Воспитание детей с девиантным поведением
календарно-тематическое планирование (4 класс) на тему

Кичемасова Райхана Назифовна

Данная публикация поможет педагогу организовать работу по благоприятному воздействию окружающей социальной сети на формирование личности ребенка с отклоняющимся поведением. Адресовано педагогам коррекционных школ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение школа - интернат № 6  Красногвардейского района Санкт - Петербурга.

«Воспитание детей с девиантным поведением»

Вопрос воспитания для современного

общества – вопрос жизни и смерти,

вопрос, от которого зависит будущее .

    Э.Ренан.

            Кичемасова Р. Н.

воспитатель

Санкт - Петербург

2016

Организация и планирование воспитательной работы.

Современному обществу нужны нравственно – предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя всевозможные их последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, детализмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Воспитание – поиск личностью самостоятельно с помощью взрослого способа построения нравственной, подлинно человеческой жизни на сознательной основе.

*Цель воспитания.

Формирование у личности рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соотнесении с жизнью других людей.

В воспитательном процессе взаимодействуют, обогащая друг друга, два начала :

*момент самореализации, самоосуществления личности

*момент ее социализации, обеспечение таких взаимоотношений с социумом, которые способствовали бы максимальному раскрытию творческого потенциала человека.

Воспитанник – это

1.Человек, призванный решать личные, социальные, производственные проблемы в 21 веке, гражданин Мира.

2.Россиянин, сознательно, законопослушный гражданин своего Отечества.

3.Петербуржец.

4.Учащийся школы.

5.Член детского сообщества.

6.Семьянин.

7.Неповторимая индивидуальность, носитель творческого начала.

В процессе развития личности важно не количественное освоение составляющих модели воспитания, а право человека самому выбирать социальные сферы для самореализации и саморазвития.

Педагогу важно распознать насущные интересы воспитанника, индивидуальные особенности развития личности и создать возможные условия для их реализации.

Социализация личности – двухсторонний процесс, включающий адаптацию личности к нормам общественной жизни и творчество, созидание норм собственной жизни. Воспитательный процесс -  это самореализация личности в различных социальных сфера и социализация личности, т.е. адаптация личности к нормам общественной жизни и творчество, созидание норм собственной жизни.

Чтобы воспитанник мог самореализоваться и саморазвиваться педагогу нужно:

-распознать насущные интересы воспитанника;

-узнать индивидуальные особенности развития личности ребенка;

-создать возможные условия для их реализации.

Педагогическая деятельность технологична. Это позволяет воспитателю «конструировать» образовательный процесс, применительно к его целям, задачам и условиям.

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком – либо деле, мастерстве.

Образовательная технология – это система деятельности педагога и воспитанника в образовательном процессе, построенную на конкретной идее в соответствии с определенными принципами организации взаимосвязей целей – содержаний – методов. (Применим к любому образовательному процессу).

Осуществление технологии происходит как  результат взаимосвязанной деятельности педагога и воспитанника, направленного на раскрытие индивидуальности каждого воспитанника.

Измерение их результативности требует таких критериев, которые могут дать представление о развитии компетентности воспитанников и уровне их достижения.

Любая образовательная  технология включает в себя:

-целевую направленность;

-научные идеи, на которые она опирается;

-системы действий педагога и воспитанника;

-критерии оценки результата;

-результаты;

-ограничения в использовании.

Группы образовательных технологий:

-структурно – логические (задачные);

-игровые;

-компьютерные;

-диалоговые;

-тренинговые.

Перечень педагогических технологий:

*развивающее обучение;

*коллективная система обучения (КСО);

*технологии решения исследовательских задач (ТРИЗ);

*исследовательские и проектные методы;

*технология модульного и блочно – модульного  обучения;

*технология «дебаты»;

*технология развития критического мышления;

*лекционно – семинарская система обучения;

*технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;

*обучение в сотрудничестве;

*информационно – коммуникативные технологии;

*здоровьесберегающие технологии;

*система инновационной оценки «портфолио»;

*технологии интерактивного и дистанционного обучения.

Модели (подходы) педагогических технологий:

-проектный подход;

-исследовательский подход;

-коммуникативно – диалоговый подход;

-игровой подход.

Осуществление технологии происходит, как результат взаимосвязанной деятельности педагога и воспитанника, их сотворчества во взаимодействии, направленности на раскрытие  индивидуальности каждого воспитанника образовательного процесса и оптимального использования ресурсов.

