Воспитание детей в неполной семье
статья на тему
К сожалению, во всем мире, в том числе и в нашей стране, далеко не все дети – будущие граждане – воспитываются в полных семьях, где есть мать и отец. Значительная часть семей, в которых есть дети, являются неполными. Причин для этого может быть множество, но факт того, что ребенок уже появился вынуждает родителя и органы социальной защиты предпринимать определенные действия для воспитания ребенка, учитывая специфику его проживания в неполной семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_detey_v_nepolnoy_seme.docx | 36.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию администрации
Калачинского муниципального района
V Муниципальные Этические чтения
МКОУ «Глуховская средняя общеобразовательная школа»
Воспитание детей в неполной семье
Основная секция. Актуальные вопросы семьи и брака.
Работу выполнила
Юрченко Ирина Александровна
Учитель начальных классов
МКОУ «Лицей» г. Калачинска
Калачинский муниципальный район 2013
Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.
Семья, являясь первым и наиболее значимым фактором социализации ребенка, представляет собой систему социальных отношений, основанных, в первую очередь, на кровном родстве её членов и обусловленных общностью их быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, что и характеризует её как определенную социальную ситуацию развития. Значимость семьи в качестве ведущего фактора социализации обуславливается её влиянием на формирование личности ребенка, в том числе его потребностей, мотивационной сферы, системы отношений к себе и окружающим людям. Семья формирует интеллектуальные и эмоциональные основы личности, дает ребёнку первые представления о жизни в обществе, о добре и зле, вводит в мир ценностей, которые признаются и реализуются данной семьей в её повседневной жизни. В конечном итоге, в семье формируются основные моральные представления и нравственные принципы. Таким образом, каждая отдельная семья представляет собой определенную систему социальных отношений, качество которых и обуславливает ту или иную социальную ситуацию развития ребёнка в семье.
Семья образуется, когда мужчина и женщина вступают в брак. Общество стоит на охране брака и защищает его законом- Семейный кодекс. В РФ признается только брак заключенный в государственных органах записи актов гражданского состояния (ЗАГСах).
К обязательным условиям его оформления относятся:
- Достижение брачного возраста – 18 лет
- Взаимное добровольное согласие
- Отсутствие других браков
- Отсутствие родственных связей между лицами, вступающими в брак
В традиционном обществе в семье отец зарабатывал деньги и содержал семью, а мать вела домашнее хозяйство, следила за порядком, за воспитанием детей.
В современном обществе отец и мать работают и поровну делят домашние заботы. Сплоченность семьи характеризуется степенью взаимосвязанности ее членов, любви, душевной близости и крепости родственных уз.
В традиционной системе ценностей православного человека семья всегда занимала видное место; православный взгляд на семью как на малую церковь подразумевает не только богоустановленность брачных отношений, но и их спасительность. Но необходимо добавить, что для этого малая семейная ладья в бурном море житейском должна следовать тем же курсом, что и великий корабль Церкви Христовой. Этот образ встречается в святоотеческих творениях: «Брак не только не препятствует богоугодной жизни, но и очень способствует укрощению пылкой природы, не позволяя волноваться морю, но непрестанно направляя ладью в пристань», — говорит святитель Иоанн Златоуст.
Богоустановленность брака между мужчиной и женщиной Церковь воспроизводит в совершении Таинства венчания.
Итак, в понимании Церкви брак есть союз Самим Богом установленный, союз добровольный, установленный по взаимному желанию супругов, союз нерасторжимый.
Главная ценность семейной жизни — это, конечно, дети. Дети, которых Сам Господь дает (Ис. 8:18). Но, говорит святитель Иоанн Златоуст, не одно лишь рождение чада делает мужчину отцом: он должен позаботиться и о том, что дать своему чаду хорошее образование; равным образом и матерью делает женщину не только ношение чада во чреве, но и его доброе воспитание. Без этого невозможно и личное спасение родителей: «Если рождаемые тобою дети получат надлежащее воспитание и твоими заботами наставлены будут в добродетели, это будет началом и основанием твоему спасению, и, кроме награды за собственные добрые дела, ты получишь великую награду и за их воспитание». И грозное предупреждение: «Те отцы, которые не заботятся о достоинстве и скромности детей, хуже детоубийц, поскольку губят их души» (святитель Иоанн Златоуст).
