ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья

Анастасия Александровна Смагина

В статье рассматривается вопрос относительно направлений работы школьного психолога по коррекции тревожности обучающихся в процессе адаптации к образовательной деятельности. Кратко приводятся трактовки к понятиям.

 Ключевые слова: школьная тревожность, тревога, дезадаптация, психолого-педагогическая коррекция, модель коррекции школьной тревожности., младшие подростки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smagina_a.a._statya_.docx27.95 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 159.9+159.922.8

Смагина Анастасия Александровна

(студентка 1 курса, направление «Психолого-педагогическое образование», профиль «Педагогика и психология общего и профессионального образования»,

ИФМИТО, Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск

Учитель начальных классов, педагог-психолог,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Новосибирского района Новосибирской области "Новолуговская средняя школа №57")

 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье рассматривается вопрос относительно направлений работы школьного психолога по коррекции тревожности обучающихся в процессе адаптации к образовательной деятельности. Кратко приводятся трактовки к понятиям.

 Ключевые слова: школьная тревожность, тревога, дезадаптация, психолого-педагогическая коррекция, модель коррекции школьной тревожности., младшие подростки.

Smagina Anastasia Alexandrovna

(1st year student, direction “Psychological and pedagogical education”, profile “Pedagogy and psychology of general and vocational education”,

IFMITH, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk

Primary school teacher, educational psychologist,

Municipal budgetary educational institution of the Novosibirsk district of the Novosibirsk region "Novolugovskaya secondary school No. 57")

MAIN DIRECTIONS OF WORK OF A SCHOOL PSYCHOLOGIST IN CORRECTING ANXIETY IN ADOLESCENTS IN THE PROCESS OF ADAPTATION TO EDUCATIONAL ACTIVITY

Annotation. The article discusses the issue regarding the directions of work of a school psychologist to correct anxiety of students in the process of adaptation to educational activities. The interpretations of the concepts are briefly given.

 Key words: school anxiety, anxiety, maladaptation, psychological and pedagogical correction, model for correction of school anxiety, younger adolescents.

Подростки проводят большую часть своей повседневной жизни в школе, что требует значительного социального взаимодействия. Для подростков период адаптации из начальной школы в среднее звено представляет собой множество потенциально стрессовых ситуаций, таких как:

  • смена классного руководителя и много новых учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого);
  • непривычное расписание (новый режим);
  • много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены;
  • новые дети в классе (сам в новом классе);
  • проблемы со старшеклассниками (например, в столовой или на переменах).

Переход от начального к среднему образованию является одним из самых стрессовых событий в жизни подростка и может оказать негативное влияние на психологическое благополучие и академическую успеваемость. Одним из объяснений этих негативных последствий является то, что переходный период совпадает с ранним подростковым возрастом, периодом, в течение которого определенные психологические расстройства (например, тревожность) становятся более выраженными.

Переход обучающегося от начального к среднему образованию является нормативным событием для детей в школах России.  Адаптация обучающихся  происходит, когда дети находятся в раннем подростковом возрасте (в основном в возрасте 11–13 лет). Не смотря на то, что переход является нормой, большое количество детей сталкиваются с проблемой тревожного состояния.

Зачастую практикующие психологи в повседневном профессиональном общении употребляют слова «тревога» и «тревожность» как синонимы, но для психологической науки эти понятия различны. В современной психологии принято различать «тревогу» и «тревожность», хотя еще 50 лет назад это различие было неочевидным.[1] Согласно «Краткому психологическому словарю», тревожность —  индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам, а тревога —  отрицательно окрашенная эмоция, выражающая ощущение неопределённости, ожидание отрицательных событий, трудноопределимые негативные предчувствия. [3]

Тревога — это нормальная и очень распространенная адаптивная реакция, которую испытывают как взрослые, так и дети, чтобы предупредить наш организм об опасности и необходимости возбуждения. Тревога бывает здоровой и нездоровой. Здоровая тревога может побудить нас изменить окружающую среду к лучшему, подтолкнуть нас к хорошей работе и решению проблем. Нездоровая тревога  настолько несет негативный характер, что она подавляет, вызывает страх и нелогична. Такая тревога может быть изнурительной для детей.

Школьная тревожность — это одна из классических проблем, с которыми во время работы сталкивается школьный психолог. Тревожность у детей может быть опасна тем, что может являться одной из основных причин проявления школьной дезадаптации обучающегося.   Она отрицательно влияет на многие сферы жизнедеятельности ребенка.

