Мастер класс "Синдром отличника"
методическая разработка (2 класс)

Копорушкина Марина Витальевна

Мастер класс "Синдром отличника"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovo_uchitelyu.docx20.37 КБ
Файл instruktsiya.docx15.29 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, коллеги.

Начать свой спич я хочу с истории. Это история девочки Маши. С детства она старалась делать всё идеально, чтобы не разочаровать родителей и учителей. Папа постоянно говорил ей, что только через старание и труд можно чего-то добиться в жизни. Хвалили её лишь когда она давала результаты, и не замечали, когда она просто занималась повседневными делами. Принося со школы четверку, она слышала: А почему не пять? Да, четверка тоже неплохо,но ты можешь и лучше. Другие делают лучше. Не подводи нас. Уставая от дополнительных занятий: английский, танцы, скрипка, она слышала: Ты должна все успевать. Ты же у нас лучшая.

Маленькая Маша быстро поняла, что если делать больше, лучше чем другие и при этом правильно, то взрослые будут её любить. Она была прилежной ученицей, а дома во всём старалась помогать маме. После всех «нужных» дел ни сил, ни желания на свои — детские дела не оставалось.

Маша выросла, стала Марией Александровной, и страх вырос вместе с ней. Давление «будь правильной, идеальной, лучшей» стало ощущаться в отношениях с подругами, коллегами, даже с кассиром в магазине.

Сейчас Марии 35 лет,  она построила карьеру, вышла замуж, родила ребенка. Но ее страх никуда не ушел, фоном он сопровождал ее в течении всего пути и был с ней даже в самые радостные моменты ее жизни. Потому что где-то эти моменты были не идеальными.В семье появились первые проблемы, ведь у идеального человека и муж должен быть идеальным и ребенок. Теперь уже она недовольна принесенной домой тройкой. И всё вокруг мешает ей жить свою идеальную жизнь. Маша не понимает, действительно ли она счастлива, работа есть, но удовольствия от нее она не получает, есть семья, но отношения с мужем давно охладели, но Маша продолжает жить свою жизнь, ведь не важно, что внутри, важна идеальная картинка.  Ведь важно Маше только одно-получить одобрение окружающих.

Речь идет о синдроме отличника

Я знаю про этот синдром не только в теории,  я на собственном опыте борюсь с ним класса примерно с пятого…

Простыми словами - это тип мышления, когда человек не приемлет НЕидеальный результат. Человек с синдромом отличника никогда не будет доволен своей работой, будет пытаться ее переделать, стараясь соответствовать высшим стандартам, быть лучшим, постоянно гнаться заидеалом, похвалой и признанием. Любая ошибка превращается в обесцениваете своих трудов и катастрофу.

Конечно же, это результат воздействия взрослого внешнего мира, неосторожными фразами, поведением, действуя из лучших побуждений, взрослые поселяют в детей синдром отличника. Нельзя сказать что это плохо, ребенок мотивирован учится, стремиться к успеху, но как и в приеме лекарства, чрезмерное употребление дает свой побочных эффект. И счастливый и успешный с виду ребенок живет с тревогой внутри.

Мне приходится через это проходить, как и многим, потому что рядом с нами не было тех, кто объяснил, что оценка - это просто циферка, отражающая субъективное мнение учителя, вместо этого нас стимулировали достигать лучшего.

Но именно поэтому во взрослом возрасте мы пытаемся наконец прекратить эту бессмысленную бесконечную гонку к недостижимому идеалу, прервать борьбу с самим собой, и стараемся выйти из зависимости от чужих оценок.

И начинать объяснять это мы должны уже в школе. Без вмешательства дети могут испытывать серьезные психологические проблемы, что влияет на их общее качество жизни. Дети, начинают связывать свою самооценку исключительно с успехами и достижениями.

Стремление к идеалу может помешать детям развивать важные жизненные навыки, такие как сотрудничество, креативность, умение справляться с неудачами и адаптивность.Этот детский страх совершить ошибку, получить не одобрение заставляет отказываться от всего нового, перед каждой новой задачей мелькает мысль (а вдруг я не справлюсь, лучше вообще не браться).Обучая детей принимать неудачи и справляться с неудачами, мы помогаем им стать более устойчивыми к жизненным трудностям, что очень важно для их взрослой жизни.

