Рабочая программа-Занятие по коррекция когнитивных процессов "Как научиться учиться".
рабочая программа

Лебёдкина Елена Дмитриевна

 

ПРОГРАММА
по курсу "КОРРЕКЦИЯ ПСИХОМОТОРИКИ 
И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ"

 (36 часов)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

по курсу "КОРРЕКЦИЯ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ"
для учащихся 1 - 6 классов

АКТУАЛЬНОСТЬ

         Забота нашего государства о подрастающем поколении распространяется и на детей с физическими и психическими недостатками, в частности, на этих детей распространяется Закон о всеобщем обязательном образовании. Основным типом школ для таких детей являются специаль-ные /коррекционные/ школы, в которых осуществляется обучение и под-готовка их к посильной трудовой деятельности, дальнейшей социализации в обществе. Учащиеся получают всестороннее духовное и физическое развитие, овладевают основами научных знаний.

Задачи гуманизации и индивидуализации процесса воспитания и обучения детей с интеллек-туальными нарушениями требуют создания необходимых условий для их полноценного развития, становления как субъектов учебной деятельности. 
         Целостное восприятие - важное условие правильной ориентировки в окружающем предметном мире. Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушение аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти, характерные для детей с интеллектуальными нарушениями, затрудняют знакомство с окружающим миром. Нарушение функции поиска и замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации ведут к неполному, нестойкому и не всегда правильному узнаванию предъявляемого материала. Кроме того, сенсорное развитие ребенка с интеллектуальными нарушениями в целом, значительно отстает по срокам формирования и проходит неравномерно. Отечественные исследования показывают, что несовершенство восприятия детей с интеллектуальными отклонениями состоит не столько в нарушениях воспринимающих аппаратов, сколько в отклонениях в восприятии как сложной психической функции.
                  Трудности восприятия пространства и времени замедляют процесс ориентировки в окружающем мире. Пространственные нарушения оцениваются многими исследователями (Т. И. Головина, И. М. Соловьев и др.) как один из наиболее распространенных и ярко выраженных дефектов, встречающихся при данной патологии развития. А. П. Розова исследовала особенности узнавания при помощи осязания объемных предметов и их контурных изображений. По результатам исследований выявлено, что объемные изображения легче распознаются всеми детьми. Опознание предмета с помощью осязания при включении зрения требует активного привлечения прошлого опыта, сопоставления полученных данных с имеющимися представлениями и знаниями о данном предмете, правильной организации процесса обследования. Ошибки при распознавании предметов зачастую обусловлены асинхронностью и несогласованностью движений рук, импульсивностью, поспешностью, недостаточной сосредоточенностью всей деятельности. Кроме того, у многих детей с проблемами развития отмечается скованность, неполный объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Слабое различение ими мышечных ощущений, неточность проприоцептивных ощущений движения приводят к плохой координации. Такие дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью, что в значительной мере связано с физическим недоразвитием.
         Относительно разных видов ощущений и восприятия можно сослаться на положение В. И. Лубовского о том, что всем детям с отклонениями развития свойственны снижение темпа и качества переработки информации, ограниченность и неполнота формирования образов и понятий.
         Поисковые действия детей с интеллектуальной недостаточностью характеризуются импульсивностью, хаотичностью. Отсутствует планомерность в обследовании объекта, какой бы канал восприятия такие дети ни использовали (слуховой, зрительный, тактильный и т. д.), а по результатам проявляется меньшая полнота и недостаточная точность, односторонность.          Отметим, что выделенные особенности восприятия ярко видны у детей с интеллектуальной недостаточностью в младшем школьном возрасте и только под влиянием коррекционного обучения они постепенно сглаживаются.
         Коррекционная работа с данной категорией детей основывается на положении Л. С. Выготского о единстве законов развития нормально развивающегося ребенка и отсталого ребенка, выделившего следующие общие закономерности психического развития:

  • общность основных факторов и движущих сил развития;
  • возможность появления качественно новых психических образований при взаимодействии с социальной средой, в процессе общения с взрослыми и сверстниками, при включении ребенка в самостоятельную деятельность;
  • сохранение при аномальном развитии всех стадий психического развития, что и в норме; при этом развитие идет в той же последовательности, но с изменением временных границ и при выраженной специфике проявления;
  • органический дефект головного мозга накладывает существенные ограничения на возможности его психического развития.

