Упражнения по развитию УУД
материал

Ковалевич Александра Евгеньевна

Упражнения по развитию УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya_po_razvitiyu_uud.docx49.31 КБ

Предварительный просмотр:

        Упражнения по развитию УУД

«Использование предметов»

Инструкция. Газета используется для чтения. Ты же можешь придумать другие способы ее использования. Что из нее можно сделать? Как ее можно еще использовать?

Варианты: стакан, скрепка, карандаш, большая коробка и т.д.

«Последствия ситуации»

Инструкция. Вообрази, что случится, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке.

Варианты: ты в течение 1 минуты станешь размером с мизинец (великаном).

«Предложение»

Инструкция. Придумай как можно больше предложений, состоящих из 4етырех слов. Каждое слово в предложении должно начинаться с указанной буквы. Вот эти буквы: В, М, С, К. Пожалуйста, используй буквы только в таком  порядке,  не  меняй  их  местами.  Привожу  пример  предложения:

«Веселый мальчик смотрит кинофильм». А теперь придумай как можно больше своих предложений.

Игра «Говори наоборот»

Игра способствует развитию умения выделять противоположности. Ребёнку предлагается поиграть: «Я буду говорить слово, а ты тоже говори, но только наоборот». Например, я говорю «большой», а ты говоришь наоборот… да, «маленький».

Можно предложить следующие пары слов: большой - маленький, толстый - тонкий, черный - белый, старый - новый, горячий - холодный, пустой - полный, легкий - тяжелый, чистый - грязный, ученик - учитель, больной - доктор, ребёнок - взрослый, лед - вода, силач - слабак, артист - зритель, ходить - стоять, смеяться - плакать и т.д.

Игра «Ассоциации»

Цель этой игры – побудить детей к ассоциативному мышлению. Предложите им несколько слов и общими усилиями постарайтесь зафиксировать все ассоциации, которые придут им на ум при чтении этих слов, например:  ВЕРБЛЮД – горб, гора, пустыня,

кактус, песок и т.д. Когда ребенок освоится с этим заданием, можно попросить его самостоятельно придумать ассоциации.

«Здороваемся глазами»

Педагог: Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча – глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.

Прощание «Башенка»

Дети становятся в круг и строят башню из больших пальцев в определенном направлении (например, начинают строить от Маши в сторону Вани). Каждый участник по очереди берется за большой палец предыдущего игрока, при этом поднимая свой большой палец вверх для следующего участника. После слов: «Всем, всем – до свидания!» - башня рушится.

Развивают действия нравственно-этического оценивания.

«Восстанови рассказ»

Перед тобой рассказ, в котором пропущены слова. Внимательно читай текст, вписывая пропущенные слова.

Вариант 1. «Однажды пошел Алеша в          за грибами. Увидел на

        белку и кинул                         кепку. В                         не попал, а кепка повисла на ветке. Заплакал Алеша,                  ему стало кепки. Хорошо, что мимо                  школьники Саша, Вера и Наташа. Саша был высоким         , он залез                  и достал Алешину кепку.

         отдал кепку Алеше и сказал: « Нельзя обижать         . Ты сам                 наказал!»

Вариант 2. «Утром Толя         .из дома. На дворе была

        . Испугался                         , стал под тополем и думает6 «                         в школу. Страшно         ». Тут он увидел Сашу, который                          под деревом. Он тоже собрался в          и тоже                 . Мальчики увидели                  друга. Им стало                 . Они         

Игра «Аукцион идей»

Инструкция. Мы будем называть то, что люди делают, а вы должны продолжить фразу, объяснив, для чего они это делают. Итак:

Люди ходят в гости…

Делают домашние задания …. Пекут пироги …

Пишут эсэмэс … Опаздывают …

Поднимают руку на уроке … Сплетничают …

Развивают действия по поиску и выделению информации.

«Игра с цифрами»

Инструкция. Сейчас ведущий (выбирается считалочкой или назначается) расставит вас по росту. После этого ведущий выдаст каждому из вас свою цифру.