Если тревога ребенка связана со школьной адаптацией в период перехода из начальной школы в среднее звено, то он может пережить так называемый отказ от школы,  отказ вставать с постели и собираться утром. Именно тогда педагоги- психологи и классные руководители слышат от родителей, обеспокоенных тем фактом, что «мой ребенок не пойдет в школу из-за беспокойства…».

Подростки с тревожными расстройствами борются с чувством напряжения и страха. Эти симптомы постоянны и мешают повседневной деятельности. Кроме того, расстройство влияет на отношения со сверстниками и членами семьи.

Несмотря на то, что существуют различные типы подростковых тревожных расстройств, многие из этих расстройств проявляются набором общих симптомов. Вот некоторые признаки того, что ребенок испытывает такой уровень тревоги, который требует обращения к специалисту в области психического здоровья.

  • Потеря интереса к занятиям, которые раньше нравились;
  • Уход от социальных взаимодействий;
  • Проблемы со сном по ночам, но часто кажется утомленным в течение дня;
  • Потеря аппетита и другие изменения в привычках питания;
  • Трудности с концентрацией внимания;
  • Резкие перепады настроения;
  • Падение успеваемости в школе, плохие отметки в журнале и дневнике, плохие результаты по контрольным работам и тестированиям;
  • Частые необъяснимые физические жалобы, такие как боли в животе и головные боли;
  • Выражение чувства безнадежности, отчаяния и никчемности;
  • Употребление ПАВ как формы самолечения от тревоги (курение, парение, алкоголь и даже наркотики);
  • Избегание людей, мест и вещей, которые вызывают тревожные чувства.

Родители, которые распознают эти симптомы у подростка, должны обратиться за поддержкой и экспертной оценкой.

Так, испытывающие тревогу, гораздо чаще воспринимают небольшие ежедневные события как угрозу. Например, презентация классу небольшого отчета по книге может вызвать незначительное чувство тревоги у большинства детей, однако тревожный ребенок будет считать, что его/ее выступление будет полным провалом. В любой ситуации могут быть веские основания для беспокойства. 

 Дети, которые  испытывают тревожность в школе, несут очень разные поведенческие проявления. Среди них дети, которые в связи с ощущением тревоги всегда готовят уроки, стараются выполнить все просьбы и требования учителей, не нарушают правил. Такие дети становятся даже «удобными» для родителей и педагогов. А с другой стороны- это «трудные» дети, которые оцениваются педагогами и родителями как «неуправляемые». [2]

Так же дети, испытывающие тревогу в классе, скорее всего, будут вести себя так, чтобы избежать угрожающих ситуаций. Они могут замыкаться в себе, не взаимодействовать с другими участниками образовательного процесса, выбирать более легкие задачи и избегать ситуаций, которые могут привести к неудаче. Они могут чувствовать себя некомфортно в новых ситуациях и избегать социальных взаимодействий, таких как групповые беседы.

        Несмотря на очевидность различий поведенческих проявлений, в их основе лежит— школьная тревожность, которую не всегда бывает просто распознать.

Моя недолгая практика работы в роли педагога-психолога показала мне, что с данной проблемой можно и нужно работать.

Педагоги-психологи имеют уникальную возможность помочь учащимся, страдающим от тревожности. 

Для себя я выделила пять взаимосвязанных направлений по коррекции и профилактики тревожности у подростков. Это:

  1. Психологическое просвещение родителей.

 Возможность  проконсультироваться с родителями, у которых есть опасения. Так же с  разрешения родителей школьные психологи могут работать напрямую с учащимися, чтобы развить навыки преодоления тревоги. Это может включать в себя помощь подросткам определить, когда они тревожатся в школе, и научить саморегуляции.

  1. Психологическое просвещение педагогов.

Педагог-психолог может помочь учителям составить план работы, когда это необходимо для тревожного обучающегося. Создать среду и школьную культуру, которые будут позитивными, предсказуемыми и помогут уменьшить ситуации, вызывающие тревогу у учащихся. Так же разработать конкретные планы поведенческого вмешательства, которые помогут учителям помочь учащимся с тревогой правильно и успешно учиться в школе.

3. Обучение родителей конкретным способам преодоления повышенной тревожности у детей, а также помощи детям в овладении средствами преодоления тревожности.

