Выступление на родительском собрании "Адаптация детей с ОВЗ" 2021 уч.г
консультация

Киселева Юлия Эдуардовна

Адаптация к школе – многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация (к учителям и их требованиям, к одноклассникам).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_detey_s_ovz.docx21.49 КБ

Предварительный просмотр:

«Адаптация детей с ОВЗ в условиях коррекционной школы »

В современной науке обучение и воспитание рассматривается как эффективное важнейшее средство социальной адаптации личности. 

Социальная адаптация ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с раннего возраста предполагает выработку оптимального соответствия между его развивающейся личностью и окружающей социальной средой. Вместе с тем адапциогенез детей с ОВЗ значительно затруднен (определяется глубиной основного дефекта, наличием осложняющихся фактов, неблагополучием семей). Это отрицательно сказывается на всем ходе психического развития ребенка и формировании его личности. 

 Поэтому для детей с ОВЗ именно коррекционное обучение и воспитание представляется одним из наиболее эффективных средств развития адаптационных механизмов различного содержания, способствующих их успешной социализации, интеграции в обществе.

И  основной задачей специальной коррекционной школы является социальная адаптация и интеграция учащихся в обществе, их успешная социализация. 

И сегодня  я хотела бы остановиться  на первом этапе   социальной адаптации обучающихся 1 класса – это школьная адаптация.

Адаптация к школе – многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация (к учителям и их требованиям, к одноклассникам).

Физиологическая адаптация

Привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребенка проходит через несколько этапов:

Первый этап – ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, отвечают бурной реакцией и значительным напряжением практически все системы организма. Эта «физиологическая буря» длится достаточно долго (2-3 недели).

Второй этап – неустойчивое приспособление, когда организм ищет какие-то оптимальные (или близкие к оптимальным) варианты реакций на эти воздействия. На первом этапе, ни о какой экономии ресурсов организма говорить не приходится: организм тратит все, что есть, а иногда и «в долг берет»; поэтому учителю так важно помнить, какую высокую «цену» платит организм каждого ребенка в этот период. На втором этапе эта «цена» снижается, «буря» начинает затихать.

Третий этап – период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие (оптимальные) варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Какую бы работу ни выполнял школьник, будь то умственная работа по усвоению новых знаний, статическая нагрузка, которую испытывает организм при вынужденной «сидячей» позе, или психологическая нагрузка общения в большом и разнородном коллективе, организм, вернее, каждая из его систем, должен отреагировать своим напряжением, своей работой. Поэтому, чем большее напряжение потребуется от каждой системы, тем больше ресурсов израсходует организм. Возможности детского организма далеко не безграничны, а длительное функциональное напряжение и связанные с ним утомление и переутомление могут привести к нарушению здоровья.

Первый класс школы – один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Поступление в школу - эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы.

При поступлении в школу на ребенка влияет комплекс факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Организм приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптивных реакций.

Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладевать учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму. Выполнение каждой из этих задач связано непосредственно с предшествующим опытом ребенка.

Успешность процесса адаптации во многом определяется состоянием здоровья ребенка, психологической готовностью к обучению.

Психологическая готовность рассматривается как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в школьную жизнь и для формирования учебной деятельности на этапе школьного детства. Эти психологические качества определенным образом сгруппированы, а их группы рассматриваются как компоненты психологической готовности к школе.

Основными компонентами психологической готовности к школе являются:

  • умственная готовность к школе (умение решать и выполнять простые задачи)
  • мотивационная готовность к школе(желание ходить в школу, получить хорошие оценки)
  • эмоционально-волевая готовность к школе (проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своих действий.) 
  • готовность к общению с одноклассниками и учителем.

Необходимо отметить, что поступающие в 1 класс коррекционной школы  дети имеют ограниченный словарный запас, слаборазвитую мелкую моторику, непредсказуемые эмоции и т.д. У многих наблюдаются стойкие речевые нарушения. Такие дети не готовы к обучению в школе из-за недосформированности высших психических функций и незрелости эмоционально-волевой сферы, у них практически не сформирована учебная мотивация, поэтому время адаптации умственно отсталых первоклассников к обучению в школе увеличивается до 2-3 месяцев. 

Приходя в первый класс, дети испытывают такие трудности:

1) непонимание объяснений учителя;

2)    плохое письмо (недостаточное развитие мелкой моторики пишущей руки: леворукие,  несформированность графического навыка);

3) большое количество ошибок (отсутствие интереса к учёбе, негативное отношение к школе, непонимание учебной задачи, неумение контролировать свои действия, дети не умеют сравнивать результаты с образцом, у них нет навыков учебной работы, низкий уровень обучаемости – нет стартовой готовности к школе). 

В школе создаются комфортные условия для адаптации детей с ОВЗ.

Всю работу  по обеспечению адаптационного периода мы условно разделили на этапы:

- психологическая (положительные эмоции, тихая и спокойная речь);

- материально-техническая подготовка педагогического процесса (создание комфорта и уюта, игры);

- профилактическая и коррекционно-развивающая работа, направленная на снятие проблем, возникающих в начальном периоде адаптации детей с ОВЗ к условиям школы;

- подведение итогов адаптационного периода.