Варианты команд: «Цифры 1,2,4, 8 встанут слева от меня!» «Цифры 3,5,6,7 встанут справа от меня!» «Выходите цифры 5!» «Справа от 5 встанет 6, а слева от 5 встанет 4!» «Справа от 6 встанет 7, а слева от 7 встанет 8!».

«Сосед слева – сосед справа»

Дети сидят в кругу.

Инструкция. Сейчас каждый из вас определит своего соседа слева и соседа справа. Делать это вы будете по очереди в определенном направлении. Как только вы услышите хлопок – направление нужно поменять. Например: «Слева от меня Ваня, а справа – Лена». Хлопок:

«Справа от меня Лена, а слева – Ваня».

Следующие задания развивают логические действия.

«Составь анаграмму»

Переставь буквы в словах так, чтобы получилось новое слово. Запиши слова, которые у тебя получились.

Барон -                 Карма -         

Мазок -                 Сосна -         

Крот -                 Стук -         

Влага -                 Шкала -         

Банка -                 Атлас -         

Ласка -                 Корма -         

«Расшифруй»

Используя шифр, расшифруй слова, спрятанные за этими цифрами. Шифр:

А – 1; Б – 2; В – 3; К – 4; М – 5; Н – 6; О – 7; Л – 8; Д - 9; Т – 0

2780

         

37281         

4756101         

0164

         

21641         

471691         

3784

         

01876         

578747         

7467

         

91341         

726731         

2164

         

81341         

31661         

«Найди числа»

Найди за 2 минуты по три числа в ряду, сумма которых равна последнему выделенному числу. Запиши их справа.

8

11 7

10

3        4

25

         

5

4 20

19

15 6

41

         

2

5 14

9

6        7

17

         

12        2        16        18 11

29

         

11 5 3 8 2 14 6

1

12

         

9        5

17        10        3        4        12

21

         

2        7

3        4        5        8

9

         

17 9

2        11 12        24

40

         

5        4

14        17        10 6

28

         

11        7

3        16        9        8

35

         

1        14

13        6        5        4

18

         

10        6

13 4        5        2        17

19

         

«Найди общее название»

Напиши общее название каждой паре слов.

Карп, окунь -                         . Топор, молоток -                          . Осень, весна -          . Осина, тополь -          . Кровать, кресло -         . Сентябрь, октябрь -          . Дерево, цветок -          . Утро, вечер -                 . Вторник, четверг -          .

Следующие задания развивают действия постановки и решения проблем.

«Использование предметов»

Инструкция. Газета используется для чтения. Ты же можешь придумать другие способы ее использования. Что из нее можно сделать? Как ее можно еще использовать?

Варианты: стакан, скрепка, карандаш, большая коробка и т.д.

«Последствия ситуации»

Инструкция. Вообрази, что случится, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке.

Варианты: ты в течение 1 минуты станешь размером с мизинец (великаном).

«Предложение»

Инструкция. Придумай как можно больше предложений, состоящих из 4етырех слов. Каждое слово в предложении должно начинаться с указанной буквы. Вот эти буквы: В, М, С, К. Пожалуйста, используй буквы только в таком  порядке,  не  меняй  их  местами.  Привожу  пример  предложения:

«Веселый мальчик смотрит кинофильм». А теперь придумай как можно больше своих предложений.

Игры и упражнения для младших школьников, направленные на формирование познавательных универсальных действий

Игра «Говори наоборот»

Игра способствует развитию умения выделять противоположности. Ребёнку предлагается поиграть: «Я буду говорить слово, а ты тоже говори, но только наоборот». Например, я говорю «большой», а ты говоришь наоборот… да, «маленький».

Можно предложить следующие пары слов: большой - маленький, толстый - тонкий, черный - белый, старый - новый, горячий - холодный, пустой - полный, легкий - тяжелый, чистый - грязный, ученик - учитель, больной - доктор, ребёнок - взрослый, лед - вода, силач - слабак, артист - зритель, ходить - стоять, смеяться - плакать и т.д.