Высокие образы благочестивых супружеских пар находили достойных подражателей во все времена. Церковь почитает многих святых, соединенных узами брака или являющихся представителями одного семейства. Ярким примером может служить супружеская пара, день памяти которой в наше время стал днем семьи, любви и верности — это святые благоверные князья Петр и Феврония, Муромские чудотворцы
К сожалению, во всем мире, в том числе и в нашей стране, далеко не все дети – будущие граждане – воспитываются в полных семьях, где есть мать и отец. Значительная часть семей, в которых есть дети, являются неполными. Причин для этого может быть множество, но факт того, что ребенок уже появился вынуждает родителя и органы социальной защиты предпринимать определенные действия для воспитания ребенка, учитывая специфику его проживания в неполной семье.
Традиционно неполной признается семья, в которой наличествует только один из родителей (либо мать, либо отец), то есть постоянные семейные функции и обязанности выполняет проживающий с детьми родитель, хотя зачастую не живущий в семье родитель осуществляет какое-либо участие в жизни семьи.
По данным демографа А.Г. Волкова, среди детей дошкольного возраста каждый десятый ребенок воспитывается одним родителем, а среди детей школьного возраста - каждый седьмой. В городах неполных семей больше, чем в сельской местности. Сегодня среди неполных семей по-прежнему наиболее распространена "материнская" семья. Однако все больше увеличивается и количество семей с одинокими отцами.
У каждой неполной семьи - своя история. Выделяются основные типы неполной семьи: разведенная, внебрачная, осиротевшая, распавшаяся.
- Развод родителей. Уровень разводимости возрастает - примерно 22% мужчин и женщин 1 раз в жизни разводились.
- Внебрачные рождения. В 60-70гг. доля внебрачных детей - 10-12%. В 1996 г - 23%. Каждый 5-ый ребенок - вне брака. 40% детей, рожденных вне брака, признаются отцами и регистрируются органами ЗАГСа. Мужчины часто не считают себя обязанными связывать жизнь с женщинами и оказывают только материальную помощь ребенку.
- Смерть одного из родителей. По статистике больше неполных материнских семей, чем отцовских (смертность у мужчин).
- Расширенные неполные семьи. В результате потери родителей (смерть, потеря родительских прав, пьянство, в тюрьме) внуков воспитывают пенсионеры - бабушки и дедушки.
Наличие в неполной семье нескольких детей также позволяет отчасти скомпенсировать неполноту. Если взрослые поведут себя правильно, старший ребенок станет для младшего "ведущим", стимулом в социальной сфере. Старший сможет встать на позицию защитника, ощутить так необходимую ему жизненную уверенность. Известно, что в неполных семьях сестры и братья гораздо меньше конкурируют и больше эмоционально привязаны друг к другу. Неоценима обычно помощь бабушек и дедушек.
Проблемы неполных семей
- Материально-бытовые (финансовые) проблемы. Если семья имеет один трудовой доход, она считается малообеспеченной. Семья живет на пособие по безработице и детские пособия, которые низкие, несвоевременно выплачиваются, при разводе выплаты алиментов с проблемами.
- Проблема трудоустройства. Решение этой проблемы, особенно матерью-одиночкой, затруднена из-за того, что одинокому родителю нужна хорошо оплачиваемая работа, близко от дома, свободный график работы, выполнять работу дома, без командировок, ночных смен.
Одинокий родитель берет на себя чрезмерно трудную нагрузку, дополнительные заработки, чтобы обеспечить нормальную жизнь детям.
