Тренинг для педагогов «Внутренняя сила»
методическая разработка

Лукашова Олеся Валерьевна

В рамках реализации мероприятий Недели психологии 20.04 педагог - психолог Лукашова О.В. провела для педагогов тренинг "Внутренняя сила" направленный на коммуникацию, дружеское отношение, взаимоуважение и умение позитивно воспринимать другого человека. Педагоги выполняли упражнения на отработку техники регуляции эмоционального напряжения в коммуникации; на снятие мышечного напряжения. Все участники тренинга остались довольны, получили массу положительных эмоций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_pedagogi.docx35.8 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг для педагогов «Внутренняя сила»

Ход тренинга:

Приветствие. «Имена-настроения»

Психолог: Здравствуйте коллеги! Сегодня я проведу для вас тренинг «Внутренняя сила» направленный на коммуникацию,  дружеские отношения и взаимоуважение, а также умения позитивно воспринимать другого человека.

Перед началом дальнейшей работы, я думаю, нам стоит вновь познакомиться. На некоторое время забудьте о том, что у Вас есть отчество.

Предлагаю  по очереди назвать свое имя и без слов, показать с каким настроением вы пришли сегодня на тренинг.

        Упражнение 1. «Список общих качеств»

Цель упражнения: отработка техники регуляции эмоционального напряжения в коммуникации, создание условий для формирования и поддержания устойчивых дружеских взаимоотношений на основе сходства.

Время: 25 минут.

Психолог: «Сейчас мы с вами выполним упражнение, которое даст возможность понять, что у вас с собеседником есть много чего общего. Для выполнения упражнения распределитесь на пары. Ваша  задача – обсудить в паре какую-либо ситуацию, новость или просто поговорить «за    жизнь».    Внимательно    слушайте,    что    говорит    партнер.    Подумайте, что объединяет вас с этим человеком. На беседу вам дается 5 минут. После беседы, возьмите листы и напишите список из 10 качеств, признаков, объединяющих вас с собеседником.

Затем по очереди представьте своего партнера по упражнению, зачитывая составленный список. Участник, которому этот список адресован, должен реагировать, например, «я согласен» или «я подумаю над этим», если он сомневается. Давайте обсудим, что у вас получилось.

Вопросы для обсуждения:

Если возникли сложности при выполнении упражнения, то какие и почему? Как изменилось ваше состояние в результате этого упражнения? (Стали лучше понимать друг друга, стали психологически ближе к этому человеку, некоторые неприятно удивлены тем, что им сказали другие).

Упражнение 2. «Моечная машина»

Цель упражнения: снятие мышечного напряжения, сокращение дистанции в общении.

Психолог: Вам нужно встать в две шеренги лицом дуг к другу. Первый человек становится «машиной», последний – «сушилкой». «Машина» проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка» должна его высушить – обнять. Прошедшая «мойку» «машина» становятся «сушилкой», сначала шеренги идет следующая «машина» поочередно чередуясь с каждого ряда.

Вопросы для обсуждения:

- Какие чувства испытали? В какой роли больше понравилось быть? Приятно получать добро и дарить его другим? Чему учит это упражнение? (Быть снисходительным к кому – либо, терпимости (толерантности).

Упражнение 3. «Закон гармонии»

Цель упражнения: формирование культуры межличностной коммуникации, дружеских отношений и взаимоуважения.

Время: 20 минут.