Игра «Ассоциации»

Цель этой игры – побудить детей к ассоциативному мышлению. Предложите им несколько слов и общими усилиями постарайтесь зафиксировать все ассоциации, которые придут им на ум при чтении этих слов, например:  ВЕРБЛЮД – горб, гора, пустыня,

кактус, песок и т.д. Когда ребенок освоится с этим заданием, можно попросить его самостоятельно придумать ассоциации.

Развивают способы взаимодействия.

«Здороваемся глазами»

Педагог: Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча – глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.

Прощание «Башенка»

Дети становятся в круг и строят башню из больших пальцев в определенном направлении (например, начинают строить от Маши в сторону Вани). Каждый участник по очереди берется за большой палец предыдущего игрока, при этом поднимая свой большой палец вверх для следующего участника. После слов: «Всем, всем – до свидания!» - башня рушится.

«Пожелание одноклассникам»

Как можно быстрее из каждого набора букв выбери лишь те буквы, которые в наборе не повторяются. Выпиши их и составь из этих букв пожелание одноклассникам.

АОБООУАДА        ИПЬРТПЕИР        ЭПВФЭСФПЕ ВЮЛГВДАЛАЮ    ЖЗСУУЧЖАЗ    ОАСАОТАЛО    ГЦИДВГЦЫД

Развивают действия контроля и волевой саморегуляции.

«Дирижер и оркестр»

Дети стоят лицом к педагогу так, чтобы не мешать друг другу.

Инструкция. Моя дирижерская палочка будет постепенно подниматься вверх, и чем выше будет моя палочка, тем громче будут ваши голоса, чем ниже палочка – тем тише голоса. Но моя палочка может опускаться и подниматься не только постепенно, она может опускаться и подниматься очень резко и быстро. И тогда ваш звук будет меняться тоже быстро: тише – громче.

Поем звуки. А: тише - громче; О: тише - громче; У: тише - громче; Э: тише - громче; И: тише - громче; Ы: тише – громче.

Усложнения: при поднятии дирижерской палочки (громче) дети стоят на левой ноге, при опускании дирижерской палочки (тише) – меняют ногу.

«Двигаемся по команде»

Дети стоят в ряд, лицом к педагогу.

Инструкция. Рассчитаемся по рядам на первые и вторые номера. Закройте глаза и слушайте внимательно мои команды: «Первые номера – шаг вперед. Вторые номера – два шага влево. Первые номера – один шаг вправо. Вторые номера – два шага назад. И т.д. Постарайтесь с закрытыми глазами определить, где вы сейчас находитесь. Откройте глаза – осмотритесь».

«Замок»

Инструкция. Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок. Двигать тем пальцем, на который укажет педагог. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к другим пальцем нельзя. В упражнении должны последовательно участвовать все пальцы обеих рук. В дальнейшем дети могут выполнять упражнение в парах.

«Восстанови рассказ»

Перед тобой рассказ, в котором пропущены слова. Внимательно читай текст, вписывая пропущенные слова.

Вариант 1. «Однажды пошел Алеша в          за грибами. Увидел на

        белку и кинул                         кепку. В                         не попал, а кепка повисла на ветке. Заплакал Алеша,                  ему стало кепки. Хорошо, что мимо                  школьники Саша, Вера и Наташа. Саша был высоким         , он залез                  и достал Алешину кепку.

         отдал кепку Алеше и сказал: « Нельзя обижать         . Ты сам                 наказал!»

Вариант 2. «Утром Толя         .из дома. На дворе была

        . Испугался                         , стал под тополем и думает6 «                         в школу. Страшно         ». Тут он увидел Сашу, который                          под деревом. Он тоже собрался в          и тоже                 . Мальчики увидели                  друга. Им стало                 . Они         

Игра «Аукцион идей»

Инструкция. Мы будем называть то, что люди делают, а вы должны продолжить фразу, объяснив, для чего они это делают. Итак:

Люди ходят в гости…

Делают домашние задания …. Пекут пироги …

Пишут эсэмэс … Опаздывают …

Поднимают руку на уроке … Сплетничают …

«Составь анаграмму»

Переставь буквы в словах так, чтобы получилось новое слово. Запиши слова, которые у тебя получились.

