Рабочая программа по внеурочной деятельности "Человек и его здоровье"( для детей с девиантным поведением)
рабочая программа по зож на тему

Коломыйцова Ирина Николаевна

Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний. Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг.

Таким образом, основным фактором, формирующим здоровье учащегося, является его образ жизни, в который входят: физическая активность, питание, отношение к вредным привычкам, психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chelovek_i_ego_zdorove_kolomyytsova.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Коломыйцова Ирина Николаевна

учитель начальных классов МКОУ Бобровская СОШ №1

Рабочая программа  внеурочной деятельности "Человек и его здоровье"

(для детей с девиантным

(общественно опасным) поведением)

Бобров

2014 год

1.Пояснительная записка.

Рабочая  программа внеурочной деятельности "Человек и его здоровье" разработана на основе:

 -Закон № 273-ФЗ от 29.12.12 г. « Об образовании РФ»;

 -Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан-Пин 2.4.2.2821-10 « Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 193;

 -Методические рекомендации по формированию учебных планов образовательных учреждений Воронежской области – региональных инновационных площадок по направлению «Введение федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования»;

 - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2012 г. № 1570-р «Об утверждении плана действий по модернизации общего образования на 2011-2015 год»;

 -Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 г., регистрационный № 19644) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта  основного общего образования»;

 -Приказом  департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области «Об утверждении плана действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы в Воронежской области» (от 14 декабря 2010 г. № 974) в образовательных учреждениях Воронежской области (региональных инновационных площадках по направлению «Введение ФГОС ООО») началось поэтапное введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ФГОС ООО)

 -Комплексная программа развития физической культуры и спорта на 2006- 2015 годы  (от 15 сентября 2005 года № 1433-Р)

  -областная целевая программа «Формирование здорового образа жизни населения Воронежской   области на2010 -2015 годы» (от 30 декабря 2009 года № 1145)

А также на основе курса "Школа докторов Природы" под  редакцией Обуховой Л. А., Лемяскиной Н. А., Жиренко О. Е.

            Одним из приоритетных направлений нашего государства и современного образования становится укрепление здоровья нации и   подрастающего поколения.

             Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых  детей, увеличением числа имеющих хронические заболевания, неврозы. Причины такого состояния – нарушение экологии, гиподинамия, состояние социальной среды, незнание своего организма.

Огромную роль в становлении человека как личности играет образ его жизни. Из всех факторов, влияющих на здоровье человека, 50% приходится на организацию здорового образа жизни, по 20% - на генофонд и экологию, и лишь 10% - на медицинское обслуживание. Именно поэтому формирование здорового образа жизни ребенка имеет первостепенное значение.

Мы   должны научить ребёнка с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, тогда можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Здоровый образ жизни должен стать потребностью каждого современного человека.

Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний. Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг.

Таким образом, основным фактором, формирующим здоровье учащегося, является его образ жизни, в который входят: физическая активность, питание, отношение к вредным привычкам, психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья.

  Цели программы: создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья;

формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому и безопасному образу жизни;

использование полученных знаний в практике с целью улучшения собственного здоровья.

Задачи:

-научить сознательно относиться к своему здоровью, добиваться выполнения элементарных правил здоровьясбережения;

-формировать основы гигиенических навыков;

-познакомить с правилами поведения в обществе;

-выработать отрицательное отношение к вредным привычкам;

-способствовать сотрудничеству детей при выполнении коллективных работ, развитию коммуникативных навыков и выработке навыков и правил поведения в обществе.

 2. Содержание программы « Человек и его здоровье».

Программа « Человек и его здоровье» основывается на основных  принципах дидактики обучения младших школьников:

  • Принцип сознательности нацеливает на формирование у

школьников глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.

  • Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Систематически проводимые формы организации познавательной деятельности в сочетании со здоровьесберегающими мероприятиями приучат учащихся постоянно соблюдать оздоровительно-воспитательный режим.
  • Принцип  занимательности осуществляет изложение материала в занимательной, игровой форме, содержит информацию полезную для практической деятельности.
  • Принцип сознательности и активности направлен на повышение активности учащихся в вопросах здоровья, что возможно только при осознании ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.
  • Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического и последовательного обучения важна для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования детей.    
  • Принцип опоры на предшествующее развитие(опираться на предшествующее спонтанное, самостоятельное, "житейское"развитие и воспитание).
  • Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления школьника.
  • Принцип формирования ответственности у учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих людей.             

