ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья

Бобрышева Наталья Александровна

Знание и учет психологических особенностей детей младшего школьного возраста позволят правильно выстроить учебно-воспитательную работу в классах. Поэтому каждый должен знать эти особенности и учитывать их в работе и при общении с детьми начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihicheskoe_razvitie_mladshih_shkolnikov.docx19.28 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Важной психологической характеристикой младшего школьного возраста является начало перехода познавательных процессов на новый уровень развития и возникновение новых условий для личностного роста ребёнка.

Психическое развитие – процесс накопления количественных и качественных прогрессивных изменений психики, обусловливающие формирование личности.

Психическое развитие всегда имеет индивидуальные особенности. В то же время, по мнению Л. С. Выготского, можно выделить четыре общие и существенные особенности (или закономерности) психического развития.

1. Цикличность. Психическое развитие представляет собой чередование периодов подъема, интенсивных изменений в психике и периодов замедления, затухания. Такая цикличность развития характерны как для отдельных психических функций (памяти, речи, мышления и др.), так и для развития психики ребенка в целом.

2. Неравномерность развития. Психическое развитие нельзя назвать гармоничным в том смысле, что разные психические процессы и свойства личности развиваются неравномерно и непропорционально. Например, на какой-то стадии у человека интеллектуальное развитие может «опережать» формирование нравственных качеств, волевых свойств и других личностных характеристик. С другой стороны, такое несоответствие вызывает соответствующие противоречия, разрешение которых ведет к развитию, изменению соотношения между психическими функциями, построению межфункциональных связей и т.д.

3. «Метаморфозы» в развитии. Психическое развитие представляет собой цепь качественных изменений, превращений одной формы психической жизни в другую. Эти превращения (метаморфозы) происходят постоянно, но в одни периоды они проявляют себя отчетливо, а в другие – практически незаметны. Это и указывает на постоянную динамику внутреннего мира ребенка.

4. Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка. Психическое развитие предполагает не только «развертывание» (эволюцию) новых психических явлений, но и отмирание или преобразование (инволюцию) предыдущих. То, что было важным и определяющим для развития ребенка на какой-то возрастной стадии, на последующей – либо отмирает, либо преобразуется. Так, если ребенок научился говорить, он перестает лепетать. В случае если инволюционные процессы запаздывают, наблюдается инфантилизм: ребенок, переходя в новый возрастной период, проявляет в поведении и общении неразвитость и неадекватность.

В современной периодизации психического развития младший школьный возраст охватывает период от 6–7 до 9–11 лет. Выделение этого возраста в отдельный этап исторически произошло сравнительно недавно, и, поскольку содержание и социальные задачи его до сих пор не определены окончательно, его рамки нельзя считать неизменными.

В отечественной психологии у истоков исследования проблемы готовности к школьному обучению стояли Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин. Психологическая готовность к школьному обучению рассматривается как многокомпонентное образование, хотя единого мнения по поводу состава и уровня развития отдельных составляющих не существует.

Рассматривая своеобразие социальной ситуации развития и ведущей деятельности в каждый возрастной период, Д.Б. Эльконин выявил следующую закономерность: сначала ребенок ориентируется в основных смыслах человеческой деятельности и только потом осваивает общественно выработанные способы действия с предметами. Эти две линии усвоения нельзя рассматривать изолированно, так как они взаимодополняют друг друга. Но в каждом возрастном периоде одна из тенденций является преобладающей. Первая тенденция — развитие мотивационно-потребностной сферы, вторая — развитие операционно-технических возможностей. Д.Б. Эльконин выделил в детском возрасте шесть периодов, каждому из которых соответствует свой тип ведущей деятельности. Приложение 1.

Таким образом, психическое развитие осуществляется в процессе закономерной смены ведущего типа деятельности. Переходы от одного периода к другому сопровождаются значительными трудностями в отношениях взрослых и детей, так как ребенок «заявляет» о своих новых потребностях или умениях. Эти переходные периоды названы кризисами возрастного развития.

Рассмотрим интересующие нас кризисы, связанные с младшим школьным возрастом ребенка:

- кризис 7-ми лет. Переход ребёнка к более взрослому образу жизни – школе. Он уже обязан больше заниматься, нежели играть, как раньше. Игра и отдых теперь переходят на дальний план. Новообразования к концу кризиса: внутренний план действий, возникновение интегративного мышления, рефлексии, формирование иерархии побуждений, иерархии мотивов, рождение самооценки, собственная познавательная активность, умение кооперироваться со сверстниками, самоконтроль.

