Статья " Игровая коррекция детей с девиантным поведением"
статья (2 класс)

Милова Юлия Валерьевна

В данной статье данны примеры и разработки коррекции девиантного поведения детей через игровую деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

на тему: «Игровая коррекция детей с девиантным поведением»

Выполнила

учитель Милова Ю.В.

Санкт-Петербург

2024

Психокоррекционная работа в учреждении образования представляет собой совокупность психолого-педагогических воздействий, предполагающих либо исправление, либо профилактику недостатков и отклонений в развитии ребенка.

Коррекционная работа должна строиться не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психической деятельности, а как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений (Т. В. Бурменская, О.А. Карабанова, А. Г. Лидерс).
В рамках этого направления были разработаны методика планомерного формирования деятельности, игровая коррекция поведения и психогимнастика для детей.

Цели коррекционной работы определяются исходя из понимания психического развития ребенка как активного, деятельностного процесса. В связи с этим их постановка связана с организацией различных видов деятельности ребенка, развитием его психической активности, формированием психических новообразований и оптимизацией социальной ситуации развития. Психолог, занимающийся коррекцией, работает по схеме: что есть; что должно быть; что надо сделать, чтобы было должное. Ответить на эти вопросы можно определив норму психического развития, для чего провести его анализ в трех уровнях (Г.С. Абрамова):

на нейрофизиологическом уровне психолог делает заключение о мозговой организации исследуемого явления на основе знаний о функциональной организации мозга, об основных принципах локализации психических функций и локальных поражениях мозга;

общепсихологический анализ предполагает использование данных об основных закономерностях и механизмах функционирования психики;

возрастно-психологический уровень позволяет конкретизировать полученные данные соответственно возрасту и индивидуализировать их в применении к конкретной личности.

Методологические подходы к проблеме психокоррекции, можно разделить на две большие группы - психодинамические и поведенческие – зависимости от ориентации на ту или иную парадигму предмета психологии – сознание или поведение. Указанные подходы обусловливают цели, стратегии, тактики и методы психокоррекционной работы с детьми и подростками.

     Деятельностный подход, сформировавшийся преимущественно в отечественной психологической школе, предполагает коррекцию за счет организации специального обучения деятельности, в ходе которой подвергающийся коррекции человек овладевает психологическими средствами, позволяющими на новом уровне осуществлять контроль и управление внутренней и внешней активностью (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин). Содержание и выбор методов психокоррекционной работы обусловлены спецификой объектов, их состоянием, а также предметом коррекции, формулируемым в психологической практике на языке трудностей клиентов (детей, педагогов и родителей).

 Коррекция игровой или учебной деятельности
 направлена на развитие личностной, социальной и учебной мотивации, овладение средствами и способами деятельности, навыками целеполагания, контроля и самооценки.

Остановимся  поподробнее на игровой коррекции поведения. Основным средством помощи детям с трудностями в поведении является игра. В современной психолого-педагогической литературе описывают четыре вида игры: сюжетно-ролевая, игра с правилами, образно-ролевая (кого-то изображает, не развивая сюжета), режиссерская, в которой ребенок одновременно является автором сюжета.

Игры признаются средством освоения ребенком социальных ролей и раскрытия его внутреннего мира.
Основные признаки игровой деятельности:
игра приятна, т.е. положительно воспринимается участниками;
она протекает спонтанно и предполагает наличие внутренней мотивации участников;
требует высокой гибкости психических процессов и ролевой пластичности;
является естественным следствием физического и интеллектуального развития ребенка.

В терапевтическом процессе игра выполняет диагностическую, терапевтическую и обучающую функции (А.И. Захаров).
Диагностическая функция заключается в выяснении психопатологии, особенностей характера и взаимоотношений ребенка с окружающими.
Терапевтическая состоит в предоставлении ребенку возможности эмоционального и моторного самовыражения, отреагирования напряжения, страхов и фантазий.
Обучающая предполагает перестройку отношений, расширение диапазона общения и жизненного кругозора, реадаптацию и социализацию.
Вот перечень игр, которые можно использовать в группе продленного дня.
1. Игра «Ассоциации».

Цель игры – воспитание наблюдательности, развитие воображения, формирование умения жестами изобразить человека.

Ход игры: ребенок жестами, мимикой изображает другого ребенка, его особенности, привычки, как он их видит. Остальные дети отгадывают, кого он изображает.

 2. Игра «Страшные сказки».

Цель игры – развитие смелости, уверенности в себе, снятие тревоги, объединение группы.

Ход игры: гасится свет или зашториваются окна. Дети по очереди начинают в темноте рассказывать страшные сказки. Если уровень доверия в группе высок, то дети воспроизводят свои реальные страхи. Очень полезно их тут же разыграть, также в темноте.

 3. Игра «Изображение предметов».

Цель игры – воспитание наблюдательности, развитие воображения, формирование умения видеть другого.

Ход игры: ребенок мимикой, жестами изображает предмет, остальные дети его отгадывают. Кто правильно назвал, становится ведущим.

4. Игра «Узнай по голосу».

Цель игры – развитие внимания, умения узнавать друг друга по голосу.

Ход игры: дети встают в круг, выбирается ведущий. Он встает в центр круга и старается узнать детей по голосу.

5. Игра «Четыре стихии».

Цель игры – развитие внимания, связанного с координацией слухового аппарата и двигательного анализатора.

Ход игры: играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что если он скажет слово «земля» – руки вниз, «вода» – руки вперед, «воздух» – руки вверх, «огонь» – вращение руками в локтевых суставах. Кто ошибется, считается проигравшим.

