Программа коррекционной работы в начальной школе в рамках ООП НОО
рабочая программа

Бревнова Наталья Михайловна

Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также с учетом опыта работы школы по данной проблематике. Цель программы: обеспечить системный подход к обеспечению условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п.Таёжный

 

ПРОГРАММА

 

КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В РАМКАХ ООП НОО

Составила:

Бревнова Наталья Михайловна

Педагог-психолог

п. Таёжный

Содержание:

  1. Пояснительная записка ……………………………………………………………..……….3
  2. Теоретико-методологические основания программы коррекционной работы…………..8
  3. Принципы программы коррекционной работы …………………………………..…..……8
  4. Планируемые результаты…………………………………………………………………...10
  5. Направление работы ……………………………………………………………….……….11
  6. Структура программы коррекционной работ

6.1.Концептуальный модуль………………………………………………………………..12

6.2.Диагностико-консультативный модуль………………………………………………..12

6.3.Коррекционно-развивающиий модуль…………………………………………………13

6.4.Лечебно-профилактический модуль…………………………………………………...13

6.5.Социально-педагогический модуль……………………………………………………13

7. Этапы реализации программы …………………………………………………………………..14

8. Требования к условиям реализации программы:

           8.1. Психолого – педагогическое обеспечение……………………………………………..14

           8.2. Программно – методическое обеспечение…………………………………….............14

           8.3. Кадровое обеспечение…………………………………………….………………….....15

           8.4. Материально – техническое обеспечение………………………………………….….15

           8.5. Информационное обеспечение…………………………………………........................15

9. Механизмы реализации программы:

          9.1. Взаимодействие специалистов образовательного учреждения..……………………..16

          9.2. Социальное партнерство……………………………………………………………...…16

          9.3. Психолого – медико – педагогическое сопровождение (ПМПк)..………………...….16

10.Форма содержание работы:

      10.1. Индивидуальная и групповая коррекционная работа с учащимися…………………...17

      10.2. Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда………………………………..17

      10.3. Коррекционно-развивающая работа психолога-педагога……………………………..18

11. Показатели результативности и эффективности коррекционной работы………………….19

12.Ожидаемые результаты введения программы ……………………………………………….  19

13.Приложение………………………………………………………………………………………20

1. Пояснительная записка

Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также с учетом опыта работы школы по данной проблематике.

Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, детей с ограниченными возможностями здоровья, учёт образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы коррекционной работы с обучающимися на ступени начального общего образования являются:

  1. Закон РФ «Об образовании». «Об образовании» (от 13 января 2006 с последующими дополнениями и изменениями);
  2. Проект Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (редакция на 15 июля 2011 года).

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009г., рег. № 17785. 

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 04 октября 2010г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений», зарегистрирован Минюстом России 8 февраля 2010г., рег. №16299.

4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010г. №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», зарегистрирован Минюстом России 6 октября 2010г. регистрационный № 18638.

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников», зарегистрирован Минюстом России 02 февраля 2011г., рег.№19676.

7. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011.

8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрировано Минюстом России 3 марта 2011г., рег. № 19993, опубликовано 16марта 2011г.

9. Фундаментальное ядро содержания  общего образования [Текст] / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 59 с.

10.        Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ)

11.Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001

12.О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. (Письмо МО РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.)

13.Устав образовательного учреждения МБОУСОШ п.Таёжный.

При определении структуры, содержания, ресурсного обеспечения, этапов и результатов программы коррекционной работы инвариантными являются следующие позиции:

- программа коррекционной работы основана на положении ФГОС НОО о необходимости учитывать образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (п.2);

- программа коррекционной работы является структурным компонентом основной образовательной программы начального общего образования и разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно (п.16.8 ФГОС НОО);

- объективным основанием для разработки программы коррекционной работы, определения особенностей организации образовательного процесса является наличие в образовательном учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), к которым относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания:

- дети-инвалиды (при наличии подтверждающих документов установленного образца);

- другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания;

- обучающиеся, имеющие особенности физического и (или) психического развития, затрудняющие или препятствующие получению ими образования без создания для этого специальных условий (в редакции Проекта федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" по состоянию на 15 июля 2011 года);

- программа коррекционной работы должна предусматривать коррекционно-развивающее сопровождение освоения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования только тем детям с ОВЗ, потребности и возможности которых позволяют освоить программы общеобразовательной школы;

- содержание коррекционной работы может быть только вариативным, соответствующим диапазону различий детей с ОВЗ в возможностях и потребностях получения образования;

- структура программы коррекционной работы, конкретизация ее содержания определяется Примерной основной образовательной программой начального общего образования образовательного учреждения (раздел 7);

- программа строится с учетом принципов коррекционной педагогики;

- программа коррекционной работы в соответствии с требованиями к комплексному сопровождению системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, определенными приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010г. № 2106, должна обеспечить наличие в образовательном учреждении системы комплексной педагогической, психологической и социальной помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.

Цель программы: обеспечить системный подход к обеспечению условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования.

Задачи:

Задачи

Комплекс мероприятий

Ожидаемый результат

1.Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья

1. Диагностический минимум:

1.1.диагностика речевых нарушений школьников (сбор информации об основных компонентах речи);

1.2.степень сформированности познавательных процессов:

  • память
  • мышление
  • внимание, работоспособность;

1.3.степень сформированности эмоционально – личностной сферы:

  • комфортность
  • самооценка
  • взаимоотношения в семье
  • мотивация
  • статус в коллективе;

1.4. изучение социальной  ситуации  развития и условий семейного воспитания ребенка.

2. Комплексный сбор сведений о ребенке на основании диагностического минимума

1. Формирование групп на основе оценки контингента обучающихся для определение специфики и образовательных потребностей.

2. Включение родителей в процесс и (или) направление коррекционной работы.

3. Сведения о степени сформированности:

уровня речевого развития,

познавательных процессов,

эмоционально – личностной сферы.

2. Определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов

1.Социальное партнерство:

  • ПМПК (муниципальная)
  • МСЭК (г. Советсткий)

2. Определение ЗБР ребенка и выявление его резервных возможностей через школьный консилиум.

3.  Заполнение индивидуального маршрута развития ребенка с учетом:

  • структуры речевого дефекта;
  • степени сформированности познавательных процессов;
  • личностного развития.

1.Индивидуальная карта развития ребенка.

3.Определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности

1. Выбор:

  • коррекционных программ, методик, приемов;
  • комфортного режима обучения;
  • форм обучения (очная, дистанционная, на дому)

2. Определение роли по взаимодействию УОП, в том числе с внешними ресурсами различных институтов общества:

  • РЦ «Солнышко»
  • Центр «Доверия»
  • Центр «Берегиня»
  • Управление соц. защиты населения
  • Отдел опеки и попечительства
  • КДН
  • МСЭК

1. Режим обучения, в том числе коррекционных, релаксационных и здоровьесберегающих занятий.

2. Форма обучения (очная, дистанционная, на дому)

3. Набор эффективных методик и приемов обучения детей:

  • учитель – ученик
  • профессиональное  

            взаимодействие

             специалистов

4.Создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования  и их интеграции в образовательном учреждении

1. Отбор кадрового потенциала по критериям:

  • уровень квалификации;
  • образование;
  • наличие объема знаний по работе с  детьми с ОВЗ;
  • опыт работы.

2. Разработка системы методического обучения, используя внутренние школьные резервы и возможности социального партнерства.

3. Просветительная деятельность (лекции, беседы, круглые столы, методический калейдоскоп, тематические выступления).

4. Формирование УМК (программ, учебников, учебных пособий, в том числе цифровых ресурсов и информационных фондов).

5. Наличие сетевых ресурсов.

6. Обеспечение здоровьесберегающих условие (ЛФК, фиточай, витаминизация, сенсорная комната, динамический час и (или) динамические перемены, ).

7. Включение ребенка во внеурочную деятельность (участие в воспитательных, культурно – развлекательных, спортивно – оздоровительных и других мероприятиях).

8. Обеспеченность материально – технической базы.

1. Кадровое обеспечение.

2.Система (постоянно действующего) семинара и (или) консилиума.

3. Программно – методическое обеспечение.

4. Информационное обеспечение.

5. Здоровьесберегающий режим.

6. Материально – техническое обеспечение.

7. Введение в содержание обучения специальных разделов (колонка по коррекции в КТП)

8. Наличие программ коррекционной работы у специалистов

5. Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии)

1. Занятия специалистов в соответствии с: 

  • рекомендациями ИПР ребенка – инвалида
  • рекомендациями Муниципальной ПМПК
  • рекомендациями Школьного консилиума
  • результатами диагностического минимума

1. Таблица «Динамика индивидуальных достижений учащихся с ОВЗ» (индивидуальная карта развития ребенка)

6. Разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии

1. Корректировка ИУП с учетом индивидуальных особенностей ребенка (групп)

2. Введение в содержание обучения специальных разделов по коррекции

1. Программа коррекционной работы

2.Учебный план

3. Рабочие программы

7.Обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг

  1. Включение в расписание коррекционных занятий со специалистами
  2. Включение ребенка во внеурочную деятельность (участие в воспитательных, культурно – развлекательных, спортивно – оздоровительных и других мероприятиях)

1. Режим дня

2. Расписание

8.Реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья

Реабилитация:

  • Социально – средовая
  • Социально – педагогическая
  • Социально – культурная
  • Социально – бытовая
  • Включение в расписание коррекционных занятий

1.Уровень навыков бытовой деятельности

2. Социально – средовой статус

3. Самообслуживание

9.Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам

1. Выработка совместных мероприятий специалистами по основным направлениям работы с детьми с ОВЗ

2. Консультативная помощь по вопросам выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения

3. Беседы, круглые столы, тематические выступления, родительские собрания для родителей

4. Сотрудничество с родительской общественностью

5. Включение ребенка во внеурочную деятельность (участие в воспитательных, культурно – развлекательных, спортивно – оздоровительных и других мероприятиях)

1. Пакет рекомендаций

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии.

Категории детей с ОВЗ, обучающиеся в школе:

  • Дети с нарушениями эмоционально – волевой сферы и поведения;
  • Дети с нарушениями речи;
  • Дети с нарушениями интеллекта;
  • Дети, имеющие трудности в обучении обусловленные ЗПР
  • Соматически ослабленные дети
  • Дети слабовидящие и (или) с пониженным зрением
  • Дети с нарушениями функций опорно – двигательного аппарата.

2.Теоретико-методологические основания программы коррекционной работы:

Теоретико-методологическими основаниями программы коррекционной работы  является взаимосвязь трёх подходов:

- нейропсихологического, выявляющего причины, лежащие в основе школьных трудностей;

- комплексного, обеспечивающего учёт психолого-педагогических знаний о ребёнке;

- междисциплинарного, позволяющего осуществлять совместно-распределённую деятельность специалистов, сопровождающих развитие ребёнка, отражающую специфику решения задач коррекции нарушенного развития детей конкретным содержанием профессиональной работы педагогов, психологов, учителей-логопедов

3. Принципы программы коррекционной работы :

  • Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
  • Системность. Где системность и взаимообусловленность задач отражают взаимосвязанность развития различных сторон личности ребенка и их гетерохронность, т.е. неравномерность развития. Закон неравномерности, гетерохронности  развития личности ребенка означает, что каждый  отдельный ребенок может находиться на разных уровнях развития  в различных состояниях в одном и том же возрастном периоде:

-на уровне благополучия, соответствующего норме развития;

-на уровне риска, т.е. угрозы возникновения потенциальных трудностей развития;

-на уровне актуальных трудностей развития, объективно выражающихся в разного рода отклонениях от нормативного хода развития. Необходимо понимать при этом, что все аспекты развития личности, ее сознания и деятельности также взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Принцип обеспечивает системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

  • Единства диагностики и коррекции обеспечивает целостность педагогического процесса. Невозможно вести эффективную и полномасштабную коррекционно-развивающую работу, не зная исходных данных об объекте. Трудно подобрать необходимые методы и приемы коррекции отклоняющегося  развития при отсутствии объективных данных о ребенке, о причинах и характере ограничений в возможности освоения им ООП НОО.

