О мерах педагога-психолога, направленных на сохранение здоровья детей, находящихся в СРЦН
статья

Левина Екатерина Станиславовна

Статья педагога-психолога СРЦН на тему "О мерах педагога-психолога, направленных на сохранение здоровья детей, находящихся в СРЦН"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовила: Левина Е. С., педагог-психолог

О мерах педагога-психолога, направленных на сохранение здоровья детей, находящихся в СРЦН

(1 слайд) В Центр поступают  несовершеннолетние, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении, оставшиеся без попечения родителей. Для них характерно расстройство эмоционально-волевой сферы, поведенческие нарушения, задержка психического развития, интеллектуальное недоразвитие, ослабленное здоровье. Как правило, эти несовершеннолетние склонны к самовольным уходам, имеют опыт бродяжничества, правонарушений, длительный опыт курения, употребления спиртных напитков. Работа с этой категорией несовершеннолетних требует особого подхода.

Одной из главных задач реабилитации является сохранение и укрепление здоровья несовершеннолетних. Все технологии, которые мы используем в процессе коррекционно-реабилитационной работы, являются здоровьесберегающими. В комплексе они создают в группе несовершеннолетних среду, обеспечивающую сохранение и укрепление психического и физического здоровья.

Работа направлена на детей:

  • дошкольного возраста;
  • младшего и среднего школьного возраста;
  • старшего школьного возраста.

(2 слайд) Работа с детьми дошкольного возраста направлена на:

  • формирование сенсомоторных навыков;
  • развитие тактильных ощущений;
  • формирование эмоциональной сферы.

(3 слайд) Работа с детьми младшего школьного и среднего школьного возраста направлена на:

  • формирование эмоциональной сферы;
  • формирование навыков саморегуляции;
  • развитие навыков мышечного и эмоционального расслабления.

(4 слайд) Работа с детьми старшего школьного возраста направлена на:

  • коррекцию девиантного поведения;
  • работу с негативными эмоциональными проявлениями;
  • профилактику суицидальных действий.

( 5 слайд) Этапы реализации здоровьесберегающих технологий:

1. Диагностический – осуществление первичного, промежуточного и итогового диагностического обследования несовершеннолетних (используются: компьютерная диагностика, программа обработки информации, психологические тренажеры).

2. Социально-реабилитационный (основной) – реализация социально-реабилитационных программ:

  • «Волшебный песок» - дети от 3-х до 7 лет;
  • «Гармония» - дети от 8 до 12 лет;
  • «Твой мир» - дети от 13 до 18 лет.

На социально-реабилитационном этапе работы с несовершеннолетними применяются такие здоровьесберегающие технологии, как:

(6 слайд) Релаксация. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия. Задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью  используются специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Проводятся в сенсорной комнате. В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность технологии. Используется для работы спокойная классическая музыка, звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т.к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

(7 слайд) Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей на каждом занятии. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.

(8 слайд) Гимнастика для глаз проводится на каждом занятии по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога.

(9 слайд) Дыхательная гимнастика проводится на занятиях в сенсорной комнате. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом. Ритмичные шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы, психо-эмоциональное состояние, выводят из стресса.

(10 слайд) Самомассаж. Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики, благоприятствует психоэмоциональной устойчивости к физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Самомассаж можно проводить в игровой форме ежедневно в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха реабилитационной и развивающей работы.

(11 слайд) Технология музыкального воздействия. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет), вызывает различные эмоциональные состояния (умиротворенность, покой и гармонию). Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние ребенка, а также развивать концентрацию внимания. Использование релаксационной музыки помогает детям успокоиться и расслабиться.

(12 слайд) Сказкотерапия используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. Сказки мы не только читаем, но и обсуждаем с детьми. Дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать. Для этого используется кукольный театр, ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев. Дети также сами сочиняют сказки, обыгрывают их на песке с использованием различных пластмассовых игрушек, ведь придуманная сказка ребёнком, открывает суть проблемы ребенка – это и является основой сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их с взрослыми.

(13 слайд) Психогимнастика (мимика и пантомимика). В процессе непосредственно-образовательной деятельности. Мимика тесно связана с артикуляцией. Стимулируя ребёнка изображать на лице различные эмоции, способствует развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики.