6 Игра «Испорченный телефон»

Водящий пишет на спине загаданное слово, участники передают это слово таким же образом друг другу, когда слово возвращается к водящему, то определяется какое слово загадано было.

7 «Придумай сказку». 

Ребятам предлагаются вопросы по которым они составляют сказку, получившиеся произведения прочитываются и сами ребята оценивают сказки.

8 «Графический диктант».

Проводится диктант по клеточкам, составляется фигура. Цель: развитие координации в пространстве .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Статья по теме: Игровая коррекция детей с девиантным поведением педагог Милова Ю.В. Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №432 Колпинского района г. Санкт-Петербург

Слайд 3

Девиантное поведение- «отклоняющееся поведение» Устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых социальных норм, причиня-ющее реальный ущерб обществу или самой личности, часто сопровождающееся социальной дезадаптацией человека.

Слайд 4

Психокоррекционная работа в учреждении образования представляет собой совокупность психолого-педагогических воздействий, предполагающих либо исправление, либо профилактику недостатков и отклонений в развитии ребенка. Коррекционная работа должна строиться не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психической деятельности, а как « целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений» (Т. В. Бурменская , О.А. Карабанова, А. Г. Лидерс ).

Слайд 5

В рамках этого направления были разработаны: методика планомерного формирования деятельности, игровая коррекция поведения, психогимнастика для детей.

Слайд 6

Игровая коррекция поведения Основным средством помощи детям с трудностями в поведении является игра. Игры признаются средством освоения ребенком социальных ролей и раскрытия его внутреннего мира.

Слайд 7

Функции игры Диагностическая (заключается в выяснении психопатологии, особенностей характера и взаимоотношений ребенка с окружающими); Терапевтическая (предоставление ребенку возможности эмоционального и моторного самовыражения, отреагирования напряжения, страхов и фантазий) Обучающая (предполагает перестройку отношений, расширение диапазона общения и жизненного кругозора, реадаптацию и социализацию).

Слайд 8

Виды игры В современном психолого-педагогическом направлении существует четыре вида игры: сюжетно-ролевая, игра с правилами, образно-ролевая (кого-то изображает, не развивая сюжета), режиссерская, в которой ребенок одновременно является автором сюжета.

Слайд 9

Перечень примерных игр: «Два барана» (Н. Л. Кряжева , 1997) Цель: Снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение направить энергию детей в нужное русло. Учитель разбивает детей на пары и читает текст: «Рано-рано два барана повстречались на мосту». Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача — противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки « Бе-е-е ». Необходимо соблюдать «технику безопасности», внимательно следить, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы.

Слайд 10

«Доброе животное » (Н. Л. Кряжева , 1997) Цель: Способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать. Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох — делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох — два шага назад. Вдох — два шага вперед. Выдох — два шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

Слайд 11

«Попроси игрушку» - вербальный вариант (Е. В. Карпова, Е. К. Лютова, 1999) Цель: Обучить детей эффективным способам общения. Группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берет в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник ( участник 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику 1: «Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция участнику 2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали». Затем участники 1 и 2 меняются ролями.

Слайд 12

« Жужа » (Н. Л. Кряжева , 1997) Цель: Научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом. « Жужа » сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее. « Жужа » терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет « Жужей ». Взрослый должен следить, чтобы «дразнилки» не были слишком обидными.

Слайд 13

« Толкалки » (К. Фопель , 1998) Цель: Научить детей контролировать свои движения. Скажите следующее: «Разбейтесь на пары. Встаньте на расстояние вытянутой руки друг от друга. Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь ладонями о ладони своего партнера. По сигналу ведущего начните толкать своего напарника, стараясь сдвинуть его с места. Если он сдвинет вас с места, вернитесь в исходное положение. Отставьте одну ногу назад, и вы почувствуете себя более устойчиво. Тот, кто устанет, может сказать: «Стоп». Время от времени можно вводить новые варианты игры: толкаться, скрестив руки; толкать партнера только левой рукой; толкаться спиной к спине.

Слайд 14

« Обзывалки » (Н. Л. Кряжева , 1997) Цель: Снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме. Скажите детям следующее: «Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными и словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: "А ты... морковка!" Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: "А ты... солнышко!"» Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.

Слайд 15

Игра “Ласковые лапки” (Шевцова И.В.) Цель : снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым. Взрослый подбирает 6—7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить “зверек” и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой “зверек” прикасался к руке — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Слайд 16

Перечень примерных игр: Игра «Ассоциации». «Страшные сказки». «Изображение предметов». «Узнай по голосу». «Испорченный телефон» «Придумай сказку».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему «Дети начальной школы с девиантным поведением»

В чем проявляется отклоняющееся поведение? Как правило, в психологических трудностях, эмоциональных расстройствах и, как результат, - нарушениях поведения. ...

Воспитание детей с девиантным поведением

Данная публикация поможет педагогу организовать работу по благоприятному воздействию окружающей социальной сети на формирование личности ребенка с отклоняющимся поведением. Адресовано педагогам коррек...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Человек и его здоровье"( для детей с девиантным поведением)

Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим ...

Программа психолого-педагогического сопровождения детей с девиантным поведением.

С каждым годом растет количество детей так называемой «группы риска»- детей, которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более других подвержены негативным внешним воздействиям.Т...

Программа сопровождения и коррекции девиантного поведения детей младшего школьного возраста и подростков

Девиантное поведение, понимаемое как отклонение от  социальных  норм, приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это  явление  в центр  внимания  педаго...