Психологический тренинг для педагогов по формированию навыков снятия эффекта эмоционального выгорания
материал на тему

Суркина Любовь Николаевна

 

Цель тренинга:

  1. Познакомить участников с понятиями, которые характеризуют эмоциональное истощение;
  2. Отработать умение и навыки психологической саморегуляции и трансформации отрицательных переживаний в положительное эмоциональное состояние.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологический тренинг для педагогов по формированию навыков снятия эффекта эмоционального выгорания

Цель тренинга:

  1. Познакомить участников с понятиями, которые характеризуют эмоциональное истощение;
  2. Отработать умение и навыки психологической саморегуляции и трансформации отрицательных переживаний в положительное эмоциональное состояние.

Данный тренинг направлен на решение следующих задач:

  1. Формирование адекватного отношения к трудностям, возникающим в профессиональной деятельности.
  2. Развитие у педагогов навыков самооценки неблагоприятных психических состояний.
  3. Развитие у педагогов умения использовать психотехнические приемы, способствующие достижению и поддержанию высокой психической, духовной и физической формы.
  4. Расширение возможностей использования педагогом механизмов реальной компенсации, обеспечивающих восприятие профессиональной жизни как творческой задачи.

Преимущества групповой формы работы: Групповой опыт противодействует отчуждению; группа отражает общество в миниатюре; возможность получения обратной связи и поддержки от участников группы; в группе участники могут экспериментировать с различными стилями отношений.

Структура программы: Программа разработана с учетом особенностей педагогического коллектива средней общеобразовательной школы, каналов восприятия информации педагогами с различным стажем работы.

Этапы освоения программы:

  1. Понимание получаемой информации.
  2. Осознание потребности.
  3. Донесение информации о содержании того или иного навыка.
  4. Формирование навыков стрессопреодолевающего поведения.
  5. Отработка полученных навыков.
  6. Перенос навыков, освоенных на занятиях, в повседневную жизнь,

Основные компоненты работы:

  1. Потребностно - мотивационный – обеспечивает у участников потребность в саморазвитии.
  2. Аксиологический - предполагает осознание участником ценности, уникальности себя, окружающих, единства с миром во всей его полноте.
  3. Образовательный — обеспечивает знаниями о: чувствах, эмоциях, конструктивных способах преодоления синдрома эмоционального выгорания.

Методы работы

Групповая работа

Ролевые игры

Рисуночные методы

Ритуалы

Элементы сказкотерапии

Групповое обсуждение

Когнитивные методы

Элементы телесно-ориентированной терапии

Разминки

Критерии эффективности:

  1. Развитие стратегий проблемно - преодолевающего поведения.
  2. Развитие поведенческой стратегии поиска социальной поддержки.
  3. Уменьшение поведенческой стратегии избегания.
  4. Повышение личностных ресурсов.

Ожидаемый результат:

  1. Расширение педагогом восприятия образа собственного «Я»;
  2. Ознакомление с приемами, способствующими раскрытию новых ресурсов жизненной энергии;
  3. Выражение себя с максимальной глубиной, формирование гармонии ума, души и тела.

Схема типового занятия

Часть занятия

Содержание

Время

Подготовка

Ритуал. Упражнения на сплочение группы. Выход на новые понятия.

10 мин

Введение в тему

Обсуждение новых понятий.

15 мин

Основная часть

Формирование адекватного восприятия приемов работы и умений

40 мин

Завершение занятия

Закрепление расширенного состояния сознания образа «Я»

20 мин

Прощание

Рефлексия. Ритуал.

5 мин

Темы занятий

1. Знакомство

2. Мир чувств и эмоций

3.. Удивление

4. Непонимание

5. Обида

6..Грусть

7. Гнев.

8. Замороженные чувства

9. Радость

10. Любовь

Занятие 1. Знакомство.