Коррекционно-развивающая работа требует постоянного систематического контроля и  фиксации происшедших изменений (или их отсутствия) и, как следствие, контроля динамики хода и эффективности коррекционно-развивающей работы образовательного учреждения в целом.

  • принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка в коррекционно-развивающей деятельности целесообразно рассматривать в плоскости принципа нормативности развития личности как последовательности сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития. Понятие психологический возраст ввел Л.С.Выготский, который видел в этом "новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период".

Д.Б.Эльконин, характеризуя психологический возраст, выделяет три его параметра, которые необходимо учитывать при формулировке коррекционных целей и организации коррекционно-педагогического процесса.

Первый параметр – это "социальная ситуация развития" (по Л.С. Выготскому), единица анализа динамики развития ребенка, т.е. совокупность законов, которыми определяются возникновение и изменение структуры личности ребенка на каждом возрастном этапе. Второй параметр – уровень сформированности психологических новообразований и их значение на данном этапе возрастного развития. Третий параметр – уровень развития ведущей деятельности младшего школьника, играющей решающую роль в его развитии, без учета которой довольно трудно построить коррекционный процесс.

  • Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения означает, что ребенок не может развиваться вне социального окружения, он активный его компонент, составная часть системы целостных социальных отношений. Отклонение в развитии и поведении ребенка – результат не только его психофизиологического состояния, но и активного воздействия на него родителей, ближайших друзей и сверстников, педагогического и ученического коллективов школы, следствие его отношений с ближайшим окружением, особенностей их совместной деятельности и общения, характера межличностных контактов с социумом. Следовательно, успех коррекционной работы с младшим школьником без сотрудничества с родителями или другими взрослыми, без опоры на взаимоотношения со сверстниками в зависимости от характера отклонений в развитии и поведении оказывается либо недостаточно эффективным, либо попросту безрезультатным (Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова).
  • Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
  • Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
  • Рекомендательный характер оказания помощи.

Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).

4.Планируемые результаты:

Обеспечение условий для достижения детьми с ОВЗ результатов обучения:

-личностных, в том числе:

•самоопределение;

•смыслоообразование;

• морально-этическая ориентация;

-метапредметных, среди которых:

•способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи;

•самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;

•умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления;

•умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

•умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

•умение использовать знаково-символические средства

для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем

решения учебно-познавательных и практических задач;

•способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, к установлению аналогий, отнесения к известным понятиям;

•умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;

-предметных в максимально возможном  по состоянию здоровья соответствии с планируемыми результатами ООП НОО

Ориентиром коррекционной работы, помимо метапредметных и предметных результатов освоения ООП НОО ребенком с ОВЗ, для образовательного учреждения должны стать  ключевые личностные (социальные результаты), такие как:

-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества ребенка с ОВЗ со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Складывающаяся в соответствии с требованиями ФГОС НОО система оценки качества специального (коррекционного) образования подразумевает:

- переход от оценки как инструмента контроля к оценке как инструменту управления качеством образования;

- переход от констатирующей оценки к формирующей, программирующей саморазвитие ученика, педагога, школы;

-переход от оценки исключительно предметной обученности к оценке образовательных результатов в целом, включая метапредметные результаты и социализацию – в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и с учётом возрастной ступени обучения и потенциальных возможностей ребенка с ОВЗ.

Основой реализации программы коррекционной работы как составной части основной образовательной программы начального общего образования образовательного учреждения должен стать индивидуальный подход, минимизирующий в процессе обучения риски для здоровья и развития детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающий возможность реализации в повседневной жизни школы их полноценного образования.

5. Направления работы

Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

  • диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
  • коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
  • консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
  • информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

6.Структура программы коррекционной работы:

Программа включает в себя пять модулей: концептуальный, диагностико-консультативный, коррекционно-развивающий, лечебно-профилактический, социально-педагогический.

6.1.Концептуальный модуль

В программе коррекционной работы медико-психолого-педагогическое сопровождение понимается как сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого.

В основе сопровождения лежит единство четырех функций: диагностики сущности возникшей проблемы; информации о сути проблемы и путях ее решения; консультации на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы; помощи на этапе реализации плана решения. Основными принципами сопровождения ребенка в школе являются: рекомендательный характер советов сопровождающего; приоритет интересов сопровождаемого («на стороне ребенка»); непрерывность сопровождения; комплексный подход сопровождения.

Основная цель сопровождения – оказание помощи в решении проблем. Задачи сопровождения: правильный выбор образовательного маршрута; преодоление затруднений в учебе; решение личностных проблем развития ребенка; формирование здорового образа жизни.

Организационно-управленческой формой сопровождения является медико-психолого-педагогический консилиум. Его главные задачи:

  • защита прав и интересов ребенка;
  • диагностика по проблемам развития;
  • выявление групп детей, требующих внимания специалистов;
  • консультирование всех участников образовательного процесса

Концептуальный модуль раскрывает сущность медико–психолого–педагогического сопровождения, его цели, задачи, содержание и формы соорганизации субъектов сопровождения.

6.2.Диагностико-консультативный модуль включает в себя программы изучения ребенка различными специалистами (педагогами, психологами, медицинскими работниками, педагогами–дефектологами) и консультативную деятельность.

Диагностическая работа включает:

  • своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;
  • раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
  • комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
  • определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;
  • изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
  • изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
  • изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;
  • системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;
  • анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Консультативная работа включает:

•        выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;

•        консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья;

•        консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

6.3.Коррекционно-развивающиий модуль на основе диагностических данных обеспечивает создание педагогических условий для ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуально–типологическими особенностями.

