Программа профилактики и коррекции девиантного поведения "Рост, развитие, сотрудничество!"
рабочая программа

Дьяконова Оксана Семёновна

         Введение должности социально-психологических служб в школе позволяет расширить рамки взаимодействия с ребенком, так как специалисты службы работают с учащимися во внеурочное время, относятся к ребенку без оценок, стараются раскрыть его внутренний духовный потенциал. При этом они использует такие формы работы как тренинг, беседа, игра, групповое занятие. Это говорит о том, что развитие социального интеллекта является важным направлением в работе социально-психологических служб, чему активно способствует программа "Рост, развитие, сотрудничество!". Используя данную программу, психолог и социальный педагог работают с классным коллективом, что позволяет охватить большинство учащихся школы, выявить нуждающихся в индивидуальных консультациях и сформировать группы для проведения тренинга.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа профилактики и коррекции девиантного поведения 

"Рост, развитие, сотрудничество!"

 

    Составила:                    Педагог-психолог                        Дьяконова О.С.

Актуальность и проблематика программы.

         В связи с нынешней ситуацией в стране, ростом правонарушений, неумением найти себя в этой жизни, социальной дезадаптацией учащихся в течение последнего времени мы можем наблюдать увеличение роли образовательных и воспитательных учреждений в решении насущных жизненных проблем ребенка. Среди них большое место занимают проблема установления контакта с другими людьми и проблема приспособления к условиям реальной действительности, социализации.

         Введение должности социально-психологических служб в школе позволяет расширить рамки взаимодействия с ребенком, так как специалисты службы работают с учащимися во внеурочное время, относятся к ребенку без оценок, стараются раскрыть его внутренний духовный потенциал. При этом они использует такие формы работы как тренинг, беседа, игра, групповое занятие. Это говорит о том, что развитие социального интеллекта является важным направлением в работе социально-психологических служб, чему активно способствует программа "Рост, развитие, сотрудничество!". Используя данную программу, психолог и социальный педагог работают с классным коллективом, что позволяет охватить большинство учащихся школы, выявить нуждающихся в индивидуальных консультациях и сформировать группы для проведения тренинга.

Цель программы: 

  • создание условий для социальной адаптации и профилактики социально-негативных явлений у учащихся через организацию системы дополнительных занятий с классом.

Задачи программы: 

  • предупреждение возникновения трудных жизненных ситуаций;
  • развитие социального интеллекта;
  • повышение сплоченности класса и поддержание положительного микроклимата в коллективе;
  • определение социально-педагогических условий для позитивного общения в коллективе;
  • моделирование жизненных ситуаций, проблемных вопросов в социально-педагогической деятельности учащихся;
  • профилактика социальной дезадаптации учащихся.

Функции программы: 

  • диагностическая (уяснение проблем растущего ребенка в отношениях с микросредой);
  • информационно - обобщающая (сбор и анализ полученных данных);
  • проектировочно - конструктивная (моделирование ситуаций реальной жизни в социально- психологической деятельности);
  • организационно - преобразовательная (выявление и создание условий для успешной самореализации);
  • координационно-коммуникативная (подготовка учащихся к позитивному взаимодействию с окружающими людьми);

Ожидаемые результаты: 

  • адекватное поведение в различных, жизненных ситуациях;
  • предупреждение стрессовых состояний;
  • практическое использование навыков конструктивного общения;
  • высокий коэффициент индекса групповой сплоченности.

         Данная программа универсальна по своей структуре. В зависимости от класса педагог может использовать различные формы работы и использовать большее количество часов, чем предусмотрено учебно-тематическим планированием. В течение всего срока реализации программы учащиеся овладевают комплексом поведенческих навыков, обеспечивающих способность к социально адекватному поведению, позволяющим человеку продуктивно взаимодействовать с окружающими и успешно справляться с требованиями и изменениями повседневной жизни.

     Среди навыков, необходимых человеку для успешной самореализации в обществе и адаптированной жизни выделяют:

1) Навыки позитивного и конструктивного отношения к собственной личности.

Эти навыки дают возможность адекватно оценивать себя, свои способности и возможности. Они являются базой для формирования чувства собственного достоинства.

2) Навыки позитивного общения.

Эти навыки помогают устанавливать и поддерживать дружеские взаимоотношения, добрые отношения в семье.

3) Навыки самооценки и понимания других.

Эти навыки помогают правильно вести себя в ситуации общения и взаимодействия с различными людьми.

4) Навыки управления эмоциями и эмоциональными состояниями.

Эти навыки помогают адекватно реагировать на собственные эмоции и эмоции других людей.

5) Навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях.

6) Навыки продуктивного взаимодействия.

