Детский коллектив и его особенности
учебно-методическое пособие

Платонова Дарья Андреевна

Детский коллектив – является основой получения детьми положительного общественного опыта. В младшем школьном возрасте особую значимость для развития ребенка и становление его личности приобретает взаимодействие со сверстниками, в котором эффективно осуществляется познавательная предметная деятельность и происходит формирование важнейших навыков межличностного общения и этического поведения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kollektiv.docx166.6 КБ

Предварительный просмотр:

Детский коллектив – является основой получения детьми положительного общественного опыта. В младшем школьном возрасте особую значимость для развития ребенка и становление его личности приобретает взаимодействие со сверстниками, в котором эффективно осуществляется познавательная предметная деятельность и происходит формирование важнейших навыков межличностного общения и этического поведения. Направленность на взаимодействие со сверстниками, желание общения с ними делает школьный класс для ученика очень важным.

Проявляя социальную активность, младшие школьники воспринимают для себя коллектив как место для самовыражения и самоутверждения себя как личности. Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или неприятие себя как личности. Коллективная жизнедеятельность детей открывает безграничные возможности для реализации физического и художественного потенциала личности. Находясь в коллективе, дети реализовывают свои индивидуальные и творческие способности.

Высокий уровень сплоченности детского коллектива представляет собой условие, которое необходимо для самоутверждения личности ребенка младших классов. Общая, объединяющая цель, общие мотивы представляют собой неотъемлемое звено коллектива, который имеет высокий уровень сплоченности. Показателями высокого уровня сплоченности коллектива могут быть также желания его членов заниматься общественно полезной деятельностью, их стремление достигать высоких показателей в различных видах совместной деятельности и высокий уровень мотивированности к активному взаимодействию.

По мнению А.С. Макаренко коллектив представляет собой группу людей, объединенных общественно-значимыми целями и совместной деятельностью, направленной на их достижение [3, с.69].

С точки зрения В.А. Сластенина, детский коллектив – это организованная группа, в которой ее члены объединены общими ценностями и целями деятельности, значимыми для всех детей, и в которой межличностные отношения опосредуются социально и личностно значимым содержанием совместной деятельности [4, с.320].

https://scipress.ru/upload/images/pedagogy/primary-school.png

https://scipress.ru/upload/images/pedagogy/primary-school-1.png

https://scipress.ru/upload/images/pedagogy/primary-school-3.png

Применение единых педагогических требований необходимо для объединения действий ребенка, учителей, родителей, а также самого детского коллектива. Данный метод предполагает поступательное внедрение системы требований, которые отражают главные требования общественной жизни.

С помощью метода коллективного самообслуживания младшие школьники включаются в совместную трудовую деятельность, у них формируется бережное отношение к коллективной собственности, школьному имуществу и уважение друг к другу. Используя данный метод в своей работе учитель способствует развитию у детей исполнительности, аккуратности, добросовестного отношения к труду, стремления соблюдать чистоту и порядок в школе и т. д.

Соревнование способствует мобилизации всех учеников класса на активное и творческое участие в общественных делах и развивает товарищеские отношения.

Метод самоуправления позволяет детям раскрыться, формирует у них общественную активность, чувство взаимной зависимости и предполагает вовлечение младших школьников в управление классными делами, создание органов коллектива, задача которых сформировать у школьников дружеские отношения. Данный метод позволяет детям приобщиться к организации своей жизни и деятельности.

Все методы организации детского коллектива в начальной школе должны использоваться в комплексе, в различных вариациях, не изолированно, а дополняя друг друга. Правильно подобранные методы работы по сплочению детей на перовой ступени их обучения в образовательных учреждениях (начальной школе) не только способствует обогащению эмоционального опыта ребят, но и призваны устранить погрешности в их личностном развитии.

Используя большой спектр методов организации детского коллектива младших школьников, педагог должен продумать и формы работы с детьми в данном направлении. Среди них мы можем выделить такие как проведение различных тренингов по сплочению коллектива, бесед, организация различных экскурсий, походов выходного дня (возможно с родителями, что не только будет способствовать сплочению коллектива, но и налаживанию внутрисемейных отношений детей и родителей), организация праздников, творческих вечеров с приглашением различных артистов, поэтов, писателей, организация научно-исследовательской деятельности детей и др.

https://scipress.ru/upload/images/pedagogy/primary-school-4.png

Таким образом, подводя итог вышесказанному, следует отметить, что коллектив является важным инструментом формирования личности при условии разумного управления им со стороны педагога. Коллектив младших школьников организуется взрослым. При этом важное значение приобретает вопрос о соотношении: потребности детей в общении и задач, поставленных перед этим коллективом. Формирование и развитие коллектива младших школьников происходит поэтапно, методически организованно.

Эффективное управление коллективом младших школьников возможно только при условии глубокой теоретической вооруженности педагога, опоры на самоуправление, организации деятельности и отношений, развития коллектива и личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: «Детская одарённость: признаки, виды, особенности личности одарённого ребёнка».

Выявление одарённых детей, создание условий для их оптимального развития, включая детей, чья одарённость на настоящий момент может быть не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении ...

Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ребенка

В работе содержится материал о видах одаренности, признаках, особенностях взаимоотношений  со сверстниками и педагогами, роли семьи в развитии одаренного ребенка....

Детский коллектив и педагог в процессе современного школьного воспитания.

Проблемы демократизации и гуманизации в системе образования, инновационные программы обусловили необходимость поиска решений проблем детского коллектива. Проблемы демократизации и гуманизации в систем...

статья :« Как создать сплоченный детский коллектив?»

НЕбольшие  советы о создании сплоченного коллектива и разработка 1 занятия по сплоченности. Различные игры для образования коллектива у  учеников 1- 4 классов....

Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ребенка.

Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ребенка....