В расширенных неполных семьях доход низкий складывается, в основном, из пенсий.
- Жилищная проблема. Может возникнуть при невозможности размена жилплощади. Разведенные родители вынуждены проживать совместно, что служит поводом для конфликтов.
- Психологические проблемы. "Проблема родителей" - проблема совмещения ролей (отца, матери). В отцовских неполных семьях страдает уклад жизни, общество плохо воспринимает такие семьи.
- Отсутствие опыта семейной жизни. Особенно у матерей-одиночек.
После развода отношения между родителями могут остаться нормальными или находятся в состоянии конфронтации. Чаще всего мать препятствует общению детей с отцом или отец вообще не интересуется детьми и только помогает материально (или нет).
- Проблема воспитания и социализации детей.
Неполная семья не имеет целостной гармоничной системы отношений; отец и мать не взаимозаменяемы для детей в плане воспитания (ребенок многого недополучает). Сверхзанятость родителей на работе, материальные и др. проблемы нередко приводят к безнадзорности детей.
В таких семьях больше педагогически запущенных детей.
Распад семьи создает чувство вины у родителей перед детьми, из-за чего возникает гиперопека, избалованность детей, умение манипулировать взрослыми в своих интересах.
В других случаях мать вымещает свою обиду на детях за неудачную жизнь.
В неполных семьях чаще возникают конфликты между матерью и детьми-подростками.
В последнее время можно видеть преобладание женских неполных семей "бабушка-мать-ребенок", где каждое поколение как бы повторяет судьбу родителей. Ребенок, воспитанный в такой семье, обычно повторяет судьбу родителей, недостаточно подготовлен к семейной жизни и созданию собственной семьи и вероятность распада брака у них выше, чем в полной семье.
В расширенных семьях нет доминирующей роли родителей, старики часто больны и плохо адаптированы к современной жизни. Это негативно сказывается на воспитании подростков.
- Проблема создания новой семьи. Опыт прошлой семейной жизни мешает создать новую семью:
- разведенным - боязнь повторить ошибку;
- овдовевшим - память по умершему супругу;
- одиноким - отсутствие опыта семейной жизни, которые, как правило, очень самостоятельны и не готовы идти на компромисс.
А если и состоялся повторный брак, то как правило, он бывает кратковременным, мешает сравнение с бывшим браком.
Иногда бывает "возвратный брак", когда родители пытаются наладить свою жизнь. Сохраняются интересы детей. Брачный союз возникает между людьми, хорошо знающими достоинства и недостатки друг друга, но он может иметь и негативную сторону, когда в семью возвращается отец-алкоголик или мать с асоциальным поведением.
- Проблема отношения к отчиму, мачехе у детей.
- изменяется жизнь детей;
- проблема отношений с новыми членами семьи (с новым ребенком от родителя);
- рождение общего ребенка;
- проблема отношений родственников с обоих сторон.
- Проблемы детей.
- Чувство собственной неполноценности (обида, угнетенность, вина за распад семьи) - психологическая травма;
- переживание родителей негативно влияют на формирование личности ребенка, нарушают формирование у него адекватного представления о взаимоотношениях между полами. Подростки рано начинают половую жизнь, еще до совершеннолетия; дети склонны к суициду. В мотивах суицидентов в 92% случаев ведущим является неблагополучие в отношениях с противоположным полом и неумение построить эти отношения;
- дети перестают общаться с родителями; отчим и мачеха, как правило, не играют существенной роли в воспитании пасынков. Отношения становятся формальными.
- Проблема взаимоотношения детей: между своими детьми родителей и родившимся общим ребенком, между новыми родственниками и т.д.
- Медицинские проблемы.
Неустроенные в семейном отношении женщины часто имеют внебрачную беременность, в 2 раза чаще заканчивающуюся рождением недоношенных детей или детей с низкой массой тела. Каждый 2-ой ребенок рождается с аномалией развития, с внутричерепной травмой. Это чаще связано с распространением вредных привычек у одиноких матерей (курение, алкоголь).