Психолог: «В обществе существует неписаный закон общения и межличностных отношений. Если придерживаться этого закона, то можно не допустить развития конфликтов. Закон гласит: «Позволяя себе – позволяй другим. Запрещая другим – запрещай себе». Выполнение правил закона избавляет нас от взаимных упреков, недопонимания. Но понятие нормы отношений каждый из нас воспринимает и оценивает по-своему. Так, например, мы не позволяем другим повышать на нас голос, указывать, критиковать нас, устанавливать нам запреты. Вместе с тем, порой сами кричим на других, ругаем и поучаем их, стараемся ограничить их действия. Сейчас мы выполним упражнение, которое позволит проанализировать, как часто у вас получается придерживаться закона гармонии. Лист разделен на две части:

  1. часть   –   «Позволяю   другим,   запрещая   себе».   Перечислите   действия и   способы   поведения,   которые   вы   запрещаете   себе,   но   которые   при   этом в исполнении других людей кажутся вам нормальными и не требующими запрета. Например, сами вы не позволяете себе подшучивать над людьми, но не делаете замечаний, если подшучивают над вами.

часть – «Запрещаю другим, позволяя себе». Перечислите действия, которые вы разрешаете себе, но запрещаете окружающим, например, критиковать, оценивать, лениться. Позволяете ли вы себе: опаздывать, повышать голос на других, игнорировать чье-то мнение, критиковать кого-то и др. После выполнения упражнения обсудим, что у вас получилось.

Вопросы для обсуждения:

 - Устраивает ли вас результат, который вы получили? Есть ли необходимость и желание что-то изменить в своем поведении?

Упражнение 4.  «Сосулька» («Мороженое»)

Цель упражнения: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Психолог: Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы — сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1–2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Это упражнение можно выполнять лежа на полу.

Обратите внимание на то, как приятно быть растаявшей сосулькой, запомните эти ощущения расслабленности, покоя и прибегайте к этому опыту в напряженных ситуациях.

Упражнение 5. «Рассказ о хорошем человеке»

Цель упражнения: формирование умения позитивно воспринимать другого человека, развитие коммуникативной компетентности.

Время: 15 минут.

Психолог: «Сейчас мы проведем упражнение, которое поможет позитивно воспринимать собеседника и развивает такую важную черту характера, как   дружелюбие. Запишите   свои   имена   на   карточках и положите их в мешочек, затем мы перемешаем их, и вы достанете карточку с именем другого человека (если достали свое, скажите, пожалуйста, об этом). Каждому надо составить небольшой рассказ   о   том   человеке,   чью   карточку он вытянул, раскрыв при этом умения, достижения, хорошие качества этого человека. На карточке под именем записывают три лучших качества этого человека.

Далее каждый участник рассказывает о своем герое. Остальные   должны угадать, о   ком   рассказ.   Когда   имя   угадано,   карточка   возвращается владельцу. После выполнения упражнения проведем обсуждение».

Вопросы для обсуждения:

- Что вам больше понравилось: рассказывать о ком-то или слушать о себе?

- Как вы думаете, какому ценному для дружбы качеству нас может научить это упражнение? (Умение видеть хорошее в людях).

Упражнение 6. «Тропический лес»

Цель упражнения: Снятие эмоционального напряжения.

Психолог: Сейчас мы с вами отправимся в тропический лес. Сядьте удобно, чтобы ничто не мешало Вам слушать свое тело, прислушиваться к своим ощущениям.

Представьте, что вы находитесь в тропическом лесу, этот лес кажется Вам таинственным и загадочным. Он как будто спит, и время здесь течет медленнее, чем обычно.

Вы смотрите вокруг и видите деревья с извивающимися ветвями. Видите высокие кусты с длинными, свисающими вниз листьями. Они покрыты мелкими волосками и от этого кажутся бархатными.

Вся растительность, окружающая Вас, имеет фиолетовые, розовые, нежно-зеленые тона. Лес не таит никакой опасности.

Вы чувствуете себя уверенно и спокойно. Вы идете по тропинке, наблюдаете, как солнце тонкими полосками пробивается сквозь кусты и ветви.

Вы ощущаете силу и энергию в своем теле. Ваше тело прекрасно. Вы молоды и здоровы, кожа покрыта легким загаром. Вы ощущаете силу и энергию в своем теле. Вы идете легкой и уверенной походкой. Дышите полной грудью.