Коррекционно-развивающая работа включает:

Своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекции недостатков физического и (или) психического развития детей, детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Коррекционно – развивающий этап включает в себя:

1. Психологическое сопровождение – коррекция и психопрофилактика личностной (интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой) сферы ребенка.

2. Логопедическое сопровождение – коррекция и развитие устной и письменной речи ребенка, профилактическая работа по предупреждению нарушений письменной речи.

3. Педагогическое сопровождение – коррекция и развитие познавательной деятельности, устранение пробелов в знаниях, помощь в усвоении учебных предметов, обучение детей навыкам выполнения учебных заданий, получения знаний, организации времени, социальной адаптации.

6.4.Лечебно-профилактический модуль предполагает проведение лечебно-профилактических мероприятий; соблюдение санитарно–гигиенических норм, режима дня, питания ребенка, осуществление индивидуальных лечебно-профилактических действий.

Модуль предполагает проведение лечебно–профилактических мероприятий; осуществление контроля за соблюдением санитарно–гигиенических норм, режимом дня, питанием ребенка, проведение индивидуальных лечебно–профилактических действий в зависимости от нарушения (медикаментозное лечение по назначению врача, специальные коррекционные занятия лечебной физкультурой, посещение бассейна, соблюдение режима дня, мероприятия по физическому и психическому закаливанию, специальные игры с музыкальным сопровождением, игры с перевоплощением, особые приемы психотерапевтической работы при прослушивании сказок, рисовании, использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности).

6.5.Социально-педагогический модуль нацелен на повышение уровня профессионального образования педагогов; организацию социально-педагогической помощи детям и их родителям.

1. Программы повышения профессиональной компетентности педагогов. Педагог должен быть знаком с особенностями развития данной неоднородной группы детей. Это необходимо для того, чтобы иметь возможность разобраться в комплексе проблем,  грамотно поставить вопрос перед психологами–консультантами, правильно интерпретировать их рекомендации, координировать работу учителей–предметников и родителей, вести коррекционные занятия с учениками, имеющими нарушения. Педагог под руководством психолога может провести диагностику, используя несложные методики. Подготовка педагогов возможна на курсах повышения квалификации на семинарах–практикумах, курсах переподготовки по направлению «Коррекционная педагогика в начальном образовании».

2. Психотерапевтическая работа с семьей. Цель – повышение уровня родительской компетентности и активизация роли родителей в воспитании и обучении ребенка. Проводится на индивидуальных консультациях специалистами, на родительских собраниях.

Реализация индивидуального образовательного маршрута требует постоянного отслеживания направления развития детей, что делает необходимым разработку системы начальной, текущей и итоговой диагностики по годам обучения.

7. Этапы реализации программы

Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.

Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.

Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.

Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность).

Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.

Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.

8.  Требования к условиям реализации программы коррекционной работы

8.1.Психолого-педагогическое обеспечение

  • обеспечение дифференцированных условий в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;
  • обеспечение психолого-педагогических условий;
  • обеспечение специализированных условий;
  • обеспечение здоровьесберегающих условий;
  • обеспечение участия всех детей с ОВЗ в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий;
  • развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и (или) физического развития.

8.2. Программно-методическое обеспечение

  • Специальные (коррекционные) образовательные программы начального образования для детей с ОВЗ VIIвида;
  • коррекционноразвивающие программы;
  • диагностический инструментарий;
  • Мисаренко Г.Г. Методика обучения младших школьников русскому языку с коррекционно-развивающими технологниями. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 336 с.
  • Степанова О.А. и др. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями/ О.А. Степанова, М.Э. Вайнер, Н.Я. Чутко; Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с.
  • Гилленнбранд К. Коррекционная педагогика: Обучение трудных школьников/ К. Гилленбранд; пер. с нем. Н.А. Горловой; науч. ред. рус. текста  Н.М. Назарова. – 2-е изд. Стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 240 с.
  • Лаут Г.В., Брак У.Б.  Линдеркамп Ф. Коррекция поведения детей и подростков: Практическое руководство. I. Стратегия и методы/ Пер. с нем. В.Т. Алтухова; науч. ред. рус. текста  А.Б. Холмогорова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 224 с.
  • Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики/ А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.Ф. Ялпаева; под. ред. В.А. Сластёнина. – 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 272 с.
  • Зикеев А.Г. Специальная педагогика: Развитие речи учащихся/ А.Г. Зикеев. – 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 200 с.
  • Коррекционно-развивающее обучение (Сборник нормативных документов и методических рекомендаций)/ Под общей ред. В.В. Пустоваловой. – Томск, 2008. – 256 с.

8.3. Кадровое обеспечение

Важным моментом реализации программы коррекционной работы является кадровое обеспечение. Коррекционная работа осуществляется специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы.

С целью обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования, коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в штатное расписание школы введены  ставки педагога-психолога, социального педагога, логопеда.

Педагоги проходят подготовку, переподготовку и повышение квалификации по вопросам образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Педагогические работники имеют чёткое представление об особенностях психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса.

8.4.  Материально-техническое обеспечение

  • сенсорная комната;?
  • кабинет психолога
  • логопункт;
  • фитобар?
  • спортивный зал;
  • тренажерный зал;
  • медицинский кабинет;
  • спортивная площадка;
  • спортивное оборудование;
  • лыжная база;
  • столовая;
  • библиотека;
  • комбинированная учебная мастерская;
  • кабинет обслуживающего труда;

8.5. Информационное обеспечение

  • создание системы широкого доступа детей с ОВЗ, родителей к информационно-методическим фондам

9. Механизмы реализации программы

  • взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ОВЗ;
  • социальное партнёрство;
  • психолого-медико-педагогическое сопровождение школьников, имеющих проблемы в обучении и детей с ОВЗ

9.1. Взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ОВЗ

Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе. Такое взаимодействие включает:

  • комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;
  • многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;
  • составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональной-волевой и личностной сфер ребёнка.