- кризис полового созревания «подростковый кризис». Этап взросления ребенка. Как правило, в этот период подростки переживают сильные психологические и эмоциональные перемены. Они сопровождаются повышенной возбудимостью, нервозностью, постоянным противоречием со старшими. Новообразования: умение детей произвольно регулировать свое поведение и управлять им, что становится важным качеством личности ребенка, чувство взрослости, складывается личная система ценностей, задается личный стиль мышления.

Ведущим видом деятельности младшего школьника является учебная деятельность. Включаясь в учебную работу, дети постепенно подчиняются ее требованиям, а выполнение этих требований предполагает появление новых качеств психики, отсутствующих у дошкольников. В данном возрасте происходит становление воли, которая обуславливает дальнейшее развитие всех психических функций. В области восприятия происходит переход от непроизвольного восприятия ребенка к целенаправленному произвольному. Также у младшего школьника появляются зачатки самосознания, что проявляется в развитии рефлексии, в следствие чего ребенок становится способным осознавать свои собственные изменения и изменения других людей. Дети к 7 годам приобретают некоторый опыт управления своим вниманием, самостоятельной его организацией. Под воздействием учебной деятельности изменяется характер мышления ребенка, его внимание и память. Память становится смысловой и произвольной, приобретает ярко выраженный познавательный характер. Относительно хорошо развита у детей и наглядно-образная память, имеются уже все предпосылки для развития словесно-логической памяти. Повышается эффективность осмысленного запоминания. Речь ребенка ко времени поступления в школу достаточно развита. Поведение приобретает черты произвольности, намеренности, осмысленности, способности следовать определенным правилам, нормам поведения.  

Все вышесказанное говорит об объективной психологической готовности к школьному обучению.  Также существует субъективная психологическая готовность, которая выражается в желании и стремлении ребенка учиться в школе, своеобразной готовности к новым формам взаимоотношений со взрослыми.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Возрастная периодизация Д. Б. Эльконин

Возрастной период

Ведущая деятельность

Новообразования возраста

Младенческий
(0-1 год)

Непосредственное эмоциональное общение

Потребность в общении. Эмоциональные отношения

Раннее детство
(1-3)

Предметно-манипулятивная
деятельность

Речь и наглядно-действенное
мышление

Дошкольный возраст (3-7)

Ролевая игра

Потребность в общественно значимой
и общественно оцениваемой деятельности

Младший школьный возраст
(7-11)

Учение

Произвольность, внутренний план
действия, самоконтроль, рефлексия

Подростковый
возраст (10-15)

Общение в процессе обучения, организационно-трудовой деятельности

Стремление к «взрослости», самооценка, подчинение нормам коллективной жизни

Ранняя юность (15-17)

Учебно-профессиональная

Происходит освоение профессиональных навыков и умений, операционная деятельность преобладает


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для развития психических процессов младших школьников

Представлены упражнения по развитию памяти, мышления, внимания, восприятия....

«Специфические задержки психического развития младших школьников . »

Исследование проблем школьной неуспеваемости ведется достаточно давно. Достигнуты заметные успехи в изучении задержек психического развития: разработаны методы диагностики  и коррекционной помощи...

Особенности психического развития младшего школьника

Особенности психического развития младшего школьника...

Особенности речевого развития младших школьников с ОВЗ (с задержкой психического развития)

Важнейшей предпосылкой нормального развития речи является достаточная сформированность когнитивных функций, определяет уровень развития познавательной деятельности....

Беседа с родителями: " Особенности физического и психического развития младших школьников" (с презентацией)

Младший школьный возраст охватывает период от 6 до 11 лет и определяется важнейшим этапом в жизни ребенка - его поступлением в школу. В это время происходит интенсивное биологическое развитие д...

"Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития."

1. Общая характеристика познавательной деятельности детей с ЗПР Учебная деятельность детей с ЗПР отличается ослабленностью регуляции деятельности во всех звеньях процесса учения: отсутствием достаточн...

Презентация "Особенности речевого развития младших школьников с задержкой психического развития"

В данной презентации в краткой и доступной форме изложены особенности речевого развития младших школьников с задержкой психического развития....