Назначение:

  • обозначить начало занятий, создать особую атмосферу взаимодействия участников;
  • включение в работу, снятие накопившегося напряжения;
  • сплочение, создание группового доверия и принятия.

Выработка ритуала приветствия для дальнейшей работы. Разминка «Поиск сокровищ». Упражнение «Наши ожидания». Основные принципы групповой работы. Упражнение «Календарь настроения». Упражнение «Метафора проблемы». Игра «На что похоже мое настроение». Ритуал прощания.

Занятие 2. Мир чувств и эмоций.

Назначение:

  • осознание и принятие своих чувств;
  • анализ воздействия на человека позитивных и негативных чувств;
  • укрепление уверенности в себе;
  • стимулирование готовности к общению;
  • формирование опыта присвоения различных ролей, развитие навыка смены эмоций при вхождении в роль.

Разминка «Скажи – ка, дядя». Игра К. Фопеля «Радуга». Упражнение «Разговор со сменой позиций». Упражнение. «Впечатления». Ритуал прощания.

Занятие 3. Удивление.

Назначение:

  • осознание и принятие своих чувств;
  • освоение эффективных способов снятия внутреннего напряжения.

Разминка «Перекусы». Упражнение «Вербальное и невербальное выражение удивления». Упражнение «Удивительные истории». Упражнение «Ассоциации». Мозговой штурм «Способы саморегуляции в ситуации стресса». Упражнение «Комплименты». Прощание.

Занятие 4. Непонимание.

Назначение:

  • прорабатывание путей достижения взаимопонимания;
  • обсуждение ситуаций, когда понимания не достигается, путей, которые используются для лучшего понимания друг друга;
  • развитие невербальное общение, сплочение группы;
  • совершенствование навыка сотрудничества.

Разминка «Заросли». Упражнение «Зеркало». Упражнение «Когда мы не понимаем». Упражнение «Хочу - не хочу, но делаю... ». Сказка «Талант». Прощание.

Занятие 5. Обида.

Назначение:

  • умение признавать свою обиду и высказывать ее;
  • формирование умения конструктивного способа избавления от обиды;
  • умение прислушаться к состоянию другого человека;
  • умение выйти на доверительный контакт с собеседником;
  • развитие умения распознавать телесные эмоциональные состояния, соответствующие различным чувствам и эмоциям.

Разминка «Подуй на свечу». Зачин сказки. Упражнение «Мне обидно, когда...» Обсуждение-игра «На что похожа обида». Упражнение «Сказка сказке рознь». Обсуждение «Этапы конструктивного избавления от обиды». Упражнение «Мусорное ведро». Прощание.

Занятие 6. Грусть.

Назначение:

  • осознание и принятие своих чувств, работа с негативными чувствами;
  • освоение эффективных способов снятия внутреннего напряжения, приемов саморегуляции.

Разминка. Упражнение «Передай движение». Упражнение «Сказка о милостивой судьбе». Обсуждение «Мне бывает грустно, когда...». Упражнение «Рисунок грусти». Упражнение «Танцы-противоположности». Упражнение «Веревка». Прощание.

Занятие 7. Гнев.

Назначение:

  • осознание и принятие своих чувств, работа с негативными чувствами;
  • освоение эффективных способов снятия внутреннего напряжения, приемов саморегуляции.

Разминка. Игра «Выведи из равновесия». Обсуждение. Игра «Кричалка». Упражнение «Рубка дров». Упражнение «Медитация». Упражнение «Сосредоточение на эмоциях и настроении». Упражнение «Ха!». Прощание.

Занятие 8. Замороженные чувства.

Назначение:

  • осознание своих «замороженных» чувств, работа с ними;
  • освоение эффективных способов снятия внутреннего напряжения, приемов саморегуляции.

Разминка. Упражнение «Броуновское движение». Упражнение «Огонь – лед». Игра «Замороженный и реаниматор». Упражнение «Звуковая гимнастика». Танец «Пять движений». Рефлексия. Прощание.

Занятие 9. Радость.

