Презентация "Особенности речевого развития младших школьников с задержкой психического развития"
консультация по логопедии (1 класс)

Фадеева Юлия Михайловна

В данной презентации в краткой и доступной форме изложены особенности речевого развития младших школьников с задержкой психического развития. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie_mladshih_shkolnikov_s_zpr_prezentatsiya.pptx471.61 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности речевого развития младших школьников с задержкой психического развития Из опыта работы учителя-логопеда ГБОУ школа№ 922 Фадеевой Ю.М.

Слайд 2

Речевое развитие детей с ЗПР младшего школьного возраста качественно отличается как от речи нормально развивающихся сверстников, так и детей имеющих интеллектуальные нарушения Речь детей с задержкой психического развития удовлетворяет потребности повседневного общения и не имеет грубых нарушений лексики и грамматического строя, но им трудно грамотно выражать свои мысли, речевое высказывание детей отличается бессвязностью, отсутствием логики, ясности, выразительности.

Слайд 3

Ограниченность знаний и представлений об окружающем мире, сниженная познавательная и речевая активность у обучающихся с ЗПР приводит к бедности их словарного запаса У младших школьников отмечаются: Незначительный объём употребляемых слов. Своеобразие используемого словарного запаса - дети не чувствуют семантической значимости однородных слов и смешивают их по ситуативной близости. Трудности в понимании общеупотребительных слов и словосочетаний, которые относятся к отдалённому от повседневной жизни миру. Затруднения в понимании собирательных или абстрактных понятий, устойчивых выражений.

Слайд 4

Для ребенка с задержкой психического развития, получившего задание пересказать текст, важным является воспроизведение содержания текста наиболее подробно, с наибольшей точностью. Память ребенка захватывает на непродолжительное время слова и выражения из текста, требуемые для пересказа. Однако, задержанные памятью только для такой цели, они потом очень быстро «выветриваются», так и не входя в активный словарный запас ребенка.

Слайд 5

Для детей младшего школьного возраста с ЗПР характерно преобладание мономорфных нарушений звукопроизношения На первом месте находятся дефекты произношения свистящих и шипящих звуков, соноров . Преобладающими среди нарушений звукопроизношения у детей данной категории являются смешения звуков. Нарушение функционирования речедвигательного и речеслухового анализаторов, их взаимосвязи в значительной мере определяет тяжесть звукопроизносительных дефектов у младших школьников с ЗПР. Для детей этой категории характерны несформированность слухового восприятия и дифференциации звуков речи, низкий уровень развития фонематического анализа.

Слайд 6

Высказывания детей с задержкой психического развития нецеленаправленны, обычно они используют примитивные грамматические конструкции, затрудняются связно выразить свою мысль. При составлении предложений по опорным словам у детей появляются недочеты в грамматическом оформлении речи: - пропуски или избыточность членов предложения; - ошибки в управлении и согласовании; - ошибки в употреблении служебных слов; - ошибки в определении времени глагола; - структурная неоформленность высказывания .

Слайд 7

При изложении своих мыслей дети допускают следующие ошибки в построении предложений: легко соскальзывают с одной темы на другую, более знакомую; часто повторяют одни и те же фразы, что указывает на несформированность внутреннего речевого программирования и грамматического структурирования; используют сложные обороты речи - очень пространные сложноподчиненные предложения ( ребенок начав высказывание, не может его закончить). Для рассказов детей характерно увеличение доли существительных, местоимений, наречий, служебных слов , что вызвано трудностями в развертывании высказывания (предложение не строится каждый раз заново, а воспроизводится фразами или просто перечисляются субъекты и объекты действия). Неумеренное употребление служебных и вводных слов - результат неумения структурно оформить предложение.

Слайд 8

Нарушения чтения и письма у обучающихся с задержкой психического развития У обучающихся с ЗПР усвоение навыков чтения протекает с преодолением ряда недостатков и затруднений которые выявляются уже в период обучения грамоте: дети медленно запоминают буквы, смешивают сходные по начертанию графемы, недостаточно быстро соотносят звук с буквой, искажают звуковой состав слов, испытывают большие трудности в соотнесении прочитанного слова с определённым предметом, действием, признаком.