Социальные исследования НИИ педиатрии АМН показали, что 10,5% женщин после развода страдают нейропсихическими заболеваниями, особенно которые имеют маленьких детей. Среди разведенных в 2,5 раза больше инвалидов.
В неполных семьях дети болеют в 1,7 раза чаще и длительнее. Родитель не всегда может взять больничный лист, и дети часто остаются недолеченными. Среди причин часто болеющих детей одно из 1-ых мест занимает низкая медицинская активность матерей. Женщины не считают, что развод - психическая травма для ребенка, не обращают внимание на проявление неврозов у детей, как тики, энурез, заикание; не лечат хронические заболевания у них.
Кроме того, педиатры заметили, что дети из неполных семей в более раннем возрасте знакомятся с табаком и алкоголем, а то и наркотиками. Однако далеко не всегда неполная семья является неблагополучной. Чаще даже наоборот: неблагополучные семьи с трудными детьми – это как раз семьи и с отцом, и с матерью.
Учёные различают отцовскую и материнскую семьи. Последние составляют абсолютное большинство среди неполных семей.
Материнская семья
Согласно данным исследования, проведенного Т.А. Гурко, лишь 53% матерей получают такую помощь от родителей, 7% помогает мужчина, с которым они поддерживают близкие отношения, 4% - подруги, коллеги по работе, 3% - соседи, 3% - родители отца ребенка, 4% - отец ребенка. Значительной части матерей (21%) помощи по уходу за ребенком и по его воспитанию практически никто из близких не оказывает. Только 7% из них в момент опроса не работало, большинство матерей (68%) работали полный рабочий день.[1] Так как именно такая модель неполных семей встречается чаще всего – с нее и начнем.
- «Папа умер».
Как бы это не звучало трагично и даже жестоко – но этот вариант «одинокой» семьи самый благоприятный. Конечно же, многое зависит от того, в каком возрасте женщина стала вдовой, а ее дети – полусиротами и по какой причине это случилось. Непросто женщине пережить утрату любимого, но еще хуже осознавать, что с этого момента она должна сама заботиться о своей семье. Первые трудности – душевные. В своих переживаниях женщина может забыть совсем о ребенке, который возможно еще больше страдает (ведь папа где-то потерялся, а с мамой что-то не то). Уже с первых дней нельзя упустить важный момент – установление доверительных отношений, оказание помощи в трудные минуты. Если ребенок почувствует себя полной сиротой – в дальнейшем придется страдать обоим.
Без помощи родных и близких женщине трудно будет справиться, однако ни в коем случае нельзя родственникам брать все в свои руки. Женщина должна продолжать жить и учиться справляться со своим новым положением. Воспитывать ребенка в такой семье как уже говорилось, гораздо легче, если правильно подойти к воспитанию. Ребенок не будет себя чувствовать «другим», ведь у него был папа, но так сложились обстоятельства, что он ушел в иной мир. Мама всегда может предположить: «А что бы нам на это сказал папа?», или «Папе это не понравилось бы».
Но существует и огромная опасность в семье: чрезмерная жалость и опека. Да, случилось горе, но жизнь продолжается. Нужно трезво оценивать ситуацию, учиться принимать трудности с высоко поднятой головой.
- «Папа ушел».
Самый худший вариант из всех возможных, по мнению психологов. Такая «материнская семья» требует психологической помощи на самых ранних этапах. В этой ситуации все в руках женщины. Если она неправильно себя поведет, то ее ребенку грозят в будущем серьезные психологические проблемы.
Вариант первый: папа плохой, он вас не любит. Такое отношение к ушедшему папе у мальчика может обострить чувство «неполноценности» и неуверенности в себе: раз у меня такой плохой папа – я такой же? Опасна такая ситуация и для девочки, которая в будущем не сможет положиться на мужчину, ведь в детстве она слышала, что все они плохие, да и на самом деле: как мог папа бросить ее и маму? Зачем женщине такие мужья?