Эти навыки позволяют при минимальном количестве эмоциональных затрат достигать в процессе общения значительных результатов.

7) Навыки самостоятельного принятия решений.

Человек, обладающий данным навыком, умеет учитывать различные мнения и прогнозировать то, как его мнения могут менять ситуации и влиять на конкретных людей.

8) Навыки решения проблемных ситуаций.

Владение этим навыком позволяет человеку грамотно и уверенно вести себя в трудных жизненных ситуациях.

9) Навыки работы с информацией.

Эти навыки позволяют человеку свободно и бегло ориентироваться в постоянно меняющейся жизненной ситуации.

10) Навыки творчества.

Эти навыки позволят человеку нестандартно, творчески решать различные задачи в любом виде деятельности, опираясь на свой жизненный опыт и новую информацию, полученную в процессе познавательной деятельности.

         В данной программе все указанные виды навыков прививаются на различных этапах занятий, начиная с первого класса, так как раннее обучение способствует овладению и развитию способностей, которые могут привести к здоровому образу жизни, позитивным межличностным отношениям и умению нести ответственность за свои действия. Программа рассчитана на учащихся с различной базовой подготовкой и уровнем интеллекта, что позволяет охватить всех учащихся школы.

         В реализации программы принимают участие учащиеся с первого по одиннадцатый класс. Занятия проводятся во внеурочное время в течение одного академического часа, педагогом используются комбинированные формы работы: изучение нового материала, его закрепление через участие в социально-психологических играх и тренингах. После каждого этапа проводится обобщающее занятие, позволяющее учащимся систематизировать и закрепить знания, умения и навыки, полученные на занятиях. Затем проводится адаптационная игра, позволяющая проверить результативность и эффективность применяемых методов работы. В старших классах проводятся деловые игры, конференции, диспуты, батлы различной направленности.

         В качестве методов диагностики результатов реализации каждого этапа программы используются различные социально-психолого-педагогические методики, такие как анкетирование, тестирование, сочинение по личным впечатлением, ранжирование знаний, работа с понятийным аппаратом, наблюдение (поведение в импровизированных ситуациях) и т. п.

Учебно-тематический план программы:

Класс

Раздел, количество занятий

Темы

Кол-во часов

1 класс

"Игры веселых гномиков" -

10 занятий.

Социально-психологическая

игра - 1 занятие.

1. Знакомство

1

2. Когда всем весело, а одному грустно.

1

3. В магазине игрушек.

1

4. Цирк.

1

5. Мы вместе.

1

6. Настроение.

1

7. Язык жестов.

1

8. Мимика.

1

9. Воображение.

1

10. Обобщающее занятие.

1

11. Хорошо учиться в школе.

1

2 класс

"Путешествие в мир общения" -

10 занятий.

Социально- психологическая

игра - 1занятие.

1. Знакомство.

1

2. Учимся работать дружно.

1

3. Как понимать друг друга без слов.

1

4. Доброе слово и кошке приятно.

1

5. Мое настроение.

1

6. Милосердие.

1

7. Доверие.

1

8. Групповая сплоченность.

1

9. Мы поссоримся и помиримся…

1

10.Чему мы научились и что узнали?

1

11. Азбука вежливости. СПИ

1

3-4 класс

"Ваши права" - 14 занятий.

Социально- психологические

игры - 2 занятия.

1. Вводное занятие. Правила работы.

1

2. Знакомство с Конвенцией по правам ребенка.

1

3. Изучение 1-4 статей КПР.

1

4. Изучение 5-8 статей КПР.

1

5. Изучение 9-12 статей КПР.

1

6. Изучение 13 –16 статей КПР.

1

7. Изучение 17-20 статей КПР.

1

8. Изучение 21-24 статей КПР.

1

9. Изучение 25-27 статей КПР.

1

10. Изучение 28-30 статей КПР.

1

11. Устав школы и правила поведения учащихся школы.

1

12. Что такое нарушение закона?

1

13. Обзор статей КПР.

1

14. Игра – викторина “ Знаете ли вы свои права?”

1

15. Инсценировка сказок. Игра-путешествие.

1

16. Заключение. Итоговая диагностика.

1

5 класс

"Мы живем среди людей" -

10 занятий.

Социально- психологические

игры - 2 занятия.

1. Введение в курс. Общечеловеческие ценности.

1

2. Жизнь.

1

3. Смерть

1

4. Бабушки и дедушки.

1

5. Соседи.

1

6. Одноклассники и одноклассницы.

1

7. Больные.

1

8. Инвалиды.

1

9. В мире денег.

1

10. Заключительное занятие.

1

11. “Дом, в котором мы живем”.

1

12. “Один день без мамы”

1

6 класс

"Социализация подростков" -

10 занятий.