Назначение:

  • развить умение пользоваться языком жестов, мимикой, телом для эффективной невербальной коммуникации, осознание и передача переживаемых эмоций;
  • способствовать созданию атмосферы доброжелательности и концентрации внимания на радостных эмоциях

Упражнение «Мудрец из храма». Упражнение «Лабиринт». Упражнение «Слепой — поводырь». Упражнение «Групповое рисование по кругу». Упражнение «Джаз тела». Игра «Послание самому себе». Упражнение «Пожелание». Рефлексия «Мне сегодня».Прощание.

Занятие 10. Любовь.

Назначение:

  • научиться пользоваться всем арсеналом невербального общения для того, чтобы подкрепить и усилить значение выражения эмоции любви;
  • выявить и продемонстрировать участникам остроту противоречивых подходов к стремлению человека принимать любовь и дарить ее другим;
  • способствовать преодолению психологических барьеров, препятствующих проявлению любви к себе, любви к другим людям, путем развития спонтанности участников тренинга.

Разминка. Игра «Импульс». Упражнение «Картина па спине». Упражнение «Спинка». Обсуждение «Как на языке мимики и жестов проявляется любовь». Упражнение «Улыбка». Упражнение «Сочини сказку». Упражнение «Рисунок будущего». Рефлексия. “Мне сегодня...” Прощание. Упражнение. «Чемодан пожеланий».

1 занятие. Знакомство

1. Подготовка. Выработка ритуала приветствия для дальнейшей работы.

Разминка «Поиск сокровищ».

Это замечательная разминка для первой встречи с группой. Основное внимание уделяется обмену информацией о личных интересах и пристрастиях участников [эмоциональная, когнитивная, психомоторная].

Попросите участников записать три их увлечения, не связанные с педагогикой (футбол, домашние животные, сад/огород, музыка…), а затем предложите им найти в аудитории, по крайней мере, двух человек со сходными пристрастиями.

2. Введение в тему. Упражнение «Наши ожидания».

Каждый из нас чего-то ожидает от нового дела. Что Вы ждете от этого тренинга? (Каждый участник записывает свои ожидания в правой колонке на листке). Корректировка запроса.

С помощью мозгового штурма выход на понятие «эмоциональное выгорание». Выстраивание каждым участником своих целей в тренинге, своих ресурсов и ограничений. Заполнение первой таблицы «Дневника тренинга» (см. Приложение, бланк 1)

Обсуждение. Основные принципы групповой работы.

  1. Принцип активности заключается в вовлечении участников тренинга в проигрывание той или иной ситуации, выполнение упражнений, наблюдение за поведением других по специальной схеме. Принцип активности опирается на известную из области экспериментальной психологии идею: человек усваивает десять процентов того, что слышит, пятьдесят процентов того, что видит, семьдесят процентов того, что проговаривает, и девяносто – того, что делает сам.
  2. Принцип исследовательской творческой позиции заключается в том, что в ходе тренинга участники группы осознают, обнаруживают, открывают идеи, закономерности, уже известные в психологии, а также, что особенно важно, свои личные ресурсы, возможности, особенности. В тренинговой группе создается креативная среда, основными характеристиками которой являются проблемность, неопределенность, принятие, безопасность.
  3. Принцип осознания поведения заключается в переводе импульсивных поступков участников в поле осознаваемого с помощью механизма обратной связи, получаемой каждым участником от других членов группы.
  4. Принцип партнерского общения предполагает учет каждым участником интересов других в процессе межличностного взаимодействия, а также их чувств, эмоций, переживаний, признание ценности личности другого человека.

Обсуждение в мини – группах общих целей участников тренинга, обсуждение вопросов о том, какие могут быть ограничения у педагогов в ходе данного процесса самоизменения, саморазвития. Выделение главных профессиональных и личностных ресурсов человека, которые помогают раскрыться и достичь наилучших результатов по снятию синдрома выгорания. Корректировка личной схемы (обратная сторона бланка 1).

