Презентация "Родительское собрание как профилактическая форма работы с неблагополучными семьями".
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Носкова Галина Александровна

Именно в условиях семьи удовлетворяются потребности в развитии ребёнка, но не всегда эти условия соблюдаются.Причин по которым семья попадает в трудную ситуацию много и не всегда родители могут самостоятельно выйти из сложных жизненных ситуаций. Для того чтобы оказать помощь семье необходимо знать об особенностях взаимодействия внутри семьи. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУСОШ № 29 р.п. Чунский Родительское собрание как профилактическая форма работы с неблагополучными семьями Педагог – психолог Г. А. Носкова

Слайд 2

Именно в условиях семьи удовлетворяются потребности в развитии ребёнка, но не всегда эти условия соблюдаются. Причин по которым семья попадает в трудную ситуацию много и не всегда родители могут самостоятельно выйти из сложных жизненных ситуаций. Для того чтобы оказать помощь семье необходимо знать об особенностях взаимодействия внутри семьи, уровень психолого-педагогических знаний родителей, какие критерии доминируют в системе воспитания, организация совместной деятельности в семье, первостепенные заботы родителей .

Слайд 3

С этой целью проводим анкетирование родителей по выявлению уровня знаний о ребёнке 1 Каков Ваш ребёнок? (уверенный, нерешительный, плаксивый, жизнерадостный, вертлявый, спокойный и т. д. ) 2. Насколько самостоятелен Ваш ребёнок? 3. Замыкается ли Ваш ребёнок после замечаний? 4. Насколько контактен с окружающими Ваш ребёнок? 5.Является ли Ваш ребёнок «кумиром семьи»? 6.Что в Вашем ребёнке вас раздражает; как вы с этим справляетесь? (не самостоятельный, не слушается, не убирает за собой и т. д. ) 7.Как ведёте диалог с ребёнком ? Отвечаете ли на вопросы ребёнка? 8. Наказываете ли Вы его, и как ребёнок реагирует на это? 9.Даёте ли Вы ребёнку возможность высказаться, даже если рассуждения кажутся Вам глупыми? 10. Решаете ли вы с ним его проблемы?

Слайд 4

Результаты анкетирования (примеры) Фамилия , имя, отчество Высказывания родителей Б---------- 1. Жизнерадостный, активный 2.Почти самостоятельный 3.Спокойно реагирует на замечания 4.Легко общается 5.Кумир семьи 6.Всё устраивает 7. Да, всегда 8.Иногда наказываю, могу накричать, забрать ноутбук 9. даю высказаться К-------------- 1 . Уверенный 2.Не очень самостоятельный 3. Замыкается 4.Общителен 5.Да кумир семьи 6. ведём диалог 7.Нет не наказываем 9. Даем высказаться 10. Да решаем проблемы

Слайд 5

Хорошим подспорьем в работе является методика «Рисунок семьи» в обработке А.И. Баркан, которая позволяет узнать какие взаимоотношения внутри семьи, как ребенок относится к близким, увидеть как родители относятся к ребенку, определить тип воспитания в семье. Например:

Слайд 6

«Кумир семьи» При этом типе воспитания ребенок чаще всего начинает рисовать семью с изображения себя, причем его фигура в центре листа бумаги. Родители находятся чуть поодаль, любуясь им. Величина фигур их ниже или вровень с величиной фигуры их кумира. На этом фоне кумир выглядит как будто праздник среди будней.

Слайд 7

Гиперопекаемые дети находятся вплотную к маме с папой или по крайней мере, крепко держат их за руки сами мама с папой. Гиперопека для ребёнка своеобразная китайская стена, вселяющая лишний раз неуверенность в себе.

Слайд 8

гипоопека Когда ребенок рисует свою семью он лишний раз подчеркивает разобщенность ее членов, с большими промежутками пространства между ними, невольно наводящими на мысль, что каждый член семьи здесь существует только сам по себе, ему нет никакого дела до других, тем более до юного художника. Рисуя свою семью полностью, себя ребенок размещает в отдалении от всех, довольно обособленно и одиноко. И это создает иллюзию одновременного присутствия-отсутствия его среди других

Слайд 9

Безнадзорность Безнадзорные дети чаще всего отказываются от рисования. Они просто не знают, что такое семья. После долгих раздумий, поддавшись на уговоры, согласившись участвовать в пробе, ребенок рисует себя в виде маленького, крохотного человека в огромном пространстве.

