Условия адаптации младшего школьника к учебной среде.
статья

Ханова  Марина Александровна

Целью практической психологической работы с обучающимися должно быть: психологическое здоровье и  адаптация к школе, куда входит  психическое и личностное развитие 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_.doc26.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие интеллектуальной и личностной сферы как условие адаптации младшего школьника в образовательной среде.

Актуальность темы обусловлена новыми требованиями, предъявляемыми человеку в современном мире. Чтобы жить и успешно функционировать в чрезвычайно мобильном и динамичном обществе, человек должен обладать двумя противоположно направленными рядами качеств. Во первых - он должен обладать устойчивым, твердым ядром личности, мировоззрением, нравственными убеждениями. Во вторых - он должен обладать высокой психологической мобильностью, гибкостью, способностью усваивать и перерабатывать новою информацию и создать нечто новое, т.е. быть хорошо социально адаптированным в обществе. Более конкретная задача стоит перед психологом в школе: психологическое сопровождение учащегося в период адаптации к новым социальным условиям (школьная адаптация).

Для психологов, родителей, учителей и самих детей эта проблема очень актуальна. И лишь в последнее время стали все больше и больше понимать, что целью практической психологической работы с детьми должно быть психологическое здоровье ребенка, а его адаптация к школе куда входит его психическое и личностное развитие - условие и средство достижения этого здоровья.

Адаптация - это состояние содержащее в себе перспективу .Школьную адаптацию определяют как соответствие психологического статуса ребенка психолого-педагогическим требованиям. Статус школьника представляет собой систему характеристик психического состояния и поведения ребенка, важных для его успешного обучения и всестороннего развития. Это характеристики познавательной сферы, личностного и мотивационного развития, система отношений ребенка к миру, самому себе и значительным формам деятельности; особенности поведения в не учебных и учебных школьных ситуациях. Социально педагогическая ситуация, в которую попадает ребенок с начала обучения в 1-м классе,  предъявляет определенные требования к уровню развития и содержащего названных выше характеристик.

Соответствие психолого-педагогического статуса ребенка предъявляемым ему школьным требованиям рассматриваются как показатель адаптации. Недостаточное развитие важнейших характеристик психического состояния и поведение ребенка, их содержательное несоответствие предъявляемым требованиям служат индикатором социально-психологической дезадаптации ребенка в школьной среде.

Школьная дезадаптация - это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликты отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.

Адаптация к школе - это многофакторный и динамический процесс, имеющий определенную специфику на начальном этапе обучения и включающий систему интеллектуально-личностных характеристик обучаемого.

При оценке успешности адаптации к школе детей наиболее информативными являются следующие критерии интеллектуального развития: высокие показатели зрительно-моторной координации, высокий уровень сформированности мыслительных операций, академическая успеваемость и личностного развития: самооценки личности, мотивы учения, сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения.

Рекомендации психолога по индивидуальным особенностям помогают учителю правильно реализовать дифференцированный подход к обучению, выработать адекватные требования к учащимся в период адаптации.

Сложная и многообразная проблема адаптации детей к школе исследуется специалистами разных направлений: психологами (Ф.Б. Березин, В.В. Давыдов, И.В. Дубровина, и др.), педагогами (Ш.А. Амонашвили, В.Г. Щур, Е.А. Ямбург и др.), медицинскими работниками и физиологами.

Таким образом существует  перед педагогом – психологом стоит проблема, которая заключается в том, что недостаточный учет интеллектуально-личностных особенностей детей на начальном этапе обучения ограничивает их развивающие возможности, снижает качество образовательного процесса и усложняет адаптационный процесс.

 Для этого необходимо изучать особенности интеллектуального и личностного развития первоклассников и развить наиболее значимые, определить условия их формирования для успешной адаптации к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Условия социальной адаптации младших школьников.

 Социальная адаптация является неотъемлемой частью обучения в школе. Создание благоприятных условий адаптации ребенка к школе  является важнейшим фактором обеспечения преемственности в ее развитии. Ка...

Культурно-образовательная среда как условие воспитания младших школьников.

Урочная и внеурочная деятельность во ФГОС рассматривается как система условий и предпосылок для личностного становления и культурного саморазвития обучаемого.Культурно-образовательная среда помогает о...

Культурно-образовательная среда как условие воспитания младших школьников.

Урочная и внеурочная деятельность во ФГОС рассматривается как система условий и предпосылок для личностного становления и культурного саморазвития обучаемого. Культурно-образовательная среда помогает ...

ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С АДАПТАЦИЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ

Рассматриваются проблемы адаптации младших школьников в условиях реализации инновационных технологий обучения...

Формирование и развитие коммуникативных навыков речи как условие успешной социальной адаптации младших школьников.

Особое значение придаётся формированию коммуникативных действий, которые необходимы для общения ребёнка в социуме (школа), с близкими (дом) и сверстниками. Сформированность коммуникативных УУД обусл...

Статья "АДАПТАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"

Как помочь ребенку, попавшему в новую для него обстановку,  адаптироваться....

Проблема адаптации младших школьников с моторной алалией в условиях инклюзивного образования Е.Н. Кутузова, О. Н. Рублевская

Презентация практического опыта по адаптации детей с моторной алалией в условиях инклюзивного образования на базе общеобразовательной школы (представили учителя-логопеды Елена Николаевн...