3. Основная часть.

Упражнение «Календарь настроения».

Проведение: создается календарь настроения. На доске пишутся все имена участников. Участникам предлагаются картинки (солнышко - отличное настроение, тучка — плохое настроение и тучка с солнышком — настроение не очень хорошее). Участник выбирает картинку, наиболее подходящую его настроению, и прикрепляет ее напротив своего имени. Графическое изображение сегодняшнего настроения вноситься в индивидуальные дневники.

Обсуждение тех чувств, которые испытывают другие участники тренинга.

Упражнение «Метафора проблемы».

Ведущий предлагает нарисовать всем участникам свою профессиональную проблему. Все участники садятся в круг и показывают свои метафоры проблем. Каждый участник, проходя по кругу, должен увидеть в картинах своих товарищей их проблемы, понять смысл предлагаемой метафоры и выбрать ту картинку, метафора которой покажется ему наиболее близкой к собственному образу проблемы. После этого участник молча садится на свое место. На следующем этапе участники берут свои рисунки и кладу их рядом с теми, чьи метафоры показались наиболее совпадающими с их виденьем собственной проблемы, В результате выявляются группы родственных по духу метафор. Последним заданием является создание метафоры победы над своей проблемой, в которой может быть скрыт способ разрешения педагогической проблемы. После выполнения этого упражнения участники обсуждают ход упражнения.

Игра «На что похоже мое настроение».

Ведущий просит каждого участника представить свое настроение. Настроение необходимо описать: какого оно цвета и на что оно похоже и т.д. Упражнение выполняется по кругу. Затем участникам предлагается нарисовать свое настроение (выполняется в «Дневнике тренинга, занятие 1). Затем каждый участник передает свой рисунок своему соседу. Задача соседа — угадать, какое настроение изображено на рисунке.

Для дальнейшего успешного продвижения участникам необходимо расширить понятия «чувства» и «эмоции», дать им названия и описать особенности их воздействия на человека.

4. Завершение занятия. Рефлексия.

Вопросы:

  • Какие проблемы других участников для Вас оказались близкими?
  • Какие новые способы разрешения проблемы Вы сегодня узнали?
  • Какие особенности изображения настроения Вас удивили?

5. Прощание. Ритуал. Д/задание. Заполнить 1 ступень к Гармонии – «Я - успешный и профессиональный»

Занятие 2. Мир чувств и эмоций

1. Подготовка. Разминка. Скажи – ка, дядя.

Группа разбивается на три-четыре подгруппы. Каждая подгруппа получает от тренера один и тот же блок вопросов. Задание: как можно скорее и точнее ответить на все вопросы, представленные в списке, и отдать ответы тренеру. Команда сама определяет для себя тактику игры: все делается вместе, ответы ищутся параллельно по нескольким направлениям, каждый отвечает за один из вопросов. Тренеру не стоит подсказывать варианты работы над задачей, достаточно лишь отметить, что игроки свободны в выборе тактики проведения игры.

Как правило, лист, передаваемый командам, должен содержать количество вопросов из расчета: вопрос - одна минута игры. Давая 10 мин. на поиск всех ответов, тренер, таким образом, должен приготовить список из 10 вопросов.

Примерные вопросы:

  1. Имена скольких участников тренинга начинаются на букву "К" и содержать в ФИО букву «к» ?
  2. Сколько окон есть в коридоре первого этажа нашего здания?
  3. Что написано на входной двери комнаты, в которой проходит тренинг? Сколько стульев есть в этой комнате?
  4. Выясните у Анны, в каком городе она родилась.
  5. Сколько ламп дневного света расположено в кабинете секретаря?
  6. Узнайте, какое любимое блюдо у Дмитрия Билана? (можно назвать имя любого другого певца, артиста, телепередача о котором была возможно на этой недели).
  7. Как зовут члена тренинговой группы, который живет на улице Таежной?
  8. Сколько карманов есть в куртке, которую носит Елена?
  9. Какой любимый анекдот у (любое имя участника)?
  10. Сколько рябин растет на аллее перед гостиницей?

