НА ЧТО НЕОБХОДИМО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ ПРИ ВЫБОРЕ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ
консультация (4 класс)

Тверитинова Татьяна Александровна

Здоровье человека зависит от многих факторов: правильного питания, режима дня, пребывания на свежем воздухе, двигательной активности, закаливающих процедур. Здоровье – это не просто отсутствие болезни, это полное физическое и духовное благополучие. Некоторые исследователи его соотносят с переживанием психологического комфорта или психологического дискомфорта. Заболевания ребенка нередко являются защитной реакцией на испытываемый им психологический дискомфорт в той или иной ситуации. Если ребенку плохо, то болезнь «позволяет» не ходить туда, где он испытывает этот дискомфорт.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Выступление перед родителями будущих пятиклассников

Слайд 1

Начать свое выступление я хотела бы с даосской притчи

«Однажды ученик лекаря спросил своего наставника:

‒ Учитель, открой мне главный секрет долголетия.

«‒ Основа долголетия», — сказал Учитель, — это здоровье, а основа здоровья — спокойствие. Спокойный не разрушает своё тело страстной любовью, неукротимой ненавистью или ненасытным желанием. Он не подрывает корни своего здоровья радостью и печалью, тоской и страхом; но, избегая всего лишнего, никогда не отказывается от того, что доставляя удовольствие, не нарушает гармонии инь и ян».

 Даосская притча

Здоровье человека зависит от многих факторов: правильного питания, режима дня, пребывания на свежем воздухе, двигательной активности, закаливающих процедур. Здоровье – это не просто отсутствие болезни, это полное физическое и духовное благополучие. Некоторые исследователи его соотносят с переживанием психологического комфорта или психологического дискомфорта. Заболевания ребенка нередко являются защитной реакцией на испытываемый им психологический дискомфорт в той или иной ситуации. Если ребенку плохо, то болезнь «позволяет» не ходить туда, где он испытывает этот дискомфорт.

Вы скажете, как это связано с темой моего выступления? Отвечу. Переход из начальной школы в старшую – это очень непростой период в жизни ребенка, происходит адаптация к новым условиям. И задача всех взрослых, которые находятся рядом с ним, направить все свои усилия для создания таких комфортных условий, которые помогут каждому ребенку спокойно, без тревоги и опасений привыкнуть к новым условиям, раскрыться и усвоить максимально то, что школа готова ему дать, быть успешным в обучении. Вот о том, как можно создать психологически комфортные условия я попробую сегодня вам рассказать.

Всем вам предстоит непростой выбор направленности обучения вашего ребенка, решить какие предметы он будет изучать углубленно. Ведь от этого и будет зависеть его успешность и психологический комфорт.

Слайд 2

Подростковый период – это период завершения детства и начальный период перехода к взрослости.

Ведущая деятельность – общение со сверстниками. В свою очередь, благополучное отношение со взрослыми, основывающиеся на понимании подростка, и принятие его является важной предпосылкой его психического и личностного здоровья в настоящем будущем.

Центральное личностное новообразование –стремление понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие – уникальность и неповторимость.

Слайд 3

Успешность обучения в классах с углубленным изучением предметов, ощущение психологического комфорта зависит:

1. Психологических задатков (или способностей).

2. Интереса к учебной деятельности, желания ее освоить (или мотивации).

3. Уровня сформированности учебных знаний и навыков.

Слайд 4

Давайте разберем, что же это за такие специальные способности. Специальные способности – это познавательные способности, уровень развития которых позволяет успешно овладеть определенными знаниями.  Наличие способностей облегчает приобретение необходимых знаний и навыков, позволяет глубже осваивать деятельность, добиваться высокого качества в ее выполнении. В результате появляется удовлетворение от деятельности, пробуждается интерес к ней. Напротив, отсутствие способностей затрудняет приобретение важных знаний и навыков, из-за этого страдает качество выполнения деятельности, что может приводить к неудовлетворенности и потере интереса к ней.

Например, для овладения математики, важно уметь «взглянуть сверху» на какой-либо объект или явление, выделив ключевые закономерности. Математические способности – это умение построить новые модели, не повторяющие стандартные алгоритмы, которым научили в школе. Способность понимать суть правил, законов, формул, видеть зону их применения и умение использовать их на практике

Только около 10% людей обладают явными математическими способностями.

Слайд 5

Способности к естественным наукам – это умение выделять объективные закономерности, связи между явлениями окружающего мира, видеть внутреннюю логику в последовательности событий, происходящих изменениях, вычленять алгоритмы деятельности. Выделить основные, внутренние, сущностные характеристики предмета или явления для отнесения его к определенному виду в рамках определенного рода.

Слайд 6

Лингвистические способности (способности, которые позволяют легко осваивать несколько иностранных языков одновременно) - умение выделить основные, внутренние, сущностные характеристики предмета или явления для отнесения его к определенному виду в рамках определенного рода, запоминать с предварительным осмыслением информации, свободно владеть разговорной (родной) речью.

Слайд 7

Способности к гуманитарным наукам (способности, которые позволяют легко осваивать русский язык, литературу, историю, географию, МХК, музыку, изобразительное искусство) - способность самостоятельно разбираться в материале и самообучаться, наличие внутренних побудительных мотивов, проявление самостоятельного интереса к познанию.