Социально- психологическая

игра- 1 занятие.

1. Нравственные ценности.

1

2. Понимание как залог эффективного общения.

1

3. Конфликт и способ его разрешения.

1

4. Роль телевидения в нашей жизни.

1

5. Кто изобрел радио?

1

6. Волшебный мир театра…

1

7. Мы идем в магазин.

1

8. Компьютерные игры: за или против?

1

9. Умение противостоять группе.

1

10. Обязанности по дому, итоги.

1

11. “Дом, который строим мы”.

1

7 класс

"Развитие социального интеллекта" - 8 занятий.

Социально- психологическая

игра- 1 занятие.

1. Первая медицинская помощь.

1

2. ПМС при травмах.

1

3. ПМС при ожогах.

1

4. ПМС при обморожениях.

1

5. Стресс, способы преодоления стресса.

1

6. Правила дорожного движения.

1

7. Наш флаг - наша гордость.

1

8. История герба и гимна.

1

9. Игра “Красный Крест: история и современность”.

1

10. “Вело шоу”. Спортивная игра

1

8 класс

"Полезные и вредные привычки" -

9 занятий.

Социально- психологическая

игра- 1 занятие.

1. Полезные и вредные привычки в жизни человека.

1

2. Подросток и сигарета.

1

3. Губительный зеленый змий.

1

4. Мы скажем - нет наркотикам.

1

5. Режим дня школьника.

1

6. В здоровом теле здоровый дух.

1

7. В мире увлечений.

1

8. Правила дорожного движения.

1

9. Наш дом.

1

10. “Дайджест шоу”.

1

9 класс

"Личность. Семья. Общество" -

9 занятий.

Социально- психологическая

игра- 1 занятие.

1. Кто Я?

1

2. Личность в обществе.

1

3. Представление о семье.

1

4. Семья в современном обществе.

1

5. Выбор профессии - это важно.

1

6. Психология общения.

1

7. Жизненные ценности и приоритеты.

1

8. Проявления дружбы и любви.

1

9. Взаимоотношения родителей и детей.

1

10. “На пороге взрослой жизни”.

1

10-11 класс

"Жить в мире с собой и другими" -

10 занятий.

Социально- психологическая

игра- 1 занятие.

1. Толерантность - что это?

2

2. Толерантная личность.

1

3. Я и группа.

1

4. Толерантность к себе и другим. Самопознание.

1

5. Толерантное общество.

1

6. Толерантность к другим.

2

7. Границы толерантности.

1

8. Терпимость в семье.

1

9. “Главная ценность в жизни - семья"

1

Содержание и методическое обеспечение социально-педагогической

программы "Рост, развитие, сотрудничество!".

         Программа представлена 9 различными направлениями, составленными в соответствии с возрастными группами и тематическими профилями. Курсы начальной школы направлены на обучение детей навыкам позитивного общения, понимания личности другого человека, приемам активного слушания, развитие способности творчески решать любые задачи в любом виде деятельности, умение использовать информацию любого типа и работать с различными источниками информации.

         Курс “Путешествие в мир общения” дает учащимся младшей школы представление о дружбе, о правилах совместной деятельности людей, о способах решения спорных вопросов, зависимости настроения от состояния человека и способах его улучшения, сострадании и формах его проявления, великом значении добрых слов в жизни человека.

         Курс “Ваши права” помогает учащимся узнать свои права, применять и анализировать полученную информацию, проводить параллельные ассоциации нарушения прав в произведениях устного народного творчества, работать со словарем и документами, нормативными актами, результаты эффективности курса выявляются в ходе проведения игры “Знаете ли вы свои права?”

         Общая направленность занятий, проводимых в среднем звене – развитие социального интеллекта, знаний об обществе и себе, необходимых для понимания тех социально-культурных требований, которые общество предъявляет к каждому человеку, четко осознающему собственное поведение, анализирующему свои поступки в условиях быстрых социальных изменений.

         Курс “Мы живем среди людей” направлен на социальную адаптацию учащихся в микросреде, то есть в ближайшем окружении ребенка, которым являются семья, класс, друзья, близкие родственники. Рассматриваются вопросы ценности жизни, неестественности суицида, его запрета, внимательное и теплое отношение к бабушкам и дедушкам, заботливое отношение к инвалидам и болеющим родственникам, умение жить с соседями без ссор и конфликтов, помочь школьникам разобраться в негативном влиянии сплетен и сквернословия на взаимоотношения в классе, умение правильно обращать с деньгами.

         Курс “Социализация подростков” направлен на приобщение учащихся к достижениям цивилизаций, помогающим человеку свободно общаться даже на расстоянии и получать удовлетворение от волшебного мира театра и результатов технического прогресса.

