Картотека игр на психокоррекцию для детей младших классов
картотека

Полина Кожевникова Андреевна

Картотека игр на психокоррекцию для детей младших классов

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka.docx285.36 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки

Челябинской области

Государственное бюджетное

Профессиональное образовательное учреждение

«Магнитогорский педагогический колледж»

Картотека игр на психокоррекцию для детей младших классов

http://www.playcast.ru/uploads/2017/06/09/22782281.jpg

                    Выполнила:

студентка 721 группы

Кожевникова Полина

Руководитель:

Шиляева Т.А

Магнитогорск,2018

Содержание

Раздел №1: Застенчивость (замкнутость)

Карта №1 «Кинолента»

Карта№2 «Рычи, лев, рычи»

Карта№3 «Колдун»

Карта№4: «Озорной двойник»

Карта№5 « Раздувайся пузырь»

Раздел №2: Агрессивность

Карта №1 «Обзывалки»

Карта №2 «Два барана»

Карта №3 «Тух-тиби-дух»

Карта №4 «Толкалки»

Карта №5 «Рубка дров»

Раздел №3: Гиперактивность

Карта №1 «Найди отличие»

Карта №2 «Разговор с руками»

Карта №3 «Кричалки—шепталки—молчалки»

Карта №4 «Морские волны»

Карта №5  «Ловим комаров»

Раздел №4: Тревожность

Карта №1 «Воздушный шарик»

Карта №2 «Корабль и ветер»

Карта №3 «Подарок под ёлкой»

Карта №4 «Сосулька»

Карта №5 «Винт»

Раздел №1: Застенчивость (замкнутость)

Карта №1

«Кинолента»

Цель игры: развитие невербальных средств общения, развитие памяти.

Ход игры: дети садятся в круг и создают кино «с первого слова». Первый ребёнок придумывает слово, второй должен повторить его и добавить одно своё слово, третий – повторить первые два слова и сказать своё, третий – повторить первые три слова и сказать четвёртое и т. д. Когда все дети проговорят желаемое, они должны показать фильм с помощью пластики и мимики.

Действия игры: дети должны сесть в круг, придумать слова, а также повторить слова своих соседей.

Материал для игры: ---  

Карта №2

«Рычи, лев, рычи»

Цель игры: развитие артикуляционного аппарата детей, преодоление скованности и пассивности.

Ход игры: ведущий говорит: «Все мы львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!», пусть раздается самое громкое рычание». Нужно попросить детей рычать, как можно громче, изображая при этом львиную стойку.

Действия игры: дети, когда просит ведущий, должны как можно громче зарычать.

Материал для игры: ---

Карта №3

«Колдун»

Цель игры: раскрепощение детей, упражнение в пантомимике, развитие логики и смекалки.

Ход игры: Колдун заколдовывает одного из участников игры так, что он теряет способность говорить. На все вопросы ребенок отвечает жестами. С помощью задаваемых вопросов он старается рассказать историю о том, как его заколдовали. Другие дети должны пересказать то, что «заколдованный» показывает.

Действия игры: один из участников должен жестами показать о том, как его заколдовали, а другие участники должны угадать, что показывает он.

Материал для игры: ---

Карта №4

«Озорной двойник»

Цель игры: раскрепощение ребенка, упражнять в отстаивании своего мнения.

Ход игры: ведущий договаривается с детьми о том, что они повторяют все его жесты, кроме одного, вместо которого они делают свой, тоже заранее оговоренный жест. Тот, кто ошибется, выбывает из игры. Можно усложнить игру, во-первых, увеличить количество неповторяемых жестов, а во-вторых, индивидуализировать их. Каждый ребенок должен будет сделать что-то свое. То есть, перед ним будет стоять цель не поддаться не только внушению ведущего, но и влиянию остальных игроков.

Действия игры: повторять жесты за учителем, также придумывать свои жесты.

Материал для игры: ---

Карта №5

 «Раздувайся пузырь»

Цель игры: развитие чувства сплочённости, развитие внимания.

Ход игры: дети стоят в кругу очень тесно – это «сдутый пузырь». Потом они его надувают: дуют в кулачки, поставленные один на другой, как в дудочку. После каждого выдоха делают шаг назад – «пузырь» увеличивается, сделав несколько вдохов, все берутся за руки и идут по кругу, приговаривая:

Раздувайся, пузырь, раздувайся большой,

Оставайся такой, да не лопайся! 

            Получается большой круг. Затем ведущий говорит: «Хлоп!» - «пузырь» лопается, все сбегаются к центру («пузырь» сдулся) или разбегаются по комнате (разлетелись пузырьки).

 Действия игры: дети должны стоять в кругу тесно, после каждого выдоха делать шаг назад и приговаривать слова, а далее все должны сбежаться к центру или же разбежаться по комнате.

