Рабочая программа по внеурочной деятельности "Человек и его здоровье"( для детей с девиантным поведением)
рабочая программа по зож на тему
Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний. Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг.
Таким образом, основным фактором, формирующим здоровье учащегося, является его образ жизни, в который входят: физическая активность, питание, отношение к вредным привычкам, психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chelovek_i_ego_zdorove_kolomyytsova.doc | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Коломыйцова Ирина Николаевна
учитель начальных классов МКОУ Бобровская СОШ №1
Рабочая программа внеурочной деятельности "Человек и его здоровье"
(для детей с девиантным
(общественно опасным) поведением)
Бобров
2014 год
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Человек и его здоровье" разработана на основе:
-Закон № 273-ФЗ от 29.12.12 г. « Об образовании РФ»;
-Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан-Пин 2.4.2.2821-10 « Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 193;
-Методические рекомендации по формированию учебных планов образовательных учреждений Воронежской области – региональных инновационных площадок по направлению «Введение федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2012 г. № 1570-р «Об утверждении плана действий по модернизации общего образования на 2011-2015 год»;
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 г., регистрационный № 19644) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
-Приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области «Об утверждении плана действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы в Воронежской области» (от 14 декабря 2010 г. № 974) в образовательных учреждениях Воронежской области (региональных инновационных площадках по направлению «Введение ФГОС ООО») началось поэтапное введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ФГОС ООО)
-Комплексная программа развития физической культуры и спорта на 2006- 2015 годы (от 15 сентября 2005 года № 1433-Р)
-областная целевая программа «Формирование здорового образа жизни населения Воронежской области на2010 -2015 годы» (от 30 декабря 2009 года № 1145)
А также на основе курса "Школа докторов Природы" под редакцией Обуховой Л. А., Лемяскиной Н. А., Жиренко О. Е.
Одним из приоритетных направлений нашего государства и современного образования становится укрепление здоровья нации и подрастающего поколения.
Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей, увеличением числа имеющих хронические заболевания, неврозы. Причины такого состояния – нарушение экологии, гиподинамия, состояние социальной среды, незнание своего организма.
Огромную роль в становлении человека как личности играет образ его жизни. Из всех факторов, влияющих на здоровье человека, 50% приходится на организацию здорового образа жизни, по 20% - на генофонд и экологию, и лишь 10% - на медицинское обслуживание. Именно поэтому формирование здорового образа жизни ребенка имеет первостепенное значение.
Мы должны научить ребёнка с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, тогда можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Здоровый образ жизни должен стать потребностью каждого современного человека.
Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний. Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг.
Таким образом, основным фактором, формирующим здоровье учащегося, является его образ жизни, в который входят: физическая активность, питание, отношение к вредным привычкам, психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья.
Цели программы: создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья;
формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому и безопасному образу жизни;
использование полученных знаний в практике с целью улучшения собственного здоровья.
Задачи:
-научить сознательно относиться к своему здоровью, добиваться выполнения элементарных правил здоровьясбережения;
-формировать основы гигиенических навыков;
-познакомить с правилами поведения в обществе;
-выработать отрицательное отношение к вредным привычкам;
-способствовать сотрудничеству детей при выполнении коллективных работ, развитию коммуникативных навыков и выработке навыков и правил поведения в обществе.
2. Содержание программы « Человек и его здоровье».
Программа « Человек и его здоровье» основывается на основных принципах дидактики обучения младших школьников:
- Принцип сознательности нацеливает на формирование у
школьников глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.
- Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Систематически проводимые формы организации познавательной деятельности в сочетании со здоровьесберегающими мероприятиями приучат учащихся постоянно соблюдать оздоровительно-воспитательный режим.
- Принцип занимательности осуществляет изложение материала в занимательной, игровой форме, содержит информацию полезную для практической деятельности.
- Принцип сознательности и активности направлен на повышение активности учащихся в вопросах здоровья, что возможно только при осознании ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.
- Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического и последовательного обучения важна для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования детей.
- Принцип опоры на предшествующее развитие(опираться на предшествующее спонтанное, самостоятельное, "житейское"развитие и воспитание).
- Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления школьника.
- Принцип формирования ответственности у учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих людей.
Эффективность занятий по курсу будет зависеть от разнообразия средств и методов, которые учитель использует в своей работе. "Человек и его здоровье" предусматривает следующие методы работы с детьми: занимательная беседа, рассказ, чтение и обсуждение детских книг по теме занятия, использование ИКТ, использование рабочих тетрадей по курсу "Уроки здоровья".
Программа рассчитана на 33 часа в год, в неделю 1 час.
Программа разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; программы формирования универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в источниках информации.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
- Умение выражать свои мысли полно и точно; задавать вопросы.
- Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Личностные УУД:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
3. Учащиеся научатся:
- выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;
-находить факторы, влияющие на здоровье человека;
-находить причины некоторых заболеваний;
-узнавать причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;
- различать виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;
-различать основные формы физических занятий и виды физических упражнений;
-соблюдать правила безопасного поведения на улице;
-соблюдать правила безопасного поведения во время каникул;
- соблюдать правила дорожного движения во время перехода дорог;
- соблюдать правила пользования общественным транспортом;
-соблюдать правила пожарной безопасности;
- соблюдать правила техники безопасности в быту, в природе.
Учащиеся получат возможность научиться:
- -самореализации в различных видах творческой деятельности, выражать себя в доступных видах творчества.
личному опыту здоровьесберегающей деятельности;
-опыту социальной и межкультурной коммуникации.
-
4. Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Человек и его здоровье"
(1 год обучения)
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Формируемые УУД |
1 | Наша дружба с водой. | 1 | Правильное и безопасное поведение у водоёма, умения создавать условия для закаливания организма. |
2 | Чистота - лучшая красота! | 1 | Умения создавать условия для закаливания организма, чистоты всего организма. |
3 | Глаза - главные наши помощники. | 1 | Умение задавать вопросы к наблюдаемым фактам повседневной жизни, умение формулировать собственные ориентиры по отношению к сохранению зрения, умение вести диалог, знание правильного ухода за глазами. |
4 | Знакомимся: правила бережного отношения к зрению. | 1 | Умение формулировать собственные ориентиры по отношению к сохранению зрения, умение вести диалог, знание правильного ухода за глазами. |
5 | Наши ушки- орган слуха. | 1 | Умение составить рассказ по картинке, знание алгоритма действий личной гигиены при уходе за ушами. |
6 | Исследуем наши ушки. | 1 | Умение формулировать собственные ориентиры по отношению к сохранению слуха, умение вести диалог, знание правильного ухода за органом слуха.. |
7 | Зачем человеку зубная щётка? | 1 | Знание назначений различных зубных паст, порошков. |
8 | Сохраним наши улыбки красивыми. | 1 | Владение навыками работы с различными информациями о правильном уходе за зубами и полостью рта. |
9 | Уход за руками и ногами. | 1 | Знаний основных правил гигиены по уходу за руками и ногами, знание и применение правил поведения в экстремальных и травмоопасных ситуациях, правила оказания первой помощи. |
10 | Кожа- наша защита. | 1 | Знание о кожных заболеваниях и умение предохранить себя от этих болезней, умение решать задачи, соответствующие сохранению собственного здоровья. |
11 | Мы исследуем свою кожу. | 1 | Знание о свойствах кожи, умение решать задачи, соответствующие сохранению собственного здоровья. |
12 | Здоровая пища - наша еда. | 1 | Умение устанавливать причинно-следственные связи, связанные с питанием и общим состоянием организма, знание о полезных и вредных свойствах пищи. |
13 | Сон-лучшее лекарство. | 1 | Умение искать и находить компромиссы при взаимодействии с близкими, умение вести наблюдение и анализ собственных действий, умение соблюдать режим дня. |
14 | Я пришёл из школы. | 1 | Умение вести наблюдения за действиями своих ровесников и школьников разных возрастов, умение систематизировать информацию, умение положительно удовлетворять потребности общения. |