         Курс “Полезные и вредные привычки” позволит детям сделать правильный выбор и проанализировать влияние негативных привычек, от которых зависит личность. Учащиеся приобретут навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях, решать сложный вопрос выбора в нестандартных, жизненных ситуациях. Альтернативой вредным привычкам предлагается занятие спортом, увлечение любимым делом, участие в жизни семьи, школы и класса. Форма эффективности курса – участие в спортивно – познавательной игре “Вело шоу”, в которой учащиеся применят на практике полученные знания, умения и навыки.

         При внедрении курса “Личность. Семья. Общество” учащиеся повторят знания, полученные при изучении курса “Обществоведение”. Познание своей сущности, социализация личности через объяснение социальных ролей и статусов личности, формирование мотивов выбора профессии, представление о современной семье и ее функциях в современном обществе, конструктивное решение конфликтов и получение навыков рефлексивного слушания - вот неполный перечень вопросов, освещаемых в данном курсе.

         Курс для старшеклассников способствует межкультурному пониманию и толерантному поведению учащихся в межличностных отношениях, подготовке к семейной жизни.

         С учетом санитарно-гигиенических норм в 1-2 классах длительность занятия  20 минут, 3-4 классах - 25 минут, в 5-11 – 30 минут.

          Среди технических средств, используемых на занятиях, применяются аудиозаписи, видеоматериалы к темам “Полезные и вредные привычки”, “В здоровом теле здоровый дух”, “В мире денег”, компьютерные программы с тестами на уровень интеллекта, презентации, слайды по темам “Общение”, “Профилактика наркотической зависимости”, “Конфликтная ситуация”.

         Представляемая программа может быть использована классным руководителем в качестве курса по обучению важным жизненным навыкам и проводится с различными коррективами и изменениями в зависимости от особенностей учебного заведения, традиций и знаменательных дат.

         Принимая участие в данной программе, учащиеся не только приобретают жизненно важные навыки, но и раскрывают в себе чувство милосердия и эмпатии, о чем свидетельствует самостоятельное участие детей в городских акциях по оказанию помощи детским домам, интернату, больнице, дому престарелых. Педагог создает для учащихся благоприятные условия для успешной самореализации и творческой активности личности, используя внутренние ресурсы ребенка с учетом полученных знаний, умений и навыков. Конструктивные навыки общения, выход из конфликтных ситуаций, развитие социальной восприимчивости, четкое осознание собственной значимости в обществе - вот далеко не полный перечень тех значимых навыков, благодаря которым человек будет осознанно относится к себе, анализировать свои поступки с учетом предъявляемых к ним социально-культурных требований.

Испоьзованная литература.

  1. Артюхова И.С. Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты.      - М., Первое сентября, 2003
  2. Безруких М.М., Макеева А.Г. Все цвета, кроме черного: профилактика наркотизма среди младших школьников. - М., Вентана-Граф, 2002
  3. Козлов Н. Философск ие сказки для обдумывающих жилье, или Веселая книга о свободе и нравственности. - М., Феникс, 1994
  4. Кувшинкова И.А., Иванова Г.Г. Практические материалы для специалистов соуиальной службы образовательного учреждения. - М., Аркти, 2006
  5. Кузнецова Л.В. Профилактика безнадзорности, правонарушений, охрана здоровья детей. - М., Школьная Пресса, 2007
  6. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е. Обучение жизненно важным навыкам: пособие для классных руководителей. - СПб., Образование-Культура, 2002
  7. Островская К.В. В поисках ценностей. - М., 2000
  8. Пинчбек Л. Тематические игры. - СПб., ОДП, 1997
  9. Цвет дружбы: быть вместе - быть в компании. - Гатчина, СЦДБ, 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: "Формы взаимодействия классного руководителя с семьёй по коррекции девиантного поведения"

Цель проекта: изучение форм взаимодействия классного руководителя с семьёй покоррекции агрессивного поведения....

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В условиях социально-экономических реформ, происходящих сегодня в России, особую значимость имеет проблема профилактики девиантного (отклоняющего) поведения среди детей младшего и старшего школьного в...

Профилактика и коррекция девиантного поведения.

Профилактические и коррекционные меры...

Профилактика и коррекция девиантного поведения у подростков

На сегодняшний день в нашем обществе имеется серьезный дефицит позитивного воздействия на растущих детей. Причем проблема трудных подростков, которая затрагивает общество в целом, вызывает как глубоко...

Программа сопровождения и коррекции девиантного поведения детей младшего школьного возраста и подростков

Девиантное поведение, понимаемое как отклонение от  социальных  норм, приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это  явление  в центр  внимания  педаго...