9.2. Социальное партнёрство

Социальное партнёрство, предполагает профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества). Социальное партнёрство включает:

сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья (РЦ «Солнышко», Центр «Доверие», «Берегиня», Управление соц. защиты населения,  Отдел опеки и попечительства);

  • взаимодействие со специалистами ПМПК, МСЭК,  КДН;
  • сотрудничество с родительской общественностью.

9.3. Психолого-медико-педагогическое сопровождение школьников, имеющих проблемы в обучении и детей с ОВЗ

В школе создан психолого-медико-педагогический консилиум, в задачи которого входит:

  1. Выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребёнка в школе) диагностика отклонений в развитии.
  2. Профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов.
  3. Выявление резервных возможностей развития.
  4. Определения характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках, имеющихся в школе возможностей.
  5. Подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребёнка, динамику его состояния уровень школьной успешности.

В состав психолого-медико-педагогического консилиума входят учитель - дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог, учитель начальных классов, зам. директора по УВР,  школьный врач (по необходимости приглашаются педагоги – предметники). Заседания консилиума проводятся один раз в четверть. Согласно плана работы психолого-педагогического консилиума ведётся работа по нескольким направлениям:

  • мониторинг адаптивности учащихся 1, 5-х классов. Выявление детей «группы риска»;
  • взаимодействие с классными руководителями по выявлению учащихся  «группы риска»;
  • осуществление психологической диагностики детей с девиантным поведением и школьной неуспеваемостью;
  • разработка коррекционно-развивающего плана сопровождения данных детей;
  • работа с семьями учащихся 1 класса, имеющих устойчивую дезадаптацию; перспективы взаимодействия семьи и школы по вопросам преодоления трудностей в развитии и обучении ребёнка.

10.Формы  и содержание обучения

 Обучение детей с ОВЗ осуществляется в режиме:

- общеобразовательных классов;

- обучения на дому.

Учащиеся, поступившие в общеобразовательные классы, обследуются всеми специалистами консилиума с целью выявления детей «группы риска» и оказания им своевременной помощи. На каждого учащегося составляется  индивидуальная образовательная программа, в которой для детей с ОВЗ предусмотрен коррекционный блок.

Для детей-инвалидов, которые по причине болезни не могут обучаться в образовательном учреждении, о чём свидетельствует справка, заверенная амбулаторно-поликлиническим учреждением,  организовано обучение на дому.

10.1. Индивидуальная и групповая коррекционная работа с учащимися:

В школе проводится индивидуальная и групповая коррекционная работа с учащимися. Ее проводят специалисты: учитель-логопед, педагог-психолог,  учитель, педагог дополнительного образования.

10.2.  Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда:

Система преодоления нарушений речи на первоначальном этапе обучения детей с речевой патологией решает важнейшую задачу – подготовку этой категории учащихся к дальнейшему обучению в среднем и старшем звене, что является необходимым условием их интеграции в систему общего образования.

Основная цель логопедических занятий  – создание предпосылок для овладения учебным материалом основной общеобразовательной программы,

оказание логопедической помощи учащимся, имеющим отклонения в развитии устной речи, которые в дальнейшем могут вызвать нарушение письменной речи.

Основными направлениями коррекционной работы являются:

- развитие ручной и речевой моторики;

- развитие речеслухового восприятия;

- постановка и автоматизация звуков;

- дифференциация фонетически сходных звуков;

- формирование слогового и фонематического анализа и синтеза слов;

- коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слова;

- развитие лексико-грамматического строя;

- формирование связной речи;

- развитие зрительно-пространственных представлений.

Выбор направлений работы индивидуально ориентирован в зависимости от структуры речевого дефекта и степени его выраженности.

В зависимости от логопедического статуса учащихся в МБОУСОШ п.Таёжный логопедическая помощь реализуется в условиях двух организационных форм:

- индивидуальные логопедические занятия с учащимися с ОВЗ, обучающимися по программе С(К)ОУ VII вида. Коррекционная логопедическая  работа  проводится в форме индивидуальных занятий с периодичностью занятий два раза в неделю. Продолжительность одного занятия – 20 минут.

В 1, 2 классах  основное внимание уделяется коррекции нарушений устной речи и профилактике нарушений чтения и письма. В 3, 4 классах основное место занимает  работа по коррекции нарушений письменной речи и устранению оставшихся недостатков устной речи, также проводится профилактика дизорфографии.

Учитывая системное недоразвитие речи школьников, на каждом занятии ставятся комплексные задачи, направленные как на коррекцию, так и на развитие всех компонентов речи.

При планировании работы учитывается тематика и программный материал по «Развитию речи», «Произношению», «Обучению грамоте», «Литературному чтению», «Русскому языку».

На каждого учащегося составляется индивидуальный план работы, содержание которого определено структурой и характером речевого нарушения.

-  работа логопункта

Коррекционная логопедическая  работа с учащимися с ОВЗ, обучающимися по общеобразовательной программе,   проводится в форме групповых занятий. В группы зачисляются дети с однородной структурой речевого дефекта.

Периодичность и продолжительность логопедических занятий определяется структурой речевого нарушения. Коррекционно-развивающая логопедическая работа с группой детей, имеющих общее недоразвитие речи, нарушения чтения и письма, обусловленные им, проводятся три раза в неделю; с группой детей, имеющих фонетико-фонематическое нарушение речи, нарушения чтения и письма, обусловленные им, два раза в неделю; с детьми, имеющими фонетическое недоразвитие речи,  работа проводится консультативно.

Продолжительность группового логопедического занятия 40 минут.

При планировании работы учитывается тематика и программный материал по «Обучению грамоте», «Литературному чтению», «Русскому языку».

На каждую группу  учащихся составляется план работы, содержание которого определено структурой и характером речевого нарушения.

