Профилактика и коррекция девиантного поведения у подростков
презентация к уроку

Шилина Оксана Анатольевна

На сегодняшний день в нашем обществе имеется серьезный дефицит позитивного воздействия на растущих детей. Причем проблема трудных подростков, которая затрагивает общество в целом, вызывает как глубокое беспокойство педагогов, родителей, так и острый научно-практический интерес психологов, поэтому несомненно, что для решения проблем подростков и оказания им психологической помощи необходимо знать их психологические особенности.

    Подростковый возраст является одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека. В этот период происходит не только перестройка ранее сложившихся психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профилактика и коррекция девиантного поведения у подростков Подготовила: педагог-психолог Шилина О.А.

Слайд 2

Дети подросткового возраста наиболее чувствительны к социальным и психологическим стрессам. Пространство ненормативного поведения существенно расширилось за счёт увеличения списка социокультурных девиаций и зависимостей, расширения спектра асоциальной и противоправной активности подростков. Решающим фактором профилактики и коррекции девиантного поведения является педагогически управляемая социально-культурная среда, выступающая для подростка важнейшим условием социализации и пространством личностного развития. Профилактика и коррекция девиации

Слайд 3

Профилактика и коррекция девиации Девиантное поведение - общественное поведение, которое отклоняется по своим мотивам, ценностным ориентациям и результатам от принятых в данном обществе норм, ценностей, идеалов, т. е. нормативных стандартов. По теории аномии (состояния беззакония) Р. Мертона, девиантное поведение возникает прежде всего тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества . Термин « девиантное поведение» может применяться к детям не младше 9 лет!

Слайд 4

Девиантность может выражаться в мягких несоответствиях общественным нормам: в форме чрезвычайно индивидуализированного мышления и поведения, в различных формах социальной патологии . Девиантность может выражаться в мягких несоответствиях общественным нормам: в форме чрезвычайно индивидуализированного мышления и поведения, в различных формах социальной патологии. Для предупреждения девиантности у детей и подростков нужно проводить профилактическую работу . Профилактика и коррекция девиации

Слайд 5

П од профилактикой подразумеваются научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на: 1. Предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска; 2. Сохранение, поддержание и защита нормального уровня жизни и здоровья людей; 3. Содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов.

Слайд 6

Основные подходы к профилактике и коррекции девиантного поведения . Информирование - предоставление информации о негативных медицинских, психологических, социальных и правовых последствиях проблемного поведения – правонарушений, курения, употребления алкоголя и наркотиков, раннего начала сексуальных отношений. Программа формирования жизненных навыков и личностного роста - тренинги общения, стрессоустойчивости, Развитие самосознания и уверенности в себе Тренинги гендерной идентичности, профориентации, социально – бытовых навыков Тренинги подготовки к семейной жизни.

Слайд 7

Основные подходы к профилактике и коррекции девиантного поведения. Обучение противостоянию негативным социальным влияниям - т ренинги устойчивости к негативным влияниям социума, о бучение навыкам критического мышления и безопасного поведения Программа формирования жизненных навыков и личностного роста - тренинги общения, стрессоустойчивости, развитие самосознания и уверенности в себе

Слайд 8

Методы коррекции девиантного поведения . логотерапия - направленный на вербализацию м етод разговорной психотерапии – это разговор с подростком, эмоциональных состояний, словесное описание эмоциональных переживаний. Вербализация переживаний вызывает положительное отношение к тому, кто разговаривает с подростком, готовность к сопереживанию, признание ценности личности другого человека. Данный метод предполагает появление совпадения словесной аргументации и внутреннего состояния подростка, приводящего к самореализации, когда подросток делает акцент на личных переживаниях, мыслях, чувствах, желаниях.