 Эффективность занятий по курсу будет зависеть от разнообразия средств и методов, которые учитель использует в своей работе. "Человек и его здоровье" предусматривает следующие методы работы с детьми: занимательная беседа, рассказ, чтение и обсуждение детских книг по теме занятия, использование ИКТ, использование рабочих тетрадей по курсу "Уроки здоровья".

Программа рассчитана на 33 часа в год, в неделю 1 час.

Программа разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; программы формирования универсальных учебных действий.  

Регулятивные УУД:

  1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
  3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
  4. Учиться работать по предложенному учителем плану.
  5. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  6. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса  на уроке.

Познавательные УУД:

  1. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя.
  2. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в источниках информации.
  3. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  4. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  5. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
  6. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие  тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД:

  1. Умение выражать свои мысли полно и точно; задавать вопросы.
  2. Слушать и понимать речь других.
  3. Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  4. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Личностные УУД:

  1. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно  оценить как хорошие или плохие.
  2. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  3. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  4. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

 3.  Учащиеся научатся:

 - выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;

 -находить факторы, влияющие на здоровье человека;

 -находить причины некоторых заболеваний;

 -узнавать причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;

- различать виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;

   -различать основные формы физических занятий и виды физических упражнений;

  -соблюдать правила безопасного поведения на улице;

-соблюдать правила безопасного поведения во время каникул;

 - соблюдать правила дорожного движения во время перехода дорог;

- соблюдать правила пользования общественным транспортом;

-соблюдать правила пожарной безопасности;

- соблюдать правила техники безопасности в быту, в природе.

Учащиеся получат возможность научиться:

- -самореализации в различных видах творческой деятельности, выражать себя в доступных видах творчества.

личному опыту здоровьесберегающей деятельности;

-опыту социальной и межкультурной коммуникации.

-

 

4. Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Человек и его здоровье"

 (1 год обучения)

Тема занятия

 Кол-во часов

Формируемые УУД

1

Наша дружба с водой.

1

Правильное и безопасное поведение у водоёма,  умения создавать условия для закаливания организма.

2

Чистота - лучшая красота!

1

Умения создавать условия для закаливания организма, чистоты  всего организма.

3

Глаза - главные наши помощники.

1

Умение задавать вопросы к наблюдаемым фактам повседневной жизни, умение формулировать собственные ориентиры по отношению к сохранению зрения, умение вести диалог, знание правильного ухода за глазами.

4

Знакомимся: правила бережного отношения к зрению.

1

Умение формулировать собственные ориентиры по отношению к сохранению зрения, умение вести диалог, знание правильного ухода за глазами.

5

Наши ушки- орган слуха.

1

Умение составить рассказ по картинке, знание алгоритма действий личной гигиены при уходе за ушами.

6

Исследуем наши ушки.

1

Умение формулировать собственные ориентиры по отношению к сохранению слуха, умение вести диалог, знание правильного ухода за органом слуха..

7

Зачем человеку зубная щётка?

1

Знание назначений различных зубных паст, порошков.

8

Сохраним наши улыбки красивыми.

1

Владение навыками работы с различными информациями о правильном уходе за зубами и полостью рта.

9

Уход за руками и ногами.

1

Знаний основных правил гигиены по уходу за руками и ногами, знание и применение правил поведения в экстремальных и травмоопасных ситуациях, правила оказания первой помощи.

10

Кожа- наша защита.

1

Знание о кожных заболеваниях и умение предохранить себя от этих  болезней, умение решать задачи, соответствующие сохранению собственного здоровья.

11

Мы исследуем свою кожу.

1

Знание о свойствах кожи, умение решать задачи, соответствующие сохранению собственного здоровья.

12

Здоровая пища - наша еда.

1

Умение устанавливать причинно-следственные связи, связанные с питанием и общим состоянием организма, знание о полезных и вредных свойствах пищи.

13

Сон-лучшее лекарство.

1

 Умение искать и находить компромиссы при взаимодействии с близкими, умение вести наблюдение и анализ собственных действий, умение соблюдать режим дня.

14

 Я пришёл из школы.

1

Умение вести наблюдения за действиями своих ровесников и школьников разных возрастов, умение систематизировать информацию, умение положительно удовлетворять потребности общения.

