Факультативное занятие "Мой внутренний мир"
учебно-методическое пособие (4 класс)

Кошан Ирина Владимировна

Учебно-методическая разработка содержит материал, направленный на развитие толерантности при общении друг с другом, на формирование навыков культуры речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_vnutrenniy_mir.docx19.79 КБ

Предварительный просмотр:

 Факультативное занятие «Мой внутренний мир»

Цель:

 - развитие самосознания подростков, умений и навыков самоанализа, рефлексии, способствование личностному росту, нравственному самосовершенствованию;

- совершенствование умений и навыков толерантного общения друг с другом;

- формирование навыков культуры речи.

Наглядный и раздаточный материалы: доска, рисунки деревьев, цветов и фруктов, листы бумаги формата А4, клей, небольшие листочки для упражнения «Пожелание» по количеству участников, шкатулка, музыка для релаксации.

Правила работы  на занятии:

Уважение к говорящему.
Право на личное мнение есть у каждого.
Недопустимость оценок в адрес другого.
Активное участие во всех упражнениях.

Сообщать о трудностях, мешающих участию в работе над упражнениями.

Тема

Приветствие

Разминка

Форум

Празднование

Итоговый

Мой внутренний мир

-Встаньте в круг и возьмите друг друга за руки, закройте глаза. Вы чувствуете рядом славную, добрую руку своего соседа. Пожмите легонько руку, вместе с пожатием передайте другу своё внимание, тепло, доброту. -А теперь возьмём друг друга за плечи, ласково обнимем. Мы любим весь земной шар, всех людей и всем желаем добра и счастья.

- Постройтесь в группах по цвету волос от светлого к тёмному.

- А теперь в абсолютной тишине перестройтесь по росту.

-Мы живём с вами в большом, удивительном и очень интересном мире. Нас окружает природа, предметы, много людей. Каждый день мы узнаём что-то новое, чему-то учимся.  Есть  в мире то, что нас радует, и есть то, что огорчает. То, что окружает нас — мир внешний (вокруг). Но есть ещё и другой мир, который существует внутри нас – его ещё называют внутренний мир человека, «душа». Внешний мир у нас общий.

-А внутренний? Дайте определение.

Внутренний (духовный) мир человека – это создание, усвоение, сохранение и распространение культурных ценностей.


- Как вы себе его представляете? 
-Что же находится в этом мире? 
(наши мысли, эмоции, чувства, характер, мечты). 
-Сегодня я предлагаю вам совершить небольшое путешествие в ваш внутренний мир и узнать его получше.

- Зачем нужно знать свой внутренний мир? (Ответы) 
– 
Итак, в добрый путь! Приятного путешествия!

Упражнение «Наш внутренний сад»

Наш внутренний мир можно представить себе как прекрасный сад

 (фоном включается тихая спокойная музыка для релаксации).

Я попрошу вас сесть как можно удобнее, расслабиться и представить свой внутренний мир в виде прекрасного сада.
– Какой он — сад вашего внутреннего мира? Он большой или маленький? 
– Какие запахи вы ощущаете в вашем саду? Какие слышите звуки? 
– Ваш сад окружает забор или каждый может подойти к нему? 
– Бывают ли в вашем саду люди? Пройдитесь  по своему саду, погуляйте.
– Какие эмоции вы испытываете, гуляя по саду? Что чувствуете?
– А теперь попрощайтесь со своим садом. Вы сможете вернуться сюда, когда захотите.

  Каждый участник (по степени готовности) рассказывает о саде своего внутреннего мира.

– Каким вы представили свой внутренний сад? 
– Что вы испытали, когда выполняли упражнение? 
– Что теперь чувствуете?

- Чтобы внутренний сад был действительно прекрасным, нужно приложить усилия и как следует поработать.

-Как вы думаете, семена чего мы сажаем в своём внутреннем саду? (Да, это семена наших мыслей, наших желаний, наших чувств, семена  будущих поступков. Семена добрых мыслей, знаний, чувств, желаний туда нужно сажать специально).

- Если ничего не посадил в своём саду, какой урожай соберёшь? (Да, только урожай сорняков).

-А что с ним делать? Сколько труда нужно приложить, чтобы его прибрать и уничтожить! Богатый урожай из внутреннего сада – это основа счастья человека.

- Про какого человека говорят «у него богатый внутренний мир»? 
Ухоженный внутренний сад питает человека и помогает ему достичь всего, о чём он мечтает.  (Самая главная цель – это быть счастливым, стараться удерживать это состояние, получать удовольствие от природы, от общения с людьми, от того, что проснулся с утра и т.д. Цель - получать только положительные эмоции).
– 
Послушайте своё сердце, позовите на помощь воображение и  создайте свой внутренний сад. (Каждый участник получает рисунок нескольких деревьев)
– 
Что в нём растёт? Какой урожай он даёт?
– Какие сорняки нужно выполоть в вашем внутреннем саду? Подумайте, как это лучше сделать?
– Какие советы вы дали бы человеку, который желает вырастить в своём внутреннем саду добрый урожай?

