Психологический климат в классе.
методическая разработка (4 класс)

Мальчевская Юлия

Методика используется для оценки психологической атмосферы в коллективе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АТМОСФЕРЫ В КОЛЛЕКТИВЕ (Ф. Фидлер)

Методика используется для оценки психологической атмосферы в коллективе. В основе лежит метод семантического дифференциала. Ниже представлен бланк методики. Ответ по каждому из 10 пунктов шкалы оценивается слева направо от 1 до 8 баллов. Чем левее расположен знак *, тем ниже балл, тем благоприятнее психологическая атмосфера в коллективе, по мнению отвечающего. Итоговый показатель колеблется от 10 (наиболее положительная оценка) до 80 (наиболее отрицательная).
На основании индивидуальных профилей создается средний профиль, который и характеризует психологическую атмосферу в коллективе. Методика интересна тем, что допускает анонимное обследование, а это повышает ее надежность. Надежность увеличивается и в сочетании с другими методиками (например, социометрией).
Пример заполненного бланка методики:
В таблице 2 приведены противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых можно описать атмосферу в вашем коллективе. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре ты поставишь знак *, тем более выражен этот признак в Вашем коллективе.

1

2

3

4

5

6

7

8

1. Дружелюбие

Враждебность

2. Согласие

Несогласие

3.Удовлетворенность

Неудовлетворенность

4. Продуктивность

Непродуктивность

5. Теплота

Холодность

6. Сотрудничество

Несогласованность

7. Взаимоподдержка

Недоброжелательность

8. Увлеченность

Равнодушие

9. Занимательность

Скука

10. Успешность

Безуспешность

ЭКСПРЕСС-МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В УЧЕБНОМ КОЛЛЕКТИВЕ (А.Н.Лутошкин)

 Отметь знаком «+» ту оценку некоторого свойства коллектива твоего класса, которая, по-твоему, является правильной. +3 – положительное свойство, описанное слева, проявляется в коллективе всегда; +2 – свойство, описанное слева, проявляется в большинстве случаев; +1 – свойство, описанное слева, проявляется достаточно часто; 0 – затрудняюсь ответить, т.к. противоположные свойства, описанные справа и слева проявляются одинаково часто; - 1 – отрицательное свойство, описанное справа, проявляется достаточно часто; - 2 – свойство, описанное справа, проявляется в большинстве случаев; - 3 – свойство, описанное справа, проявляется в классном коллективе всегда. Итак, оцени состояние вашего классного коллектива в баллах по следующим свойствам

№ п/п

Свойства положительные

+3

+2

+1

0

-1

-2

-3

Свойства отрицательные

1

Бодрый жизнерадостный тон настроения

Подавленное, унылое настроение

2

Доброжелательность во взаимоотношениях

Конфликты во взаимоотношениях

3

Взаимное расположение и понимание между мальчиками и девочками

Мальчики и девочки конфликтуют между собой

4

Ученикам класса нравится быть вместе, хочется чаще находиться в коллективе. участвовать, в совместных делах в свободное время

Ученики класса выражают безразличие к более тесному общению, отказываются участвовать в совместных делах в свободное время

5

Успехи и неудачи остальных учеников вызывают сопереживание, искреннее участие и сочувствие всех членов коллектива

Успехи и неудачи отдельных учеников вызывают зависть или злорадство других членов коллектива

6

Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга

Каждый считает свое мнение главным, не слушает других

7

В трудные минуты ученики класса сплачиваются еще больше (один за всех и все за одного)

В трудные минуты ученики класса теряются, ссорятся, обвиняют друг друга.

8

Достижения и неудачи коллектива переживаются всеми как свои собственные

Достижения и неудачи коллектива не находят отклика у большинства

9

Ученики гордятся тем, что являются учащимися именно этого класса

Ученики недовольны тем, что являются учащимися именно этого класса

10

Ученики относятся участливо и доброжелательно к новым членам коллектива, стараются помочь нм утвердиться, освоиться

Ученики относятся неуважительно, враждебно к новым членам коллектива; новички чувствуют себя чужими, лишними

11

Класс в целом активен, полон энергии

Класс в целом пассивен

12

Совместные дела увлекают всех

Коллектив невозможно поднять на совместное дело

13

В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту.

В коллективе пренебрежительно относятся к слабым, обожают, высмеивают их.

Обработка результатов
Подсчитывается средний показатель оценки социально-психологического климата учебного коллектива. Интерпретация результатов:
+2 – +3 – высокая степень благоприятности социально-психологического климата учебного коллектива;
0 – +2 – достаточная степень благоприятности социально-психологического климата;
-1 – 0 – недостаточная степень благоприятности социально-психологического климата;
-3 – -1 – неблагоприятный социально психологический климат.

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА «ЦВЕТОПИСИ» (А.Н.Лутошкин)

Материал и оборудование: шкала цветового диапазона настроений, набор из 8 цветов, предложенный А.Н.Лутошкиным, в который входят: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, фиолетовый, черный и белый цвета. Комплект цветов составляют из цветной бумаги в виде квадратов размером 3х3 см.
Для определения эмоционального состояния с помощью цвета испытуемым предъявляется шкала цветового диапазона настроений и объясняется принцип ее использования. Шкала цветового диапазона настроений:

красный

восторженное, активное

оранжевый

радостное, теплое

желтый

светлое, приятное

зеленый

 спокойное, уравновешенное

голубой

грустное, печальное

фиолетовый

тревожное, неудовлетворенное

черный

крайне неудовлетворенное, унылое, упадочное

белый

трудно сказать


Инструкция учащимся: «Посмотрите на шкалу цветового диапазона настроений. Ориентируясь на обозначения цветов этой шкалы, выберите из своего цветового набора тот цвет, который соответствует Вашему настроению сегодня». Диагностика настроений может быть одноразовой, и тогда достаточно однодневного исследования. Но может быть поставлена задача исследовать динамику настроений в период некоторого отрезка времени, и тогда исследования повторяются в течение месяца, четверти или более.
Задача педагога – зафиксировать определенное каждым ребенком настроение в цветоматрице с помощью цветных карандашей или фломастеров. Оперативная цветоматрица настроений участников исследования выглядит следующим образом
Оперативная цветоматрица настроений

N

пп

Ф.И.О. участника исследования

Дата исследования

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Иванов Иван Иванович

2

Петров Петр Петрович

3

4

5

И т.д.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Залог успешной работы– это благоприятный психологический климат в классе

Залог успешной работы– это благоприятный психологический климат в классе  ...

Практико - ориентированный проект " Создание благоприятного социально - психологического климата в классе"

Что способствует созданию благоприятного социально - психологического климата в классе? Как добиться того,чтобы каждый ученик в коллективе чувствовал себя комфортно? ...

Как улучшить психологический климат в классе

Данные рекомендации помогут улучшить психологическую атмосферу в классе, помогут учителю посмотреть на свой стиль общения с учащимися...

Анкеты для учащихся для определения психологического климата в классе

Можно использовать в работе классных руководителей начальных классов, студентам педагогических колледжей и университетов ....

Диагностики оценки психологического климата в классе

Диагностики оценки психологического климата в классе для разных возростов...

Анкета "Психологический климат в классе"

Анкета для родителей "Психологический климат в классе"...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КЛАССЕ

Рекомендации по определению психологического климата в классе...