Слайд 9

Методы коррекции девиантного поведения . Музыкотерапия Использование в работе музыкальных произведений и музыкальных инструментов . Для подростков, которые проявляют тревожность, беспокойство, испытывают страхи, напряжение проводится простое слушание музыки, которое сопровождается заданием. Когда звучит спокойная музыка, подростку дают инструкцию думать о предметах, которые вызывают у него неприятные ощущения или предложить ранжировать неприятные ситуации от минимальных до самых сильных.

Слайд 10

Методы коррекции девиантного поведения . Кинезиологические упражнения Кинезиология представляет коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Работа человеческого мозга обеспечивается деятельностью двух его полушарий, имеющих определённую функциональную специализацию (левое отвечает за образное, гуманитарное мышление; правое – за знаковое, математическое ) Кинезиологические упражнения - это комплекс движений, позволяющих активизи-ровать межполушарное воздействие. В комплексы упражнений включены: растяжки, дыхательные, телесные, глазодвигательные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж.

Слайд 11

При выполнении кинезиологических упражнений Во время урока проводить такие упражнения можно только в том случае, если идёт стандартная учебная работа. Творческую деятельность прерывать кинезиологическими упражнениями нецелесообразно . Если же учащимся предстоит интенсивная умственная нагрузка, то комплекс упражнений лучше проводить перед работой. Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т. е. накапливающий эффект. Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 12 лет, когда кора больших полушарий ещё окончательно не сформирована. При интеллектуальном разви-тии возможно применение кинезиологических упражнений. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При более интенсивной нагрузке и значительные изменения. Важно помнить!

Слайд 12

Методы коррекции девиантного поведения . Кинезиологические упражнения Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения . Кинезиология представляет коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Работа человеческого мозга обеспечивается деятельностью двух его полушарий, имеющих определённую функциональную специализацию (левое отвечает за образное, гуманитарное мышление; правое – за знаковое, математическое ).

Слайд 13

Методы коррекции девиантного поведения . Кинезиологические упражнения Растяжки - нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость). «Активизация рук » 1.Встаньте или сядьте, выпрямив спину, и вытяните перед собой руки. 2.Поднимите правую руку вверх. Левой рукой двигайте правую в разных направлениях: приближая к голове, от головы, пытаясь опустить руку вниз, отвести ее за спину. При этом вытянутая правая рука оказывает легкое сопротивление левой . 3.Движение в каждом направлении делаем по четыре раза и обязательно на длинном выдохе. Выдох поможет вам почувствовать расслабление мышц руки. 4.Вернитесь в исходное положение и вытяните руки перед собой. При правильном выполнении упражнения правая рука по ощущению кажется длиннее левой ! 5.Повторите упражнение, поменяв руки.

Слайд 14

Кинезиологические упражнения Дыхательные упражнения – « Брюшное дыхание» 1. Вдохните через нос. Выдох производится маленькими порциями через сжатые губы. Выдыхая, представьте, будто пытаетесь удержать на весу над губами пушинку. Данный пункт является подготовительным к упражнению. 2. Положите руки на живот. Вдохните воздух через нос таким образом, чтобы под вашими руками образовался шарик. 3. Задержите дыхание и медленно сосчитайте до трех. 4. Медленно выдыхайте, при этом живот сдувается и немного втягивается. Задержите дыхание на 3 секунды и сделайте вдох. 5. Повторите упражнение не более 3 раз. Обратите внимание: дыхание во время упражнения должно быть ритмичным. Данное упражнение развивает диафрагмальное дыхание, улучшает дыхательный процесс, расслаб- ляет центральную нервную систему, способствует гибкости и точности выполняемых движений, помогает снять избыточное возбуждение и успокоиться. Его хорошо выполнять перед контрольными работа-ми или в ситуации напряжения.

