Формирование познавательных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста Выпускная квалификационная работа
методическая разработка

Семёнова Валерия Ивановна

Выпускная кваликафиционная работа по специальности: "Учитель начальных классов". Тема: "Формирование познавательных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diplom-chistovik.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Хабаровского края

Краевое государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Хабаровский педагогический колледж»        

Предметно-цикловая комиссия

психолого-педагогических  дисциплин и частных методик

Формирование познавательных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста

Выпускная квалификационная работа

Выполнила:

Семёнова Валерия Ивановна

Специальность: 050709

Преподавание в начальных классах

Курс  I I I

Группа 931

Отделение: очное

Научный руководитель:

Шулик И. В.

ВКР защищена

 «___»_________2010 год

Оценка:____________

Хабаровск    

2012

Содержание

Введение                4

Глава 1. Концептуальные основы формирования универсальных учебных действий в начальном образовании        9

1.1. Теоретический аспект формирования универсальных учебных действий в начальном общем образовании        9

1.2. Характеристика универсальных учебных действий, особенности познавательных универсальных учебных действий в начальной школе        12

1.3. Возрастные особенности познавательной учебной деятельности в начальной школе        20

1.4. Педагогические методы, средства и технологии формирования познавательных универсальных учебных действий в начальной школе        23

Глава 2. Практико-ориентированный подход к формированию универсальных учебных действий у младших школьников        32

2.1. Диагностика уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий в начальной школе        32

2.2. План педагогической деятельности, направленной на формирование познавательных универсальных учебных действий  у учеников начальной школы. Разработки уроков, направленные на развитие и формирование универсальных учебных действий на уроке литературного чтения и русского языка.        45

2.3. Анализ апробации технологий формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников. Общие рекомендации по формированию универсальных учебных действий в ходе образовательного процесса        50

Заключение        54

Список литературы        56

Приложение 1        59

Приложение 2        63

Приложение 3        65

Приложение 4        68

Приложение 5        70

Приложение 6        73

Приложение 7        80

Приложение 8        85

   

Введение

«Познание своими истоками и результатами включается в процесс действия»

В. В. Леонтьев

В России началось введение в практику работы школ нового стандарта начального общего образования. Это значит, что нынешние первоклассники за четыре года обучения в начальной школе должны не только приобрести сумму знаний и умений по учебным предметам, но и овладеть умениями учиться, организовывать свою деятельность, стать обладателями определённых личностных характеристик.

Одной из приоритетных задач начального образования во все времена была задача «научить учиться». То есть, вооружить детей обобщёнными способами учебной деятельности, который обеспечивал бы успешный процесс обучения в средней школе. В редакции Государственного образовательного стандарта 2004 года речь шла о формировании общеучебных умений, навыков и способов действий, прежде всего учебно-управленческих и учебно-информационных. ФГОС НОО выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться».

Актуальность темы исследования. Формирование познавательных учебных действий младших школьников в целом в учебном процессе является одной из важных проблем образования. Главной задачей учителя является познакомить детей с реальной действительностью, с окружающим миром; научить понимать жизнь. На уроках дети познают окружающий мир. А в настоящее время интерес детей к обучению угас. Проблема формирования познавательных учебных действий рассматривается в документе «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования». Поэтому проблеме формирования познавательных учебных действий уделяется большое внимание в стандарте второго поколения и значит, проблема актуальна на сегодняшний день.

В связи с актуальностью проблемы можно выделить следующие противоречия:

  • с одной стороны повышаются требования к организации учебного процесса в условиях перехода ФГОС НОО; требуется использование деятельностных технологий и приемов;
  • с другой стороны учителя еще на недостаточном уровне владеют передовыми методами диагностики и формирования универсально учебных действий.

Разработанность проблемы: С внедрением ФГОС НОО в образовательный процесс возникла проблема формирования универсальных учебных действий, которая исследуется такими авторами, как Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарский И.А.