15 | Я - ученик. | 1 | Умение выслушивать инструктаж и придерживаться плана деятельности, умение давать оценку своим действиям и действиям ровесников, умение отличать хорошее и плохое поведение. |
16 | Вредные привычки. | 1 | Сформированность представлений о вредных привычках, умение анализировать поступки и поведение своё и других людей. |
17 | Здоровый образ жизни- вот наш девиз! | 1 | Сформированность представлений о вредных привычках, умение анализировать поступки и поведение своё и других людей. |
18 | Опора нашего организма. | 1 | Сформированность навыков бережного отношения к своему скелету. |
19 | Осанка - стройная спина! | 1 | Умение правильно развивать собственную мускулатуру, сформированность навыков бережного отношения к своему скелету. |
20 | Если хочешь быть здоров. | 1 | Умение понимание ценностей собственной жизни и жизни окружающих людей. |
21 | Экскурсия в бассейн. | 1 | Умение выполнять правила поведения у водоёмов, понимание ценностей собственной жизни. |
22 | Лесные опасности. | 1 | Умение правильно вести себя при организации игровой деятельности, понимание и укрепление здоровья. |
23 | Игра "Берендей" | 1 | Умение правильно вести себя при организации игровой деятельности, понимание и укрепление здоровья. |
24 | Огонь-друг и враг человека. | 1 | Умение устанавливать причинно-следственные связи, умение защищать себя в непредвиденной ситуации. |
25-26 | Наш друг светофор. | 2 | Умение устанавливать причинно-следственные связи, умение защищать себя в непредвиденной ситуации, умение правильно вести себя при организации игровой деятельности. |
27 | Приходите в гости к нам. Искусство приготовления салата. | 1 | Умение выслушивать инструктаж и придерживаться плана деятельности, умение давать оценку своим действиям. |
28-29 | Создание проекта "Мы и наше здоровье " | 2 | Умение анализировать и находить нужную информацию по охране и укреплению здоровья. |
30 | Защита проекта "Мы и наше здоровье" | 1 | Уметь слушать, доказывать свою точку зрения. |
31 | Подвижные игры на свежем воздухе. | 1 | Умение договариваться, оценивать свои поступки, бережно относиться к своему и чужому здоровью. |
32 | За здоровьем в библиотеку. | 1 | Умение анализировать и отбирать информацию о б охране здоровья, умение договариваться, оценивать свои поступки, бережно относиться к своему и чужому здоровью. |
33 | Ищем здоровье в краеведческом музее. | 1 | Умение анализировать и отбирать информацию о б охране здоровья, умение договариваться, оценивать свои поступки, бережно относиться к своему и чужому здоровью. |
Используемая литература.
1. Обухова Л. А., Лемяскина Н. А., Жиренко О. Е. Новые 135 уроков здоровья или школа докторов природы ( 1-4 классы)М. : ВАКО, 2011.
2. Обухова Л. А., Жиренко О. Е. Уроки здоровья. 1 год обучения: рабочая тетрадь.-Воронеж: ВОИПКиПРО, 2011
3.Жиренко О. Е. , Обухова Л. А. Будем здоровы, дети! - Воронеж: ВОИПКиПРО, 2010
4. Лекарственные растения.
5. Лещинский Л. А. Берегите здоровье! -М.МЕДИЦИНА, 1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Путь к Здоровью"
Рабочая программа внеурочной деятельности...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Школа докторов здоровья
Данная программа определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за со...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Разговор о здоровье и правильном питании».
Программа «Разговор о здоровье и правильном питании» разработана в соответствии с новым образовательным стандартом второго...
Воспитание детей с девиантным поведением
Данная публикация поможет педагогу организовать работу по благоприятному воздействию окружающей социальной сети на формирование личности ребенка с отклоняющимся поведением. Адресовано педагогам коррек...
Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Азбука здоровья» для 2 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Азбука здоровья» для 2 класса. В помощь учителям...
Программа психолого-педагогического сопровождения детей с девиантным поведением.
С каждым годом растет количество детей так называемой «группы риска»- детей, которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более других подвержены негативным внешним воздействиям.Т...
Статья " Игровая коррекция детей с девиантным поведением"
В данной статье данны примеры и разработки коррекции девиантного поведения детей через игровую деятельность....