10.3. Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога

Система коррекционных занятий формируется в индивидуальной образовательной программе ребенка решением заседания ПМПк. Она включает в себя развивающие упражнения и комплексы, имеющие определенную направленность, зависящую от характера выявленных психологических трудностей.

Коррекционно-развивающая работа осуществляется в двух основных формах – индивидуальной и групповой по различным аспектам деятельности:

  1. По видам деятельности.
  2. По предметному содержанию деятельности.
  3. По уровню выполнения конкретного действия.
  4. По способам и средствам выполнения действий.

Основополагающими понятиями для эффективной коррекционно-развивающей работы являются понятия возрастной и индивидуальной нормы.

Большое значение уделяется активному привлечению ближайшего социального окружения ребенка к участию в его коррекционной программе, поскольку это является важнейшим компонентом социальной ситуации развития ребенка. Это определяет зону его ближайшего развития, нацеленную на формирование психологических новообразований.

Коррекционная работа осуществляется в трех направлениях:

  1. «Делай, как я» - обучение эффективному способу выполнения задания до соответствия с образцом.
  2. «Давай сделаем вместе» - осознание ребенком своих возможностей и совместное нахождение эффективного способа выполнения задания.
  3. «Давай подумаем, как сделать лучше» - предельное расширение возможностей ребенка в выборе способа выполнения задания и его освоения.

Целесообразность  каждого направления определяется конкретными задачами коррекционно-развивающей работы, поставленными перед специалистами после проведения всех диагностических мероприятий, в том числе после обработки данных контрольно-диагностических работ учащихся. Сформированные отчеты содержат в себе перечень заданий, выполнение которых позволяет ликвидировать учебные проблемы ребенка. Задания помещены в методическом сборнике, на каждое из них подобрано 20 упражнений, которые расположены  простого к сложному.

Основное содержание психологических групповых занятий составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на целостное психологическое развитие детей и решение конкретных психологических проблем; на развитие  групповых структур и процессов, поддержание благоприятного внутригруппового климата, сплочение и организационное развитие детского сообщества.

Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, индивидуального занятия – 20 минут. Периодичность  проведения – дважды в неделю.

 11.Показатели результативности и эффективности коррекционной работы

В качестве показателей результативности и эффективности коррекционной работы рассматриваются:

— динамика индивидуальных достижений учащихся с ОВЗ по освоению предметных программ (показатели общей и качественной успеваемости по предметам);

— динамика индивидуального речевого развития учащихся с ОВЗ (положительная динамика в развитии устной и письменной речи);

—   динамика  развития познавательной и эмоционально-волевой сферы учащихся с ОВЗ;

— создание необходимых условий для обеспечения доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (формы обучения, оптимизирующие коррекционную работу, и наличие соответствующих материально-технических условий, кадровое обеспечение);

— взаимодействие педагогических работников образовательного учреждения в работе с обучающимися с ОВЗ ;

— сравнительная характеристика данных психолого-педагогической диагностики учащихся с ОВЗ на разных этапах обучения;

— выбор направлений внеурочной деятельности в соответствии с индивидуальными потребностями учащихся;

— включение родителей в коррекционно-образовательный процесс, направленный на реализацию индивидуальных комплексных программ коррекции и развития.

12. Ожидаемые результаты реализации  коррекционной программы:

  • уменьшение количества учащихся со стойкими проблемами в обучении и личностном развитии;
  • формирование высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей и подростков с ОВЗ;
  • включение в систему коррекционной работы школы взаимодействие с другими организациями;
  • повышение профессионального уровня педагогического коллектива по проблемам коррекционной работы с учащимися с ОВЗ.

Приложение № 1

Структура

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ в МБОУСОШ п.Таёжный

   

Приложение № 2

Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут обучающегося _класса_ ОУ на 2013-      учебный год

Ф.И.О. обучающегося с ОВЗ:

Ф.И.О., должность педагога, члена школьного психолого-медико-педагогического консилиума,

ответственного за коррекционную работу:

Заключение специалистов внешнего ПМПК (шифр):

Заключения специалистов школьного психолого-медико-педагогического консилиума :-педагога-психолога_-учителя-логопеда_-социального педагога_

Программа коррекционной работы с обучающимся:

Специалист

Направления коррекционной работы

Программа

Форма

занятий

Рекомендации

Результат

Педагог- психолог

Низкий уровень развития произвольных процессов.

Низкая интенсивность учебной деятельности.

 Хухлаева «Тропинка к своему я».

Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников: Книга для учителя начальных классов. Изд. 2-ое, дополн.- М.: Педагогическое общество России, 2000.-220с.

подгрупповая

Соблюдение охранительного режима; дозирование учёбной нагрузки; выполнение заданий по частям или с использованием заданного внешнего алгоритма

Повышение качества обучения, чёткое соответствие учебной  нагрузки, способность адекватно судить о причинах своего успеха.

Учитель-логопед

Нарушение речи системного характера, уровень речевого развития 3: воспитание слухового внимания, фонематического восприятия, развитие артикуляционной моторики, постановка звуков, дифференциация  звуков, формирование умений и навыков речи. Словарь. Смысловая сторона речи.

Р.И. Лалаева Нарушение процесса овладения чтением у школьников. М., «Просвещение» 1983

Ястребова А.В. Коррекция нарушения речи у учащихся общеобразовательной  школы. М. Просвещение, 1984.

Фомичёва М.В. Воспитание у детей правильного произношения.

Практикум по логопедии.1996.

Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. М. 2000.

подгрупповая

Учить звуковому анализу и синтезу на уровне слога, слова, предложения, фразы; развивать фонематический слух

Все звуки поставлены и автоматизированы. Звуко-слоговой анализ и синтез сформированы.

Чтение фразовое, осмысленное. Пересказ с помощью наводящих вопросов учителя. Иннервация речевого аппарата в норме. Словарный запас соответствует возрастной норме.

Учитель

Развитие внимания.

