ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Клуб юного переговорщика»
рабочая программа (4 класс)

Рождествова Дарья Андреевна

Знакомство и обучение детей медиативному и восстановительному подходам позволяет повысить уровень правосознания и морально-нравственного развития; учит конструктивному общению, самоуважению; формирует с учетом возрастных особенностей активную жизненную позицию и умение принимать на себя ответственность; учит сопереживанию, умению понять, простить другого, проявлять эмпатию к окружающим.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kurs_yunogo_peregovorshchika_6_klass.docx29.9 КБ

Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ИНТЕРАКТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ

ПО ВОПРОСАМ НЕНАСИЛЬСТВЕННЫХ МЕТОДОВ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ И КОНФЛИКТОВ

«Клуб юного переговорщика»   

10-12 лет

        

Пояснительная записка.

Современное общество остро нуждается в способности граждан конструктивно взаимодействовать. Для этого необходимо развивать социальный интеллект, менталитет сотрудничества, социального партнерства.

Обучение детей, и подростков ненасильственным методам взаимодействия с другими способствует решению этих задач, закладывая основу воспитания будущих поколений, опирающихся на гуманистические ценности, ставящих человеческую жизнь, благополучие и гармоничное развитие личности, позитивное общественное взаимодействие на первое место.

Знакомство и обучение детей медиативному и восстановительному подходам позволяет повысить уровень правосознания и морально-нравственного развития; учит конструктивному общению, самоуважению; формирует с учетом возрастных особенностей активную жизненную позицию и умение принимать на себя ответственность; учит сопереживанию, умению понять, простить другого, проявлять эмпатию к окружающим.

Программа интерактивных занятий «Курс юного переговорщика» для детей и подростков по вопросам ненасильственных методов разрешения споров и конфликтов разработана ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей» в соответствии и с пунктом 1 (II полугодие) плана работы Координационного Совета при Правительстве Российской Федерации   по   реализации    Национальной   стратегии    действий в интересах женщин на 2017 – 2022 годы на 2020 год, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации, председателем Координационного Совета при Правительстве Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017 – 2022 годы Т. А. Голиковой от 12 февраля 2020 г. № 1130 п – П 12.

Нормативно-правовое основание программы:

  • Конвенция о правах ребенка;
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 27 июля 2010 г. №193 –ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации).
  • Межведомственный план комплексных мероприятий по реализации Концепции развития сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации, до 2025 года, утвержденный протоколом Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 25 сентября 2019 г. № 23;
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р

«Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 января 2021 г. № 122-р «Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года».

Программа интерактивных занятий «Курс юного переговорщика» предназначена для детей и подростков возрастной категории 10 – 12 лет. Формат занятий – групповой. Для организации образовательного процесса используются различные интерактивные формы занятий: дискуссия, деловые игры (разыгрывание ролей), кейсы, моделирование ситуаций. Наполняемость группы – не более 15 человек (набор осуществляется без предварительного отбора, по желанию и интересу учащегося).

Программа состоит из 3 модулей. Модули программы реализуются последовательно, режим занятий определяется возможностями преподавателя и

образовательной организации.

Требования к уровню преподавателя, реализующего данную программу: педагогическое образование (среднее профессиональное/высшее), повышение квалификации/профессиональная переподготовка по вопросам медиации.

Цель программы: Овладение умениями и приобретение первоначальных навыков разрешения спорных и конфликтных ситуаций с использованием техник и инструментов медиации.

Задачи программы:

Обучающие:

  • Сформировать целостное представление о природе конфликтов, научиться систематизировать и анализировать причины их возникновения;
  • Сформировать умения разрешать конфликтные ситуации применяя техники и инструменты медиации;
  • сформировать навыки социокультурной компетенции.

Развивающие:

  • развивать        психологическую        готовность        и        умение ориентироваться в особенностях конфликтных процессов в современных

условиях;

  • развивать способность понимать и регулировать собственное эмоциональное состояние;
  • развивать способность к        аналитическому        мышлению,        навыки работы в группе сверстников.

Воспитательные:

  • воспитание социально ценных отношений и переживаний в сообществе;
  • сплочение коллектива;
  • развитие самооценки ребенка;
  • развитие позиции активной ответственности.

Режим занятий: групповая, 1 раза в неделю по 1 академическому часу в день; 34 недели в зависимости от календарного планирования занятий.

Содержание.