Самая главная цель в работе с детьми с ОВЗ – это конечно социально-бытовая адаптация. Это, то к чему стремятся педагоги школы, мы должны выпустить воспитанников в самостоятельную жизнь. Основной задачей педагогов является целостный процесс становления личности ребенка с ОВЗ, подготовка к жизни и труду в современном мире.

Для успешной адаптации очень важна мотивация учения. На первом году обучения она обеспечивается педагогами школы. Для развития учебной мотивации важна заинтересованность и понимание со стороны родителей и педагогов.

Советы по развитию интереса и желания к учению:

- вера в успех ребенка

- положительные установки

- любовь и доброжелательность

- приучение к режиму дня

- выполнение установленных правил и норм поведения.

Работая с детьми с интеллектуальной недостаточностью в условиях школы, уделяем особое внимание формированию жизненных навыков (личной гигиены и самообслуживания).

Воспитание жизненных навыков у детей с ОВЗ играет важную роль в охране здоровья и способствует правильному поведению в быту и в общественных местах.

В процессе повседневной работы с детьми мы стремимся к тому, чтобы выполнение элементарных правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки совершенствовались с годами. Дети приучаются к выполнению элементарных правил: мыть руки с мылом перед едой, после использования туалетом, одеваться по погоде и т.д. Использовать индивидуальные средства гигиены: полотенце, расческу, зубную щетку. Вся эта работа формирует навыки личной гигиены и предполагает, что дети всегда должны быть опрятными и учатся замечать неполадки в своем внешнем виде и самостоятельно или при помощи взрослых устранять их.

Гигиеническое воспитание неразрывно связано с воспитанием культурного поведения: приучаем правильно сидеть за столом, аккуратно есть, пользоваться столовыми приборами. Привлекаем к дежурству по столовой, классу,  таким образом, дети четко усваивают обязанности дежурных. Поддержание порядка воспитывает у детей с ОВЗ аккуратность, дети могут самостоятельно замечать беспорядок и по возможности устранять его.

Все необходимые навыки прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха в условиях школы .

Для закрепления знаний и навыков детям даются разовые поручения. Дети должны видеть результаты своих действий, а педагоги обязательно должны оценить работу детей.

Воспитание жизненных навыков – это элементы самообслуживания и основа приобщения детей с ОВЗ к труду.

Использование различных методов и приемов приводят к адекватному и безболезненному приспособлению детей к условиям школы . Дети быстро входят в жизнь класса и школы, проявляют самостоятельность в общении с детьми и взрослыми. Со временем наблюдается положительная динамика всех видов деятельности.

Ведь от того как начнется школьная биография ребенка, зависит адаптация и на последующих этапах, да и весь процесс социализации и развития личности ребенка.


Вашему вниманию предоставляю диагностику школьной адаптации обучающихся 1 класса  на начало 2013-2014 учебного года.

Высокий уровень адаптации: первоклассник положительно относится к школе, с радостью посещают занятия. Ученики стараются чётко следовать всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, переживают, если что-то не получается. Им нравится все виды урочной и внеурочной деятельности. Доброжелательные отношения с педагогами и ребятами в классе.

Средний уровень адаптации:  первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний, сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, дружит со многими одноклассниками.

Низкий уровень адаптации: первоклассник отрицательно  относится к школе, нередки жалобы на нездоровье, доминирует подавленное настроение, наблюдаются нарушения дисциплины, объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно, ,  выполнение самостоятельных заданий общественных поручений выполняет под контролем без особого желания, пассивен, близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на родительском собрании."Что говорить детям о школе."

Выступление на родительском собрании."Что говорить детям о школе." Многие родители спрашивают,  что говорить детям о школе. Они понимают, что система нуждается в изменениях, но так...

Выступление на родительском собрании. Тема: 1. «Почему дети говорят неправду»,2. «Значение художественной литературы в воспитании у детей младшего школьного возраста нравственных качеств».

Консультациии для родителей помогут разобраться, как реагировать на детскую ложь, выявить ее причины и помочь воспитать в детях честность, правдивость. Помочь в этом помогут ситуации из разных литерет...

Речевое развитие детей (этапы и сроки появления). Выступление на родительском собрании будущих первоклассников

Школьный логопед обязательно выступает на собраниях для родителей как учеников начальных класов, так и для родителей будущих первоклассников. Вашему вниманию представляю небольшое выступление на собра...

Родительское собрание. Выступление на тему: "Подготовка детей к школе. Советы родителям".

Как подготовить ребенка к школе,что он должен знать и уметь перед поступлением в школу. Практические советы родителям....

Презентация выступления на родительском собрании по теме: "Осанка детей 6-7 лет, первоклассников"

Презентация  поможет классному руководителю напомнить родителям о необходимости  следить за осанкой  детей....

Выступление на родительском собрании "Развитие внимания и памяти у детей младшего школьного возраста"

Во многом результаты учения напрямую связаны с познавательными процессами, которые формируют у школьников способность к интеллектуальной деятельности. Родители получат ряд рекомендаций по развитию вни...

Протокол проведения родительского собрания. Конспект выступления на родительском собрании «Влияние бесконтрольного пользования компьютером на становление и развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста»

Протокол проведения родительского собрания. Конспект выступления на родительском собрании «Влияние бесконтрольного пользования  компьютером на становление и развитие детей дошкольного и мла...