Низкая работоспособность

Шабанова А.А. «Коррекционно  развивающиеся занятия с учащимися начальной школы»

М.:1998

«Инновационные подходы» (конспекты уроков.  упражнения, занимательные задания )

Индивидуально - подгрупповая

Положительная оценка не только успехов, но и прилежания, переключение на другой вид деятельности при  затруднениях

Списывание и письмо по слуху выполняет с незначительным количеством ошибок (1-3).

Социальный педагог

Культура поведения, самоконтроль

Вербицкая Е.П. «Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения в процессе игровой деятельности»

Индивидуально-подгрупповая

Создание обстановки психологического комфорта и безопасности личности ребёнка в учебной деятельности, в быту и в досуговой деятельности, изучение особенностей социальной адаптации.

Правильно оценивать свои положительные и отрицательные качества, личные возможности и достижения.

Рекомендации медицинского работника_

Подписи членов внутришкольной ПМПК

Подпись родителя (законный представитель) обучающегося с ОВЗ:

«с ИКОМом ознакомлен , одобряю, готов оказывать содействие в его реализации, выполнять рекомендации специалистов«____»____________200__г.

Приложение № 3

Модель индивидуальной психолого-педагогической карты

обучающегося с ОВЗ

Ф.И.О.______________________________________________

Год рождения_____________________________________________

Год поступления в школу (в какой класс поступил, из какого учреждения)

___________________________________________________

Заключение внешней ПМПК______________________________________

Рекомендации внешней ПМПК ____________________________________________________

Рекомендовано посещение следующих занятий (отмечено знаком +)

Учебный год:

Внеурочные занятия

Занятия в объединениях дополнительного образования в ОУ

Занятия в объединениях дополнительного образования в других ОУ

Посещение группы продленного дня

 школы полного дня)

Индивидуальные (групповые) занятия у педагога-психолога

Индивидуальные (групповые) занятия у педагога-дефектолога

Индивидуальные (групповые) занятия у учителя-логопеда

Медицинская коррекция

Помощь социального педагога

Приложение № 4

Программа первичного обследования обучающегося с ОВЗ социальным педагогом

Дата обследования: «____»____________200__г.

Общие сведения

ФИО обучающегося_______________________________

Дата рождения_____________________________

С какого времени, класса обучается в ОУ __________

Жилищные условия:

□ отдельная квартира                □ дом

□ квартира снимается                □ комната в общежитии

□ нет жилья                                □ прочее ________

Учебное место обучающегося / место для отдыха:

□ отдельная оборудованная комната        □ собственный детский уголок

□ собственный письменный стол        □ условий для занятий и отдыха нет

Кто осуществляет воспитание:

□ мать                □ бабушка, дедушка

□ отец                □ сестра, брат

□другие _______________________

Категория семьи обучающегося:

□ благополучная,         □ малообеспеченная, □ неполная,

□ опекаемая, □ многодетная, □ учащийся является ребенком-инвалидом, □ неблагополучная (педагогически несостоятельная; злоупотребляющая алкоголем; конфликтная; жестокое обращение в семье; попустительское отношение; нужное подчеркнуть)

Внеурочная, внеучебная занятость обучающегося:

□кружки______________□ секции_______________________

□внеурочные занятия__________________________________________

Вид профилактического учета:

□ на учете не состоит        □ «группа риска»: (нужное указать)

□ учет ОДН РУВД         □часто пропускает учебные занятия

□ педагогический учет        □склонность к бродяжничеству,

□склонность к воровству        □не посещает учебные занятия        

□склонность к вымогательству □суицидальное поведение

□другое _____________________________

Наличие вредных привычек:

□ к курению _________________ □ к наркомании_________

□ к распитию спиртного ___________□ к сквернословию __

□ к токсикомании ________________        □ другое____________

Уровень социальной адаптации:

□ успешный        □ адаптация затруднена

□ испытывает незначительные трудности

□ испытывает значительные трудности

 Имеющиеся проблемы обучающегося, его семьи на момент обследования:

Заключение:_________________________________________

Рекомендации:_______________________________________________

Динамическое наблюдение социальным педагогом в процессе коррекционно-профилактической работы

Приложение № 5

Возникшие проблемы у обучающегося, его семьи

20__-20__г

20__-20__г

20__-

20__г

20__-20__г

20__-20__г

20__-20__г

20__-20__г

20__-20__г

20__-20__г

20__-20__г

□ семья с недееспособными родителями;

□ поставлен на учет в ОДН;

□ неблагополучная семья;

□ поставлен на педагогический учет;

□ родители не справляются с соц.ситуацией;

□часто пропускает учебные занятия;

□ конфликтная семья;        

□ не посещает учебные занятия;

□ ребенок самовольно уходит из дома;

□ склонность к бродяжничеству;

□ появилась угроза жизни детей в семье;        

□ склонность к воровству;

□ деградация родителей;

□ склонность к вымогательству;

□ занятия проституцией;

□ суицидальное поведение;

□ зависимое поведение;

□сложная жизненная ситуация (указ.)

□ другое

Приложение № 6

Проделанная в отношении обучающегося работа

□ индивидуальная коррекционно-воспитательная работа;

□ выход в семью

□ профилактические беседы/беседы с инспектором

□ разбор проблем учащихся на классных часах

□ малые педагогические советы

□ ведение дневника «группы риска»

□ совет профилактики;

□ постановка на профилактический учет

□ подано ходатайств

□ привлечение к решению проблем общественности

□ заседания ПМПК школы

□  межведомственное взаимодействие в отношении учащегося и его семьи: УСЗН, КДН, ИДН, Учреждения здравоохранения, СРЦ, другое

□ другое

Приложение № 7

Итоги социально-педагогической работы

□ снят с учета

□ поставлен на учет (указать вид) ___________

□ патронирование семьи

□ продолжен социально-педагогический контроль и надзор

□ не пропускает учебные занятия

□ нет проявлений девиации в поведении

□ изъятие ребенка из семьи

□ проведен курс лекций, консультаций и практических занятий специалистами службы сопровождения по педагогическому просвещению родителей и повышению их воспитательного потенциала