Программа строится на идеях гуманистической психологии А. Маслоу, К. Роджерса, с учетом возрастных особенностей (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин) и базовых потребностей ребенка (В. Сухомлинский, Ш. А. Амонашвили). Согласно подходу гуманистической психологии ребенок – субъект, автор, активно работающий над развитием самого себя, своей личности и сам несущий ответственность за это самостановление. Задачи программы – помочь в самореализации, в раскрытии личностного потенциала, в принятии и освоении собственной свободы и ответственности за жизненные выборы.

Методологическую основу программы составляет метод «школьная медиация», разработанный АНО «Научно-методический центр медиации и права», восстановительная медиация (Р. Р. Максудов), теории К. Томаса, Р. Килманна, Х. Бесемера, Т. Гордона.

Программа состоит из 3 модулей:

Модуль 1. Правила и способы успешной коммуникации (Принципы конструктивного взаимодействия; Эмоции и чувства; Технологии ненасильственного общения). Установление контакта, представление ведущего и знакомство участников команды. Принципы проведения занятий – принципы медиации: добровольность,

конфиденциальность, нейтральность ведущего, равноправие, открытость, уважение, сотрудничество. Способы реализации этих принципов, правила группы.

Тренировка наблюдательности, внимания, способности замечать детали. Формирование понимания своих чувств, эмоций, состояний, связанных с трудными ситуациями. Обсуждение и выбор способов решения конфликтных ситуаций.

Содействие формированию принятия участниками друг друга. Знакомство с технологией ненасильственного общения. Знакомство с приемом «Я-сообщение». Проигрывание различных ситуаций взаимодействия.

Модуль 2. Конфликт и медиация (Понятие конфликта; Как разрешаются конфликты; Технология медиации). Знакомство с понятием конфликт. Обсуждение конструктивной и деструктивной роли конфликта, просмотр видеоролика «Мост». Проигрывание и обсуждение ситуаций по теме: «Как обычно разрешаются конфликты» (ребенок-ребенок, ребенок-взрослый).

Углубленное знакомство участников друг с другом. Введение в тему «Медиация». Медиативные технологии в школе. Прояснение интересов сторон. Движение от позиций сторон к их потребностям и истинным целям. Создание безопасного и комфортного пространства для беседы.

Модуль 3. Восстановительный и медиативный подходы (Восстановительный подход; Медиативный подход; Круг). Определение восстановительного подхода, его роль и значение в работе медиатора. Разбор конкретных ситуаций для медиации. Знакомство с планом проведения восстановительной беседы. Упражнения на развитие сотрудничества и взаимопомощи.

Определение медиативного подхода. Служба медиации, ее структура, цели и задачи. Знакомство с планом медиативной беседы. Проигрывание ситуаций.

Знакомство с технологией Круга, правилами проведения Круга. Проведение Круга по актуальной теме.  Рефлексия проведения Круга.

Планируемые результаты освоения учебного курса.

По окончании срока реализации программы обучающиеся будут иметь представление:

  • о природе конфликтов и способах их регулирования;
  • о медиации как методе урегулирования споров;
  • об особенностях медиативного и восстановительного подходов;
  • о целях и технологии проведения Круга сообщества (далее – Круг).

По окончании срока реализации программы обучающиеся будут знать:

  • способы разрешения конфликтных ситуаций;
  • принципы медиации;
  • показания к применению медиативного и восстановительного подходов.

По окончании срока реализации программы обучающиеся будут владеть:

  • основными инструментами медиации;
  • навыками построения конструктивного диалога со сверстниками;
  • способностью понимать и принимать позицию активной ответственности.

Уровень усвоения обучающимися программы определяется соответствующими критериями с учетом индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребёнка. Итоговый контроль осуществляется в форме опроса по темам программы.

№ п/

п

Тема

Характеристика основных видов деятельности

Количество часов

Модуль 1. Правила и способы успешной коммуникации (12 часов)

1

Принципы конструктивного взаимодействия

Установление контакта, представление ведущего и знакомство участников команды. Принципы проведения занятий – принципы медиации: добровольность, конфиденциальность, нейтральность ведущего, равноправие, открытость, уважение, сотрудничество. Способы

реализации этих принципов, правила группы.

4

2

Эмоции и чувства

Тренировка наблюдательности, внимания, способности замечать детали. Формирование понимания своих чувств, эмоций, состояний,

связанных с трудными ситуациями.

4

3

Технологии ненасильственного общения

Содействие формированию принятия участниками друг друга. Знакомство с технологией ненасильственного общения. Знакомство с приемом «Я-сообщение».

Проигрывание различных ситуаций взаимодействия.

4

Итого по модулю

12 ч.