Слайд 9

Психофизиологической основой затруднений овладения чтением являются: замедленный темп приёма и переработки зрительно воспринимаемой информации; трудности установления ассоциативных связей между зрительным, слуховым и речедвигательным центрами, участвующими в акте чтения; низкий темп протекания мыслительных процессов, лежащих в основе осмысления воспринимаемой информации; слабость самоконтроля. На формирование навыка чтения сказываются затруднения в понимании детьми прочитанного, которые тормозят совершенствование беглости и правильности чтения. А недостатки техники чтения, в свою очередь, отрицательно влияют на понимание читаемых текстов.

Слайд 10

Обучающиеся 1-го дополнительного класса по окончании букварного периода, как правило, усваивают все буквы, и овладевают слоговым способом чтения Однако, для большинства детей представляет сложность дифференциация букв, имеющих сходные элементы. Школьники недостаточно овладевают звуковой основой йотированных гласных, путают буквы Е, Ё, Ю, Я. С трудом воспринимать мягкую согласную, перед гласными II ряда. Отмечаются в чтении детей перестановки, пропуски букв и слогов. Количество ошибок возрастает, когда встречаются слова со сложной слоговой структурой и со стечением согласных.

Слайд 11

Несформированность фонематического восприятия, нарушения лексико-грамматического строя речи и звукопроизношения являются основной причиной дисграфии у обучающихся с ЗПР 2-4 классов виды дисграфии : дисграфия , связанная с нарушением фонематического распознавания (акустическая и артикуляторно - акустическая); дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза; оптическая дисграфия . Ошибки обнаруживаются в условиях усложнения речевого материала и способа выполнения задания У детей отмечаются нарушения моторного акта письма, каллиграфии: - соскальзывание со строки, - непропорциональность величины букв, - неравномерное соотнесение элементов буквы, - нарушается плавность, ритмичность письма.

Слайд 12

Коррекционная работа с детьми с ЗПР, в частности работа по исправлению нарушений речи, очень важна, так как она создает предпосылки для дальнейшего развития ребенка. Без целенаправленного коррекционно-педагогического воздействия обучающиеся с задержкой психического развития часто оказываются не способны к усвоению минимума школьной программы. Психолого-педагогическая коррекция на протяжении всего ее срока должна быть систематической, комплексной, индивидуализированной. В условиях специально организованного обучения дети с ЗПР способны дать значительную динамику в развитии и усвоить многие знания и навыки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа учителя по развитию свойств внимания у младших школьников с задержкой психического развития

ОглавлениеВведение 4ГлаваI. Теоретические основы изучения свойств внимания у младших школьников с задержкой психического развития8 Характеристика внимания как познавательного процесса8...

"Развитие речи младших школьников с задержкой психического развития"

Статья содержит эффективные приемы, направленные на развитие речи младших школьников с ЗПР. К таким приемам относится работа со словарными словами, которая проходит в 4 этапа и способствует лучшему за...

Развитие внимания младших школьников с задержкой психического развития

В работе описывается:Понятие внимания детей с нарушениями в развитии интеллекта  в психолого-педагогической литературеОсобенности внимания детей с задержкой психического развитияОсобенности...

Статья: "Внеклассная работа как средство развития основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития"

Статья представлена в сборнике:  // Materialy X Mezinarodni vedecko-practicka konference, Veda a Vznik, Dill 19 Pedagogika, Praha Publishing House “Education and Science” s.r.o., 27.12.2013. – 05...

Статья по теме: «Самомассаж кистей рук как средство стимуляции развития речевых зон коры головного мозга у младших школьников с задержкой психического развития»

В статье приводится два комплекса самомассажа кистей рук, адаптированных для учащихся начальной школы с задержкой психического развития, для применения их элементов на различных занятиях в качестве ал...

"Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития."

1. Общая характеристика познавательной деятельности детей с ЗПР Учебная деятельность детей с ЗПР отличается ослабленностью регуляции деятельности во всех звеньях процесса учения: отсутствием достаточн...