(14 слайд) Песочная терапия. Благодаря играм с песком в сенсорной комнате у несовершеннолетних развиваются сенсомоторные навыки, сохраняется психическое здоровья, так как здесь с помощью цвета, запаха и музыки идет  благотворное влияние на душевное состояние ребенка. С песком  воспитанники  играют,  проживают сказочные истории, могут показать то, что их беспокоит, рассказывают про свои страхи.

Игры с песком в сенсорной комнате выполняют ряд различных функций:

• снятие мышечного напряжения,

• коррекция различных нарушений,

• создание положительного эмоционального фона,

• активизация различных функций центральной нервной системы,

• снятие утомления от насыщенного информационного потока

• формируются сенсомоторные эталоны.

(15 слайд) Тренинговые занятия, квест-игры, направленные на профилактику ПАВ и пропаганду ЗОЖ.

(16 слайд) Общий сравнительный анализ эффективности применения здоровьесберегающих технологий, направленных на развитие сенсомоторных навыков как условия успешного эмоционального развития детей в процессе социально-психологической реабилитации

Количество несовершеннолетних, с которыми использовались технологии, направленные на сохранение здоровья за 2023 год – 39 человек.

На начальном этапе реабилитации у 97,4 % детей выявлены значительные нарушения в эмоциональной сфере, в формировании сенсомотоных навыков.

У 89,6 % детей выявлено наличие последствий, перенесенной кризисной ситуации.

98,7 % несовершеннолетних испытывают социальную дезадаптацию.

На итоговом этапе

В результате у 89,6 % детей дошкольного возраста:

повысился уровень развития сенсомоторных эталонов;

усовершенствовалась мелкая моторика рук;

обогатился опыт тактильных ощущений;

сформировалось чувство безопасности.

В результате у 97,4 % детей младшего школьного и среднего школьного возраста:

усовершенствовался уровень развития сенсомоторных эталонов

повысилось качество основных видов движений, мышц мелкой моторики руки;

сформировать более устойчивый интерес к познавательной деятельности;

повысился уровень развития эмоциональной сферы;

дети научились распознавать и регулировать свои эмоциональные проявления;

дети избавились от тревожности, страхов и негативных переживаний.

научились работать со своими агрессивными проявлениями.

В результате 98,7 % детей старшего школьного возраста:

справились с негативными эмоциональными проявлениями;

научились контролировать агрессию;

приобрели навыки эмоционального и мышечного расслабления.  

совершенствовали зрительно-двигательную координацию.

Вывод:

Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повысило результативность в социально-реабилитационной работе, формирует у педагога-психолога ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку.

Использование вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-развивающей работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребёнка речевой среды способствует решению задач гармоничного развития воспитанников более результативно, активизирует психические процессы и формирует личность ребёнка в целом.

Применение здоровьесберегающих технологий является неотъемлемым аспектом в процессе социально-психологической реабилитации.

Сенсорное оборудование является мощным инструментом в решении психологических проблем и устранении проблем, связанных с дефицитом сенсомоторных навыков, что способствует улучшению эмоционального развития и здоровья ребенка.  

Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система занятий для учащихся и родителей на четыре года по сохранению здоровья детей

Секрет результативности здоровьесберегающих технологий - в целенаправленном воспитании культуры здоровья учащихся, их потребности, способности и умения заботиться о собственном здоровье. Занятия прово...

Занятия акробатикой как средство укрепления и сохранения здоровья детей

Занятия акробатикой как средство укрепления и сохранения  здоровья детей....

Использование здоровьесберегающих технологий- путь к сохранению здоровья детей.

Перзентация, которая знакомит с путями сохранения здоровья учащихся в процессе обучения....

Выступление педагога психолога на родительском собрании "Психологическая готовность детей к обучению в школе"

Выступление педагога-психолога на родительском собрании в Школе будущего первоклассника....

Программы учителя начальных классов, педагога-психолога и учителя-логопеда по подготовке детей к школе

Одним из приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период  до 2015 года признана необходимость обеспечения равных стартовых возможностей детей из разных со...