Слайд 10

Воспитание по типу "Золушки" При этом типе воспитания ребенок начинает рисовать семью обычно с того брата или той сестры, которому или которой его противопоставляют в доме. За братом или за сестрой рисуются родители, а сам художник оставляет себе место где-то в отдалении от всех или вообще не оставляет, подчеркивая этим, что он лишний и ненужный в собственной семье.

Слайд 11

При встрече с классным руководителем и с родителями Проводим анализ жизнедеятельности семьи по таким параметрам: Правила и нормы - система внутрисемейных правил, касающихся прав и обязанностей, поведения членов семьи. При нарушении этих правил возникает стресс и напряженность отношений в семье.

Слайд 12

Гибкость характеризуется тем, насколько семья способна принимать изменения. Гибкая семья хорошо принимает изменения, у ригидной семьи ( жесткая регламентация семейной жизни, подавляющий тип воспитания ) изменения сопровождаются стрессом (например, потеря работы). Динамика семейных отношений характеризуется тем, как члены семьи ежедневно общаются между собой. Внешние границы семьи. Система взаимоотношений семьи с окружением (друзья, родственники и т.д.). Внутренние границы семьи . Особенности функционирования подсистем семьи (например, отец-сын, дети между собой, отец – мать.

Слайд 13

Структура власти семьи . В чьих руках власть в семье? Особенности власти (открытая - скрытая и т.д.). Эмоциональность семьи. Какова эмоциональная шкала семьи? Как выражаются эмоции в семье (бурно, сдержанно, преобладает равнодушие, сочувствие и т.д.)? Ценности и убеждения семьи. В чем заключаются ценности семьи, какие убеждения семья разделяет? Роли в семье. Какие роли существуют в семье (например, примиритель, защитник, авторитет и т.д.)?

Слайд 14

Определяем проблему с которой выходим на родительское собрание Дискуссия «Влияние родительских установок на развитие детей». Консультация «Самостоятельность и ответственность». Круглый стол «Тайм менеджмент и управление временем».

Слайд 15

Собрание - дискуссия Предложили родителям немного пофантазировать. Упражнение «Соседский ребенок». Это упражнение помогает снять напряжение по отношению к ребенку.

Слайд 16

Представьте, что перед вами не ваш ребенок, а соседский, и что вы наблюдаете за его поведением как бы со стороны. Ведь вы не будете особо переживать, если соседский ребенок часами смотрит телевизор или бегает во дворе вместо того, чтобы делать уроки. Сняв эти напряжения, вы сможете получить удовольствие от того хорошего, что есть в вашем ребенке. Подумайте, о том к чему стремится, чего хочет ваш ребенок. Обратите внимание, понимаете ли вы своего ребенка, хотите ли вы увидеть, что он добился желаемого.

Слайд 17

Проследили как негативные убеждения и высказывания родителей по отношению к своим детям, формируют убеждения в детях по отношению к себе как к личности. Через дискуссию сформировали позитивные высказывания. Например: Вместе с родителями

Слайд 18

Негативные установки Подумайте о последствиях и вовремя исправьте Позитивные установки (контрустановки) «Горе ты моё!» Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями. «Счастье моё радость моя!» «Плакса, нытик!» Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, повышенное эмоциональное напряжение, страхи. «Поплачь будет легче»

Слайд 19

Негативные установки Подумайте о последствиях и вовремя исправьте Позитивные установки (контрустановки) « Не твоего ума дело!..» Низкая самооценка, задержка в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчужденность, конфликты с родителями. «А как ты думаешь?» « Ты совсем как твой папа или (мама) …» Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя. «папа у нас замечательный человек!» «мама у нас умница!»

Слайд 20

Родительские установки – это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребёнку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Родительские установки возникают повседневно. Одни случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем их действие сильнее.

Слайд 21

Рекомендации Составьте свой список и попытайтесь найти контрустановки, это очень полезное занятие, ведь сказанное и не со зла, может «всплыть» в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребенка, его поведение, а нередко и на его жизненный сценарий.

Слайд 22

«Самостоятельность и ответственность». Доверить, ребенку самостоятельно принимать решения, не означает полностью освободить его, от какой – либо ответственности. Скорее наоборот, ребенку нужно будет научиться самому главному – принимать ответственность за те решения, к которым он пришел самостоятельно.

Слайд 23

Предложили родителям рассмотреть и выбрать качества, которые описывают положительные стороны личности и выбрать для себя одну. Упражнение «Какая я» ( При этом передавая эстафету друг другу с помощью мяча.)

