статья
статья

Татьяна Александровна Дегтярёва

ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ   МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ с ОВЗ В ПРОЦЕССЕ ПРАВОПОЛУШАРНОГО РИСОВАНИЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья17.67 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ   МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ с ОВЗ В ПРОЦЕССЕ ПРАВОПОЛУШАРНОГО РИСОВАНИЯ

Т.А. Дегтярёва

Учитель начальных классов МОУ «Сейкинская СОШ»

 Дети с ОВЗ достаточно сложный контингент в процессе обучения. Среди обучающихся высокий процент детей с нарушением психоэмоционального развития. Дети, как правило, быстро устают, фон настроения пониженный,  низкая самооценка, страхи, повышенный уровень тревожности, неуверенность в своих силах.

Данные проблемы необходимо устранять, так как у ребенка возникают пробелы в образовательном процессе. Поэтому очень важно обучать ребенка приемам эмоциональной саморегуляции.

Существует много способов психологической саморегуляции.  Я использую методику правополушарного рисования для формирования  эмоциональной саморегуляции у младших школьников с ОВЗ.

 Методика правополушарного (интуитивного) рисования способствует развитию творческого мира ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Помогает  уравновесить эмоциональное состояние ребенка через творческую реабилитацию.

Рассмотрим опыт формирования эмоциональной саморегуляции младших школьников с ОВЗ  в процессе правополушарного рисования на базе Муниципального общеобразовательного  учреждения  «Сейкинская средняя общеобразовательная школа» Чойского района Республики Алтай. В школе была разработана и реализована серия занятий правополушарного рисования  направленных на формирование эмоциональной саморегуляции младших школьников.

Таблица  1     Фрагмент  тематического планирования занятий

Тема занятия

Формирующие нравственные качества

Место моего настроения

Побуждение к творческой деятельности, развитие умения выражать свои чувства

Интуитивная живопись. Пейзаж.

Развитие восприятия прекрасного,  развитие умения выражать свои чувства

Хоровод (коллективный рисунок)

Развитие восприятия прекрасного,  развитие умения выражать свои чувства

Кто это? Что это? (кляксография)

Развитие восприятия прекрасного,  развитие умения выражать свои чувства

Что на что похоже? (кляксография на стекле)

Развитие восприятия прекрасного,  развитие умения выражать свои чувства

Рельефный рисунок (печатная кляксография)

Развитие восприятия прекрасного,  развитие умения выражать свои чувства

Стихии в движении (спонтанный рисунок)

Развитие восприятия прекрасного,  развитие умения выражать свои чувства

Маски (символичное рисование)

Развитие восприятия прекрасного,  развитие умения выражать свои чувства

Одеяло заботы (рельефное рисование)

Развитие восприятия прекрасного,  развитие умения выражать свои чувства

Рисунок музыки (интуитивное рисование пальцами)

Развитие восприятия прекрасного,  развитие умения выражать свои чувства

Как видим из таблицы 1, серия занятий по формированию эмоциональной саморегуляции  младших школьников с ОВЗ в процессе  правополушарного  рисования  включала в себя различный материал,  начиная от рисования своего настроения, заканчивая  интуитивным рисованием пальцами.  Например, на занятии по теме «Место моего настроения», целью которого было побуждение к творческой деятельности, дети развивали  умения понимать себя, преодолевать внутренний страх, сопротивление, тормозящие личностное развитие. Учащиеся на листе формата «А4» красками разных цветов (по настроению) рисовали линии, накладывая одну на другую.  Далее, на полностью закрашенном листе,  дорисовывалось то, что хотелось детям.  При обсуждении готовых работ участники отвечали на вопросы: какие чувства возникали в начале и в конце рисования; как называется картина; легко ли было рисовать, каково общее впечатление от занятия.

На занятии по теме «Интуитивная живопись. Пейзаж» учащиеся апробировали свои возможности в  технике нанесения цветных точек на фон, покрытый белой гуашью. Затем анализировали свою работу. На занятии по теме «Стихии в движении» (спонтанный рисунок)    учащимся предлагалось передать свои чувства посредством следующих изображений:        

- «движущейся» воды (струя фонтана, волна, водопад, водоворот и т.п.);

        - горящего или затухающего огня (пламя костра/свечи, закат, восход солнца);

        - воздуха (ветер, облака, ураган);

        - кроны дерева (растущего, качающегося);

        - земли (гора, степь, пустыня);

Каждый ученик выбирал свой вариант рисунка. На занятии по теме «Кто это? Что это? (кляксография)» дети давали волю своей фантазии, будили свое воображение. Наслаждались яркими красками продуктов  своего творчества. На альбомном листе предлагалось любой краской сделать несколько клякс, затем лист бумаги складывался пополам, сгиб и лист проглаживался, кляксы внутри листа растекались. Затем лист раскрывался, и на развороте получившуюся кляксу надо было  дорисовать так, что бы получилось  узнаваемое изображение. Целью занятия по теме «Рисунок музыки (интуитивное рисование пальцами)» была концентрация на внутренних ощущениях, сравнение своих чувств, полученных в процессе выполнения работы, и по результатам готовой работы; расширение границ восприятия. Учащиеся под музыку («Вальс цветов» П.И.Чайковского) выполняли спонтанный рисунок. Упражнение предполагает работу только с помощью пальцев рук, без использования кисти. Таким образом, полученные результаты свидетельстуют об эффективности подобранных нами занятий, направленных на повышение формирование эмоциональной саморегуляции у младших школьников с ОВЗ в процессе интуитивного рисованияи может использоваться в дальнейшем  учителями начальных классов и психологом.  

Наблюдения за младшими школьниками в процессе проведения описанных выше занятий показали, что эмоциональная саморегуляция формируется, опираясь на опыт личностных переживаний, взаимодействия со сверстниками и педагогами в процессе творческой деятельности. Большим потенциалом для этого обладает правополушарное рисование.

Библиографический список

1.Арт-педагогическое сопровождение духовно-нравственного развития личности [Текст] / В. П. Анисимов, А. Ю. Сметанина: Монография. – Тверь: Изд-во Тверь: ГУ, 2011. – 280 с.

2.Бабанский, Ю.К.  Педагогика [Текст] / Ю.К. Бабанский: - М., Просвещение, 2011.- 122 с.

3.Борев, Ю. В. «Эстетика» [Текст] / Ю.В. Борев. - М., изд-во Просвещение, 2010. - 68 с.

4.Вальдес Одриосола М.С. Интуитивное рисование: Развитие творческих способностей средствами арт-терапии / [Текст] / М.С. Вальдес  Одриосола //. – М., 2009. – 80 с.

5.Данилюк, А.Я.  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А.Я Данилюк. - М.: Просвещение, 2011. – 57 с.

6.Ильина, Е. Воспитание искусством [Текст] / Е. Ильина // Искусство в школе. - 2009. - № 1. - С.13 - 15.

7.Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст]/ Е.П. Ильин.- Питер: СПб:, 2014 – 434 с.

8.Яновская, М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера  личности / [Текст] / М.Г.  Яновская // Классный руководитель.- 2013.- №4 - с.24-29.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как не стать моральным "уродом"- статья

Меня очень заинтересовала статья Т. Шишовой-журналистки, которая беседовала с кандидатом социологических наук Наталльей Ефимовной Марковой, которая занимается изучением воздействия на детей и подростк...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников.Статья предназначенадля воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...

Статья в сборнике научных статей

Научные статьи по психологии....

статья "КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ"

Статья для родительского собрания учащихся 3 класса....

Научные статьи и статьи обобщающие педагогический опыт

Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений...