Лекотека, как одна из форм социально-психологической реабилитации детей с признаками РАС и РАС
учебно-методический материал

Остерникова Ирина Анатольевна

Рассматриваются особенности работы психолога с детьми РАС в условиях лекотеки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лекотека, как одна из форм социально-психологической реабилитации детей с признаками РАС и РАС

Обычно родители ребёнка с особенностями в развитии нуждаются как в эмоциональной, так и в информационной поддержке. Многие мамы, приводящие ребёнка на диагностику, искренне удивляются тому, что с ним можно играть. Таким образом, особенностями работы психолога в Лекотеке является не только квалифицированная помощь ребёнку в социализации, личностном развитии и преодолении психогенных нарушений, но и обучение родителей методам и способам эффективного взаимодействия с детьми.                 В ходе работы психолог выполняет следующие задачи:

• совместно с другими специалистами определяет уровень актуального развития ребёнка;

 • разрабатывает индивидуальные программы развития (маршрут) для каждого ребёнка с учётом его особенностей и характера патологии;

• создаёт благоприятные условия для формирования личности ребёнка;

• обучает родителей методам игрового взаимодействия с ребёнком. Основными направлениями работы психолога в Лекотеке являются:

• развитие коммуникативных навыков (становление вербальных, невербальных и альтернативных средств коммуникации) у ребёнка, включённого в процесс сопровождения;

• личностно-социальное развитие (формирование самосознания, навыков самообслуживания, социального взаимодействия) ребёнка;

• развитие эмоционально-волевой сферы (формирование понимания и осознания собственных эмоций и чувств ребёнка, развитие навыков саморегуляции, коррекция аффективных нарушений).

Особенности индивидуальных занятий психолога

Психолог в Лекотеке проводит индивидуальные занятия с детьми в присутствии родителей. Это необходимо для того, чтобы обеспечить ребёнку комфортную, безопасную обстановку, адаптировать его к новой деятельности. Важной особенностью индивидуального занятия психолога яв- ляется поддержка позитивного стиля взаимодействия родителя с ребёнком. Часто для родителей осознание особенностей их детей даётся с трудом. Кто-то уверен в ошибке специалистов, кто-то ждёт чуда, убеждённый, что через год ребёнок полностью восстановится, кто-то опускает руки и «несёт свой крест». Отсутствие специальных знаний, концентрация внимания на поиске радикального изменения ситуации, внутрисемейные проблемы часто мешают родителям настроиться на позитивный лад. Невнимание, раздражительность, директивность, чрезмерный контроль, гипертрофированное аффективное вовлечение и гиперопека — вот нередкие спутники воспитания детей с нарушениями в развитии. Задача психолога заключается в том, чтобы найти «сильные стороны» ребёнка, показать, чем он хорош, в чём успешен. Но для гармоничного взаимодействия мало создать положительный образ ребёнка и показать, как можно его развивать, нужно, чтобы родитель сам получал удовольствие от игры с ребёнком, чувствовал себя успешным. Так например, можно попросить маму показать, что любит её ребёнок, как они с ним играют, предложить включиться в игру, но не в качестве контролёра, а в качестве участника. Ещё одной особенностью индивидуальных занятий является стимуляция инициативы ребёнка, который сам выбирает форму, интенсивность и продолжительность взаимодействия. Он в любой момент может закончить занятие и покинуть кабинет, может попросить специа- листа переключиться на другую деятельность, либо предложить новую игру.        С детским аутизмом (РДА), когда важно формировать границы дозволенности, эти правила уточняются и дополняются. Если ребёнок хочет сменить вид деятельности, то в уже существующей игре нам нужно прийти к определённому результату и зафиксировать его. Психологом не используется директивная позиция, а высказывается предложение. Важно мотивировать ребёнка на завершение деятельности. Для этого мы нередко используем расширение игры, включение новых элементов. В таких ситуациях возможно также применение ритуалов, например, начало и конец занятия обозначается звоном колокольчика, а смена деятельности — звоном бубенцов. И, наконец, особенностью индивидуальных занятий является их уникальность. Они разрабатываются с учётом определённых потребностей ребёнка и меняются в зависимости от его личностного развития и эмоционального состояния. То, что благоприятно для одного, совершенно не актуально или даже противопоказано другому.

Этапы работы психолога с детьми с ранним детским аутизмом (РДА)

1. Установление контакта. Дети с ранним детским аутизмом (РДА) крайне трудно устанавливают контакт с окружающими людьми. Иногда на установление контакта у них уходит несколько месяцев. Дети с данным нарушением предпочитают играть одни и могут обратить внимание на другого человека (при условии, что это знакомый и безопасный человек, как правило, родитель) только для достижения конкретной цели, например, открыть дверь или достать игрушку. На первом этапе работы ребёнку с РДА необходимо дать некоторое время на адаптацию, предоставить возможность самостоятельно обследовать помещение для занятий и удостовериться в его безопасности. Желательно убрать из поля видимости и досягаемости ребёнка предметы и игрушки, которые помешают работе специалиста. Если в кабинете находятся шкафы, то лучше закрыть их на ключ. При первой встрече необходимо избегать прямого взгляда на ребёнка, резких движений. Желательно общаться с ребёнком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбуждён, даже шёпотом. Необходимо строго дозировать аффективные контакты с ребёнком, т. к. может наступить пресыщение — когда даже приятная ситуация становится для ребёнка дискомфортной. Не следует обращаться к ребёнку с прямыми вопросами и настаивать на продолжении выполнения задания в случае отказа. Ребёнок, прежде всего, должен привыкнуть к психологу и удостовериться в его безопасности.

2. Развитие коммуникативных навыков.

У детей с РДА, как правило, не выработаны способы общения с окружающими. У большинства из них отсутствует речь. Кроме того, наблюдается отсутствие невербального общения: они избегают смотреть в глаза собеседнику, не улыбаются на обращённую к ним речь, не здороваются с родителями, гостями. Для формирования навыков речевого общения нами используется техника «комментирования» действий ребёнка, помогающая создавать и пополнять его пассивный словарь. Причём, если ребёнок не говорит совсем, то комментарии должны состоять из одного слова на каждое действие. Это слово должно совпадать по модальности с настроением ребёнка в данный момент. Через какое-то время, когда специалист отмечает, что у ребёнка в пассивном словаре присутствует то или иное слово, он начинает стимуляцию активного словаря, «недопонимая» ребёнка, то есть создавая такие речевые ситуации, в которых должно ребёнку необходимо произнести данное в качестве разъяснения «недопонимающему» специалисту. Если у ребёнка с РДА присутствует речь, то она, как правило, фонетически неправильна (ритм, интонация и т. д.), также отмечается моно- тонность речи или высокий тон. Помимо всего этого речь отличается по форме и содержанию: присутствует алалия, эхолалия, нарушение фонематического строя. Например, ребёнок может произносить одну и ту же фразу на протяжении долгого времени. И даже если проблемы с речью у ребёнка несущественны, то ему крайне трудно начать и поддерживать беседу с другими. Очень часто развитие коммуникативных навыков у детей с РДА происходит нелинейно. Такие дети могут научиться читать раньше, чем говорить. Поэтому для развития коммуникации мы используем мультимодальные подкрепления, а также альтернативные способы коммуникации, например пиктограммы или фотографии. Кроме того, для работы с детьми с РДА нами активно используются невербальные средства общения, такие как базовые жесты

3. Развитие эмоционально-волевой сферы.

Дети с РДА обычно не умеют распознавать и выражать свои эмоции. Тем более им трудно понимать по мимике эмоции других людей. В таких случаях мы используем для работы сказки и мультфильмы с героями, у которых ярко выраженная, понятная мимика. Ребёнок может угадывать настроение персонажей сказок (например, с помощью стоп- кадра). Также важно, чтобы ребёнок пробовал изобразить эмоции и настроения сам. Кроме того, для развития понимания эмоций используются различные игры, такие как «настроения», «зеркало». Очень важным моментом является то, что при демонстрации ребёнку той или иной эмоции мимика взрослого должна быть выразительной.

        4. Развитие личностно-социальной сферы.