Слайд 24

Какая я? добрая рациональная мечтательная красивая умная удачливая успешная смешливая модная вдумчивая беспечная стремительная непоседливая легкая на подъем добродушная словоохотливая здоровая счастливая радостная

Слайд 25

предложили вниманию родителей результаты анкетирования

Слайд 26

Мои родители: . добрые, хорошие, красивые, здоровые. злые, нежные, чудесные, трудолюбивые, обидные, плохие, замечательные, ласковые, заботливые, хорошо кормят, все покупают, ухаживают за детьми, отличные, они мне очень нравятся, они меня любят, верят мне, уделяют внимание они нормальные, меня не ругают.

Слайд 27

Вместе с родителями сформировали, какие последствия (для родителей) следует оговорить с ребенком если он плохо учится, не хочет делать домашние задания, не хочет ходить в школу:

Слайд 28

Последствия - приходится выслушивать телефонные звонки из школы и обвинения в том, что ребенок ведет себя не так, как следует; живет в доме как иждивенец, не имеет ни каких обязанностей - обязанности родителей - предоставить ребенку все необходимое для нормальной жизни; обязанности ребенка - учиться и готовиться стать взрослым; Если он прекращает обучение, но все еще продолжает ждать поддержки со стороны родителей, ничем не возмещая их помощь, то это и есть иждивенчество; Если ребенок не вносит в дом своей доли в виде учебы, то родители имеют право отказать ему в материальной поддержки.

Слайд 29

Рекомендации, если стало еще хуже : Сохраняйте в отношениях с ребенком дружественный и уважительный тон. Напомните вашему ребенку (но всего один лишь раз), что вы могли бы помочь в том случае, если он этого захочет. Затем, если ребенок попросит вас помочь ему, убедитесь, что вы лишь подаете руку помощи, а не контролируете и овладеваете всей ситуацией. Выясните поточнее, что именно будет полезным для ребенка, и ограничьтесь только этим. Предоставьте инициативу вашему ребенку, если же больше помощи не требуется, то не включайтесь в ситуацию.

Слайд 30

Круглый стол «Тайм – менеджмент» Проблемы, связанные с неумением управлять своим временем, являются одними из наиболее распространённых. Это отмечают и родители школьников, и они сами. Анализ обращений родителей, беседы с учащимися в рамках консультаций, анкетирование. Показали, что:

Слайд 31

отдельные школьники до 36 часов в неделю тратят впустую; многие дети сами не садятся за уроки, а те, кто садится, до последнего момента откладывают их выполнение; некоторые любят оттягивать выполнение полезных дел на потом или вообще забывают об их существовании многие не знают, чем себя занять в свободное время кроме смотрения телевизора и игры на компьютере;

Слайд 32

У некоторых школьников процесс выполнения уроков или полезных дел растягивается надолго, потому что они отвлекаются на посторонние дела; около половины детей признаются, что не планируют свой день, у значительного числа школьников отсутствует режим дня; многие учащиеся жалуются, что у них мало времени на отдых – основное время занимает приготовление уроков.

Слайд 33

« Свои выходные провожу так: можно поспать до одиннадцати, потом телевизор смотреть часами, потом компьютер до ночи». «Мой день примерно такой, утром встаю, ем, смотрю телевизор, гуляю. Потом опять ем, вновь телевизор, прогулка. Затем опять еда, телик и прогулка..» «А вот это мой учебный день: «Я люблю много гулять, а уроки – к ним я приступаю, когда мама на меня наорет». «Я всегда тяну время, когда надо делать что –то по дому». «Я уроки начинаю делать в 23.30, когда мама скандал закатит.» «Я делаю уроки иногда по восемь часов, до полтретьего ночи».

Слайд 34

Обращение к родителям : «Мы собрали простые советы по детскому тайм-менеджменту. Выбирайте те, которые больше по душе, и пробуйте применять их в повседневной жизни. Только не перестарайтесь: любой новой привычке нужно время, чтобы прижиться. Поэтому не старайтесь сделать все и сразу. Вводите новшества не чаще одного раза в неделю».

Слайд 35

Научите ребенка составлять план на неделю. Важно, чтобы ребенок ориентировался, в какой день у него секция или музыкальная школа, а когда можно погулять или сходить в гости к друзьям. Лучше всего составлять план в воскресенье, перед началом недели. Не просто обговорите, но и пропишите его. Купите для этого красивый ежедневник, а еще лучше — повесьте на стену в детской магнитную, маркерную или пробковую доску, чтобы дела на каждый день всегда были перед глазами.