Модуль 2. Конфликт и медиация (10 часов)

4

Понятие конфликта

Знакомство с понятием конфликт. Обсуждение конструктивной и

деструктивной роли конфликта, просмотр видеоролика «Мост». Дискуссия.

2

5

Как разрешаются конфликты

Проигрывание и обсуждение ситуаций по

теме: «Как обычно разрешаются конфликты» (ребенок-ребенок, ребенок-взрослый).

4

6

Медиация

Углубленное знакомство участников друг с другом. Введение в тему «Медиация». Медиативные технологии в школе. Прояснение интересов сторон. Движение от позиций сторон к их потребностям и истинным целям. Создание безопасного и

комфортного пространства для беседы.

4

Итого по модулю

10 ч.

Модуль 3. Восстановительный и медиативный подходы (12 ч.)

7

Восстановительный подход

Определение восстановительного подхода, его роль и значение в работе медиатора.

Разбор конкретных ситуаций для медиации. Знакомство с планом проведения восстановительной беседы. Упражнения на развитие сотрудничества и взаимопомощи.

4 ч.

8

Медиативный подход

Определение медиативного подхода. Служба медиации, ее структура, цели и задачи.

Знакомство с планом медиативной беседы. Проигрывание ситуаций.

4 ч.

9

Круг

Знакомство с технологией Круга, правилами

проведения Круга. Проведение Круга по

4 ч.

Тематическое планирование

актуальной теме. Рефлексия проведения

Круга.

Итого по модулю

12 ч.

Общее количество часов по программе

34 ч.

Литература.

  1. Азбука медиации / сост. Шамликашвили Ц., Ташевский С. – Москва: Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования, 2011.–64 с.
  2. Баныкина С. В., Егоров В. К. Учимся толерантности: Методическое пособие для проведения классных часов, бесед и тренинговых занятий с учащимися 7-11 классов. – Москва, 2007– 125 с.
  3. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? – Москва: Астрель, 2010.–251c.
  4. Гордон Т. Курс эффективного преподавателя. Как раскрыть в школьниках самое лучшее / Томас Гордон при участии Ноэля Берча. – Москва: Ломоносовъ, 2010.–432с.
  5. Методические рекомендации по развитию сети служб медиации (примирения) в образовательных организациях и в организациях для ядетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Подготовлены Минпросвещения России и согласованы с Минюстом России. Протокол заседания Правительственной комиссии от 25 сентября 2019 г. № 23 –18 с.
  6. Методические рекомендации по созданию служб медиации и интеграции восстановительного подхода в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей   и   подростков   открытого   или   закрытого   типа / М. В.   Быкова, А. А. Винокуров, В. П. Графский, А. Х. Пачеко-Рейнага, А. А. Пентин. – Москва: ФГБУ

«ФИМ», 2019.– 48 с.

  1. Прокофьева Н. И. Психологические аспекты ведения переговоров. – Москва: Феникс, 2012.– 147 c.
  2. Стейнберг Лоуренс. Переходный возраст. Не упустите момент / пер. с англ. Юлии Константиновой.– Москва: Манн, Иванови Фербер, 2017. – 304 с.
  3. Шамликашвили Ц. А. Основы медиации как процедуры урегулирования споров. – Москва: Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования, 2013.–128 с.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Аудитория не менее 30 кв. м, столы и стулья или стулья с откидными столиками. Оборудование:

  • Компьютер и мультимедийная установка для воспроизведения видео файлов;
  • Флипчарт

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Клуб юных историков" Хлопова, Лимова

Программа внеурочной деятельности по программе "Школа 2100"....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Клуб юных поэтов"

Рабочая программа внеурочной деятельности «Клуб юных поэтов»( 1  год, общеобразовательный  )...

Программа внеурочной деятельности "Клуб юных поэтов"

Здесь представлена программа внеурочной деятельности по направлению художественное творчество[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10127489","attributes":{"alt":"","class":"media-image","...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Клуб юных читателей"

Данная рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю. Занятия помогают привить любовь к чтению у обучающихся, повысить их читательский кругозор....

Программа внеурочной деятельности «Клуб юных знатоков»

Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей становится одной из приоритетных задач современного образования.            Понятие...

Программа внеурочной деятельности "Клуб юных знатоков"

Программа внеурочной деятельности  для 2 класса. Основным направлением программы является проектная деятельность...

Занятие по внеурочной деятельности: Клуб юного читателя «Читай-ка» во 2 классе. Метод смыслового чтения.

Конспект внеурочного занятия Клуб юного читателя "Читай-ка" 2 класс, проведенного с использованием метода смыслового чтения....