Широкий спектр проблем формирования универсальных учебных действий рассматриваются в методическом пособии А.Г. Асмолова, А.Г. Бурменской «Формирование универсальных учебных действий в школе: от действия к мысли. Система заданий» - от общетеоретических проблем до конкретных рекомендаций по организации учебной деятельности младших школьников. Так же нами были использованы методические рекомендации КГБОУ ДПО «Хабаровский краевой институт развития образования».

Исходя из актуальности и разработанности проблемы, мы определили тему исследования - «Формирование познавательных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста».

Таким образом, объектом нашего исследования являются познавательные универсальные учебные действия младшего школьника. А предметом – психолого-педагогические технологии и приемы формирования познавательных универсальных учебных действий; методы диагностики уровня сформированности учебных действий младшего школьника.

Исходя из объекта и предмета, определяем цель исследования, которая заключается в определении и практическом апробировании психолого-педагогических технологий и приемов, направленных на формирование универсальных учебных действий у младших школьников.

Задачи:

  1. Охарактеризовать сущность универсальных учебных действий на основе положений Концепции ФГОС НОО второго поколения.
  2. Раскрыть возрастные особенности познавательной учебной деятельности младших школьников.
  3. Определить практические психолого-педагогические технологии и приемы  для формирования универсальных учебных действий.
  4. Провести диагностику уровня некоторых показателей сформированности познавательных универсальных учебных действий.
  5. Практически апробировать и проанализировать применение психолого-педагогических технологий и приемов.

Гипотеза нашего исследования:

Формирование универсальных учебных действий у младших школьников в условиях современного образовательного процесса будет положительной, если:

  • первоначально определить уровень сформированности некоторых показателей универсально учебных действий для систематизации наиболее эффективных педагогических технологий и приемов формирования познавательных универсальных учебных действий;
  • использовать разработанные учебные занятия, советы и рекомендации для учителей;
  • проводить анализ апробации практических технологий и приемов для определения личной готовности будущего учителя к формированию познавательных универсальных учебных действий учащихся начальных классов.

Экспериментальная база: МБОУ СОШ № 24,  ученики 2 «А» класс, в количестве 18 человек.

Методы исследования: Для решения поставленных задач были использованы следующие методы.

Теоретическое исследование: анализ психолого-педагогической  литературы.

Эмпирическое исследование: динамическое наблюдение, беседа с учителем, проективная методика, анализ результатов деятельности.

Экспериментальный этап включал диагностику, анализ и обобщение (сравнительный, количественный и качественный анализ полученных результатов).

Методологической базой исследования являются:

  • теоретические положения Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина и др.;
  • учебное пособие А. Г. Асмолова, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской.
  • диагностические методики А. Л. Венгера, Ж. Пиаже;
  • учебники и рекомендации к ним по программе «Школа 2100».

Теоретическая и практическая значимость над выпускной квалификационной работой заключается в повышении общей профессиональной компетенции будущего учителя, систематизации теоретических знаний по теме; обозначении проблем в реализации основных положений Концепции ФГОС НОО. Материалы исследования могут быть использованы в работе учителя начальных классов в диагностической и практической деятельности, направленной на формирование универсальных учебных действий.

Разработанные рекомендации могут быть использованы в качестве методического инструментария для работы с младшими школьниками.

Данная дипломная работа состоит из введения, двух глав, библиографии и приложения.

Во введении определены цель и задачи исследования, его предмет и объект, доказана актуальность изучаемой проблемы и практическая значимость работы, сформулирована рабочая гипотеза.

В первой главе «Концептуальные основы формирования универсальных учебных действий в начальном образовании» дан анализ теоретических источников по данной проблеме. Рассмотрены характеристики универсальных учебных действий, основные педагогические методы, средства и технологии формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.

Во второй главе «Практико-ориентированный подход к формированию универсальных учебных действий у младших школьников» содержится описание организации экспериментального исследования, методика его проведения, дан анализ полученных результатов. На основе данных исследования разработаны общие рекомендации по формированию универсальных учебных действий в ходе образовательного процесса.