Слайд 15

Кинезиологические упражнения Глазодвигательные упражнения . « Ленивые восьмерки» Эти упражнения помогут снять усталость глаз, напряжение шеи, боль в спине после работы. Особенно они рекомендуются детям носящим очки, так как улучшают работу глазных мышц, укрепляют связь «рука–глаз». 1.Представьте перед собой на уровне глаз восьмерку, лежащую на боку (знак бесконечности). Ее центр проходит на уровне переносицы . 2.Вытяните вперед руку, чуть согнутую в локте. Сожмите пальцы в кулак, большой палец поднимите вверх. Ведите рукой в воздухе от центра влево-вверх против часовой стрелки, по окружности вниз и снова в центр. Продолжайте «рисовать» вправо-вверх, возвращаясь в исходную точку. Движение должно быть плавным и непрерывным. За большим пальцем следите глазами, голова остается неподвижной. Повторить три раза каждой рукой.

Слайд 16

Кинезиологические упражнения Телесные упражнения «Перекрестные шаги» способствуют развитию координации и ориентации в пространстве, делают более успешными приобретение навыков чтения, письма, слушания, усвоения новой информации. А еще снимают боль в пояснице и подтягивают мышцы живота. 1.Локтем левой руки тянемся к колену правой ноги. Легко касаясь, соединяем локоть и колено. 2.Это же движение повторяем правой рукой и левой ногой. Выполнять стоя или сидя. 3.Соединяем левую ногу и правую руку за спиной и наоборот. Повторить 4–8 раз. «Перекрестные шаги» желательно делать в медленном темпе и чувствовать, как работают мышцы живота.

Слайд 17

Имаготерапия Использование в целях терапии игры образами . Подросток создает динамичный образ самого себя. Здесь применяются самые разнообразные конкретные приемы: пересказ литературного произведения в заранее заданной ситуации, пересказ и драматизация народной сказки, театрализация рассказа, воспроизведение классической и современной драматургии, исполнение роли в спектакле.

Слайд 18

Психогимнастика . Взаимодействие основывается на двигательной экспрессии, мимике, пантомиме. Упражнения направлены на достижение двух целей: уменьшение напряжения и сокращение эмоциональной дистанции у частников группы, а также выработку умения выражать чувства и желания.

Слайд 19

Моритатерапия Метод, с помощью которого подросток ставится в ситуацию, когда необходимо произвести хорошее впечатление на окружающих . Социальный работник предлагает высказать свое мнение о чем-то и корректирует его умение высказываться, давать оценку, соответственно вести себя (мимика, жесты, интонация и т.п.). Этот метод помогает воспитывать культуру поведения.

Слайд 20

Профилактика и коррекция девиации Человек , достигший полного развития личности, приобретает способность ставить перед собой жизненно важные цели и достигать их, у него вырабатываются собственные взгляды и отношения, собственные моральные требования и оценки, которые делают этого человека относительно устойчивым и независимым от ситуативных воздействий среды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: "Формы взаимодействия классного руководителя с семьёй по коррекции девиантного поведения"

Цель проекта: изучение форм взаимодействия классного руководителя с семьёй покоррекции агрессивного поведения....

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В условиях социально-экономических реформ, происходящих сегодня в России, особую значимость имеет проблема профилактики девиантного (отклоняющего) поведения среди детей младшего и старшего школьного в...

Профилактика и коррекция девиантного поведения.

Профилактические и коррекционные меры...

Коррекция девиантного поведения подростков с интеллектуальными нарушениями

Данная работа посвящена исследованию феномена девиации и исследованию подходов для корректировки отклоняющегося поведения.Девиации — это отклонения от нормы поведения, принятой в данном обществе...

Программа сопровождения и коррекции девиантного поведения детей младшего школьного возраста и подростков

Девиантное поведение, понимаемое как отклонение от  социальных  норм, приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это  явление  в центр  внимания  педаго...

Программа профилактики и коррекции девиантного поведения "Рост, развитие, сотрудничество!"

       Введение должности социально-психологических служб в школе позволяет расширить рамки взаимодействия с ребенком, так как специалисты службы работают с учащимися во вне...