- Приобретение умений работать с бумагой в различных техниках;

- Повышение уровня развития мелкой моторики рук;

- Повышение уровня развития коммуникативных способностей детей.

Учебно — тематический план занятий для 1 – 2 классов.

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Форма занятия

Форма контроля

всего

теория

практика

1

Знакомство. Диагностика.

1

0,5

0,5

Беседа

практические занятия

Наблюдение, результаты диагностики

2

«Точка к точке»

1

0,5

0,5

Беседа

практические занятия

Наблюдение, анализ

3

Пальчиковая кукла «Свинка» 

1

0,5

0,5

Беседа

практические занятия

Наблюдение, анализ

4

«Лиса»

1

0,5

0,5

Беседа

практические занятия

Наблюдение, анализ

5

«Рисуем по - точкам»

1

0,5

0,5

Беседа

практические занятия

Наблюдение, анализ

6

«Бабочка»

1

0,5

0,5

Беседа

практические занятия

Наблюдение, анализ

7

«Красочные картинки»

1

0,5

0,5

Беседа

практические занятия

Наблюдение, анализ

8

«Зайчик»

1

0,5

0,5

Беседа

практические занятия

Наблюдение, анализ

9

«Путаница»

1

0,5

0,5

Беседа

практические занятия

Наблюдение, анализ

10

«Штрихи»

1

0,5

0,5

Беседа

практические занятия

Наблюдение, анализ

11

«Жар - птица»

1

0,5

0,5

Беседа

практические занятия

Наблюдение, анализ

12

«Кошка»

1

0,5

0,5

Беседа

практические занятия

Наблюдение, анализ

13

«Лягушка»

1

0,5

0,5

Беседа

практические занятия

Наблюдение, анализ

14

Диагностика.

1

0,5

0,5

Беседа

практические занятия

Наблюдение, результаты диагностики

ИТОГО:

14

7

7

Учебно — тематический план занятий для 3 – 4 классов.

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Форма занятия

Форма контроля

всего

теория

практика

1

Знакомство. Диагностика.

1

0,5

0,5

Беседа

практические занятия

Наблюдение, результаты диагностики

2

«Точка к точке»

1

0,5

0,5

Беседа

практические занятия

Наблюдение, анализ

3

 Пальчиковая кукла «Лошадка»

1

0,5

0,5

Беседа

практические занятия

Наблюдение, анализ

4

Рисунок по клеточкам

1

0,5

0,5

Беседа

практические занятия

Наблюдение, анализ

5

«Лиса»

1

0,5

0,5

Беседа

практические занятия

Наблюдение, анализ

6

«А если вообразить…»

1

0,5

0,5

Беседа

практические занятия

Наблюдение, анализ

7

«Рисуем по - точкам»

1

0,5

0,5

Беседа

практические занятия

Наблюдение, анализ

8

«Лягушка»

1

0,5

0,5

Беседа

практические занятия

Наблюдение, анализ

9

«Необычные фигурки»

1

0,5

0,5

Беседа

практические занятия

Наблюдение, анализ

10

«Красочные картинки»

1

0,5

0,5

Беседа

практические занятия

Наблюдение, анализ

11

«Поиски необычного»

1

0,5

0,5

Беседа

практические занятия

Наблюдение, анализ

12

«Сова»

1

0,5

0,5

Беседа

практические занятия

Наблюдение, анализ

13

«Сказочная страна»

1

0,5

0,5

Беседа

практические занятия

Наблюдение, анализ

14

Диагностика.

1

0,5

0,5

Беседа

практические занятия

Наблюдение, результаты диагностики

ИТОГО:

14

7

7

Библиография

1. Аванесов В.С. Социологические тесты. М., 1982.

2. Долженко Г.И. 100 оригами. – Ярославль: Академия развития, 2008.

3. Изучение личности школьника учителем (Под ред. З. И. Васильевой и др. М., 1991.)

4. Крутецкий В. А. Психология: Учебное пособие для учащихся пед. Училищ. М.: Просвещение, 1986.

5. Макарова Т.Е. Творческое развитие личности воспитанника и педагогическое диагностирование его уровня в детском образовательном учреждении, Самара 2002.

6. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе. Учебное пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

7. Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5 – 9 лет. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2002.

8. Психологическая готовность к школе. — 4-е изд., перераб. и дополн.— Спб.: Питер, Серия «Учебное пособие», 2004.

9. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.: Дидакт, 1992 .

10. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. М: Академия, 1996.

11. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты С.- Пб. 2002.

12. Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. С. – Пб. 2002.

13. Ускова Г.А. Психолого-педагогическая диагностика младших школьников. – М.: Академический Проект, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по выявлению интеллектуальных и творческих способностей «Одаренные дети»

Выявление способностей обучающихся продиктовано главным принципом: каждый ребенок талантлив и талант может проявиться не сразу! Программа содержит комплекс методик для выявления способностей....

Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста.Темы для творческих работ

9 тем для творческих работ на каждый месяц учебного года.Совместное творчество ребёнка и родителей.Развитие уверенности в себе,раскрытие таланта рассказчика и писателя....

Программа по развитию творческих способностей для детей с ОВЗ в условиях надомного обучения

Одной из главных задач обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры р...

"Декоративно-прикладное творчетво, как средство развития творческих способностей у детей 1-2 классов на занятиях в кружке "Творческая мастерская"

Развитие творческих способностей является одним из самых важных вопросов современной педагогики  и определяет задачу - воспитание в деталях творческой интеграции окружающего мира, самостоятельнос...

Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей на музыкальных занятиях

Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста....

Педагогический проект«Развитие творческих способностей у детей с РАС младшего школьного возраста» Программа внеурочной деятельности «Как я вижу этот мир»

Педагогический Проект «Развитие творческих способностей у детей с РАС младшего школьного возраста» Программа внеурочной деятельности «Как я вижу этот мир»...