Вариант второй: «перетягивание канатов». С одной стороны общение ребенка с отцом необходимо, но маленькие дети очень тяжело воспринимают момент прощания, когда папа уходит, а уж тем более, если к другой семье. Ребенок чувствует себя ненужным и покинутым, родители – виноватыми. Чтобы хоть как-то искупить свои вину и показаться лучше в глазах своего чада – начинают «забрасывать» подарками. Ничто материальное не способно заменить чувства, однако некоторые дети начинают пользоваться сложившейся ситуацией, манипулируя разведенными родителями. Не трудно догадаться, кто в последствие вырастет из этого малыша.
Вариант третий: новый папа. С одной стороны многие психологи советуют одинокой женщине с ребенком устраивать личную жизнь путем нового замужества. Возможно, этот шаг поможет избежать материальных трудностей (но не факт!), однако принесет ли это пользу ребенку? Если новый папа сможет стать настоящим папой – тогда да, но к этому должна быть готова в первую очередь женщина. Если родной отец прикрикнет на дочь или сына – это считается вполне естественным, а вот укор отчима не всегда принимает и сама женщина. Опять-таки ребенок окажется в трудной ситуации. Однако, хоть и редко, но все же встречаются случаи, когда новому мужу удается скрепить прежде неполную семью.
- «Папа неизвестен».
Как много сегодня женщин, которые изначально решают рожать и растить ребенка самой, без папы. Причины на то у каждой свои, и трудно осуждать их выбор. Однако психологи бьют тревогу: дети из таких семей самые трудные, самые эгоистичные, или самые неуверенные. Нет, конечно же, всегда есть исключения из правил, но статистика – вещь упрямая. Неполная семья этой условной категории, сталкивается с теми же трудностями, что и предыдущие «модели» семей. Если одинокой матери приходится преодолевать материальные трудности – ребенок оказывается без внимания, которое ему просто необходимо. Если же вопрос финансов решен (чаще всего рождают деток «себе» состоятельные дамы) – возникает угроза избалованности, чрезмерной опеки, которые влекут за собой массу комплексов.
Отцовская семья
Говорят, что если ребенок растет без отца – он полусирота, если же с отцом, но без матери – тогда малыш круглая сиротушка. И не зря, ведь ни один в мире папа (даже самый идеальный) не связан с малышом такими крепкими, невидимыми узами, как мама. Связь между мамой и ребенком необъяснима, и она завязывается уже в период беременности. Исследователи доказали, что ребенок чувствует маму на далеком расстоянии, ему передаются ее эмоции и чувства. А теперь представьте, что эта связь оборвалась…
Труднее всего ребенку в этой ситуации. У папы, как правило, жизнь продолжается: работа, рыбалка, футбол, новые встречи, знакомства и возможно вскоре новая семья. Даже в полных семьях воспитанием ребенка папы занимаются крайне редко. (Хотя в последнее время, как утверждают психологи, ситуация меняется в лучшую сторону). Оставшись единственным родителем, мужчина пугается своей роли и переходит в крайности. Мальчика он воспитывает в строгости и суровости (ведь именно так нужно воспитывать настоящего мужчину, по его мнению). А ведь сын от этого лишь отдалится, ему нужна ласка и любовь, которую мама дарила, порой, тайком обнимая и чмокая в лоб. Девочка же в такой семье также подвергается строгому контролю, а ей хочется взаимопонимания и доверия от любимого папы.
Дети, которых воспитывали отцы, часто становятся неуправляемыми, истеричными, капризными и упрямыми или же, наоборот, угрюмыми, запуганными и замкнутыми. У таких детей чаще всего возникает чувство зависти и одиночества, наблюдается неумение строить отношения со сверстниками, а в будущем и с лицами противоположного пола для создания семьи.