Обсуждение. Какие чувства вы испытывали, получив задание? Изменились ли Ваши эмоции и чувства к концу задания? Да? Нет? Почему?

2. Введение в тему. Игра К. Фопеля «Радуга».

В ходе игры участникам предлагается воспользоваться цветами радуги для того, чтобы их дух стал свежим и незамутненным, свободным от всего неприятного: от всех забот, волнений и нерадостных мыслей. Для этого им необходимо встать и начать двигаться по комнате. В начале движения участники должны представить себе, что вся комната наполнена красным воздухом.

Тренер ведет упражнение по следующей инструкции:

Смотрите на этот сияющий красный воздух, окружающий нас, и вдыхайте его свежесть. Если хотите, вы можете даже дотронуться до этого чудесного красного или почувствовать его чудный аромат. (15 секунд)

Продолжайте двигаться по комнате и представьте теперь себе, что вся комната наполнена оранжевым воздухом. Вы можете вдыхать этот цвет, дотрагиваться до него... Вам не кажется, что оранжевый воздух пахнет апельсинами? (15 секунд)

Смотрите, теперь воздух вокруг нас стал желтым! Наслаждайтесь светящимся желтым воздухом. Вы как будто купаетесь в лучах солнца! Вдыхайте это желтое сияние, прикасайтесь к нему. (15 секунд)

Цвет окружающего нас воздуха изменился. Теперь он излучает зеленый свет. Это цвет весенних листьев. Мы как будто окунулись в весну. Почувствуйте ее прекрасную свежесть и аромат... (15 секунд)

Чудеса приближаются! Воздух вдруг заиграл всеми оттенками голубого цвета. Прикоснитесь к цвету бездонного утреннего неба! Наслаждайтесь сияющей голубизной! Расправьте руки как крылья и медленно парите в голубом пространстве... (15 секунд)

Смотрите, воздух вокруг нас постепенно сгущается, и его цвет от голубого плавно переходит в синий. Это цвет моря. От него невозможно оторвать взгляд!

Синий воздух кажется более плотным, его хочется раздвигать руками, как воду. (15 секунд)

И, наконец, воздух в нашей комнате окрасился в фиолетовый цвет. Прикоснитесь к нему руками и почувствуйте его глубину. Вдыхайте цвет вечерней прохлады.,. (15 секунд)

А теперь представьте себе, как вы выходите из последнего цвета радуги и видите свет, который наполняет сейчас нашу комнату. Стряхните с себя остатки всех цветов и почувствуйте, как вы их ощущаете.

Теперь медленно и спокойно идите к своему месту.

Вопрос: в каком цвете было приятно? Какой цвет вызывал неприятные эмоции и почему?

3. Основная часть.

Упражнение «Разговор со сменой позиций».

Ведущий тренинга предлагает участникам распределиться на микрогруппы по 3 человека. В каждой группе участники распределяют между собой роли: Мечтатель, Скептик, Реалист. Каждая микрогруппа выбирает любую актуальную на их взгляд проблему. Затем выбранная проблема обсуждается с позиции Мечтателя, Скептика и Реалиста. На следующем этапе участники микрогруппы меняются ролями и обсуждают ту же проблему. В ходе упражнения каждый участник должен побывать во всех трех внутренних позициях. После выполнения упражнения участники каждой микрогруппы делятся своими впечатлениями, темой проблемы и способом ее решения. Каждая микрогруппа кратко описывает свои наиболее интересные впечатления и выводы.

Упражнение «Впечатления».