         Отечественные ученые (С. Д. Забрамная, В. П. Кащенко и др.) отмечали, что, хотя возможности развития интеллекта при умственной недостаточности ограничены, все же, в условиях коррекционного обучения, возможно их поступательное развитие. При этом учитываются не только особенности, но и возможности развития каждого ребенка. Значительным показателем является восприимчивость учащихся к помощи, их реакция на характер и объем помощи со стороны взрослого. При проведении коррекционных занятий необходимо разделение учащихся на группы с целью осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к обучению. 
         
         Программа "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" 
имеет своей целью: дать ребенку правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в обществе на основе создания оптимальных условий познания каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков.

         Достижение цели предполагает 
решение ряда задач:

  • обогащение чувственного познавательного опыта (на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи), нацеленное на развитие памяти, мышления, речи, воображения;
  • формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
  • коррекция недостатков познавательной деятельности детей в процессе систематического и целенаправленного формирования полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
  • формирование пространственно-временных ориентировок;
  • развитие слухоголосовых координаций;
  • формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
  • совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
  • обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
  • исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно-двигательной координации;
  • формирование точности и целенаправленности движений и действий.

             Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушения аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти умственно отсталого ребенка затрудняют его знакомство с окружающим миром. Такого ребенка следует научить наблюдать за объектом, рассматривать его, ощупывать и обследовать; определять отношения выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов (т.е. ученик должен овладеть своеобразными чувственными мерками, которые сложились исторически, - сенсорными эталонами). Только тогда появится точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия. Усвоение сенсорных эталонов - системы геометрических форм, шкалы величины, цветового спектра и предусматривает данная программа.
             Совершенствование работы всех видов анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, обонятельного, вкусового, осяза-тельного является необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности умственно отсталых школьников. Эффективность аналити-ко-синтетической деятельности в процессе восприятия также обеспечивает использование сенсомоторных действий: чтобы познакомиться с каким-то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать и т.д. Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторики, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости.
             Для умственно отсталых детей характерны выраженные отклонения в речевом развитии. Применение на психокоррекционных занятиях приемов, облегчающих восприятие (показ предметов, использование стимулирующих реплик и направляющих внимание вопросов, рассказ педагога, игра, создание проблемной ситуации и т.д.), побуждает учеников к оречевлению того, что они видят, к выполнению действий с объектом и к формулированию полученных результатов. Разные виды деятельности предоставляют большие возможности для обогащения словарного запаса детей.
             Особое внимание уделяется специальному формированию умений планировать предстоящую деятельность, контролировать ход работы и давать отчет по ее окончании.
             Программа предусматривает развитие и воспитание детей в различных видах деятельности (игра, изо-деятельность, аппликация и т.д.), преимущественно коллективных, что взаимно обогащает учеников, вызывает у них положительные эмоции, учит управлять собственным поведением.
             Программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:
  • развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков;
  • восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;
  • восприятие пространства;
  • восприятие времени;
  • восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;
  • кинестетическое и кинетическое развитие;
  • тактильно-двигательное восприятие;
  • развитие слухового восприятия и слуховой памяти;
  • развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

         Программа строится на обучении учащихся по группам, 2 раза в неделю, в связи с особенностями детей, характера имеющихся у них затруднений и отклонений в развитии. Тренинговые формы работы включают обучение, игру, изобразительную деятельность, элементы занятий с прослушиванием музыки, физкультуры, развития речи. Это позволяет создавать основу для более успешного усвоения учащимися программных знаний; способствует развитию у них рефлексивных начал; дает возможность спрогнозировать дальнейшую положительную социализацию в обществе.
         В основе программы лежит комплексный подход. Он предполагает решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач из нескольких разделов программы. Это способствует целостному психи-ческому развитию ребенка. Педагог-психолог самостоятельно определяет круг задач, решаемых на каждом конкретном занятии и выделяет из них приоритетную.
         Коррекционные групповые занятия проводятся во второй половине дня по специально составленному расписанию, в соответствии с учебным планом, то есть 36 часов в год.
         