□ ученик (ца) выполняет свои прямые обязанности школьника

□ разрешилась сложная жизненная ситуация ребенка _________________________________

□ другое _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _


Приложение № 8

Динамическое наблюдение развития ребенка педагогом-психологом

Параметр исследования

Характеристика параметра

20__-20__

20__-20__

20__-20__

20__-20__

20__-20__

Н/Г

К/Г

Н/Г

К/Г

Н/Г

К/Г

Н/Г

К/Г

Н/Г

К/Г

Познавательная сфера

Внимание

Концентрация и объем (корректурная проба)

Распределяемость

(пробы Шульте)

Средний балл

Память

Зрительная непроизвольная

Зрительная произвольная

Слуховая произвольная

Средний балл

Мышление

Обобщение невербальное

Обобщение вербальное

Установление причинно-следственных связей

Анализ, синтез

Беглость, гибкость

Средний балл

Личностная сфера

Тревожность

Структура мотивации

Учебный мотив

Мотив достижения

Мотив общения

Игровой мотив

Устойчивость системы

Волевая регуляция

в структуре моторной деятельности

Самооценка

Уч.год

Характеристика коммуникативной сферы

Выводы, рекомендации

Приложение № 9

Первичное обследование обучающегося учителем-логопедом

Дата обследования _____________

Звукопроизношение:

-не нарушено

-нарушено:

отсутствуют звуки

 замена звуков

 смешение звуков

 искажение звуков

Состояние просодики:

-темп нормальный быстрый медленный

-ритм нормальный нарушен

-голос нормальный тихий громкий

-дыхание нормальное прерывистое

-речь чёткая невнятная

Слоговая структура слова:

-не нарушена

-искажения слоговой структуры:

(сокращение, упрощение, опускание, добавление, перестановка)

Фонематическое восприятие:

- не нарушено

- снижено незначительно

- снижено

-резко снижено

Звуко-буквенным анализом и синтезом:

- владеет самостоятельно

- владеет с помощью

- владеет слабо

- не владеет

Словарь:

- достаточный для данного возраста

- ограничен бытовой лексикой

- бедный

Грамматический строй речи:

- не нарушен

-нарушен незначительно

- нарушен

- значительно нарушен

Чтение:

- нарушений нет

- не читает

- техника чтения (вычитывает,

не вычитывает) для данного класса

- ошибки при чтении

не сливает в слоги,

чтение слоговое,

замены букв, искажения слов)

- понимание прочитанного

(понимает, не понимает,

понимает только с помощью,не всегда понимает)

Письмо:

- букв не знает

-не пишет

- знает несколько букв

- письмо по слуху: 

логопедических ошибок нет,

пропуски и перестановки,

замены: звонкие\глухие

твёрдые\мягкие

свистящие\шипящие

соноры

замены букв __________________

Заключение логопеда:

Рекомендации:


Приложение № 10

Динамическое наблюдение учителем-логопедом 

в процессе коррекционных занятий

Параметры наблюдения

_________

учебный год

_________

учебный год

_________

учебный год

_________

учебный год

_________

учебный год

_________

учебный год

Артикуляторная моторика

Звукопроизношение

Фонематическое восприятие

Грамматический строй речи

Звуко-слоговая структура слова

Словарь и словообразование

Логико-грамматические отношения

Навык языкового анализа

Чтение

Письмо

Общий балл

Динамика

Рекомендации

Приложение № 11

Первичное обследование обучающегося учителем – дефектологом

 Дата обследования__________

1.Эмоциональное реагирование в ситуации обследования:

4.Особенности организации деятельности, сформированность регуляторных функций:

1.1.контактность

4.1.целенаправленность деятельности

-хорошая

целенаправленная

-средняя

нецеленаправленная

-низкая

4.2наличие ориентировочного этапа

-не идет на контакт

присутствует

1.2.негативизм

отсутствует

-проявляет

4.3.использование рациональных способов действий

-не проявляет

использует

1.3.реакция на неуспех, похвалу

не использует

-присутствует

4.4.самоконтроль

-отсутствует

-осуществляет

1.4.наличие аффективных реакций

-осуществляет частично

-присутствует

-присутствуют элементы самоконтроля

-отсутствует

-не осуществляет

2.Понимание инструкции, воспринятой на слух и прочитанной самостоятельно:

5.Темп работы:

-понимает сразу

высокий

-после повтора

средний

-после разъяснения

ниже среднего

-не понимает

низкий_________________

3.Обучаемость:

6.Работоспособность:

3.1.восприимчивость к помощи

высокая_______________

стимулирующая

средняя_______________

направляющая

низкая_______________

обучающая

3.2.способность переноса на аналогичные задания

переносит__________________

после разъяснения___________

не переносит________________

Заключение учителя-дефектолога:

Рекомендации:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитательной работы в начальной школе «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках ФГОС»

Программа посвящена воспитанию младших школьников в современных условиях.Программа полностью соответствует требованиям ФГОС и может использоваться как основа для составления плана воспитательной работ...

рабочая программа "Коррекционная работа в начальной школе"

рабочая программа включает пояснительную записку, цель, задачи, планируемые результаты, тематическое планирование 2 класс по предметам...

Планирование воспитательной работы в начальной школе в рамках программы "Я и дружная семья"

Реализация  воспитательной программы «Я и дружная семья» в начальной школе по различным направлениям позволяет активно привлекать родителей в  школьную жизнь. Планирование составлено по разл...

Программа воспитательной работы в начальной школе «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках ФГОС»

Представлена программа воспитательной работы в начальной школе "Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках ФГОС"...

Программа воспитательной работы в начальной школе «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников в рамках ФГОС» МБОУ Арылахская общеобразовательная средняя школа.

Воспитательная программа  класса составлена на основе программы духовно-нравственного развития младших школьников. Программа воспитательной работы«Кэскил» разработана на 4 года и рассчитана для у...