В этом упражнении участники делятся своими впечатлениями друг о друге. Один участник по очереди садится перед каждым членом группы. Внимательно глядя ему в глаза, прикасаясь к нему, надо коротко рассказать, как ты его воспринимаешь, какие чувства вызывает у тебя его поведение. Говори достаточно громко, чтобы группа слышала. Когда первый закончит, следующий член группы должен начать перемещаться по кругу, оказываясь, каждый раз лицом к лицу только с одним человеком. Слушающему не разрешается задавать вопросы, перебивать, спорить. Необходимо узнать, принять и осмыслить что-либо из получаемой обратной связи.

4. Завершение занятия. Рефлексия. Как менялись Ваши эмоции в течение всего тренинга? Что вызывало разочарование? Что было непонятным? Что радовало? Продолжите фразу «Сегодня меня удивило…»

5. Прощание. Д/задание. Заполнить 2 ступень к Гармонии – «Грани моих эмоций».

Литература:

  1. Асмолов А.Г. XXI век: Психология в век психологии. //Вопросы психологии. - 1999 - №1.
  2. К. В. Берндер, И. Гнайст. Психодрама в примерах // Практическая психодиагностика и психологическое консультирование. Ростов-на-Дону, 1998.
  3. Гройсман А. Проблемы ролевой психотерапии // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М.: Наука, 1979, с. 177-184.
  4. Э. Берн. Трансактный анализ в группе. М, 1994.
  5. М. Гулдинг, Р. Гулдинг. Психотерапия нового решения. М, 1997.
  6. Даминова П.С, Лютова Г.М., Поверинова Н.А, Разработка системы психологического сопровождения участников образовательного процесса. - Новоуральск. 2000.
  7. Ефремцева С'.А. Тренинг общения для старшеклассников /Под ред. Ю.З.Гильбурха. Киев, 1944.
  8. Жуков Ю.М.. Петровская А.А.. Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. МГУ. фак. психол. - Киров: “Энном”, 1491.
  9. Клюева Н.В. Психологическая поддержка учителей и администрации (технологии работы психолога с педагогическим коллективом и администрацией в образовательном учреждении). - Ярославль, 1995.
  10. Клюева П.В., Свистун М.А. Программы социально-психологического тренинга. - Ярославль, 1992.
  11. Козырева Е.А. Программа психологического сопровождения школьников, их учителей и родителей. Институт “Открытое общество”. - М.: “Магистр”. 1997.
  12. Корнелиус X., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. М.: Знание. 1992.
  13. Кривцова С.В. Мухаматулина Е.А. Тренинг. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. -М.: “Генезис”, 1999.
  14. Леонтьев А.А. Педагогика здравого смысла. //Школа 2000.... Вып. № 1.1995.
  15. Мардер Л. Тренинг педагогической осознанности. – Газета “Школьный психолог” № 22, 2003 г.
  16. Мардер Л. Тренинговое занятие “Профессия и личность”.
  17. Садовская Т.Л. Психологизация образовательного пространства. 'Психологический вестник. - 1998. -№ 1.
  18. Семья в психологической консультации /Под ред. Л.А.Ьодалева. В.В Столина. - М.: Педагогика, 1989.
  19. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А.. Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими. - М.: “Генезис”, 2000.
  20. Танцевально-двигательная терапия (сборник). Ярославль, 1994.
  21. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике. (п/р Баскакова В. Ю., 2-ое издание). М, 1997.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Дневник тренинга.                                                                    

Предисловие.

Симптомы эмоционального выгорания условно разделяют на:

 физические, поведенческие и психологические. К физическим относятся:

-     усталость;

-     чувство истощения;

-     восприимчивость к изменениям показателей внешней среды;

-     астенизация;

-     частые головные боли расстройства желудочно-кишечного тракта;

-     избыток или недостаток веса;

-     одышка;

-     бессонница.