СТРУКТУРА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ.

Содержание первого и последнего разделов составляют психодиагностические методики для определения уровня сформированности сенсомоторных процессов у учащихся и эффективности проводимых коррекционных занятий на каждом этапе.

Содержание второго раздела начинается со знакомства с приёмами правильного диафрагментального дыхания и релаксации. Упражнения данной группы включены в большинство предлагаемых занятий, так как способствуют оптимизации систем организма, общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Успокаивают и способствуют концентрации внимания. Упражнения на релаксацию способствуют снятию усталости, восстановлению сил. А хорошо подобранная к данным упражнениям музыка, цвет благотворно влияют на соматическое и психическое состояние ребёнка. Также в этом разделе подобраны следующие упражнения:

- стимулирующие, повышающие энергетический потенциал;

- направленные на оптимизацию тонуса и обучение релаксации; 
- работа с локальными мышечными движениями;

- для повышения устойчивости;

- работа с патологическими ригидными телесными установками.

Следующая группа упражнений направлена на коррекцию таких недостатков:

  • бедность, однотипность движений тела в пространстве, недостаточная координация и несформированность сенсомоторных координации;
  • обеднение перцептивных и мнестических возможностей ребенка;
  • несформированность пространственных представлений.

К ней относятся:

  • упражнения на развитие чувства ритма;
  • развитие перцептивных и мнемических возможностей;
  • формирование пространственных представлений;
  • упражнения, связанные с динамической организацией двигательного акта;
  • развитие ловкости, точности, одновременности движений;
  • развитие произвольного внимания.

Раздел 3 содержит упражнения и задания, способствующие сенсорному развитию учащихся - развитию целостности восприятия, формированию представлений о внешних свойствах предметов, величине, форме, цвете; формированию временных и пространственных представлений. Кроме этого несколько занятий отводится на развитие тактильно - слухового восприятия.
В этом же разделе учащиеся знакомятся с основными эмоциями и учатся их распознавать.

ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ:

На занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов школьники должны научиться: 

  • целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
  • ориентироваться на сенсорные эталоны;
  • узнавать предметы по заданным признакам;
  • анализировать и сравнивать предметы по внешним признакам;
  • различать и уметь находить различные цвета и оттенки, формы;
  • классифицировать предметы по форме, цвету, величине, функциональному назначению;
  • составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
  • практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
  • давать полное описание объектов и явлений;
  • различать противоположно направленные действия и явления;
  • видеть временные рамки своей деятельности;
  • определять последовательность событий;
  • выделять части суток и определять порядок дней недели;
  • различать речевые и неречевые звуки;
  • составлять предмет из частей;
  • определять на ощупь величину предметов;
  • зрительно определять отличительные и общие признаки двух предметов;
  • распознавать эмоции;
  • ориентироваться в пространстве и на листе бумаги;
  • целенаправленно выполнять действия по инструкции;
  • самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
  • опосредовать свою деятельность речью. 

