Психолого-педагогическая карта наблюдения за ребёнком с РАС
учебно-методический материал

Грицан Лидия Александровна

Карта наблюдения за ребёнком с РАС (Мамайчук)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл карта наблюдения ребёнка с РАС17.29 КБ

Предварительный просмотр:

Карта «Параметры наблюдений за ребенком с аутизмом в процессе коррекции и их оценка»

(По И. И. Мамайчук , доктор психологических наук, профессор)

ФИО педагога, специальность:____________________________________________

Ф.И ребенка: ____________________ класс_____ дата наблюдения:_________

Цель: дифференцированная оценка степени тяжести аффективных и интеллектуальных нарушений у ребенка с РАС.

Метод: наблюдение.

Диапазон оценок — от 0 до 4 баллов:

0 баллов — функция отсутствует;

1 балл — слабо выражена;

2 балла — выражена, но с искажением;

3 балла — четко проявляется, но наблюдаются некоторые проблемы;

4 балла — четко проявляется, без дополнительных проблем.

Параметры наблюдений

Н.г.

К.г.

Динамика

(+\-)

Блок 1. Эмоционально-поведенческие особенности

1.Контакт

Оценки

0

Контакт полностью отсутствует

1

 Контакт возможен при глубокой заинтересованности ребенка (например, чтобы получить игрушку, ребенок берет психолога за

руку)

2

Контакт избирательный и неустойчивый (например, ребенок

вступает в контакт только в присутствии матери; уходит от

контакта, когда его о чем-то просит психолог)

3

Контакт возможен, но его интенсивность и длительность зависят от

настроения и состояния ребенка

4

Четко проявляется, без дополнительных проблем.

2. Активность

Оценки

0

Отсутствует интерес к занятию. Стереотипии, погруженность в себя

1

Избирательная активность (например, увидев «любимые игрушки»,

ребенок проявляет активность, стереотипно с ними манипулирует)

2

Демонстрирует интерес к беседе родителей с психологом.

Проявляет интерес к игрушкам, манипулирует с ними, но быстро

пресыщается, переключается на другие задания

3

Проявляет интерес к занятию, но тревожен, напряжен, чувствителен к тону, вопросу

4

Четко проявляется, без дополнительных проблем.

3. Эмоциональный тонус и эмоциональные проявления

Оценки

0

Недифференцированное отношение к различным ситуациям.

Неадекватные эмоции: стойкий негативизм, эффективность,

лабильность и пр. Возможны аутоагрессивные реакции

1

Избирательное отношение к интуиции, но с выраженным проявлением негативизма, аффективные реакции при изменении ситуации

2

Напряженность в процессе общения и деятельности, страхи, возможны бурные аффективные проявления при неудовлетворении потребности

3

Осторожность, повышенная тормозимость или, наоборот, повышенная расторможенность, возбудимость. При неудачах может проявлять обидчивость, эффективность

4

Четко проявляется, без дополнительных проблем.

4. Поведение

Оценки

0

Преимущественно полевое поведение без признаков критичности

1

Частое проявление эффективности (немотивированные крики, двигательное беспокойство). На замечание не реагирует

2

На замечание реагирует, но проявляет напряженность, страх, двигательное беспокойство

3

Чувствителен к оценкам и мнениям окружающих. Напрягается при замечаниях. На поощрение реагирует без выраженных эмоциональных проявлений

4

Четко проявляется, без дополнительных проблем.

Блок II. Особенности работоспособности

1. Динамика продуктивности ребенка в процессе занятий

Оценки

0

Отсутствует. Ребенок может быть сосредоточен на каком-то аффективно значимом действии

 (например, раскачивании, прыжках, постукиваниях). Или, наоборот, проявляет импульсивность, несдержанность, нецеленаправленно хватает предметы

1

Неупорядоченная, хаотичная деятельность в процессе занятий.

Недлительное сосредоточение на инструкции психолога

2

Замедленный или, наоборот, излишне ускоренный темп при выполнении отдельных заданий

3

Вначале занятий темп может быть замедленный, но постепенно

увеличивается. Или, наоборот, вначале наблюдается ускоренный

темп, который к концу цикла занятий нормализуется

4

Четко проявляется, без дополнительных проблем.

2. Переключаемость и устойчивость внимания

Оценки

0

Слабая. Склонность к застреванию при выполнении аффективно

значимых заданий

1

 Наблюдается склонность к застреванию на предыдущих действиях, но способен к переключению внимания при значимом задании

2

 Способен к переключению, но наблюдается застревание на предыдущих действиях

3

Выраженных признаков инерции не прослеживается

Блок III. Особенности познавательной деятельности

1. Ориентировочная деятельность

Оценки

0

Выраженная псевдоактивность при полном отсутствии

осмысленного анализа объекта. Сниженная активность при поиске

объекта

1

Ослабленная направленность на объекты, примитивные,

стереотипные манипуляции с игрушками с использованием

обнюхивания, облизывания, подкидывания и других действий

2

Проявляет интерес к объектам, предварительно разглядывает их, но

направленность поиска недостаточна

3

Активные целенаправленные манипуляции с предметами

4

Четко проявляется, без дополнительных проблем.

2. Речевая деятельность. Экспрессивная речь

Оценки

0

Полное отсутствие внешней речи. На высоте аффекта произносит звукосочетания, редкие лова или фраз

1

Имеется набор коротких стереотипных фраз. Наблюдаются эхолалии. Не пересказывает даже короткий текст. Отсутствуют развернутые фразы

2

Развернутая речь, но практически недоступен диалог

3

Развернутая речь, встречаются речевые штампы, голос маловыразительный. Могут наблюдаться эхолалии

4

Четко проявляется, без дополнительных проблем.

3. Целенаправленные действия

Оценки

0

Отсутствуют

1

Слабо реагирует на инструкцию психолога. Уходит от задания, но может вернуться и повторить действие

2

Реагирует на инструкцию, но может заниматься другими предметами, которые аффективно значимы, или повторять аффективно значимые фразы и слова (например, «пожар»,«горшок» и пр.), что снижает эффективность целенаправленных действий

3

Действия целенаправленны. Может проявлять тревожность, страхи, что отражается на темпе выполнения заданий

4

Четко проявляется, без дополнительных проблем.

Общее заключение педагога-психолога: _________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические условия успешного воспитания ребёнка в неполной семье

   Воспитание ребёнка в семье – сложный социально-педагогический процесс. Он включает влияние всей атмосферы и микроклимата семьи на формирование личности ребёнка. Требования родителе...

Психолого-педагогическая оценка готовности ребёнка к школе

Психолого-педагогическая оценка готовности ребёнка к школе...

Психолого-педагогические условия успешного речевого развития ребёнка

Проблема paзвития  речи    остается  одной  из  актуальных  в  теории  и  практике психологии, играет значительную роль в   социализаци...

Дневник психолого-педагогических наблюдений

Дневник психолого-педагогических наблюдений...

ДНЕВНИК. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ

Психолого -педагогическое наблюдение за учащимися с ОВЗ...

ДНЕВНИК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ

ДНЕВНИК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ...

Методические рекомендации психолого-педагогической работы с семьями, воспитывающими ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

Среди множества проблем, касающихся детей с ограниченными возможностями здоровья, проблема работы с семьями таких детей занимает основное место. Проблема эта особенно актуальна в связи с тем, что при ...