Вот справа, прямо у тропинки, Вы замечаете родник, он бьет прямо из земли, образовав маленький бассейн. Из бассейна вода тонким ручейком убегает в лес.

Вы присели на корточки и опустили в бассейн пальцы левой руки, вода оказалась теплой. Вы держите руку в воде, чувствуете, что тепло медленно поднимается вверх по руке, согревает руку до локтя, до плеча, согревает левую половину туловища, распространяется на всю грудную клетку. Прислушайтесь к своим ощущениям, тепло приносит Вам приятное расслабление и покой.

Ваше сердце бьется ровно, дыхание ровное, спокойное. Вы посидели немного у родника и продолжаете свой путь. Походка легкая, невесомая. Вы полны энергии. Вы ощущаете свободу. Вы счастливы.

Вы молоды и прекрасны. Вы сильны и здоровы. Вы любите жизнь. И она любит Вас.

Вопросы для обсуждения:

- Что вы чувствуете?

Ведущий:  В самом начале каждый из вас показал без слов, с каким настроением пришел на тренинг, скажите, что-то изменилось? Упражнения, которые вы сегодня выполняли, были для вас полезны? Будете ими пользоваться?

Упражнение 7. «Волшебная шкатулка»

Цель упражнения: поднятие настроения.

Психолог: Я вам предлагаю завершить нашу встречу приятным предсказанием. Достаньте по одной записке из волшебной шкатулки (вазы, мешочка), которая подскажет вам, что вас ожидает сегодня или что вам нужно сделать в ближайшее время.

Варианты пожеланий:

- Тебе сегодня особенно повезет!

- Жизнь готовит тебе приятный сюрприз!

- Наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь!

- Люби себя такой, какая ты есть, - неповторимой!

- Сделай себе подарок, ты на него заслуживаешь!

- Сегодня с тобой вместе радость и спокойствие!

- Сегодня твой день, успехов тебе!

- Все твои желания и мечты реализуются, поверь в это!

Можно также пожелать педагогам создать такую шкатулку у себя дома и каждое утро доставать из нее по одной записке. Эти пожелания волшебным образом влияют на настроение людей, подбадривают, придают уверенности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внутренние силы Земли.

Презентация "Внутренние силы Земли" предназначена для проведения урока окружающего мира во 2 классе по системе Л.В. Занкова. Презентация дополняет учебный материал....

Тестовая работа по окружающему миру 2 класс по теме: «Внутренние силы Земли»

Тестовая работа по окружающему миру по теме "Внутренние силы Земли" позволит быстро проверить знания учащихся по данной теме....

Тренинг для педагогов

Разработка тренинга для педагогов "!Профилактика эмоционального выгорания"...

Психологический тренинг для педагогов по формированию навыков снятия эффекта эмоционального выгорания

Цель тренинга:Познакомить участников с понятиями, которые характеризуют эмоциональное истощение;Отработать умение и навыки психологической саморегуляции и трансформации отрицательных переживаний...

Программа занятий с элементами социально-психологического тренинга по формированию внутренней позиции педагога в условиях реализации ФГОС

Качество обучения и здоровье учащихся напрямую зависит от личности учителя, и прежде всего, его профессионально-педагогической направленности, ценностных ориентаций,   нравственных...

ЗАНЯТИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ «СОХРАНИМ СВОЁ ДУШЕВНОЕ ЗДОРОВЬЕ»

СНЯТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И  МЫШЕЧНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ У ПЕДАГОГОВ. ПОМОГАТЬ ВИДЕТЬ ПРЕКРАСНОЕ ВОКРУГ СЕБЯ. СПОСОБСТВОВАТЬ ПОЗИВНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ МЕЖДУ ПЕДАГОГАМИ....

Тренинг для педагогов. Тема: «Проблемы общения педагога с родителями»

План занятияТренинг взаимодействия педагога с родителями:- Первый этап тренинга посвящен применению психологических знаний при общении с родителями в своей педагогической практике.- Второй этап посвящ...