ПРОГРАММА
по курсу "КОРРЕКЦИЯ ПСИХОМОТОРИКИ 
И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ"

 (36 часов)

Учащиеся должны уметь:

  • целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
  • быстро и точно передвигаться в пространстве;
  • анализировать и сравнивать предметы по предложенным признакам (форма, величина, цвет);
  • определять времена года и называть их признаки;
  • последовательно соединять точки; владеть счётными операциями по программе;
  • выполнять творческие работы из различных материалов;
  • конструировать без опоры на образец;
  • выделять предмет из группы;
  • определять картинку к заданным эталонам;
  • определять материал, из которого сделан предмет;
  • выполнять упражнения на дыхание и расслабление;
  • выполнять пальчиковые упражнения;
  • различать основные цвета, знать оттенки цветов;
  • классифицировать фигуры по нескольким признакам;
  • ориентироваться на листе бумаги и в пространстве;
  • распознавать основные эмоции, уметь их показывать;
  • составлять предмет из частей;
  • знать элементы 2-х фазного и 4-х фазного дыхания и выполнять по команде педагога;
  • выполнять графические работы под диктовку педагога;

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ 
урока

Темы занятий

К-во час.

 

   Раздел   1.   ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ

1ч.

1

   Общая осведомлённость. Мелкая моторика. Динамическая и статическая координация, пластичность и ловкость движений. 
  Быстрота и точность, одновременность движений, Мимика, пантомимика.   Восприятие. Представления о внешних свойствах предметов. Основные эмоции. Тренинг ощущений.

 

   Раздел  2.   Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

8:

 2

1   МОДУЛЬ. Приёмы правильного диафрагментального дыхания.

2 ч.

3,4

  Повторяем приёмы 4-х фазного диафрагментального дыхания ("Вдох - Задержка - Выдох - Задержка"). "Приключения Буратино и его друзей".

2 ч.

5,6

  Тренировка правильного дыхания (длительность 3-4 сек.). "Приключения Буратино и его друзей". Приключения продолжаются.

2 ч.

7,8

  Практическое освоение этапов правильного дыхания (5-6 сек.). Соединение дыхания с движениями (убыстряем шаг, выполняем бег).

2 ч.

 

   2  МОДУЛЬ. Оптимизация тонуса. Приёмы релаксации. (2 часа)

2 ч.

9

  Вспоминаем пройденное и знакомимся с новыми приёмами релаксации. Этапы релаксации. "Незнайка в стране снов".

1 ч.

10

  Тренировка навыка расслабления и напряжения. Практическое освоение этапов. Выполнение упражнений на расслабление частей тела. "Буратино мечтает о кладе".

1 ч.

 

3   МОДУЛЬ. Коррекция крупной моторики

5 ч:

11

  Подвижные игры на развитие моторных навыков. "Весёлые старты Незнайки и его друзей"*

1 ч.

12

  Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога. Игротренинг "Подготовка к походу на "Поле Чудес", "Встреча с Карабасом - Барабасом"*

1 ч.

13

  Развитие быстроты, ловкости и точности движений. "Побег от Лисы Алисы и Кота Базилио"

1 ч.

14,15

  Развитие умения контролировать сменяемость действий "Выступление в театре кукол".

2 ч.

 

4   МОДУЛЬ. Коррекция мелкой моторики и графомоторных навыков

3 ч:

16

  Развитие координации движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Сказкотренинг "Буратино в школе".

1 ч.

17

  Повторение видов штриховальных линий. Рисование, штриховка, обводка, по трафарету. Сказкотренинг "Буратино в школе", "Приключения Буратино" (Придумай историю сам)

1 ч.

18

  Соединяем точки по порядку и рисуем картинки. Развитие счётных навыков. Психотренинг "Буратино учится".

1 ч.

 

3.    КОРРЕКЦИЯ СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ.

6:

 

1   МОДУЛЬ. Восприятие. Конструирование предметов.

19

  Назначение предметов. Назначение предметов. Спорт, игры, увлечения. Психотренинг "Спортивные увлечения Буратино".

1 ч.

20

  Количество. Спорт, игры, увлечения. Психотренинг "Буратино и его друзья любят спорт"

1 ч.

21,22

Форма предметов. Выделение признаков формы. Конструирование без опоры на образец (круглые, треугольные, квадратные). Классификация по форме. Игротренинг "Строим новый театр".