Кроме того, педиатры заметили, что дети из неполных семей чаще болеют, и в более раннем возрасте знакомятся с табаком и алкоголем, а то и наркотиками. Однако далеко не всегда неполная семья является неблагополучной. Чаще даже наоборот: неблагополучные семьи с трудными детьми – это как раз семьи и с отцом, и с матерью.
Организация социально-педагогической помощи неполной семье в воспитании детей
Целью социально-педагогической помощи неполной семье в воспитании ребенка является оказание помощи ребенку в процессе его социализации и создание условий для его самореализации в обществе.[2] Для достижения поставленной цели специалисту, осуществляемому социально-педагогическую работу с неполными семьями необходимо:
- осуществлять деятельность по изучению личности ребенка и окружающих его людей, проанализировать влияние социальной среды на формирование личности ребенка;
- прогнозировать развитие проблемы и ее решение в процессе развития и воспитания ребенка;
- организовывать взаимодействие всех членов неполной семьи на основе диалога;
- помочь исправить ошибки воспитания, отрицательно влияющих на развитие личности ребенка;
- помочь матери и ребенку из неполной семьи найти и реализовать себя;
- информировать о возможных правовых мерах защиты неполной семьи;
- оказать помощь в сфере эмоционально-психологического здоровья;
- формировать нравственно-правовую устойчивость членов неполной семьи.
Что же можно посоветовать родителям, воспитывающим детей в неполной семье?
- Говорите с ребенком и слушайте его!
Поддерживайте его желание быть понятым и услышанным вами, когда он рассказывает о детском саде или школе, чтобы все время оставаться с ним в контакте.
- Чаще хвалите, а не наказывайте!
Эмоционально стабильная и оптимистичная атмосфера в семье сохранит у ребенка доверие к миру, укрепит чувство собственного достоинства и уверенности в себе.
- Относитесь с пониманием к праву ребенка на воспоминания о прошлом.
- Не перекладывайте функции отсутствующего родителя на плечи своих детей!
- Помогайте ребенку осваивать навыки поведения, соответствующие его полу.
- Развивайте социальные связи своей семьи, чтобы ребенок мог активно общаться и устанавливать комфортные отношения со знакомыми мужчинами.
- Попробуйте вступить в новый брак и вернуться к жизни в полной семье.
[1] Гурко Т.А. Программа социальной работы с неполными семьями. М., Департамент проблем семьи, женщин и детей, 1992, с.15
[2] Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. – М., 1989. – С. 192-201.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль школы в воспитании и обучении детей из неполных семей
Одно из ведущих условий эффективности воспитательного процесса в семье и школе – единство требований к воспитанию ребёнка. Отсутствие единых взглядов, единой точки зрения на проблемы воспитания в семь...
Психолого-педагогические условия успешного воспитания ребёнка в неполной семье
Воспитание ребёнка в семье – сложный социально-педагогический процесс. Он включает влияние всей атмосферы и микроклимата семьи на формирование личности ребёнка. Требования родителе...
Воспитание ребенка в неполной семье
Информационный буклет для родителей...
"Воспитание ребенка в неполной семье"
По данным демографа А. Г. Волкова, среди детей дошкольного возраста каждый десятый ребенок воспитывается одним родителем, а среди детей школьного возраста — каждый седьмой. Сегодня среди неполных семе...
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ И СЕМЕЙ С ДИСФУНКЦИЕЙ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Из опыта работы. Проект получился интересным как младшим, так и старшим детям....
Воспитание детей в современной семье
Данная статья раскрывает важную тему - воспитание ребенка в семье. В современном мире этому все меньше уделяется внимания. Данный материал можно использовать для подготовки и проведения родитель...
ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ
Актуальной на сегодняшний день остается проблема протекания жизни ребенка в неполной семье. Рассмотрим вопросы детско-родительских отношений, вопросы формирования личности ребенка из непол...