Особенности адаптации первоклассников
статья (1 класс)

Модина Татьяна Федоровна

В статье рассматриваются особености адаптации первоклассников, посещавших дошкольные образовательные учреждения и развивающие студии. Проведено экспериментальное исследование с целью выявления адаптации учащихся к школьному обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_adaptatsii_pervoklassnikov.docx33.05 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 373.31

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Т. Ф. Модина

Магистрант, Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Евсевьева, педагог-психолог «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №24», г. Саранск, Россия

научный руководитель

О. В. Фадеева

кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии, Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Российская Федерация

Ключевые слова: адаптация первоклассников, познавательная сфера, коммуникативные умения, психологическая готовность к обучению в школе.

Аннотация. В статье рассматриваются особенности адаптации первоклассников, посещающих дошкольные образовательные учреждения и развивающие студии. Проведено экспериментальное исследование с целью выявления адаптации учащихся к школьному обучению.

FEATURES OF ADAPTATION OF FIRST GRADERS

T. F. Modina

Master student, Mordovian State Pedagogical University named after M.  E. Evsevieva, teacher-psychologist "Secondary school with in-depth study of individual subjects No. 24", Saransk, Russia

scientific supervisor

O. V. Fadeeva

candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Psychology, Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russian Federation

Key words: adaptation of first graders, cognitive sphere, communication skills, psychological readiness to study at school.

Annotation. The article discusses the features of adaptation of first-graders attending preschool educational institutions and developmental studios. An experimental study was carried out to identify the adaptation of students to schooling.

На сегодняшний день родители имеют возможность выбора образовательного учреждения с учетом индивидуальных возможностей детей и с учетом, как показывает практика, собственных родительских амбиций, в том числе. Достаточно часто родители считают, что процесс подготовки ребенка к школе наиболее эффективнее осуществляется в развивающих студиях и других подобных организациях.

А. А. Забалуев на сайте «Психологи на b17.ru» приводит многочисленные обоснования выбора родителями развивающих студий в рамках предшкольной подготовки [2]. Однако, на момент поступления в школу детей наличествует разный уровень знаний и навыков, что является потенциальной основой для возникновения проблем в адаптации.

Цель исследования – выявить особенности адаптации детей, посещающих общеобразовательные дошкольные учреждения и развивающие студии, к школьному обучению.

Для этого на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №24» была проведена диагностика детей первоклассников, обучающихся в начальной школе.

Диагностика адаптации первоклассников к школьному обучению проводилась с помощью опросника для учителей по изучению школьной адаптации и дезадаптации Л. М. Ковалевой и Н. Н. Тарасенко[1].Опросник позволяет определить особенности протекания адаптационного процесса, выявляет возможные проблемы и причины дезадаптации первоклассника.

Также в течение сентября нами проводились систематические наблюдения за деятельностью первоклассников на уроке и их поведением на переменах. Осуществляли это с помощью схемы наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся Э. М. Александровской, Ст. Громбах (модификация Е. С. Еськиной, Т. Л. Больбот). Нами были обследованы 95 учеников первых классов.

Полученные экспериментальные данные представлены на рисунке 1. В ходе комплексной диагностики было выявлено, что преобладающий уровень адаптации в первых классах – высокий, его продемонстрировали 42 ученика (что соответствует 44,2%), из которых 30 бывших выпускников детского сада и 12 детей, которые посещали центры развития. Эти первоклассники не испытывают затруднений при выполнении заданий, умеют устанавливать контакт со сверстниками, слушать учителя, принимают новую позицию –ученика.

Средний уровень характерен для 36 детей (37,9% от общего количества выборки). Это первоклассники, у которых был выявлен сниженный уровень развития познавательных процессов. Дети данной группы нуждались в помощи учителя, в новой группе сверстников им сложнее идти на контакт. Отличительной особенностью оказалось то, что дети, посещавшие детские сады, имеют более высокий уровень развития коммуникативных умений, чем дети, посещавшие только развивающие центры. Обратная ситуация с познавательными процессами – уровень их развития выше у тех детей, которые посещали детские центры и развивающие студии. Это можно объяснить тем, что в данных организациях больше внимания уделяется познавательному развитию с учетом запросов родителей.

Низкий уровень выявлен у 17 первоклассников, что составляет 17,9% от общего количества испытуемых. Из этого числа 11 детей являются выпускниками детских общеобразовательных учреждений, 6 детей занимались только в развивающих центрах и студиях. Для детей данной группы, пришедших из детских садов, характерен низкий уровень развития познавательных процессов, они не всегда понимают задание, соответственно, имеют значительные трудности при его выполнении, а также не владеют навыками чтения и письма.

Дети, поступившие в школу после центров развития,имеют достаточный уровень развития познавательных процессов. Но у таких детей возникали трудности во взаимоотношениях с одноклассниками, так как в компании сверстников они чувствуют себя неуверенно и остаются в тени. Также наблюдается сильный страх учителя, они не слышат замечания взрослых. На наш взгляд, это связано с различием в преобладающей форме общения. В развивающих студиях стиль общения педагогов с детьми более демократичный, способствующий раскрытию интересов самих детей. В общеобразовательных дошкольных учреждениях, несмотря на гуманистическую направленность, у многих воспитателей до сих пор сохраняется авторитарный стиль общения, подавление интересов детей в угоду реализации задач образовательной программы.

В случае несоблюдения преемственности в стиле общения с детьми, дети будут испытывать определенного рода дискомфорт. Процесс адаптации детей, привыкших к демократическому стилю общения, будет проходить более сложно при другом стиле общения учителя.

Рис. 1. Уровни адаптации к школьному обучению

Таким образом, процесс адаптации первоклассников к школьному обучению, посещающих развивающие студии и общеобразовательные учреждения, имеет специфические особенности. Нами были выявлены различия в уровне сформированности коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий, что сказывается как на эффективности обучения, так и на успешности взаимодействия со сверстниками.

Литература

1. Ковалева Л. М., Тарасенко Н. Н Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников в школе // Начальная школа.  1996.  № 7.  С. 17-20.

2. Почему некоторые родители выбирают занятия в развивающих студиях и предшкольную подготовку // Педагоги на b17.ru URL: https://www.b17.ru/blog/108760.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности адаптации первоклассников

материал для родительского собрания или выступления на рмо и шмо...

"Особенности адаптации первоклассника"

Адаптация к  школе - процесс привыкания к новым школьным условиям которые каждый первоклассник переживает и осознает по - своему.......

Родительское собрание по теме "Особенности адаптации первоклассников к школьной жизни"

Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников....

Родительское собрание "Особенности адаптации первоклассников"

Данный материал поможет учителю провести родительское собрание "Особенности адаптации первоклассников", познакомит родителей первоклассников с особенностями адаптации детей к первому году обучения в ш...

Родительское собрание "Особенности адаптации первоклассников"

Родительское собрание проводится по результатам ди­агностики адаптации учащихся 1 класса к обучению в школе....

Особенности адаптации первоклассников к условиям школы

статья об особенностяз адаптации превоклассников к школе....