*  Ведущие показатели в оценке качества образовательного процесса – это компетентности.

Компетентности – это те новые качества и характеристики человека, которые обретает он в результате интегральной по своей сущности  образовательной деятельности, способствующей применению на практике полученных знаний, умений, ценностных ориентаций, сформированных мотивов деятельности и способов  взаимодействия с людьми.

Компетентность – объективный результат освоения компетенций конкретной личностью.

Компетентности имеют ряд признаков:

-они многофункциональны;

-они многомерны;

-предполагают высокий уровень интеллектуального развития;

-предполагают социальное взаимодействие во время их формирования и проявления;

-реализуются по мере их формировании , по уровню  навыков  (автоматизированных действий ), но предполагают  всегда внутреннюю активность и рефлексию (самоанализ ) воспитанников.

Группы компетентностей.

1.Компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности (усвоение способов приобретений знаний из различных источников).

2.Компетентность в сфере социально – трудовой деятельности (навыки самоорганизации, выявление склонностей и способностей).

3.Компетентность в бытовой сфере (самообслуживание, взаимоотношения с окружающими людьми, забота о своем здоровье и здоровье других, помощь людям).

4.Компетентность в сфере культурно – досуговой деятельности (самореализация в различных сферах деятельности).

5.Компетентность в сфере гражданско – общественной деятельности (освоение роли потребителя, гражданина, горожанина и т. д.).

С возрастом при формировании компетентностей  уменьшается роль способностей человека, доминирующим становится роль  мотивации и целеполагания на основе ценностно – смысловых ориентаций.

Виды деятельности, формирующие необходимые компетентности:

1.Метапредметные (урочные, внеурочные, допобразование)

2.Коммуникативные (урочные, внеурочные, допобразование)

3.Задачи духовно – нравственного воспитания (урочные, внеурочные, допобразование).

Этапы построения воспитательной системы группы.

  1. Выявления уровня воспитанности воспитанников группы.

Чтобы хорошо изучить и понять воспитанника, надо знать, что за каждым поступком лежат обычно скрытые от непосредственного наблюдения мотивы. Они подразделяются на внутренние (наличие интереса к чему либо) и внешние (требование общества, взрослых, сверстников). Наиболее сильно воздействуют внутренние мотивы. Для постановки и решения воспитательных задач  воспитателю следует знать  критерии оценки и показатели воспитанности.

Главный критерий воспитанности детей – это их дела, поступки, мотивы, которыми они руководствуются.

II. Цели воспитательной работы в группе.

1.Научить получать знания.

2.Научиться жить.

3.Научиться работать и зарабатывать.

4.Научиться жить вместе.

III. Задачи воспитательной работы в группе.

  1. Самостоятельная познавательная деятельность.
  2. Формирование коммуникативных умений и навыков.
  3. Самореализация личности в различных социальных сферах.
  4. Социализация личности.

IV. Используемые формы, средства, приемы и технологии.

Работа проводится индивидуальная, групповая в форме беседы, игры, занятий, тренингов, практических занятий.

V. Используются  педагогические технологии: игровая, развивающее обучение, технология «дебаты», информационно – коммуникативные технологии, здоровьесберегающие технологии.

VI. Ожидаемые результаты.

Формирование компетенций в разных социальных сферах.

1.Компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности.

      *усвоение способов приобретения знаний из различных источников;

       * самореализация.

Виды деятельности, формирующие компетентность:

*метапредметные (урочные, внеурочные, допобразование );

*коммуникативные универсальные учебные действия (урочные, внеурочные, допобразование );

*Задачи духовно – нравственного развития (урочная, внеурочная, допобразование ) .

Познавательная компетентность -  это  совокупность сформированных

*умений работы с различными источниками информации;

*интеллектуальных умений ( анализ, синтез, сравнение и т. п. );

*методологических умений (постановка и решение проблем);

*учебно – исследовательских умений (выбор методик);

*осознание ценности познавательной деятельности на всех этапах индивидуального развития.

Способы восприятия информации.

«Зрители».

Дети - зрители познают окружающий мир визуально, т.е. при восприятии информации больше полагаются на зрительные ощущения. Они любят рассматривать картинки, им интереснее смотреть иллюстрации к рассказу, сказке, чем слушать саму сказку; они с удовольствием играют в кубики, складывают картинки из фрагментов (паззл), лепят, вырезают. Их увлечения и занятия основаны на взаимодействии глаз и рук: они быстро учатся рисовать и писать печатными буквами, легко запоминают графику коротких слов. Такие дети предпочитают настольные игры, рисование, моделирование, быстро осваивают компьютер, любят видеоигры, легко справляются с задачами, требующими наличия тонко – моторных функций.