Материал для игры:---

 

Раздел №1: Агрессивность

Карта №1

«Обзывалки»


Цель игры: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме. 


Ход игры: Скажите детям следующее: "Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: "А ты, ..., морковка!" Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: " А ты, .... солнышко!" Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.

Действия игры: передавать мяч по кругу и называть своего соседа необидным словом.

Материал для игры: мяч

Карта №2

«Два барана»


Цель игры: снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность "легальным образом" выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло. 

Ход игры: Воспитатель разбивает детей на пары и читает текст: «Рано-рано два барана повстречались на мосту». Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача — противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки «Бе-е-е». Необходимо соблюдать "технику безопасности", внимательно следить, чтобы "бараны" не расшибли себе лбы.

Действия игры: широко расставить ноги, склонить вперед туловище и упираться ладонями и лбами друг в друга, также издавать звуки « Бе-е-е».

Материал для игры:---

Карта №3

«Тух-тиби-дух»


Цель игры: снятие негативных настроений и восстановление сил. 

Ход игры: Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: «Тух-тиби-дух». Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово.

Действия игры: ходить по комнате ни с кем не разговаривать и как только захочется говорить, остановится напротив участника игры и произнести       «Тух-тиби-дух».


Материал для игры: ---

Карта №4

«Толкалки»


Цель игры: научить детей контролировать свои движения. 

Ход игры: Скажите следующее: Разбейтесь на пары. Встаньте на расстояние вытянутой руки друг от друга. Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь ладонями о ладони своего партнера. По сигналу ведущего начните толкать своего напарника, стараясь сдвинуть его с места. Если он сдвинет вас с места, вернитесь в исходное положение. Отставьте одну ногу назад, и вы почувствуете себя более устойчиво. Тот, кто устанет, может сказать: «Стоп». Время от времени можно вводить новые варианты игры: толкаться, скрестив руки; толкать партнера только левой рукой; толкаться спиной к спине.

Действия игры: разбиться на пары, встать на расстояние вытянутой руки, поднять руки на высоту плеч и опереться ладонями о ладони своего партнера,  по сигналу начать толкать своего напарника.

Материал для игры: ---

Карта №5

«Рубка дров»


Цель игры: помочь детям переключиться на активную деятельность после долгой сидячей работы, прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и "истратить" ее во время игры. 

Ход игры: Скажите следующее: "Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел, как это делают взрослые? Покажите, как нужно держать топор. В каком положении должны, находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свободного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть: "Ха!".

Действия игры: встать, чтобы осталось немного свободного времени, поднимать руки и отпускать их, как будто рубишь дрова.

Материл для игры: ---

Раздел №3: Гиперактивность.

Карта №1

«Найди отличие»


Цель игры: развитие умения концентрировать внимание на деталях. 

Ход игры: Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями. 

Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

Действия игры: нарисовать несложную картинку, учитель дорисовывает, и ребёнок (или же дети) должен узнать, что изменилось в рисунке.

Материалы для игры: бумага или же доска, карандаши или мелки.

Карта №2

«Разговор с руками»


Цель игры: научить детей контролировать свои действия. 

Ход игры: если ребенок подрался, что - то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: "Кто вы, как вас зовут?", "Что вы любите делать?", "Чего не любите?", "Какие вы?". Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно "заключением договора" между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать. 

Действия игры: нарисовать на бумаге руки, ответить на вопросы учителя, а также «заключить договор» между руками и хозяином.

Материалы для игры: бумага и карандаши.

Карта №3

«Кричалки—шепталки—молчалки»


Цель игры: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции. 

Ход игры: Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь — "кричалку" можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — "шепталка" — можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал "молчалка" — синяя ладонь — дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует "молчанками".

Действия игры: Правильно соблюдать и реагировать на цвета ладони, которые поднимает учитель, если красную ладонь можно бегать, кричать, желтую ладонь можно тихо передвигаться и шептаться, на синюю ладонь дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться.

Материал для игры: три вырезанных силуэта руки (красный, жёлтый, синий).

Карта №4

«Морские волны»


Цель игры: научить детей переключать внимание с одного вида деятельности на другой, способствовать снижению мышечного напряжения. 

Ход игры: По сигналу педагога "Штиль" все дети в классе "замирают". По сигналу "Волны" дети по очереди встают за своими партами. Сначала встают ученики, сидящие за первыми партами. Через 2-3 секунды поднимаются те, кто сидит за вторыми партами и т.д. Как только очередь доходит до обитателей последних парт, они встают и все вместе хлопают в ладоши, после чего дети, вставшие первыми (за первыми партами), садятся и т.д. По сигналу учителя "Шторм" характер действий и последовательность их выполнения повторяется, с той лишь разницей, что дети не ждут 2-3 секунды, а встают друг за другом сразу. Закончить игру надо командой "Штиль".

