ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КЛАССЕ
консультация (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Черняева Светлана Ивановна

Рекомендации по определению психологического климата в классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psih._klimat.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КЛАССЕ

Для создания благополучной психологической атмосферы в классе необходимо, чтобы выполнялись следующие условия:

каждый член коллектива должен чувствовать себя в безопасности (имеется в виду физическая, психологическая и эмоциональная безопасность);

у каждого должно быть сформировано положительное отношение к самому себе, чувство собственной уникальности, ценности;

каждый должен уметь заводить дружбу и поддерживать дружеские отношения;
       все члены коллектива должны быть способны ставить определенные цели, быть компетентными при решении поставленных задач, а также уметь разрешать конфликтные ситуации.

САМОЧУВСТВИЕ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ

Для того чтобы оценить, насколько безопасно чувствует себя ребенок в классе, я использовала метод наблюдения При наблюдении за ребенком нетрудно уловить признаки смущения, неловкости — он говорит тихим голосом, избегает глазного контакта, переминается с ноги на ногу, теребит одежду. Немало полезной информации об эмоциональном состоянии учащихся дают наблюдения над позой, которую он принимает в тех или иных ситуациях.

При беседах  с родителями выясняла, любит ли ребенок ходить в школу, что он рассказывает о своем классе.

Обучающимся  предлагала  ответить на вопросы анкеты. При этом предупредила, что ответы не станут известны одноклассникам.

Анкета

1. Я боюсь, что ребята будут смеяться надо мной, когда я отвечаю у доски  (да, нет).

2. Независимо от того, что происходит в моей жизни, когда я вхожу в класс, я чувствую себя лучше (да, нет).

3. У меня часто болит живот или голова, часто мне кажется, что я вот-вот заплачу (да, нет).

4. В моем классе есть человек, которому я могу рассказать о своих проблемах  (да, нет).

5. Я знаю, что в моем классе никто не сделает мне больно  (да, нет).

6. Я уверен, что мой учитель будет любить меня, даже если я сделаю ошибку  (да, нет).

7. Мне известны правила, которые нужно соблюдать в школе. Я знаю, что будет, если я их нарушу (да, нет).

8. Я боюсь, что мои одноклассники будут меня дразнить за мою внешность (да, нет).

Проанализировав ситуацию в классе, предприняла шаги для того, чтобы дети чувствовали себя более комфортно. Через какое-то время повторила  анкетирование, чтобы убедиться, насколько эти шаги были эффективны.

ДОМ РОДНОЙ

Для того чтобы класс, школа стали тем местом, где дети чувствуют себя как дома, я использовала следующие  приемы.

Создание правил класса

По мнению одного из наиболее авторитетных представителей гуманистической психологии — А. Маслоу, необходимым условием для ощущения защищенности и безопасности является наличие правил, по которым функционирует группа или общество. Эти правила должны быть понятны людям, приниматься ими. На классном собрании детям было предложено разработать  правила жизни в классе.  

Создание «Альбома класса»

В 1 классе такой альбом помогали оформлять родители, позже дети сами принимали участие в создании подобного альбома. Этот альбом дополняли  рассказами детей о жизни класса и фотографиями.

Совместные прогулки, походы, экскурсии

Подобные мероприятия очень сближают учеников, родителей  и учителя. Традицией класса стали осенние походы, зимние дни здоровья. После мероприятий дети оформляют творческий отчет

 Поздравление с Днём рождения.

Примеры игр и упражнений на сплочение класса:

1. Дотронься до цвета: по команде ведущего необходимо дотронуться до определенного цвета, причем нельзя касаться этого цвета на себе и на ведущем. Игра "на вылет", то есть последний коснувшийся выбывает, однако на тех, кто не играет касаться цветов можно.

2. "Атомы". Все играющие хаотично бродят по площадке, по команде ведущего оно должны объединиться в молекулы с заданным числом атомов (например, по пять). Игра тоже "на вылет".

3. "Гусеница" - класс становиться друг за другом в колонну, держа соседа впереди за талию. После этих приготовлений, ведущий объясняет, что команда - это гусеница, и теперь не может разрываться. Гусеница должна, например, показать как она спит; как ест; как умывается; как делает зарядку; все, что придет в голову.

4. "Подъемный кран". Эта игра, требует групповой работы и ориентированной на развитие умения действовать согласованно.

Один из участников игры ложится, а остальные участники поднимают его, поддерживая каждый одной рукой. При дружных совместных условиях группа легко поднимает любого участника, даже самого грузного. Те, кого поднимают, придумывают себе роль и сообщают ее всем. Роли могут быть следующими: тренер победившей команды; полковник, выигравший битву; балерина, взметнувшаяся ввысь в танце; пловец, поднявшийся на гребень волны; облако, летящее по небу в жаркий день; бревно на субботнике и т.п. По завершению игрового действия проводиться анализ происходившего.

В классе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами, оптимизм в настроении; отношения стоятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; детям нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями.

В классе существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту, помогают новичкам.

В классе высоко ценят такие черты личности как ответственность, честность, трудолюбие и бескорыстие.

Члены класса активны, полны энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, и добиваются высоких показателей в учебной и досуговой деятельности.

Успехи или неудачи отдельных учащихся класса вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива.

В отношениях между группировками внутри класса существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Залог успешной работы– это благоприятный психологический климат в классе

Залог успешной работы– это благоприятный психологический климат в классе  ...

Практико - ориентированный проект " Создание благоприятного социально - психологического климата в классе"

Что способствует созданию благоприятного социально - психологического климата в классе? Как добиться того,чтобы каждый ученик в коллективе чувствовал себя комфортно? ...

Как улучшить психологический климат в классе

Данные рекомендации помогут улучшить психологическую атмосферу в классе, помогут учителю посмотреть на свой стиль общения с учащимися...

Анкеты для учащихся для определения психологического климата в классе

Можно использовать в работе классных руководителей начальных классов, студентам педагогических колледжей и университетов ....

Диагностики оценки психологического климата в классе

Диагностики оценки психологического климата в классе для разных возростов...

Анкета "Психологический климат в классе"

Анкета для родителей "Психологический климат в классе"...

"Формирование благоприятного психологического климата в классе"

Формирование и совершенствование социально-психологического климата - это постоянная практическая задача педагогов, работающих в классе....