Психолого-педагогические условия успешного воспитания ребёнка в неполной семье
статья по теме

Гончарова Ольга Сергеевна

     Воспитание ребёнка в семье – сложный социально-педагогический процесс. Он включает влияние всей атмосферы и микроклимата семьи на формирование личности ребёнка. Требования родителей реализуются в их сознательной воспитательной деятельности с помощью убеждения, определённого образа жизни и деятельности ребёнка. Личный пример родителей – важнейшее средство влияния на воспитание ребёнка. Его воспитательное значение основывается на присущей детскому возрасту склонности к подражанию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические условия успешного воспитания ребёнка в неполной семье

     Воспитание ребёнка в семье – сложный социально-педагогический процесс. Он включает влияние всей атмосферы и микроклимата семьи на формирование личности ребёнка. Требования родителей реализуются в их сознательной воспитательной деятельности с помощью убеждения, определённого образа жизни и деятельности ребёнка. Личный пример родителей – важнейшее средство влияния на воспитание ребёнка. Его воспитательное значение основывается на присущей детскому возрасту склонности к подражанию [4; c. 94].

     Бытуют самые разноречивые мнения о неполных семьях, где воспитанием ребёнка занимается только мать. Одни считают, что это всегда плохо. Другие утверждают, что для ребёнка абсолютно безразлично, кто его воспитывает. Третьи доказывают, что неполная семья имеет даже определённые преимущества перед полной семьёй, так как оставшийся с детьми родитель несёт персональную ответственность за всё, что происходит в его семье и не пытается переложить вину за собственные неудачи, просчёты или ошибки на других членов семьи [3; c. 88].

     Трудности воспитания в неполной семье состоят в основном в том, что мать, перегруженная работой, уделяет недостаточное внимание ребёнку. В такой семье затруднено ознакомление ребёнка с социальной ролью отца: он не может найти и усвоить образа поведения, пример для подражания. Нередко мать, воспитывая ребёнка по своему образу и подобию, тем самым несознательно толкает его к повторению своей личной жизни, к усвоению стандартов своего поведения [5; c. 90].

     Родители не должны испытывать негативные эмоции от  того, что другой ребёнок более «удачлив», «умел», потому что они переносят эти негативные эмоции на своих детей. Родительская оценка зависит, прежде всего, от изначального отношения к нему, от той роли, которая отводится родителями. Родители безупречные в социальном отношении, имеющие достаточно высокий культурный уровень могут причинять своим детям страдания по причине незнания тонкостей детской психики, педагогических особенностей. Чаще всего такие родители не подозревают об ошибочности своих действий [1; c. 154].

      Незнание возрастных особенностей детей приводит к излишней опеке их со стороны родителей и создает тем самым искусственную задержку накопления ребёнком самостоятельного опыта, ослабляя его развитие, делая личность нестойкой [5; c. 89].

     Таким образом, необходимо внимательно относиться к эмоциональной стороне развития ребёнка, так как очень важно, чтобы ребёнок в семье получал эмоциональную поддержку, заботу, тепло и ласку самых близких для него людей – родителей [3; c. 88].

     Родителям следует научить ребёнка самостоятельно и адекватно оценивать себя, так как оценка ребёнком своих возможностей весьма важна. Основываясь на ней, он выстраивает свои притязания, от степени удовлетворённости которых будет зависеть его самоотношение и внутренняя позиция [1; c. 155].

     Кроме того, родителям следует научиться взаимодействовать с детьми в критические периоды развития ребёнка, когда отношение к нему должно изменяться соответственно происходящим изменениям в психике ребёнка, а не провоцировать проявление кризисной симптоматики в поведении. Большое значение имеет изменение соответственно возрастным психологическим особенностям ребёнка своевременное изменение стиля взаимодействия и общения с ним [1; c. 155].

     Ильин В.А.[2; с. 42] в своей книге «Археология детства» приводит несколько общих принципов, важных, с его точки зрения, для формирования полноценной личности и счастливой жизни ребёнка в семье. Семья, по его мнению, должна, во-первых, стать для ребёнка естественной школой духовной любви. Той самой «любви с открытыми глазами», которая любит реального человека таким, какой он есть, а не таким, каким нам хочется видеть его в своих фантазиях. Любви, способной на сострадание, терпение, сочувствие, служение и самопереживание. Человеку, не имевшему возможности наблюдать и получать такую любовь в детстве, бывает крайне трудно научиться ей впоследствии.

     Во-вторых, семья призвана передать ребёнку религиозную, культурную, историческую и национальную традицию.