15

 Я - ученик.

1

Умение выслушивать инструктаж и придерживаться плана деятельности, умение давать оценку своим действиям и действиям ровесников, умение отличать хорошее и плохое поведение.

16

Вредные привычки.

1

Сформированность представлений о вредных привычках, умение анализировать поступки и поведение своё и других людей.

17

Здоровый образ жизни- вот наш девиз!

1

Сформированность представлений о вредных привычках, умение анализировать поступки и поведение своё и других людей.

18

Опора нашего  организма.

1

Сформированность навыков бережного отношения к своему скелету.

19

Осанка - стройная спина!

1

Умение правильно развивать собственную мускулатуру, сформированность навыков бережного отношения к своему скелету.

20

Если хочешь быть здоров.  

1

Умение   понимание ценностей собственной жизни и жизни окружающих людей.

21

Экскурсия в бассейн.

1

Умение выполнять правила поведения у водоёмов, понимание ценностей собственной жизни.  

22

 Лесные опасности.

1

Умение правильно вести себя при организации игровой деятельности, понимание     и укрепление здоровья.

23

Игра "Берендей"

1

Умение правильно вести себя при организации игровой деятельности, понимание     и укрепление здоровья.

24

Огонь-друг и враг человека.

1

Умение устанавливать причинно-следственные связи, умение защищать себя в непредвиденной ситуации.

25-26

 Наш друг светофор.

2

Умение устанавливать причинно-следственные связи, умение защищать себя в непредвиденной ситуации, умение правильно вести себя при организации игровой деятельности.

27

Приходите в гости к нам. Искусство приготовления салата.  

1

Умение выслушивать инструктаж и придерживаться плана деятельности, умение давать оценку своим действиям.  

 28-29

 Создание проекта "Мы  и наше здоровье "

2

Умение анализировать и находить  нужную информацию по охране и укреплению здоровья.

 30

 Защита проекта "Мы и наше здоровье"

1

Уметь слушать, доказывать свою точку зрения.  

31

Подвижные игры на свежем воздухе.

1

Умение договариваться, оценивать свои поступки, бережно относиться к своему и чужому здоровью.

32  

 За здоровьем в библиотеку.

1

Умение анализировать и отбирать информацию о б охране здоровья, умение договариваться, оценивать свои поступки, бережно относиться к своему и чужому здоровью.

33

Ищем здоровье в краеведческом музее.

1

Умение анализировать и отбирать информацию о б охране здоровья, умение договариваться, оценивать свои поступки, бережно относиться к своему и чужому здоровью.

Используемая  литература.

1. Обухова Л. А., Лемяскина Н. А., Жиренко О. Е. Новые 135 уроков здоровья или школа докторов природы ( 1-4 классы)М. : ВАКО, 2011.

2. Обухова Л. А., Жиренко О. Е. Уроки здоровья. 1 год обучения: рабочая тетрадь.-Воронеж: ВОИПКиПРО, 2011

3.Жиренко О. Е. , Обухова Л. А. Будем здоровы, дети! - Воронеж: ВОИПКиПРО, 2010

4. Лекарственные растения.

5. Лещинский Л. А. Берегите здоровье! -М.МЕДИЦИНА, 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Путь к Здоровью"

Рабочая программа внеурочной деятельности...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Школа докторов здоровья

Данная программа определяет содержание и организацию внеурочной деятельности  и направлена  на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за со...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Разговор о здоровье и правильном питании».

Программа  «Разговор  о  здоровье  и  правильном  питании» разработана  в  соответствии  с  новым  образовательным  стандартом  второго...

Воспитание детей с девиантным поведением

Данная публикация поможет педагогу организовать работу по благоприятному воздействию окружающей социальной сети на формирование личности ребенка с отклоняющимся поведением. Адресовано педагогам коррек...

Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Азбука здоровья» для 2 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Азбука здоровья» для  2 класса. В помощь учителям...

Программа психолого-педагогического сопровождения детей с девиантным поведением.

С каждым годом растет количество детей так называемой «группы риска»- детей, которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более других подвержены негативным внешним воздействиям.Т...

Статья " Игровая коррекция детей с девиантным поведением"

В данной статье данны примеры и разработки коррекции девиантного поведения детей через игровую деятельность....