Школьный психологический театр, как средство социализации и адаптации детей, прибывших из ЛНР и ДНР
статья

Наумова О.С.

Ситуация, в которой оказался ребенок, прибывший с территорий ДНР и ЛНР, рассматривается как трудная жизненная ситуация, которая определяется как определяется как временная, объективно или субъективно создавшаяся ситуация, порождающее эмоциональные напряжения и стрессы; препятствия в реализации важных жизненных целей, с которыми нельзя справиться с помощью привычных средств; ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность; нарушение привычных внутренних связей; невозможность реализации внутренних стимулов (мотивов, стремлений, ценностей).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezhentsy_teatr.docx20.73 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Начальная школа – детский сад № 26»

Наумова Ольга Сергеевна

Воржавинова Елена Александровна

Школьный психологический театр, как средство социализации и адаптации детей, прибывших из ЛНР и ДНР.

Ситуация, в которой оказался ребенок, прибывший с территорий ДНР и ЛНР, рассматривается как трудная жизненная ситуация, которая определяется как определяется как временная, объективно или субъективно создавшаяся ситуация, порождающее эмоциональные напряжения и стрессы; препятствия в реализации важных жизненных целей, с которыми нельзя справиться с помощью привычных средств; ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность; нарушение привычных внутренних связей; невозможность реализации внутренних стимулов (мотивов, стремлений, ценностей).

Работа педагогов-психологов заключается в оказании конкретной помощи учащимся в адаптации к новым условиям и должна быть построена с учетом сложности ситуации, в которой оказались семьи таких детей.

Опираясь на тему сегодняшнего семинара, мы поговорим о трудностях, которые могут возникнуть у детей и об организации работы по адаптации и социализации.

Давайте разберем специфику трудностей детей, прибывших с территорий ДНР и ЛНР и характерны для младшего школьного возраста:

  • трудности в обучении, усвоении отдельных предметов;
  • невротические реакции, фобии, нарушения сна и аппетита, как следствие перенесенного травматического шока;
  • нарушения поведения; низкий уровень общей социальной и психологической адаптации.

Возможные методы психологической помощи детям из семей, прибывших с территорий ДНР и ЛНР:

-тренинги толерантности, позитивного взаимодействия и социокультурной адаптации;

-работа по преодолению страхов и фобий;

-психологическое консультирование и психотерапия (семейная терапия, арт-терапия, психологический театр итд.).

Подробнее остановимся на работе с детьми из семей, прибывших с территорий ДНР и ЛНР в рамках психологического театра.

Психологический театр – это метод психологической помощи детям, использующий систему театральных средств. Включает в себя: работу с музыкой, танец, актерское мастерство и живопись.

Занятия по данному направлению могут включать следующие разделы:

Раздел 1 «Психогимнастика». Занятия направлены на решение задач групповой психокоррекции: установление контакта, снятие напряжения, формирование навыков передачи и получения обратной связи. Психогимнастика как невербальный метод групповой работы предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, проблем с помощью движений, мимики, пантомимики, позволяет детям проявлять себя и общаться без помощи слов.

Раздел 2 «Танцевальная терапия». Цель занятий— развитие осознания собственного тела, создание позитивного образа тела, формирование навыков общения и социальных навыков, исследование чувств. Главная установка танцевальной терапии — движения отражают черты личности.

Раздел 3 «Куклотерапия». Занятия направлены на улучшение социальной адаптации, снятие страхов, тревоги, неуверенности, застенчивости. Предлагаемые задания и упражнения основываются на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой.

Раздел 4 «Музыкотерапия». Цель занятий — коррекция эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосомотических заболеваний, отклонений в поведении, в том числе при коммуникативных затруднениях.

Раздел 5 «Проективный рисунок». Использование рисования направлено на снятие у ребенка психического напряжения, стрессовых состояний. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами.

Раздел 6 «Сказкотерапия». Занятия направлены на развитие творческих способностей, мышления, воображения и внимания ребенка, расширение сознания, совершенствование взаимодействий с окружающим миром, формирование адекватной самооценки. Сказку можно: анализировать, сочинять, рассказывать, рисовать, драматизировать.

Раздел 7 «Театроведение». Занятия направлены на развитие у ребенка речевого дыхания и правильной артикуляции, произвольного реагирования на музыкальный сигнал, развития умения пользоваться жестами и двигаться, развития интереса к сценическому искусству. Включает в себя театральные игры, ритмопластику, культуру и технику речи, основы театральной культуры.

Школьный психологический театр в работе с детьми из семей прибывших с территорий ДНР и ЛНР решает важнейшие задачи  по работе с  постравматическим стрессом, содержит приемы и методы направленные на преодоление травматического опыта, последствий травматического события, коммуникативных барьеров, изоляции, которая возникла в ходе "капсулирования" травматического опыта, формирование навыков толерантного общения, адекватного психологического контакта, бесконфликтного поведения, навыков саморегуляции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театр как средство художественно – эстетического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Представляемая   модель  развития эстетических способностей средствами театрального искусства заключается в том, чтобы гармонизировать отношения ребёнка с окружающим миром, что в дальнейшем ...

Статья. Психологическая коррекционно-развивающая работа в период адаптации детей в школе.

Коррекционно-развивающая работа в учреждении образования представляет собой совокупность психолого-педагогических воздействий, предполагающих либо исправление, либо профилактику недостатков и от...

Значение игровой деятельности как средство активизации, социализации и адаптации детей младшего школьного возраста

Данный материал можно использовать на методическом объединении воспитателей и для подготовки и проведения родительского собрания...

Гражданско-патриотическое воспитание, как одно из направлений социализации и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в обществе.

Воспитание любви в Родине и формирование достойного гражданина - основная состовляющая учебно-воспитательной работы....

Школьное цветоводство как модель успешной социализации и адаптации учащихся с интеллектуальными нарушениями

На данный момент развития специальной коррекционной педагогики одной из главных задач, стоящих перед школой, является тесная связь воспитания с жизнью,  соединения обучения с производственным тру...