К поведенческим и психологическим:

-     работа становится все тяжелее, а способность выполнять ее все меньше;

-     профессионал рано приходит на работу и остается надолго;

-     поздно появляется на работе и рано уходит;

-     берет работу на дом;

-     чувство неосознанного беспокойства;

-     чувство скуки;

-     снижение уровня энтузиазма;

-     чувство обиды;

-     чувство разочарования;

-      неуверенность;

-     чувство вины;

-     чувство невостребованности;

-     легко возникающее чувство гнева;

-     раздражительность;

-     человек обращает внимание на детали;

-     подозрительность;

-     чувство всемогущества (власть над судьбой пациента);

-     ригидность;

-     неспособность принимать решения;

-     дистанционирование от пациентов и стремление к дистанционированию от коллег;

-     повышенное чувство ответственности за пациентов;

-     растущее избегание;

-     общая негативная установка на жизненные перспективы;

-     злоупотребление алкоголем и (или) наркотиками.

   Выгорание очень инфекционно и может быстро распространяться среди сотрудников. Те, кто подвержен выгоранию, становятся циниками, негативистами и пессимистами; взаимодействуя на работе с другими людьми, которые находятся под воздействием такого же стресса, они могут быстро превратить целую группу в собрание “выгорающих”.

Исходя из всего вышесказанного, мы видим, что обычно “синдром сгорания” представляют как негативные изменения в состоянии и личности профессионала, то, что наносит вред человеку и его работе. Но есть и другая точка зрения, которая говорит о том, что нельзя однобоко подходить к данному явлению. Определенная группа авторов позитивно относятся к симптомам “выгорания”, как к сигналам, идущим из “внутренней сферы” в “сферу сознания”, как способу коммуникации между “скрытым” и “понятым”, неосознанным и осознанным. “В какой-то мере – это друзья профессионала помогающие ему узнать, что с ним происходит. Восприятие этих сигналов как врагов означает отказ от предоставляемой возможности более глубокого понимания себя и своей деятельности”. Другой аспект “позитивности” синдрома “выгорания” состоит в том, что процессы, происходящие в человеке и выражаемые внешне в симптомах “выгорания”,  являются не только не патологическими, но даже позитивными, т.е. выполняющими положительную функцию. Другими словами эти процессы дают возможность педагогу понять, что с ним происходит и, исходя из этого,  решить, что делать дальше, каким-то образом постараться скорректировать проявления синдрома.

Коррекция проявлений синдрома – это реальная компенсация жизненных ситуаций, которая предполагает восприятие жизни как творческой задачи, в которой много возможностей и никаких невосполнимых поражений. Смелость, с которой такой человек встречает проблемы, передается утверждением: “Жить – это значит развиваться”. Я считаю, что Вы, мои дорогие коллеги, – это те люди, которые могут идти по пути прямой борьбы с трудностями, а не выбирают пути окольные. Поэтому предлагаю Вам учиться тому, чтобы быть более сильными, более адекватными, учиться гармонично жить и творчески работать.

Давайте вместе откроем этот удивительный мир гармонии!

                                    Любое достижение когда –то

                                                                                                   казалось недостижимым.

Упражнение «Ступень к Гармонии».

Ступень 1. «Я – успешный и профессиональный работник»

Прочитайте внимательно сноски с высказываниями, которые относятся к понятиям «успешный», «профессиональный». Поставьте знак «+» в тех, сносках, которые Вам соответствуют. Подумайте, какие черты успешного и профессионального работника Вы бы еще могли добавить. Какие из них присущи Вам.

Впишите эти качества в свободную сноску.

Спасибо за работу! 11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое здоровье педагога. Профилактика эмоционального выгорания педагогов, как условие эффективной профессиональной деятельности

Что включает в себя понятие "психологическое здоровье". Профилактика эмоционального выгорания....

Психологический тренинг для педагогов

Тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу....

ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ПРАВОПИСАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Материал для учителей русского языка в начальной школе...

Презентация Семинар с элементами тренинга «Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога»

Выгорание специалистов (особенно так называемых «помогающих» профессий, к категории которых относится профессия учителя) начинается незаметно и на начальном этапе не вызывает никаких трудн...