     В-третьих, семья должна дать ребёнку чувство внутренней свободы и одновременно научить его тому, что оно неотделимо от ответственности. Только целиком принимая ответственность за свои поступки и, следовательно, идя на осознанный риск, он может стать подлинным хозяином своей жизни.

     В-четвёртых, семья должна воспитать в ребёнке здоровое чувство частной собственности и привить практические навыки хозяйствования и построения собственного благополучия, когда он станет взрослым. Под здоровым чувством частной собственности Ильин понимает в первую очередь способность человека ценить не столько принадлежащее ему имущество и другие материальные ценности, сколько собственные способности, профессиональные навыки, время и труд [2; с. 43 - 44].

     Родителям очень важно понимать, что необходимо не только любить ребёнка и руководствоваться любовью в своих повседневных заботах по уходу за ним, в своих усилиях по его воспитанию, необходимо, чтобы ребёнок ощущал, чувствовал, понимал, был уверен, что его любят, был наполнен этим ощущением любви, какие бы сложности, столкновения и конфликты ни возникали в его отношениях с родителями. Только при уверенности ребёнка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви. При этом данная «аксиома» касается не только полной, но и неполной семьи. Причём в неполной семье один родитель необязательно должен стремиться восполнить любовь отсутствующего родителя. Любовь «за двоих» не всегда приносит свои плоды [3; c.81].

     Глубокий постоянный психологический контакт с ребёнком – это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может рекомендовано всем родителям, в любом типе семьи, так как контакт необходим в воспитании каждого ребёнка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу   [3; с. 81].

     Основные меры улучшения воспитательных возможностей в неполной семье состоят в следующем: создание доверительных отношений в семье, формирование чувств взаимопомощи и вовлечение детей в дела и заботы семьи, разумное соотношение родительской любви и строгости, возрастание роли личного примера, формирование у детей положительного идеала взрослого.

     Доверие к родителям возникает тогда, когда дети уверены в справедливости, объективности, доброте старших. Тогда они стремятся подражать им [5; c. 91].

   Список использованной литературы

  1. Богданова, Н.А. Семья, как персональная микросреда развития ребёнка/ Н.А.  Богданова// Психологические проблемы современной российской семьи/ Материалы второй Всероссийской научной конференции. В 3-х частях. – часть 1/ Под общей редакцией доктора психологических наук В.К. Шабельникова и кандидата психологических наук А.Г. Лидерса. – М., 2005. – 388 с. – с. 152 – 156.

     2. Ильин, В.А. Археология детства: Психологические механизмы семейной жизни/ В.А. Ильин. – М.: Независимая фирма «Класс», 2002.– 208с.

     3. Казарян, М.Ю. Вопросы эмоционального состояния детей в неполных семьях/ М.Ю. Казарян, А.И. Сайфугалиева// Психологические проблемы современной российской семьи/ Материалы второй Всероссийской научной конференции. В 3-х частях. – часть 2/ Под общей редакцией доктора психологических наук В.К. Шабельникова и кандидата психологических наук А.Г. Лидерса. – М., 2005. – 360 с. – с. 77 – 88.

     4. Никулина, О.М. Социально-психологическая помощь семье в России/ О.М. Никулина// Психологические проблемы современной российской семьи/ Материалы второй Всероссийской научной конференции. В 3-х частях. – часть 2/ Под общей редакцией доктора психологических наук В.К. Шабельникова и кандидата психологических наук А.Г. Лидерса. – М., 2005. – 360 с. – с. 93 – 99.

     5. Социальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. В.А. Никитина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 272 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Психолого - педагогические методы и подходы в работе с неблагополучными семьями

Проект имеет большое практическое значение, так как многие дети современной России оказываются в асоциальной, зачастую криминальной среде....

Воспитание детей в неполной семье

К сожалению, во всем мире, в том числе и в нашей стране, далеко не все дети – будущие граждане – воспитываются в полных семьях, где есть мать и отец. Значительная часть семей, в которых есть дети, явл...

Воспитание ребенка в неполной семье

Информационный буклет для родителей...

"Воспитание ребенка в неполной семье"

По данным демографа А. Г. Волкова, среди детей дошкольного возраста каждый десятый ребенок воспитывается одним родителем, а среди детей школьного возраста — каждый седьмой. Сегодня среди неполных семе...

«Взаимосвязь детского учреждения и семьи – необходимое условие успешного воспитания ребенка

laquo;Взаимосвязь детского учреждения и семьи – необходимое условие успешного воспитания ребенка младшего школьного возраста»  Современные семьи развиваются в условиях сложной э...

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ

Актуальной на сегодняшний день остается проблема протекания жизни ребенка  в неполной семье.  Рассмотрим вопросы детско-родительских отношений, вопросы формирования личности ребенка из непол...