В заключении представлены выводы по теоретической и практической части нашей работы, подведен итог исследования, подтверждается рабочая гипотеза. На основании научно-теоретического и экспериментально-практического изучения поставленной проблемы подчеркивается актуальность, отмечается степень выполнения цели и задач исследования, оценивается практическая значимость.

Работа имеет список литературы и приложение.

Глава 1. Концептуальные основы формирования универсальных учебных действий в начальном образовании.

1.1 Теоретические основы универсальных учебных действий в начальном общем образовании.

Цель: рассмотреть теоретические положения о значении, задачах и проблемах формирования универсальных учебных действий в начальной школе.

Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. Целью образования становится общекультурное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую как умение учиться.

Универсализация содержания общего образования в форме выделения неизменного фундаментального ядра общего образования включает совокупность наиболее существенных идей науки и культуры, а также концепцию развития универсальных учебных действий.

В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Возьмем за основу нашего исследования концепцию развития универсальных учебных действий, разработанную на основе системно – деятельностного подхода (Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б Эльконин, В.В. Давыдов.) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, О.А. Карабановой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова. [4, 13]

Эта концепция в начальной школе призвана конкретизировать требования к результатам начального общего образования и дополнить традиционное содержание образовательно-воспитательных программ. Она необходима для планирования образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, начальной школе и обеспечения преемственности образования. Концепция должна стать основой для разработки учебных планов, программ, учебно – методических материалов и пособий в системе начального образования.

Актуальность концепции Л. С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б Эльконина, В.В. Давыдова, развития универсальных учебных действий для начального общего образования, обусловлена следующими факторами:

  • необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися;
  • задачами формирования общекультурной и гражданской идентичности учащихся, обеспечивающих социальную консолидация в условиях культурного, этнического и религиозного разнообразия российского общества. Уже к концу дошкольного возраста формируются основы мировосприятия ребенка, складывается система представлений о моральных нормах и правилах, обеспечивающих возможности моральной регуляции поведения и построения отношений между людьми, формируется Я – концепция, включая культурную и этическую самоидентификацию. [4, 14]

Целенаправленное формирование общекультурной и гражданской идентичности личности выступает как актуальная задача воспитания ребенка уже на первых ступенях его включения в институты социализации (А.И. Володарская):

  • необходимостью сохранения единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы. Актуальность проблемы обеспечения непрерывности образования в детском возрасте обусловлена возрастанием явлений школьной дезадаптации, причины, которой объясняются низким уровнем школьной зрелости, недостаточной психологической готовностью детей к школьному обучению, неудовлетворительным государственным и социальным контролем за ходом и динамикой психического развития детей. В связи со стихийностью и зачастую непрогнозироемостью результатов развития детей со всей остротой встает задача целенаправленного управляемого формирования системы универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться;
  • возрастанием требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества, степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации. Низкий уровень коммуникативной компетентности находит отражение в увеличении количество детей с высокой социальной и межличностной тревожностью. Все чаще наблюдаются случаи отвержения и травли детей одноклассниками, переживания одиночества, проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам. Все это придает особую актуальность воспитанию умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразным мнениям, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему.[4,18-19]

Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно – воспитательного процесса в начальной школе. (Н.Г. Салминовой)

К настоящему времени в практике школьного обучения работа по развитию универсальных учебных действий как психологической составляющей образовательного процесса осуществляется стихийным образом. Лишь незначительное число педагогов – новаторов, реализующих прогрессивные технологии образования и разделяющих тезис о приоритетности личностного развития учащегося как цели образовательного процесса, пытаются реализовать требование формирования универсальных учебных действий.[2, 39]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа на тему "Технологии проблемного обучения как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников"

За последние десятилетия чётко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей начального образования. В Федеральном компоненте государственного стандарта подчёркивает...

Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся младшего школьного возраста на основе учебного курса «Окружающий мир»

Если в 1 классе основными источниками информации были реальные природные объекты, рисунки, фотографии, условные знаки, небольшие дополнительные тексты, загадки, тексты выводов. Дети должны были собрат...

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Выпускная квалификационная работа«Проектная деятельность как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка и литературы»

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в...

статья на тему: МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....