2ч.

23,24

Цвета и оттенки предметов. АРТ-Тренинг "Путешествие в страну цвета".

2ч.

 

2   МОДУЛЬ. Развитие зрительно-моторной координации.

3:

25

  Ориентировка на собственном теле и теле другого "Черепаха Тортилла и её лягушки".

1 ч.

26

Определение расположения предметов в пространстве. Игротренинг "Буратино сажает денежное дерево".

1ч.

27

Справа-слева. Вверху-внизу. В центре. Выше-ниже. Движение в заданном направлении. Игротренинг "Буратино в гостях у черепахи Тортиллы".

1ч.

 

3   МОДУЛЬ. Восприятие времени.

1 ч:

28

  Повторяем времена года. Смена времён года. Последовательность событий. Раньше - позже.   Месяцы. Год - 12 месяцев. Дни недели.

Сутки: День и ночь. Вечер и утро. Последовательность событий.

1 ч.

 

4   МОДУЛЬ.  Тактильно-двигательное восприятие.

2ч:

29

  Определение на ощупь предметов, их величины. Учимся сочинять сказку.   

1 ч.

30

Работа с разными видами материалов. Учимся сочинять сказку. "Волшебный мешочек"

1ч.

 

5   МОДУЛЬ. Изучаем эмоциональный мир.

3 ч:

31

  Страх/испуг. Сказкотерапия "Лиса и петух"

Грусть/Печаль. Сказкотренинг "По щучьему велению".

1 ч.

32

  Радость. Игротренинг "Цветик - семицветик". Доброта "Волк и телёнок".

1 ч.

33

Гнев. Сказкотренинг "Лиса и заяц". Злость. Сказкотренинг "Золушка".

1ч.

 

4.  ВТОРИЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОМОТОРИКИ 
И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ.

2ч.

34,35

  Исследование общей осведомлённости. Мелкая моторика.  Динамическая и статическая координация, пластичность и ловкость движений. Быстрота и точность, одновременность движений, Мимика, пантомимика.   Восприятие. Представления о внешних свойствах предметов. Основные эмоции. Методика "Пиктограммы". Тренинг ощущений.

2 ч.

 

Всего  36 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа занятия по внеурочной деятельности "Умники и умницы" для 2 класса на основе авторской программы О.А. Холодовой.

Рабочая программа занятия по внеурочной деятельности "Умники и умницы" для 2 класса составлена с учетом требований ФГОС. Содержит все необходимые разделы  включая календарно-тематическое планиров...

Рабочая программа занятия по внеурочной деятельности "Пишу красиво и грамотно" для 2 класса с учётом реализации требований ФГОС.

Рабочая программа внеурочных занятий "Пишу красиво и грамотно" для 2 класса по УМК "Начальная школа 21 век" составлена с учётом требований ФГОС начального общего образования на основании авторского ку...

Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности "Я - исследователь" для 2 класса в учётом реализации требований ФГОС.

Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности "Я - исследователь" для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" составлена с учётом реализации требований ФГОС начального общего образования...

Рабочая программа занятий театрального кружка

Программа написана для занятий с детьми 6,5 - 8 лет. Первый год бучения. Включает в себя тесты, описание деятельности, методические формы работы....

Рабочая программа занятий детской киностудии "Витязь"

Программа написана для занятий с детьми 11-12 лет. Первый год бучения. Включает в себя тесты, описание деятельности, методические формы работы....

Рабочая программа занятий кружка «Гимнастика для ума»

      Рабочая программа занятий кружка «Гимнастика для ума»  в начальной школе (1-4 классы) составлена в соответствие с требованиями Федерального государственного образовате...

Рабочая программа занятий кружка «Весёлый английский» для учащихся 4-х классов

Усвоение грамматики любого языка вызывает много трудностей, которые усугубляются грамматическими терминами, правилами и бесконечным числом исключений. Чтобы помочь учащимся преодолеть эти трудности, п...