Слайд 8

Креативность, творческие способности (способности, которые позволяют легко осваивать профессии в сфере культуры, искусства, информационных технологий)

Способность к выявлению сущностных признаков, ассоциативное мышление (услышанное слово или какой-то увиденный объект дают толчок мыслям, возникают, казалось бы, не связанные с ними образы, активизируется воображение), художественное воображение (способность синтезировать и творчески преобразовывать образы восприятия и представления, вариативность мышления (способность человека находить разнообразные решения), способность к сопереживанию, постижению, пониманию, эмоциональному погружению в мир другого человека, наличие эстетических, художественных интересов, потребностей

Слайд 9

Способности к военной подготовке (способности, которые позволяют легко осваивать военные профессии)

Способность понимать суть правил, Умение видеть, выделять основное, значимое, главное в описательном, неструктурированном материале, понимать внутренний смысл высказываний, сообщений, отделять существенные, константные свойства, формул, видеть зону их применения и умение использовать их на практике. Устойчивость к распределению внимания, хорошая двигательная память, быстрая сенсомоторная реакция. Исполнительность, ответственность, волевой самоконтроль, выносливость

Слайд 10

Не у всех детей специальные способности формируются в полном объеме к концу 4 класса. Как показывает практика, таких детей около 20-25 %, у 60 – 65 % - они в стадии формирования, у 10 % - это, как правило, дети с проблемами в здоровье или развитии специальные способности только начали формироваться. Время окончательного формирования специальных способностей индивидуально. В норме формируются к 7 классу. Т.е время определиться с выбором профиля обучения в соответствии с способностями вашего ребенка еще есть.

Слайд 11

Есть несколько важных позиций относительно возможностей, характера, интереса и способностей ребенка, которые родителям стоит обдумать при выборе класса с углубленным изучением предметов.

  • Во-первых, подумайте сформированы ли у Вашего ребенка самостоятельность, организованность и готовность делать выбор. Хочет ли он и может ли сам выбирать, что учить, предпочитает ли сам планировать своё время, или же ему комфортнее в заранее определенном расписании, под контролем взрослых, и именно в таких условиях он сможет раскрыться?
  • Во-вторых, задумайтесь о том, подойдет ли вашему ребенку конкурентная среда при обучении в классе с углубленным изучением предметов. Любит ли он соревноваться, или, наоборот, постоянные сравнения и рейтинги для него — большой стресс?
  • В-третьих, взвесьте увлеченность вашего ребенка учебой и его умение заводить друзей. Будет ли ему интересно углубленное изучение школьных предметов и подготовка к олимпиадам? Легко ли он устанавливает контакт со сверстниками и взрослыми?
  • В-четвертых, не менее важно понять, как формат обучения вашего ребенка повлияет на остальные его занятия и на образ жизни семьи.
  • В-пятых, сколько времени и сил вы сами сможете посвящать поддержке школьного обучения ребенка?
  • В-шестых, какие умственные нагрузки  сможет выдержать Ваш ребенок, какие у него амбиции?

Слайд 12

Возвращаясь к началу нашего разговора о необходимости создания для каждого ребенка таких условий, чтобы он чувствовал себя комфортно и не останавливался, а развивался дальше, необходимо очень тщательно подойти к этому выбору:

1. Проконсультироваться с психологом.

2. Поговорить с учителем.

3. Поговорить с ребенком.

И только потом принимать взвешенное решение.

Слайд 13

Что можно сделать для развития специальных способностей:

  • развивать самостоятельность, избегать излишней опеки.
  • развивать смысловое чтение, навык работы со словарями
  • исключить дословное заучивание информации. научить предварительно осмысливать информацию, подлежащую запоминанию
  • учить рассуждать, анализировать, объяснять
  • уделять внимание занимательным наукам, олимпиадным заданиям
  • формировать трудолюбие, психологическую устойчивость и готовность работать, преодолевать трудности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как подготовить незрячего ребенка к обучению в школе, на что обратить внимание?

Здравствуйте, уважаемые родители! Вот уже почти 9 лет я работаю с незрячими учащимися.  Обучение  таких детей происходит по общеобразовательной программе, используются такие же учебники, ка...

Буклет "Обрати внимание на свое питание"

Буклет по здоровому питанию для учащихся начальной школы....

На что следует обратить внимание при подготовке ребенка к школе?

Прежде всего, ребенок должен уметь общаться со своими сверстниками, иметь понятие коллектива, где все должны взаимодействовать и помогать друг другу учиться. Для того, чтобы у ребенка было сформирован...

На что следует обратить внимание в развитии речи будущего первоклассника

На что необходимо обратить внимание в речевом развитии будущего первоклассника...

Исследовательская работа " Обратите внимание - осанка"

Цель работы: исследование по формированию красивой осанки.Задачи исследования:1.      Найти и изучить литературу по данной теме.2.      Узнать точное ...

На что обратить внимание во время выполнения домашних заданий

На что обратить внимание во время выполнения домашнего задания...

Конспект урока 4 класс. Окружающий мир. "Обрати внимание на внимание".

Приведен подробный план конспекта, презентация....