Да перед нами стоит большая задача научить детей, заложить в них определенные знания, но гораздо важнее и сложнее научить их быть собой.



Предварительный просмотр:

«СИНДОРМ ОТЛИЧНИКА. ПУТЬ К САМОМУ СЕБЕ.»

ТРИГГЕРНЫЕ ФРАЗЫ, КОТОРЫЕ СЛЕДУЕТ ИЗБЕГАТЬ

## 1. "А почему не пять?"

Заменить на:  Ты доволен своей работой? Не акцентируя внимание на оценке.

### 2. "Другие делают лучше"

Заменить на: "Все мы разные и уникальны каждый по своему, все имеют свои сильные стороны. У тебя очень хорошо получается . . . (рисовать), акцентируя внимание на том, где ребенок преуспел.

### 3. "Ты должен успевать."

Заменить на: " Сосредоточься на том, что важно для тебя.

### 4. "Ты  можешь лучше."

Заменить на: "Важно чтобы ты был доволен собой. У тебя есть потенциал, и у тебя все впереди.

### 5. "Не подводи нас."

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ С СИНДРОМОМ ОТЛИЧНИКА

Заменить на: "Мы верим в тебя и знаем, что ты сделаешь все возможное

заметили, как в этом случае мы можем помочь?

### 1. Поговорить с ребенком в атмосфере доверия. Спросите, как он себя чувствует по поводу учебы и своих достижений.

### 2. Хвалить, хвалить и еще раз хвалить за процесс, а не результат.

### 3. Рассказать о методах снятия стресса (дыхательные упражнения или физическая активность).

### 4. Обсудить это с родителями, чтобы создать единый подход к поддержке ребенка, как дома, так и в школе.

### 5. Если ситуация серьезная и требует более глубокой проработки, не стесняйтесь рекомендовать родителям обратиться к школьному психологу.

КАК ПОДРУЖИТЬСЯ СО СВОИМ ВОРДОВСКИМ ОТЛИЧНИКОМ

### 1. Примите, что синдром отличника существует, и это нормально — испытывать страх неудачи. Позвольте себе быть несовершенным и обнимите свою индивидуальность.

### 2.Самоирония. Отрыто, и по доброму высмеивать свой «порок» самый лучший способ ужиться с ним.

### 3.Поймите свои триггеры: Обратите внимание на ситуации или фразы, которые вызывают у вас стресс или давление.

Пробуйте реагировать на них по-другому, например,делая паузу перед реакцией.

### 4. Цените процесс, а не только результат: Сосредоточьтесь на том, что вы учитесь, развиваетесь и получаете удовольствие от процесса.

### 5. Если синдром отличника вызывает у вас значительные проблемы, не стесняйтесь обращаться к специалистам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Быть отличником хочу! Пусть меня научат!"

Кто из родителей не желает видеть своего ребенка отличником? Вы таких знаете? Я нет. Каждый мечтает, чтобы его ребенок учился на пятерки или четверки. А как этого хотят сами ребятишки!  Но не у к...

отличник просвещения

отличник просвещения...

Интерактивная игра "Кто хочет стать отличником?" Кубановедение 4 класс

Презентация подготовлена с использованием шаблона. Это занимательная игра, которая поможет ученикам проявить смекалку, внимание и знания по кубановедению в 4 классе....

Внеклассная работа . Интеллектуальная игра " Кто хочет стать отличником"

Интеллектуальная игра "Кто хочет стать отличником". Проводится в конце четверти или в конце учебного года....

Пояснительная записка к внеурочной деятельности по курсу развития познавательных способностей "З6 занятий для будущих отличников"

Пояснительня записка включает общие цели начального общего образования с учетом специфики  курса; общую характеристику учебного предмета, курса; описание места учебного предмета, курса...

Игра "Кто хочет стать отличником?"

Игра оказывает сильное эмоциональное воздействие на учащихся, формирует многие умения и навыки, прежде всего коммуникативные, умения работать в группе, принимать решения, брать ответственность на себя...

Родительское собрание. 1 класс. "Мой ребёнок будет отличником! Мой ребёнок будет отличником?"

Цель: познакомить родителей с факторами, которые влияют на успеваемость ребёнка в школе....