        Часто создаётся впечатление, что дети с РДА игнорируют существование окружающих их людей — даже своих родителей. У них отсутствуют или заметно ограничены игры со сверстниками. Ребёнок может либо не проявлять интереса к таким играм, либо у него могут отсутствовать необходимые игровые умения и он, как правило, не обращает внимания на других детей, если только не участвует в простой игре типа «дай-возьми». Навыки самообслуживания у детей с РДА отсутствуют или их развитие крайне задерживается. Им трудно научиться самим одеваться, пользоваться туалетом и есть без посторонней помощи. Эти дети плохо распознают обычную опасность, и за ними нужен постоянный присмотр, чтобы они не получили серьёзных травм, переходя улицу с интенсивным движением, играя с электрооборудованием.

5.Особенности занятий с детьми с РДА.

Для установления контакта с ребёнком с аутоподобным поведением можно использовать деликатное, ненавязчивое присоединение к его стереотипным действиям и играм путём внесения в них определённых целей и смысла (например, стремление рвать бумагу переводить в создание аппликаций из мелких листочков, коллажей, постукивание по предметам — в оркестр с различными инструментами и т. п.). Также в программу работы с такими детьми желательно включать большое число разнообразных сенсорных игр, т. к. сенсорный компонент для них имеет особую значимость. При этом в игры необходимо вносить социальный смысл — посредством введения сюжетов прибли-жать ребёнка к миру людей.

Варианты сенсорных игр:

1. Игры с водой (раскрашивание воды в разных ёмкостях, перели- вание, рисование брызгами, фонтан и др.)

 2. Смешивание красок (рисование на мокрой бумаге, создание цве- тов методом смешивания и др.).

3. Сюжетные игры (готовим куклам еду, например, красная вода — это томатный сок, белая — молоко и т. д.).

4. Игры с крупами (пересыпание, рисование на крупе, поиск клада, «дождь-град», «варим кашу»).

При знакомстве с новой для ребёнка деятельностью можно ис- пользовать технику «рука над рукой», при которой взрослый направляет руку ребёнка, выполняя определённые действия. Постепенно уменьшая свою помощь, взрослому необходимо увеличивать степень самостоятельности ребёнка. Все действия и ситуации важно эмоционально комментировать простыми, понятными словами, фразами («та- а-а-а-к», «вни-и-и-з», «линия», «рисуем круг» и т. д.). Перед ребёнком с РДА или СДВГ стоит выкладывать небольшое количество художественных средств, чтобы его внимание не ускользало от задачи, и он удерживал в памяти все элементы и этапы деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как одна из форм организации познавательной деятельности на уроках математики в младших классах в школе для детей с проблемами слуха

В статье описан опыт работы с детьми с особыми образовательными потребностями, а точнее, с неслышащими детьми . Применение игровых технологий на уроках математики в школе I, II вида позволяет решать ...

Социально-психологические факторы здоровья детей.

Выступление на родительском собрании:(старшая группа)«Социально-психологические факторы здоровья детей»...

Программа социально – психологического и педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Может ли быть положение более горькое, более неправедное? Ведь в основе  основ человеческого общежития, в первооснове мироздания - любовь родительская к детям, забота старших о младших....

Программа реабилитации детей отделения реабилитации несовершеннолетних (со стационаром и СВГ)

ПрПрограмма реабилитации детей отделения реабилитации несовершеннолетних (со стационаром и СВГ) ...

Программа коррекционно- развивающих занятий Для учащихся 1-4 классов школы VIII вида в форме индивидуально- групповых консультаций с элементами социально- психологического тренинга по теме «Азбука позитивного общения»

Предполагаемая программа коррекционно-развивающих занятий рассчитана на учащихся школы VIII вида.Главная цель– развитие личности ребенка, в частности, его самосознания и рефлексивных способносте...

Игровая деятельность в коррекционных классах как важнейшая форма активности, которая необходима для социально-психологического созревания детей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22914899","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22914901","attributes":{"alt":"","class"...

Использование пиктограмм, как одна из формы работы по развитию речи детей с ТМНР, в том числе у детей с интеллектуальным нарушением различной степенью тяжести.

Использование пиктограмм,  как одна из формы работы по развитию речи детей с ТМНР, в том числе у детей с интеллектуальным нарушением различной степенью тяжести....