Действия игры: Дети на слово «Штиль» замирают, а на слово «Волны» должны по очереди вставать из-за своих парт (с первой парты по последующую).

Материалы для игры: ---

Карта №5

«Ловим комаров»


Цель игры: снять мышечное напряжение с кистей рук, дать возможность гиперактивным детям подвигаться в свободном ритме и темпе. 

Ход игры: Скажите детям: "Давайте представим, что наступило лето, я открыла форточку и к нам в класс (группу) налетело много комаров. По команде "Начали!" вы будете ловить комаров. Вот так! Педагог в медленном или среднем темпе делает хаотичные движения в воздухе, сжимая и разжимая при этом кулаки. То поочередно, то одновременно. Каждый ребенок будет "ловить комаров" в своем темпе и в своем ритме, не задевая тех, кто сидит рядом. По команде "Стой!" вы садитесь вот так: педагог показывает, как надо сесть (на свое усмотрение). Готовы? "Начали!"... "Стоп!" Хорошо потрудились. Устали. Опустите расслабленные ноги вниз, встряхните несколько раз ладонями. Пусть руки отдыхают. А теперь — снова за работу!"

 

Действия игры: дети по команде должны начать «ловить комаров» хаотичными движениями, а по команде «Стой» сесть, так как покажет учитель.

Материал для игры: ---

Раздел №4:Тревожность

Карта №1

                                                    "Воздушный шарик"

Цель игры: снять напряжение, успокоить детей.


Ход игры: Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: "Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу". Упражнение можно повторить 3 раза. 

Действия игры: дети представляют, как надувают шарик, следят, как он надувается, и показывают друг другу.

Материал для игры: ---

Карта №2

                                                       «Корабль и ветер»

Цель игра: настроить группу на рабочий лад, особенно, если дети устали.

Ход игры: "Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю, ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!" Упражнение можно повторить 3 раза.

Действия игры: дети должны вдохнуть в себя воздух, сильно втянуть щёки и шумно выдохнуть воздух через рот.

Материал для игры: ---

Карта №3
"Подарок под елкой"


Цель игры: расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз.

 
Ход игры: «Представьте себе, что скоро Новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь".
После выполнения упражнения можно обсудить (если дети захотят), кто, о чем мечтает.

Действия игры: крепко-крепко зажмурить глаза и сделать глубокий вдох, затаить дыхание и выдохнуть и открыть глаза.

Материалы для игры: ---

Карта №4

«Сосулька»


Цель игры: расслабить мышцы рук. 


Ход игры: «Ребята, я хочу загадать вам загадку:

У нас под крышей
Белый гвоздь висит,
Солнце взойдет,
Гвоздь упадет.

Правильно, это сосулька. Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Диктор (это я) читает им эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимете руки над головой, а на третью, четвертую — уроните расслабленные руки вниз. Итак, репетируем... А теперь выступаем. Здорово получилось!»

Действия игры: на первые две строчки дети делают вдох и поднимают руки над головой, а на третью, четвертую — роняют расслабленные руки вниз.

Материал для игры: ---

Карта №5

                                                                 «Винт»

Цель игры: снять мышечные зажимы в области плечевого пояса. 


Ход игры: "Ребята, давайте попробуем превратиться в винт. Для этого поставьте пятки и носки вместе. По моей команде "Начали" будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали! ...Стоп!"

Действия игры: поворачивать корпус тела то влево, то вправо и одновременно с этим руки должны свободно следовать за корпусом в том же направлении.

Материал для игры: ---


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Серия занятий по преподаванию основ реалистичного рисования для детей младших классов

В серии занятий раскрывается значение техники рисования в создании образовпредметов и явлений действительности.Определяется содержание технических навыков и умений, последовательность их освоения деть...

Формирование навыка выразительного чтения у детей младших классов и детского сада.

Обобщения опыта по формированию навыка выразительного чтения. Упражнения для развития этих навыков....

Библиотечно-информационные игры для детей младших классов /из опыта подготовки и проведения творческого конкурса «Страна Читалия»/

Конкурсная программа «Страна Читалия» - это совокупность разнообразных конкурсов, объединенных одной темой, направленных на активное продвижение книги и чтения в детской среде, повышение п...

Статья "Развитие внимания, памяти детей младших классов".

Внимание – начальное и очень важное звено любого обучения. Быть внимательным – значить видеть и фиксировать множество деталей происходящего, а все это в дальнейшем становится базой для пон...

Тематические прогулки для детей младших классов.

Начальная школа — начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, ...

Воспитание детей младших классов

Воспитание детей младших классов...