Необходимо особое внимание уделять развитию у них языковых навыков, общению, общей физической координации.

«Слушатели».

Дети – слушатели получают большую часть информации об окружающем мире, воспринимая голоса и звуки. Такие дети любят петь, рассказывать стихи, задают много вопросов, говорят правильно и хорошо, проявляют интерес к чтению, хорошо принимают инструкции, быстро запоминают их на слух, предпочитают разговорные игры.

Им необходимо развивать навыки, связанные со зрительным и моторным каналами восприятия.

«Деятели».

Дети – деятели познают окружающий мир тактильным способом, т.е. посредством прикосновения или движения. Они предпочитают активные игры, связанные с прыжками, лазаньем, бегом, любят кубики и движущиеся игрушки на колесах .Такие дети не способны на протяжении длительного времени  оставаться в покое и концентрировать свое внимание на одном предмете. Их стиль – активные игры на открытом воздухе, в пространстве большого объема. Беспокойное поведение и невнимательность на занятии могут быть причиной низкой успеваемости Вне школа они бесстрашные и сильные «деятели». Черты характера – раздражительность и ранимость, эмоциональная неустойчивость. Дети постарше предпочитают заниматься спортом, ходить в походы, ухаживать за животными.

Им необходима помощь в организации учебных занятий, присутствие взрослых при выполнении заданий, переключение после выполнения части задания, устранение шума и других отвлекающих факторов при выполнении задания.

Итог познавательной деятельности:

-поиск информации;

-понимание прочитанного;

-преобразование информации;

-оценка информации.

2. Компетентность в сфере социально – трудовой деятельности.

*навыки самоорганизации;

*выявление склонностей и способностей.

Ожидаемые результаты:

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

3.Компетентность в бытовой сфере.

*самообслуживание;

*взаимоотношения с окружающими людьми;

*забота о своем здоровье и здоровье других;

*помощь людям;

*выбор профессии и основы экономических знаний.

Ожидаемые результаты:

Формирование здорового образа жизни.

4.Компетентность в сфере культурно – досуговой деятельности:

*самореализация в различных сферах деятельности.

Чтобы ребенок мог самореализоваться, педагогу нужно

*распознать насущные интересы воспитанника;

*узнать индивидуальные особенности развития личности;

*создать возможные условия для их реализации.

Цель воспитания  творческой индивидуальности:

-развитие творческих способностей детей (кружки, игры, конкурсы и т.д.)

-творчество детей в деятельности и общении;

-развитие индивидуальных каналов восприятия мира;

-формирование умений планирования, взаимодействия в деятельности (ученическое самоуправление, детские объединения );

-формирование культуры – физической, психической и социальной защиты личности, умений самореабилитации.

Ожидаемые результаты.

Ориентация на позитивную Я-концепцию. Это относительно  - устойчивая, в большей или меньшей мере осознанная, переживаемая как  неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое отношение к себе и взаимодействие с другими людьми.

5.Компетентность в сфере гражданско – общественной деятельности (образ жизни ):

*освоение роли потребителя;

*освоение роли гражданина;

*освоение роли горожанина.

Духовно – нравственное развитие воспитанников  - это:

1.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам  и обязанностям человека.

2.Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

3.Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

4.Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему «Дети начальной школы с девиантным поведением»

В чем проявляется отклоняющееся поведение? Как правило, в психологических трудностях, эмоциональных расстройствах и, как результат, - нарушениях поведения. ...

Профилактика девиантного поведения в младшем школьном возрасте. Понятие и особенности девиантного поведения младших школьников

Как распознать и во время принять меры по предупреждению агрессии у ребенка? Как предотвратить формирование девиантного поведения школьника? профилактика и раннее выявление возможных проблем ребенка -...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Человек и его здоровье"( для детей с девиантным поведением)

Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим ...

Индивидуальный подход воспитания детей с проблемным поведением.

Индивидуальный подход воспитания детей с проблемным поведением....

Программа психолого-педагогического сопровождения детей с девиантным поведением.

С каждым годом растет количество детей так называемой «группы риска»- детей, которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более других подвержены негативным внешним воздействиям.Т...

Статья " Игровая коррекция детей с девиантным поведением"

В данной статье данны примеры и разработки коррекции девиантного поведения детей через игровую деятельность....