Барон -                 Карма -         

Мазок -                 Сосна -         

Крот -                 Стук -         

Влага -                 Шкала -         

Банка -                 Атлас -         

Ласка -                 Корма -         

«Расшифруй»

Используя шифр, расшифруй слова, спрятанные за этими цифрами. Шифр:

А – 1; Б – 2; В – 3; К – 4; М – 5; Н – 6; О – 7; Л – 8; Д - 9; Т – 0

2780

         

37281         

4756101         

0164

         

21641         

471691         

3784

         

01876         

578747         

7467

         

91341         

726731         

2164

         

81341         

31661         

«Найди общее название»

Напиши общее название каждой паре слов.

Карп, окунь -                         . Топор, молоток -                          . Осень, весна -          . Осина, тополь -          . Кровать, кресло -         . Сентябрь, октябрь -          . Дерево, цветок -          . Утро, вечер -                 . Вторник, четверг -          .

«Пожелание одноклассникам»

Как можно быстрее из каждого набора букв выбери лишь те буквы, которые в наборе не повторяются. Выпиши их и составь из этих букв пожелание одноклассникам.

АОБООУАДА        ИПЬРТПЕИР        ЭПВФЭСФПЕ ВЮЛГВДАЛАЮ    ЖЗСУУЧЖАЗ    ОАСАОТАЛО    ГЦИДВГЦЫД

Загадки-шутки

  • Сын моего отца, а мне не брат. Кто это?
  • Что вниз вершиной растёт?
  • Каким гребешком нельзя причесаться?
  • На каких полях трава не растёт?
  • Что можно увидеть с закрытыми глазами?
  • Каких камней нет в море?
  • Что находится между рекой и берегом?
  • Какой месяц короче всех?

«Найди числа»

Найди за 2 минуты по три числа в ряду, сумма которых равна последнему выделенному числу. Запиши их справа.

8

11 7

10

3        4

25

         

5

4 20

19

15 6

41

         

2

5 14

9

6        7

17

         

12        2        16        18 11

29

         

11 5 3 8 2 14 6

1

12

         

9        5

17        10        3        4        12

21

         

2        7

3        4        5        8

9

         

17 9

2        11 12        24

40

         

5        4

14        17        10 6

28

         

11        7

3        16        9        8

35

         

1        14

13        6        5        4

18

         

10        6

13 4        5        2        17

19

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения по развитию внимания учащихся в домашних условиях

Данная статья представляет собой практическое пособие для родителей по развитию внимания детей в домашних условиях.  Также прилагается памятка для родителей в виде рекомендаций по развитию внимания мл...

Упражнения для развития речевого дыхания

 Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тр...

Упражнения для развития мелкой моторики рук.

Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук....

Развитие внимания. Упражнения для развития внимания.

Внимание! – как часто с этим словом обращается учитель к своим ученикам, с тем, чтобы побудить их лучше сосредоточиться на том, что он им говорит и показывает, и организовать их деятельность для...

Урок по развитию логического мышления в 1 классе (программа Л. В. Занков) Тема : Упражнения на развитие зрительной памяти.

Форма: Упражнения на развитие логического мышления.Цель: тренировать зрительную памятьЗадачи:1)образовательная : познакомить с разными видами упражнений на тренировку зрительной памяти.    ...

Развития воображения младших школьников.Игры и упражнения по развитию воображения младших школьников.

Развития воображения младших школьников.  Воображение и фантазия – важнейшие стороны нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией или воображением. Мы лишили...

Нетрадиционные упражнения на развитие речевого дыхания для обучающихся с ОВЗ на уроках развития речи в начальной школе.

Подобран материал на формирование плавной речи. Нетрадиционные игры и упражнения развитие дыхания....