4. Непосредственная работа с подростками (диагностики, консультации и тренинги).

5. Работа по обеспечению соответствующей психологической атмосферы, способствующей развитию у подростка чувства защищенности, межличностной надежности.

Педагог-психолог  может помочь учителям понять и внедрить в своих классах некоторые передовые методы, которые помогут всем учащимся, но особенно учащимся с тревогой. Это может включать в себя установление предсказуемого распорядка дня, установление четких и разумных ожиданий, разбиение задач на управляемые блоки, предоставление возможностей для практических заданий, объединение тревожных учащихся в пары с поддерживающими их сверстниками, наделение особыми обязанностями, отслеживание того, когда учащиеся становятся тревожными, и предоставление им времени для отдыха, сокращение непредвиденных ситуаций.

Проблема преодоления тревожности, по существу, разделяется на две: проблему овладения состоянием тревожности, снятию ее отрицательных последствий и устранение тревожности как относительно устойчивого личностного образования.

Работу по преодолению тревожности можно осуществлять на трех взаимосвязанных и взаимовлияющих уровнях:

  1. Обучение подростка приемам и методам овладения своим волнением, повышенной тревожностью;
  2. Расширение функциональных возможностей подростка, формирования у него необходимых навыков, умений, знаний и т.п., ведущих к повышению результативности деятельности, созданию «запаса прочности»;
  3. Перестройка особенностей личности школьника, прежде всего, самооценки и мотивации.

Тревога – распространенная проблема, с которой сегодня сталкиваются подростки. Ее часто можно принять за другие проблемы, такие как дефицит внимания, отсутствие мотивации или низкие способности. Если ее не лечить и не выявить, она может со временем увеличиваться, создавая еще больше проблем по мере взросления ребенка.  Коррекционно-развивающая работа  с тревожными подростками необходима для обеспечения помощи в освоении содержания образования, а так же коррекционных недостатков в поведенческом развитии младших подростков. Психологам, учителям и родителям важно помогать ребенку справиться с тревожностью во время адаптации ребенка к новым образовательным условиям. Освобождаясь от чувства тревожности, ребенок получает энергию для развития его творческой реализации. При соответствующей поддержке дети с тревогой могут быть успешными, здоровыми и счастливыми. Считаю, что работа педагога-психолога необходима в данном направлении.

Список литературы

  1. Микляева А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция.  СПб.: Речь, 2004. 248с.
  2. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст.- Спб.:Питер, 2007. – 181с.
  3. Свенцицкий А.Л., Краткий психологический словарь.- Москва: Проспект, 2014. 512

Научный руководитель –    Андриенко Елена Васильевна

Д-р пед. Наук, проф., зав. кафедрой педагогики и психологии ИФМИТО

Новосибирский государственный педагогический университет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ

Начало  обучения  в  школе  часто  сопровождается  затруднениями  самого  разного  характера.  «Зеркальное  письмо  -  одно  из...

Основные направления работы МО учителей начального звена по внедрению ИКТ в коррекционный процесс школы VIII вида

В современных условиях  без новых информационных технологий уже невозможно представить школу. Основой образовательной системы является и нформационно-образовательная среда.  Именно она позво...

Основные направления работы по преемственности с дошкольными образовательными организациями.

Работа по преемственности обеспечивает скорейшую адаптацию детей к школьной жизни, а значит даёт возможность качественного усвоения программного материала каждому ребёнку....

Основные направления работы психолого-педагогической службы с детьми младшего школьного возраста.

Презентация для студентов психологов-педагогов, для школьных психологов, педагогов....

Основные направления работы социального педагога по адаптации воспитанников социального приюта

В статье рассказывается о том, как решаются стоящие перед социальным педагогом задачи по адаптации воспитанников, а также в статье говорится об основных этапах деятельности социального педагога в прию...

Арт-терапия- один из основных методов работы педагога-психолога.

Моя  деятельность  педагога-психолога связана с оказанием помощи личности, семье, социальной группе в разрешении проблем, связанных с сохранением психического здоровья детей, нарушени...

Рабочая программа «Кинотерапия - как практический инструмент групповой работы школьного психолога, направленный на личностный рост и развитие обучающихся с нарушениями слуха»

Рабочая программа «Кинотерапия - как практический инструмент групповой работы школьного психолога, направленный на личностный рост и развитие обучающихся с нарушениями слуха» разработана д...