Слайд 36

Составляйте план на день. Здесь принцип такой же, как и с планом на неделю, но он будет состоять в том числе и из более мелких дел (прочитать 10 страниц книги, вынести мусор, позвонить бабушке и т.п.). Составлять такой план лучше с вечера, чтобы ребенок мог с утра его перечитать и понимать, какие дела его ждут. Для начала составляйте планы вместе, а уж когда ребенок привыкнет к этому, то ваша задача будет просто напоминать. Причем делать это не в приказном порядке, а в дружественном: «Давай посмотрим, что ждет тебя завтра! Покажешь свой план?».

Слайд 37

Мотивируйте ребенка. Покажите, что и для вас составление списка дел — важная задача. Невзначай покажите ребенку свой ежедневник с задачами (вы же уже ведете его?). За каждое выполненное задание ставьте галочку. Все наглядно и очень мотивирует. Особенно, если вы договоритесь, что съедите вкусный торт, сходите в кино или купите игру, когда наберете определенное количество этих галочек.

Слайд 38

Научите ребенка определять приоритеты. Важно, чтобы он понимал: есть задачи, которые требуют большего внимания и/или времени, а есть те, которые и выполняются легче, и времени займут всего ничего. Поэтому в списке дел лучше всего помечать другим цветом самые важные дела, которые нужно сделать первыми и возвращаться к тому делу, которое ненароком пропустил.

Слайд 39

«Ешьте лягушек» вместе В тайм-менеджменте есть такое понятие, как «лягушка». Так говорят о неприятных делах, выполнение которых откладывается до последнего момента. (вместо важных дел, имеющих для нас смысл, мы занимаемся чем-то несущественным: смотрим сериалы, поливаем цветы, играем в компьютерные игры, тратим время в соцсетях, едим (даже если не голодны),помогите ребёнку «съесть лягушку»: узнайте, почему ему не нравится конкретное дело, спросите, чем можете ему помочь (и помогите!). И кстати, «лягушек» лучше есть по утрам. Сделал сложное и неприятное дело — и оно не висит над тобой целый день дамокловым мечом.

Слайд 40

Дробите сложные задачи . Помогите ребенку разделить большую сложную задачу на несколько небольших, с которыми ему будет легко справиться. При этом те самые части должны быть очень четкими и конкретными. Например, мы не требуем у ребенка много читать. Такая задача абстрактна и не имеет точных границ, которые удовлетворяли бы и родителей, и детей. Вместо этого мы договариваемся, что каждый месяц будет прочитываться 4 книги. А это одна книга в неделю.

Слайд 41

Кто хорошо работает, тот хорошо отдыхает. Разные виды деятельности должны неизменно и ритмично сменять друг друга. Ребенок провел полчаса за уроками — значит пришло время побегать на улице. Перерывы на отдых нужно устраивать каждые 25 минут, даже если ребенок не чувствует себя уставшим. При таком раскладе эффективность выполнения любых задач будет гораздо выше, чем в привычном «учи уроки до посинения и не выходи из-за стола, пока все не сделаешь».

Слайд 42

Прививайте проактивный подход к жизни . Проактивный подход жизни — это когда мы не просто реагируем на события, а сами планируем свою жизнь. Составляем план действий Режим дня (Тайм – менеджмент – управление временем) 1кл. Не заправляет постель С улицы домой не заходит вовремя Забывает собрать портфель Не садится вовремя выполнять уроки

Слайд 43

Никакого навязывания Идея введения тайм-менеджмента обычно воспринимается на «ура». Однако смею вас предупредить: не переусердствуйте. Не навязывайте ребенку новые привычки и уж ни в коем случае не ругайте, если что-то пошло не так. Гораздо полезнее быть мягче, идти путем договоренностей, может, даже выполнять задачи «на спор». И тогда тайм-менеджмент станет тем инструментом, который не только помогает эффективно использовать свое время и достигать любых целей, но и сплачивает семью, делая ее одной командой.

Слайд 44

И еще несколько слов. При правильном и аккуратном использовании, тайм-менеджмент научит ребенка «копить» победы, а не поражения, ставить свои собственные цели, достигать их и получать удовольствие от жизни. Идеи, рекомендации использованы и адаптированы для детей из книги Глеба Архангельского «Тайм-драйв».

Слайд 45

Профилактическая работа с неблагополучными семьями способствует созданию благоприятных условий для реализации прав ребёнка, для развития нравственной, толерантной, физически здоровой и социально активной личности, способной к творчеству, самоопределению и самосовершенствованию .