- Нашу планету согревает звезда по имени Солнце. Наш внутренний мир можно представить, как прекрасный сад, в котором тоже есть место Солнцу. Если в наших душах больше светлого и теплого, то и мир нам кажется уютным и тёплым местом.

- Давайте попробуем распределить чувства и эмоции в две колонки: в левую колонку те, которые мешают человеку жить, делая его несчастным, а в правую - те, которые помогают жить в согласии с собой и другими людьми (любовь, доброта, ненависть, гнев, радость, зависть, жадность, щедрость, способность прощать, обидчивость, доверие, подозрительность, тщеславие (высокомерное стремление к славе и почитанию), скромность).

- В нашем внутреннем саду расцвели цветы, это ваши положительные эмоции и чувства.

-Эмоции влияют на наше поведение, на наши поступки. «Послушный сын, «послушная дочь» эти слова были высшей оценкой для детей на Руси.

- В нашем внутреннем саду много тропинок. По какой идти?

- Вашему вниманию предлагается притча, которая поможет найти ответ на этот вопрос.

Было это очень давно. Создал Бог Землю и населил ее животными. И решил Бог, пусть каждый из зверей обладает каким-то одним качеством. Сова получила мудрость, обезьяна – глупость, лиса – хитрость, слон – доброту, осёл – упрямство, собака - преданность.

Прошло время. Собака за преданность стала лучшим другом человека. Слон стал любимцем всех детей. А сова давала всем мудрые советы.

Но другая жизнь была у осла. Он за упрямство часто получал тумаки от хозяина, глупая обезьяна так и не стала человеком. А лису стали высмеивать за её хитрость.

И вот пришёл человек к Богу. И сказал человек:

- Раз ты создал меня по образу и подобию своему, надели и меня качествами разными и нужными.

На что Бог ответил:

- У тебя, сын мой, есть право выбора. Решай сам, каким ты станешь?

- Какой выбрать путь? (Ответы детей).

- Найти свой путь в жизни, значит, понять себя, определить, каким должно быть окружающее тебя пространство, каких людей ты хочешь видеть рядом с собой, чем хочешь заниматься и чего достичь). Всё в ваших руках.

- Человек, как и внешний (окружающий нас) мир, меняется. Его внутренний мир постепенно становится другим. Важно развиваться духовно, воспитывать свою душу, приучать ее к постоянному труду.

- Я уверена, что только благодаря ежедневной упорной работе над собой, преображать свой внутренний сад, можно стать настоящим человеком: добрым, смелыми, отзывчивыми, вежливыми и весёлыми. Надо стараться всегда и во всём быть полезными людям.

Как только команда готова – поднять соединенные руки.

- Давайте посмотрим на наш внутренний сад. Красивый он? Какие цвета вы видите в нём? Что находится в нём? (наши мысли, чувства, эмоции, поступки, мечты, характер, желание учиться, развиваться и духовно расти).

- Я предлагаю внутренний сад пополнить новыми цветами. У вас на партах лежат цветы. Напишите на них одно высказывание, которое, на ваш взгляд, станет девизом для того, чтобы обогатить внутренний мир.

«Зорко одно лишь сердце»,

«Если дашь волю баобабам – беды не миновать».

«К миру с добром – мир добрее станет».

«Жить в ладу со своей совестью».

«У каждого человека свои звезды».
 «Глаза слепы. Искать надо сердцем».
«Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал».

«Надо судить не по словам, а по делам».

«Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету».

«Я – часть команды одного корабля».

«Человек познает себя в борьбе с препятствиями».

«Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр».

«Истина человека - то, что делает его человеком».

«Дети! Берегитесь баобабов!»

Каждый участник высказывает ся:

Занятия в группе вызывают…

Я узнал, что…

Организация сотрудничества на занятиях для меня…

Когда мы делаем что-то группой, я ощущаю…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над текстовой задачей как средство формирования внутреннего плана действий у учащихся 1, 2 классов

презентация на тему "Работа над текстовой задачей как средство формирования внутреннего плана действий у учащихся 1, 2 классов...

Внутреннее строение человека

Изучение внутренних органов человека, их расположение...

Рекомендации по формированию внутренней позиции школьника

рекомендации по формированию внутренней позиции школьника....

Внутренние силы Земли.

Презентация "Внутренние силы Земли" предназначена для проведения урока окружающего мира во 2 классе по системе Л.В. Занкова. Презентация дополняет учебный материал....

Классный час по правовому воспитанию в начальной школе: " Внутренний мир человека. Кто «Я» такой?"

Формирование у учащихся знаний о социально – правовом статусе ребенка....

«Папка индивидуальных учебных достижений» как средство организации системы внутренней накопительной оценки предметных и метапредметных результатов освоения учебных программ учащимися начальных классов

         В материале представлены листы индивидуальных достижений учащихся по разным предметам: математика, русский язык, чтение, окружающий мир, универсальные уч...

ТЕМА: «МОИ ВНУТРЕННИЕ ДРУЗЬЯ И МОИ ВНУТРЕННИЕ ВРАГИ»

Цели:Познакомить учащихся с эмоциями.Научить определять эмоциональное состояние других людей.Тренировать умение владеть своими эмоциями....